Календарно-тематическое планирование по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

по Новой истории и истории России


Класс: 7

Количество часов: 68 часов

Составитель(ли): Полиектова Татьяна Анатольевна

КУ - комбинированный урок

УСЗ - урок систематизации знаний

УИ - урок-игра

ТМ - творческая мастерская

КОУ - контрольно-обобщающий урок

УИНМ - урок изучения нового материала

УП - урок-проект

УВ - урок-викторина


п/п

Тема урока

Материал осваиваемый на уроке

Кол-во

часов

Тип

урока

Планируемые

результаты

(ууд)

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

урока


план

факт

коррекция

1

2

3


4

5

6

7

8

9

10


Новая история (26 часов)



I четверть (18 часов)




Европа в конце ХV - начале XVII в. (12 часов)

1

Великие географические открытия.

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.

1

УИНМ

П.: Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

М.: Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера

Л.: способен оценивать действия и поступки людей; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Текущий

§ 1,в.1-4

02.09.15

2

Последствия географических открытий

Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

1

КУ

П.: Устанавливать различия между Испанской и Португальской колониальными империями. Раскрывать последствия Великих географических открытий.

М.: Определять по карте местоположение колоний. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера

Л.: способен оценивать действия и поступки людей; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Текущий

§ 2,в.1-5

04.09.14




Западная Европа в V-XI вв. (7 часов)

3

Урок 3. Итальянское Возрождение.

Европейская культура XVI-XVIII вв. Развитие науки: переворот в

естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и

изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения.

1

УИНМ

П.: Раскрывать сущность понятий «Возрождение», «гуманизм». Определять особенности итальянского Возрождения. Давать описание произведений искусства. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения.

М.: Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. Подбирать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения, архитектуре и скульптуре

Л.: Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Текущий

§ 3,в.1-4

09.09.15

4

Урок 4. Возрождение в других странах Западной Европы.

Мир человека

в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-

XVIII вв. (барокко, классицизм).

1

КУ

П.: Выделять характерные черты Возрождения в странах Западной Европы. Раскрывать влияние Возрождения на повседневную жизнь. Оценивать историческое значение Возрождения. Давать описание произведений искусства.

М.: Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях европейского Возрождения. Подбирать из интернет-ресурсов материал об искусстве, архитектуре и скульптуре в странах Западной Европы в эпоху Возрождения

Л.: Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Текущий

§ 4

11.09.15

5

Урок 5. Реформация в Германии.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в

Германии.

1

КУ

П.: Раскрывать причины возникновения и выделять характерные черты исторического явления: Реформации. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Мартин Лютер. Оценивать итоги Реформации в Германии.

М.: Использовать историческую карту при освещении исторических событий. Извлекать информацию из исторического источника: воззвания

.Л.: Работает в малых группах по единому заданию.

Текущий

§ 5

16.09.15

6

Урок 6. Реформация в других странах Европы.

Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви

против реформационного движения. Религиозные войны.

1

КУ

П.: Выявлять особенности Реформации в странах Европы. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Жан Кальвин. Раскрывать причины возникновения и выявлять характерные черты исторического явления: Контрреформации. Оценивать итоги Реформации и Контрреформации. Сравнивать реформаторские учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника

М.: Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе.

Текущий

§ 6

18.09.15

7

Урок 7.

Испания в XVI - начале XVII в

Образование

национальных государств в Европе.

Экономическое и

социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в.

1

КУ

П.: Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI - XVIII в. Объяснять цели и оценивать результаты политической деятельности Филиппа II, Елизаветы Английской, Франциска I, Генриха IV.

М.: Давать в ходе устного ответа собственную оценку произведений искусства. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа исторического характера. Подбирать из интернет-ресурсов материал об испанской культуре

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 7

23.09.15

8

Урок 8. Война за независимость Нидерландов.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение

революции.

1

УИНМ

П.: Выявлять предпосылки войны за независимость Нидерландов. Определять причины расцвета и упадка Голландской республики. Определять, чем государственное устройство Нидерландов в этот период отличается от устройства других европейских государств. Оценивать произведения голландского искусства. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера

Л.: сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность.

Текущий

§ 8

25.09.15

9

Урок 9. Англия под властью Тюдоров.

