• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока истории, посвященный трагедии на Чернобыльской АС Атом: благо или зло? (9 класс)

Конспект урока истории, посвященный трагедии на Чернобыльской АС Атом: благо или зло? (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Человек и атом…Зло или благо? 9 класс

ЦЕЛЬ УРОКА: Выявление особенностей атомной энергетики России - как одной из важнейших отраслей топливно-энергетического комплекса.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные познакомить с преимуществами и недостатками применения атома в жизни человека; формирование умений использовать разные источники информации: ресурсы интернета,карты атласа, статистические материалы;

Воспитательные (личностные) УУД:

  1. осознание ценности человеческой жизни;

  2. активизация познавательной деятельности;

  3. знание основных принципов и правил отношения к природе;

  4. уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  5. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  6. умение анализировать, рассуждать

Метапредметные УУД:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  2. способность извлекать информацию из различных источников;

  3. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  4. способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

  5. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  6. участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

совместное выполнение какой-либо задачи.

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы хотим посвятить 30 -ой годовщине одной из самых страшных трагедий на планете. Внимание на экран.

Слайд 2

Выст. 1 30 лет назад 26 апреля 1986 г. произошла трагедия на Чернобльской атомной станции

Героизм на войне понимаю.
Быть в бою очень надо,
Но когда героизм - расплата
За беспечность, за незнанье,
За работу спустя рукава -
Тут идея себя подменяет.
Смерть героев всегда выбирает,
Только лучше б виновных брала.

Слайд 3

Выст. 2

27 сентября 1972 года был включен первый энергоблок Чернобыльской АЭС. Это было значимое событие.Тогда еще никто не знал о предстоящей катастрофе, и лишь немногие понимали опасность эксплуатации АЭС, связанную с нехваткой квалифицированных кадров, снижением качества материалов и оборудования.

Слайд 4

Выст. 3

Чернобыль 26 апреля 1986 года…

Спал город Припять, спала Украина, вся страна спала, еще не ведая об огромном несчастье, пришедшем на нашу Землю.

Апрельская ночь началась как обычно:
Весна расцветала и Припять текла.
И служба неслась в караулах привычно.
И не было в душах предчувствия зла.

Царило вокруг предвкушение мая.
Черемуха пахла над тихой рекой…
И спала страна - необъятна, родная,
И был в каждом доме уют и покой.

Владимир Бояновский

Слайд 5

Выст. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке работало 176 человек: дежурный персонал и ремонтная служба. На двух строящихся блоках - 5-ом и 6-ом - находилось 268 строителей и монтажников. Несколько десятков человек рыбачили на берегах пруда - охладителя.

Слайд 6

Выст

Все они стали очевидцами того, как в 1 час 27 минуты раздались два взрыва. Над четвертым энергоблоком на фоне черного неба стали видны раскаленные куски, искры, вспышки пламени.

До утра не дожив
Тишина раскололась,
На зловещий тот взрыв
В темноте напоролась.
И пошла все крушить
Раскаленная каша.
Суд великий вершить
Над беспечностью нашей
Полетело все вверх
Перекрытия, блоки,
И огонь заплясал
На разрушенном блоке.

Слайд 7

Выст. 3

Сразу же после взрыва реактор излучал от 3000 до 30 000 рентген в час (а смертельная доза - 500 рентген в час). Мощность выбросов превысила две сотни атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, вместе взятых. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по степени загрязнения среды обитания цезием-137 - наиболее долгоживущим радиоактивным элементом. С крыши четвёртого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Чёрный огненный шар взмыл на высоту почти двух километров, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в чёрную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель. Активная стадия аварии продолжалась 10 суток, в течение которых происходили интенсивные выбросы радиоактивных элементов Подобной аварии в истории не случалось, даже в специальной литературе она не описана - физики были глубоко убеждены, что она вообще невозможна. Руководство АЭС растерялось, попыталось скрыть истинное положение дел, тем самым поставив тысячи людей на край гибели

Слайд 8

В 1 час 30 минут на место катастрофы прибыли подразделения пожарных частей по охране АЭС, самой станции и г. Припяти. Пожарные приняли на себя всю мощь радиоактивного излучения при тушении пожара на кровле машинного зала. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации - над реактором. Их было 28 - пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Командовал ими майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Рядом с ним в первых рядах огнеборцев находились командиры пожарных караулов 23-летние лейтенанты внутренней службы Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик. К 5-ти часам утра пожар был локализован.

Слайд 9

Пожарные совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни.