Абсолютные монархии. Англия. Экономическое и

социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в внутреннее развитие и внешняя политика. Становление театра

1

КУ

П.: Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание». Определять причины превращения Англии в морскую державу. Объяснять цели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Англии. Использовать карту для характеристики экономического развития Англии в XVI в.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре тюдоровской Англии

Л.: успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.

Текущий

§ 9

30.09.15




Византия и славяне (3 часа)

10

Урок 10. Франция в эпоху Ренессанса и гугенотских войн.

Абсолютные монархии. Франция, Экономическое и

социальное развитие европейских стран в XVI -

начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика.

1

КУ

П.: Характеризовать политическое устройство Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV. Использовать карту для характеристики экономического развития Франции в XVII в.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

Л.: Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 10

2.10.15

11

Урок 11. Международные отношения в конце XVI - начале XVII в.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты

между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война;

Вестфальский мир.

1

КУ

П.: Раскрывать влияние религиозного раскола Европы на международные отношения. Определять предпосылки Тридцатилетней войны и её последствия, значение Вестфальского мира. Показывать по карте изменения границ государств. Составлять по алгоритму развёрнутый план параграфа.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 11

7.10.15

12

Урок 12. Франция во времена кардиналов и Людовика XIV

Абсолютизм: старый порядок и новые веяния.. Возникновение

мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового

рынка.

1

КУ

П.: Характеризовать внутреннюю политику Ришелье. Определять предпосылки Фронды и причины её поражения. Выявлять признаки абсолютной монархии. Составлять характеристику исторического деятеля: Ришелье, Мазарини, Людовик XIV. Давать комментарии к схеме государственного управления Франции. Различать стили классицизма и барокко. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Франции XVII в. Давать описание памятников культуры Франции XVII в.

М.: Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре Франции XVII в.

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Текущий

§ 12

9.10.15




Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.

(11 часов)

13

Урок 13. Англия в эпоху революционных потрясений.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель.

.

1

КУ

П.: Раскрывать причины Английской революции. Устанавливать связь между деятельностью исторической личности (первые Стюарты, О. Кромвель) и развитием событий в стране.

М.: Составлять хронологическую таблицу. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.

Текущий

§ 13

14.10.15

14

Урок 14. Реставрация Стюартов и «Славная революция» в Англии.

Итоги и

значение революции.

1

КУ

П.: Раскрывать значение «Славной революции». Различать абсолютную и конституционную монархию. Выявлять политические и экономические изменения в Англии в результате революции. Объяснять итоги и значение Английской революции.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Подбирать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVII в.»

Л.: Даёт устный отзыв на ответы одноклассников. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Текущий

§ 14

16.10.15

15

Урок 15. Рождение Великобритании.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-

ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного

производства, положение сословий

1

УИНМ

П.: Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота. Составлять тематическую таблицу.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент исторического сочинения. Подбирать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVIII в.»

Л.: Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Текущий

§ 16

21.10.15

16

Урок 16. Британские колонии в Северной Америке.

Война североамериканских колоний за независимость.

1

КУ

П.: Определять типы британских колоний в Северной Америке. Давать сравнительное описание социальной структуры американского общества 70-80-х гг. XVIII в. Раскрывать предпосылки и причины Войны за независимость.

М.: Давать характеристику жизни британских колоний в Северной Америке, используя иллюстрации из учебника

Л.: Находит и группирует информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу.

Текущий

§ 17

23.10.15

17

Урок 17. Война за независимость и образование США.

Образование Соединенных

Штатов Америки; «отцы-основатели»

1

КУ

П.: Характеризовать Войну за независимость как «американскую революцию». Выделять сходство и указывать различия в государственном устройстве Великобритании и США. Оценивать значение образования США. Использовать карту при освещении хода Войны за независимость.

М.: Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

Л.: успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Текущий

§ 18

28.10.15

18

Урок 18. Эпоха Просвещения во Франции.

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.

1

УИНМ

П.: Раскрывать характерные черты века Просвещения. Объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Оценивать значение идей французских просветителей. Подготавливать сообщения о крупнейших деятелях французского Просвещения. Составлять сравнительную таблицу.

М.: Характеризовать особенности французской культуры «галантного века», используя иллюстрации из учебника

Л.: формулирует несложные выводы, даёт устный отзыв на ответы одноклассников.

Текущий

§ 19

30.10.15


II четверть (14 часов)

19

Урок 19. Международные отношения второй половины XVII - XVIII в.

Международные отношения

середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война.

Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

1

КУ

П.: Характеризовать особенности международных отношений второй половины XVII - начала XVIII в. Раскрывать влияние войны на расстановку политических сил в Европе и мире. Составлять хронологическую таблицу.

М.: Локализировать исторические события на карте и использовать её данные в ответе. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа. Извлекать информацию из документа международно-правового характера

Л.: формулирует несложные выводы, даёт устный отзыв на ответы одноклассников.

Текущий

§ 20

11.11.15

20

Урок 20. Начало Великой французской революции.

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные

этапы революции.

1

УИНМ

П.: Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции. Давать характеристику деятельности исторической личности: Людовик XVI.

М.: Использовать карикатуру как исторический источник

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 21

13.11.15

21

Урок 21. Великая французская революция: от монархии к республике.

Политические течения и деятели революции. Программные и

государственные документы.

1

КУ

П.: Характеризовать мероприятия Учредительного собрания. Раскрывать значение «Декларации прав человека и гражданина». Оценивать роль революционных войн в истории Великой французской революции.

М.: Составлять хронологическую таблицу. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа государственного характера. Извлекать информацию о ходе исторических событий на основе данных карты

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

Текущий

§ 22

18.11.15

22

Урок 22. Якобинская диктатура и режим Директории.

Итоги и значение революции.

1

КУ

П.: Давать оценку якобинской диктатуры и объяснять причины её крушения. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Директории. Составлять хронологическую таблицу. Давать, опираясь на памятку, характеристику деятельности исторической личности: М. Робеспьер.

М.: Готовить сообщения о деятелях Великой французской революции

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 23

20.11.15




Культура средневекового мира (3 часа)

23

Урок 23. Великая французская революция и Европа.

Революционные войны.

1

КУ

П.: Раскрывать влияние Великой французской революции на международные отношения в Европе. Определять двойственный характер революционных войн и их последствий. Выявлять общие черты и отличия английской революции от Великой французской революции.

М.: Извлекать информацию о ходе исторических событий на основе данных карты

Л.: Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 24

25.11.15


Страны Востока в XVI-XVIII вв. (3 часа)

24

Урок 24. Османская империя и Персия в XVI-XVIII вв.

Османская империя: от могущества к

упадку

1

УИНМ

П.: Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав - Османской империи и Персии. Определять с помощью карты, как менялись границы государств, и делать опосредованные выводы. Извлекать информацию из документа международно-правового характера. Характеризовать своеобразие культуры Османской империи, используя иллюстрации из учебника

М.: Умеет работать с различными источниками информации.

Л.: формулирует несложные выводы, даёт устный отзыв на ответы одноклассников.

Текущий

§ 25

27.11.15

25

Урок 25. Индия в XVI-XVIII вв.

Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан,

британские завоевания.

1

КУ

П.: Выявлять характерные черты жизни индийского общества. Объяснять причины проникновения европейцев в Индию. Раскрывать сущность английской колониальной политики в Индии.

М.: Составляет под руководством учителя сложный план раздела параграфа.

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 26

02.12.15

26

Урок 26. Страны Дальнего Востока в XVI-XVIII вв.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного

государства и установление сегуната Токугава в Японии.

1

УИНМ

П.: Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. Объяснять, почему произошло «закрытие» Китая и Японии и какие последствия имела такая политика. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа.

М.: Характеризовать особенности культуры Китая и Японии, используя текст и иллюстрации из учебника

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

Текущий

§ 27

04.12.15


История России (42 ч.)

Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству (20 часов)



Россия в XVI веке. (9 часов)


27

Урок 1. Введение

1. Повторение основных понятий, определяющих специфику исторической науки.

2. Вспомнить, какой период всеобщей истории называется историей Нового времени. Знакомство с периодом истории России, который будет изучаться в этом году. (Работа с лентой времени.)

3. Главные вопросы историка: что произошло, где произошло, когда произошло.