За геройский подвиг, личное мужество и самопожертвование при ликвидации аварии на Чернобыльской звание Героя Украины и орден "Золотая Звезда" посмертно присвоены пятерым ликвидаторам: командиру отделения 6-й отдельной военизированной пожарной охраны г. Припять Николаю Ващуку и Василию Игнатенко, пожарным Николаю Титенко и Владимиру Тишуре, заместителю начальника электрического цеха ЧАЭС Александру Лелеченко.

Все они похоронены в Москве на Митинском кладбище.

Лейтенантам Виктору Кибенку и Владимиру Правику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Золотой Звездой Героя был награжден и Леонид Телятников, от лучевой болезни скончавшийся в 2004г.

Генерал Максимчук Владимир Михайлович - единственный Герой России среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время.

Слайд 10

Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Авария вызвала крупномасштабное радиоактивное заражение местности не только на Украине, но и далеко за её пределами. Радиоактивное загрязнение зафиксировано более чем в 30 странах мира. Вследствие Чернобыльской катастрофы пострадало около 5 млн. человек, было загрязнено около 5 тыс. населенных пунктов.

Слайд 11

Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов.

Для работ в районе Чернобыльской АЭС применялась бронированная техника с повышенной защитой от радиации, но это практически не помогало. Через неделю использования их приходилось хоронить в могильниках, так как металл начинал буквально «светиться» от радиации. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха - в 25 км от атомной станции.

В результате шахту реактора удалось накрыть сыпучей массой, и выброс опасных веществ прекратился.

Слайд 12

Одной из важнейших задач ликвидации последствий аварии была изоляция разрушенного реактора и предотвращение поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду. Первым этапом её решения было сооружение укрытия, которое назвали саркофаг.

Отвернувшись от рыжего леса,

Излучая тревогу и страх,

В центре зоны над раной ЧАЭСа

Замер серый, как слон, саркофаг.

Слайд 13

Основная часть радионуклидов осела в так называемой 30-километровой зоне и к северу от нее. В выбросах было выделено 23 основных радионуклида, большая часть которых распалась в течение нескольких месяцев, облучая при этом всё вокруг дозами, в несколько десятков и сотен раз превосходящих норму. Государственной комиссией было принято решение о создании 30-километровой зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, откуда была проведена полная эвакуация жителей. Но и до сих пор там ещё живут люди.

Правительство Украины 27 апреля 1986 года провело эвакуацию городов Припять и Чернобыль, районных центров и сел 30-километровой зоны (более 100 тысяч человек).

Слайд 14

Припять - город строителей станции. Бывший город.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.

Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор, после стольких публикаций в печати и многочисленных телевизионных передач, не совсем ясно или совсем не ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.

Из воспоминаний очевидцев:

В апреле 1986 года Вадим Васильченко ходил в пятый класс средней школы Припяти - за несколько лет до этого мама получила престижную работу на атомной электростанции и семья переехала в маленький спокойный городок. Припять - спутник АЭС, аналог нашего Курчатова. Они даже внешне были похожи: многоэтажные новостройки, широкие проспекты, цветущие клумбы...

«В тот день в школе нам раздали таблетки йодистого калия, объяснив, что на станции произошел незначительный выброс, - вспоминает Вадим. - По дороге домой с одноклассниками обсуждали слухи об аварии, выясняя, что там могло взорваться: бочка с бензином, а может, целая цистерна. Решили, раз пожара не видно, ничего страшного не случилось». Была суббота, впереди - выходной и дети до вечера гоняли на улице мяч. «На следующий день в городе появилась военная техника, - рассказывает очевидец. - Вот тогда стало страшно. Поняли: произошло что-то серьезное».

Первыми Припять покинуло все начальство. Эвакуация простых жителей началась лишь через два дня, когда они уже получили максимальную дозу радиации. На улицах работали громкоговорители - людям объясняли, что они вернутся домой через несколько дней и с собой стоит брать только самое необходимое. В автобусах была ужасная давка - в городе началась паника...

Слайд 15

Люди приехали сюда в 1970 году, а уехали в 1986. Все 50 тысяч. За несколько часов. После скоропостижной смерти Припять огородили колючей проволокой и присвоили эпитет «город-призрак». Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах. Нельзя найти здесь только людей.

Стал мёртвым город, берег Припяти,
И не шумит сосновый бор.
Весь доверху песком засыпанный,
Теперь стоит бедняга-порт.
Лишь кое-где деревья голые,
Пустые хаты в деревнях.
И только знаки треугольные
Повсюду вдоль дорог стоят.

Слайд 16

. На окраине города Хойники есть монумент погибшим в результате чернобыльской катастрофы деревням. Скульптура скорбящей женщины на фоне полукруглой стены с названиями мёртвых деревень Хойникского района. На стене 21 населённый пункт. Это только относительно крупные нежилые деревни - маленьких намного больше…

Остановилось всё и замерло внезапно,

Чернобыля раздался страшный стон.

Стоят с тех пор забытые деревни,

На жизнь глядя проёмами окон.

Слайд 17

Работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС проводилась под руководством правительственной комиссии СССР с 26 апреля 1986 года по 1991 год. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны для ликвидации последствий беспрецедентной катастрофы. Работы велись в основном вручную. Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции. Общее количество ликвидаторов составило, по данным Международной программы Всемирной организации здравоохранения, около 800 тысяч человек, для которых трагедия стала общей бедой.

Известно, что из 360 тысяч оставшихся на Украине и в Белоруссии «ликвидаторов» более 60 тысяч сейчас уже нет в живых, а из 300 тысяч выживших около 50 тысяч стали инвалидами…

15 декабря 2000 года Украина выполнила взятые обязательства и навсегда закрыла Чернобыльскую АЭС как энергетический объект.

Чтец

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС,
Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест.
Преклонись перед теми, кто погиб и исчез,
Просит дерево-память, просит дерево-крест. С. Жигульских

Слайд 18

Чтец

С тех пор прошло немало вёсен,

Закончился двадцатый век,

Но не закрыта ещё тема:

Беда…

Чернобыль…

Человек…

Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Помните Чернобыль! Не дайте повториться где-нибудь на Земле второму Чернобылю!

В 2003 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

Ведущий: Большую трагедию пережили люди нашей страны 30 лет назад - мирный атом показал человеку свое другое - страшное лицо. 11 марта 2011 года еще одна ядерная катастрофа потрясла мир. В результате землетрясения произошёл взрыв на одном из блоков самой крупной АЭС Японии Фукусиме. Последствия этой аварии не устранены до сих пор. Как вы считаете ребята стоит ли человечеству продолжать осваивать мирный атом или прекратить его использование во избежание катастроф подобных Чернобылю и Фукусиме.

(отвечают)

Учитель: Мнения разделились. И чтобы решить эту проблему давайте попробуем узнать об использовании атома больше. Для этого давайте представим, что мы с вами являемся сотрудниками НИИ мирного атома. В нашем институте действуют 5 исследовательских лабораторий, изучающих историю освоения атома. Приказом по институту руководителями подразделений назначаются следующие научные сотрудники:

  1. История развития атомной энергетики - Музычко Владимир Георгиевич.

  2. Развитие атомной энергетики в России - Батаков Данил Евгеньевич.

  3. Причины чернобльской катастрофы - Статов Андрей Сергеевич.

  4. Экологии - Свинцова Марина Александровна.

  5. Мирное применение атома - Ершова Оксана Олеговна

Но какая же лаборатория без научных сотрудников. Свободным выбором определимся где остальные ученые будут работать. Подойдите к столу и возьмите карточку. Пройдите к своему руководителю. У каждой группы есть задания. Приступите к их выполнению

Учащиеся работают в группах.

Итак подготовительный этап окончен. Мы приглашаем на научный совет с отчетами представителей лабораторий.

Выступление учащихся.

Мы заслушали ваши отчеты, а теперь давайте определимся, так нужно осваивать и дальше энергию атома, или же свернуть все разработки в этом направлении. Каждый пройдите, пожалуйста, к доске и на чаше весов оставьте свой голос за или против.

Наш урок окончен, спасибо всем за плодотворную работу.

Карточки-задания.

Историки. Тема: История развития атомной энергетики.

  1. Используя текстовый материал, составьте план и подготовьте рассказ об истории развития атомной энергетики.

  2. Из папки с наглядным материалом, выберите иллюстрации и составьте презентацию, которую используйте при ответе.

Географы. Тема: Развитие атомной энергетики в России.

  1. Используя текстовый материал, составьте план и подготовьте рассказ о развитии атомной энергетики в России.

  2. Из папки с наглядным материалом, выберите иллюстрации и составьте презентацию, которую используйте при ответе.

Физики. Тема: Причины чернобльской катастрофы.

  1. Используя текстовый материал, составьте план и подготовьте рассказ о мирном применении атома в разных областях жизнедеятельности.

  2. Из папки с наглядным материалом, выберите иллюстрации и составьте презентацию, которую используйте при ответе

Экологи. Тема: Последствия радиоактивного заражения в природе.


  1. Используя текстовый материал, составьте план и подготовьте рассказ о последствиях радиоактивного заражения в природе.

  2. Из папки с наглядным материалом, выберите иллюстрации и составьте презентацию, которую используйте при ответе.

Миротворцы. Тема: Мирное применение атома.

  1. Используя текстовый материал, составьте план и подготовьте рассказ о мирном применении атома в разных областях жизнедеятельности.

  2. Из папки с наглядным материалом, выберите иллюстрации и составьте презентацию, которую используйте при ответе.


© 2010-2022