4. Как работать с учебником и тетрадью по истории. Какие иллюстрации в учебнике равнозначны историческому источнику, документу. Какие иллюстрации являются художественным вымыслом

1

УИНМ

П.: Объяснять значение понятий:

«история», «исторические источники», «исторический документ», «памятник» (в исторической науке), «исторический факт», «дата»; единицы измерения времени в истории: тысячелетие, век, год.

Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие - к курсу истории России

М.: Даёт самостоятельную оценку историческим событиям.

Л.: использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

Текущий

С. 3-5

09.12.15

28

Урок 2. Василий III и начало правления Ивана IV.

. Княжение Василия III. Завершение объединения русских

земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.

Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя

политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим

княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства

в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых

приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая

дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система

кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей

великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной

системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами

Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

1

КУ

П.: Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III.

Оценивать значение венчания Ивана Грозного на царство.

Знать имена выдающихся исторических деятелей.

М.: Заполнять таблицу «Отношения с иностранными государствами и события во внутренней жизни страны»

Л.: Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 1

11.12.15

29

Урок 3. Внутренняя политика Ивана IV.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная

Рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере

народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения.

Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов

местного самоуправления. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.

Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г.

Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного

и проводимых им преобразований. Цена реформ.

1

КУ

П.: Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного.

Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя - важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство.

Оценивать Судебник Ивана Грозного как этап в закрепощении крестьян.

Находить изменения в положении крестьян.

Понимать, что введение Юрьева дня было вынужденной мерой государства, закреплявшего рабочую силу за дворянами-помещиками.

Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов.

Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками.

Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии.

М.: Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины

Л.: Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Фронтальный

§ 2

16.12.15

30

Урок 4. Внешняя политика в 50-80-е гг. XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение

о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения

Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с

Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при

Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.

Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака

Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной

Сибири.

1

КУ

П.: Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.

Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий.

Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды.

Знать имена выдающихся исторических деятелей.

Правильно показывать объекты на исторической карте

М.: Воспроизводит информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 3

18.12.14

31

Урок 5. Мир людей XVI в.

Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь.

Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия.

Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения

страны.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и

неслужилые люди. Формирование Государева двора и служилых городов.

Торгово-ремесленное население городов. Духовенство.

1

УИНМ

П.: Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.

М.: Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 4.

23.12.14

32,

Урок 6. Культура в XVI в.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка

Ивана Грозного с князем Андреем Курбским Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве.

Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой.

Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский,

Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский,

Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное

зодчество.

1

КУ

П.: Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации.

Находить в документе ответы на поставленные вопросы.

Группировать исторические памятники эпохи.

Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого».

Объяснять, почему репродукции картин не являются историческими источниками.

Составлять рассказ, используя картину художника.

М.: Объяснять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 5.

25.12.15


III четверть (20 часов)

33

Урок 7. Культура в XVI в.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка

Ивана Грозного с князем Андреем Курбским Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве.

Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой.

Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский,

Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский,

Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное

зодчество.

1

КУ

П.: Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации.

Находить в документе ответы на поставленные вопросы.

Группировать исторические памятники эпохи.

Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого».

Объяснять, почему репродукции картин не являются историческими источниками.

Составлять рассказ, используя картину художника.

М.: Объяснять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора

Л.: Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение

Текущий

§ 6.

13.01.16

34

Урок 8. Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское государство в XVI в.»

1

КОУ

П.: Сравнивать реформы, проводившиеся Иваном IV в 1550-х гг. XVI в., и режим опричнины.

Сравнивать Земский собор с парламентом в Англии и Генеральными штатами во Франции.

М.: Сопоставлять события XVI в. в отечественной и зарубежной истории

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

Повторить понятия, даты

15.01.16

35

Урок 9. Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление

Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со

Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с

Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство

российских крепостей и засечных черт Продолжение закрепощения крестьянства:

указ об Урочных летах. Пресечение царской династии Рюриковичей.

1

УИНМ

П.: Называть мероприятия, ставшие продолжением политики закрепощения крестьян.

Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника.

Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь».

Знать, почему пресеклась династия Рюриковичей.

Понимать, почему историки до сих пор высказывают различные версии гибели царевича Дмитрия.

Объяснять, почему Борис Годунов продолжил политику закрепощения крестьян.

Понимать, что возведение главы Русской Православной Церкви в сан патриарха укрепило её влияние как внутри страны, так и за рубежом

М.: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

§ 7.

20.01.16




Смута в России. (3 часа)

36, 37

Уроки 10-11. Смутное время.

Смута в России. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на

царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала

семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического

кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и

самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство

самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание

внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на

территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под

Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между

Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и

распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи

Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к ォсемибоярщинеサ. Договор

об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-

литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения.

Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами.

2

УИНМ

П.: Объяснять причины Смуты. Использовать карту при рассказе о походах самозванцев, царских войск, интервентов, ополченцев.

Показывать на карте территории, утраченные Российским государством в период Смутного времени.

Понимать, почему выступление Ивана Болотникова историки называют «гражданской войной».

М.: Выстраивает важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

§ 8-9.

22.01.1627.01.16

38

Урок 12. Конец Смутного времени.

Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. ォСовет всей

землиサ. Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание

на царство Михаила Федоровича Романова.

2

КУ

П.: Сравнивать деятельность первого

и второго ополчения.

Оценивать деятельность Кузьмы

Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства.

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос.

Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты.

Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами.

Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодежавной власти.

М.: Понимать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Текущий

§ 10.

29.01.16


Россия в XVII веке. (7 часов)


39

Урок 13. Россия после Смуты до середины XVII в.

Борьба с казачьими выступлениями

против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к

Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца

Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Итоги и последствия Смутного времени.

1

КУ

П.: Понимать, что восстановленная законная власть стала гарантом спокойствия в стране.

Понимать, что Столбовский договор со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей принесли России мир, необходимый для восстановления хозяйства страны.

Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче.

Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.

Понимать, что русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в Великие географические открытия.

М.: Знать и находить на карте новые города, возникшие в XVII в., показывать направление движения землепроходцев

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Текущий

§ 11.

3.02.16


40-41

Уроки 14-15. Власть и общество в XVII в.

. Россия при первых Романовых. Царствование Михаила

Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение

закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении

государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли

Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ

Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация

земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство

Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон.

Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции

старообрядчества.

1

УИНМ

П.: Объяснять, почему Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепостило крестьян.

Понимать, какую роль играло казачество в деле обеспечения безопасности российских границ.

Называть, какие изменения произошли в российском законодательстве при царе Алексее Михайловиче.

Знать, на какие группы, сословия делилось население России.

Сравнивать положение различных групп населения России.

Называть, какие изменения произошли в системе управления государством в XVII в.

М.: Решает проблемные задания, делает несложные выводы.

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе.

Текущий

§ 12-13.

05.02.16

10.02.16

42

Урок 16. Новое и старое в хозяйстве России XVII в.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки.

Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации

регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с

европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

1

КУ

П.: Объяснять, как хозяйственная специализация районов способствовала складыванию всероссийского рынка.

Сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру.

Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.

М.: Находит ответ на поставленный в тексте документа вопрос.

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе.

Текущий

§ 14.

12.02.16

43

Урок 17. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый

город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые

иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские

восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское

восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права

и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы,

свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги

крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических

контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.

Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой:

противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с

Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.

Вхождение Украины в состав России. Война между Россией Речью Посполитой

1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее

результаты. Конфликты с Османской империей. ォАзовское осадное сидениеサ.

ォЧигиринская войнаサ и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со

странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

1

КУ

П.: Понимать, что социальная несправедливость толкала население России на открытые выступления, принимавшие порой крайне жестокие формы, такие как во время движения под предводительством Степана Разина.

Объяснять, что раскол стал тяжёлым испытанием для православного народа и создал немало трудностей в церковной жизни. Находить, в чем патриарх Никон и протопоп Аввакум были непримиримыми врагами, а в чём их взгляды совпадали.

М.: Понимать, что русский и украинский народы имеют общую историю. Это братские народы

Л.: принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками..

Текущий

§ 15.

17.02.16

44,

45

Уроки 18-19. Культура России в XVII в.

Эпоха Великих географических открытий и

русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому

океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна

реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья и Сибири.

Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые

земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения.

Формирование многонациональной элиты.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.

Парсунная живопись.

Публицистика Смутного времени.

Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая

слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира

XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и

Посольском приказах. ォСинопсисサ Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по

истории.

2

КУ

П.: Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи.

М.: Использовать иллюстрации в учебнике при рассказе о достижениях в области культуры в XVII в.

Л.: принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Текущий

§ 16-17.

19.02.16

24.02.16

46

Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в конце XVI -XVII в.»

1

КОУ

П.: Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа

М.: Выстраивает важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Устанавливает соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Л.: принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Фронтальный

Повторить понятия, даты

26.02.16




Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи (22часа)




Россия в эпоху преобразований Петра I. (8 ч)

47

Урок 21. Россия на пороге XVIII в.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)

реформа. Причины и предпосылки

преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века.

Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи.

Стрелецкие бунты. Хованщина.

1

УИНМ

П.: Называть важнейшие мероприятия царствования Фёдора Алексеевича.

Использовать хронологическую таблицу при изложении исторических событий.

Понимать, какое значение для страны имела ликвидация местничества

М.: Понимать, какое значение для страны имела ликвидация местничества

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

§ 18.

02.03.16

48

Урок 22. Начало правления Петра I.

Первые шаги на пути преобразований. Азовские

походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

1

КУ

П.: Составлять характеристику Петра, используя памятку.

Понимать, что Великое посольство позволило Петру сопоставить состояние России и европейских стран и убедиться в необходимости реформ.

М.: Использовать историческую карту и схемы для уяснения хода исторических событий, военных действий и др.

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

§ 19.

04.03.16

49

Урок 23. Северная война.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале

войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский

поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам.

Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.

Каспийский поход Петра I.

1

УИНМ

П.: Сопровождать рассказ о событиях

Северной войны показом по карте.

Использовать схемы при описании важнейших сражений Северной войны.

Определять последствия событий. Например: последствия поражения под Нарвой.

С помощью схемы Полтавского сражения показывать движение армий в начале сражения, в процессе боя и на завершающем этапе.

Показывать по карте территории, вошедшие в состав Российского государства в результате Северной войны.

Давать оценку мероприятий Петра I в области внутренней и внешней политики.

М.: Находить факты, свидетельствующие о его полководческом таланте

Л.: предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Текущий

§ 20.

09.03.16

50

Урок 24. Первые шаги преобразований.

Санкт-Петербург - новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.

Рекрутские наборы.

1

Урок-исследо-вание

П.: Сравнивать вооружённые силы России XVII в. и армию, созданную Петром I.

Определять последствия событий. Например, как изменилось значение Архангельского порта после завоевания Россией выхода в Балтийское море.

М.: Показывать на карте города, возникшие в эпоху Петра I

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Текущий

§ 21.

11.03.16

51

Урок 25. Экономические реформы в стране.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей.

Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание

крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма.

Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

1

Урок-исследо-вание

П.:Сравнивать подворное налогообложение и подушную подать.

Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию; сравнивать точки зрения учёных, отдавая предпочтение одной из них.

Понимать, что изменения в налоговой политике - введение подушной подати - были вынужденной мерой, необходимой для получения дополнительных средств для ведения войны.

М.: Уметь объяснять, почему государство огромное внимание уделяет сбору налогов. Почему порядок сбора налогов постоянно меняется

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Текущий

§ 22.

16.03.16

52

Урок 26. Государственное управление и общество.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его

роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия

в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав

в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи

населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша),

городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и

суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный

регламент. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода.

Положение инославных конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII

в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

1

УИНМ

П.: Сравнивать органы власти и управления в России в XVII в. и в первой четверти XVIII в.

Сравнивать объём власти царя Алексея Михайловича и императора Петра I.

Находить в историческом документе ответ на поставленный учителем вопрос.

Понимать необходимость и важность работы чиновников для государства и общества.

Понимать, какое значение имело принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей.

Понимать, что ликвидация патриаршества в России привела к усилению власти государства над Церковью.

Находить, какие изменения произошли в государственном устройстве России при Петре I.

Определять, какие изменения внёс Пётр I в порядок наследования престола.

Называть, какие изменения произошли в устройстве Русской Православной Церкви

М.: Развивает умения работы с историческими документами.

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 23.

18.03.16



IV четверть (18 часов)


53

Урок 27. Культура во времена правления Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского

начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы.

Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления,

гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета ォВедомостиサ. Создание

сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии

наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи.

Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

1

КУ

П.: Знать, какие изменения произошли

в культурной жизни русского народа.

Систематизировать понятия по предложенному учителем признаку. Например: подобрать понятия, отражающие изменения в культурной жизни России эпохи Петра.

М.: Составлять описание памятника культуры, используя иллюстрации из учебника

Л.: Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 24.

06.04.16


IV четверть (16 часов)


54

Урок 28. Мир человека в первой четверти XVIII в.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.

Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной

коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские

государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании.

Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в

русской культуре.

1

УИНМ

П.: Знать, какие изменения произошли в быту русского народа.

Называть, что изменилось в положении дворян в результате реформ Петра I.

Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию; сравнивать точки зрения учёных, отдавая предпочтение одной из них.

М.: Находить в историческом документе ответ на поставленный учителем вопрос

Л.: Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 25.

08.04.16



После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». (3 ч)

55

Урок 29. Россия после Петра I. 1725-1740 гг.

Причины

нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм.

Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры

А.Д. Меншикова. ォКондиции верховниковサ и приход к власти Анны Иоанновны.

ォКабинет министровサ. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского,

Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине.

Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война

с Османской империей.

1

КУ

П.: Знать, что движущей силой дворцовых переворотов была гвардия.

Показывать на конкретных примерах, что после смерти Петра I цари приходили к власти в результате дворцовых переворотов или в результате наследования власти по завещанию.

Объяснять, используя хронологическую таблицу правления династии Романовых, что со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых.

Понимать, что одной из причин дворцовых переворотов был закон Петра I о престолонаследии, что отсутствие единственного законного наследника вело к дворцовым интригам и борьбе за власть.

Сравнивать положение Сената при Петре I и Екатерине I.

Объяснять поступки отдельных исторических лиц, групп и партий. Например: причины возведения на престол Екатерины I, отказа Анны Иоанновны от Кондиций.

М.: Находить на карте территории, вошедшие в состав России при Анне Иоанновне

Л.: Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Текущий

§ 26.

13.04.16

56

Урок 30. Россия от Елизаветы Петровны до Екатерины II. 1741-1761 гг.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика.

Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков.

Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен.

Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание

Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х - 1750-х гг. Участие в

Семилетней войне.

Петр III. Манифест ォо вольности дворянскойサ. Причины переворота 28 июня

1762 г.

1

КУ

П.: Сравнивать понятия «революция» и «дворцовый переворот».

Объяснять, какую опасность представлял свергнутый император-младенец Иван Антонович для правящего монарха.

Находить в тексте учебника факты, свидетельствующие о том, почему дворянство было недовольно политикой Петра III.

Объяснять, как приходившие к власти при поддержке гвардии и дворянства монархи в благодарность укрепляли имущественное положение дворян, следствием чего являлось ухудшение положения крестьянства.

Объяснять, как льготы и преимущества, получаемые дворянством, способствовали появлению среди некоторых его представителей презрительного отношения к другим сословиям.

Сравнивать успехи, достигнутые русской армией в ходе Семилетней войны, с её результатами.

М.: Использовать историческую карту и схемы для уяснения хода исторических событий, изменений в жизни страны, военных действий и др.

Л.: соотносит информацию с имеющимися знаниями.

Фронтальный

§ 27

15.04.16

57

Урок 31. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия при Петре I», «Российская империя в 1725-1762 гг.»

1

КОУ

П.: Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам: государственные деятели, военачальники, художники, архитекторы и т. д.

Систематизировать понятия по предложенному учителем признаку. Например: выбрать из предложенного списка понятия, отражающие реформы в области управления; подобрать понятия, отражающие изменения в культурной жизни России эпохи Петра I; указать, какие из предложенных понятий связаны с преобразованиями в армии.

Группировать материал ранее изученных тем. Например: полководцы и важнейшие битвы, в которых они участвовали; как менялось положение крестьян в России (при Иване III, Иване Грозном, в Смутное время, во времена правления Алексея Михайловича, Петра I, Елизаветы Петровны).

Составлять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов в России (1725-1761 гг.)»; императоры, взошедшие на престол в результате дворцовых переворотов и получившие власть по наследству, законным путём

М.: Выстраивает события данного периода в хронологическом порядке.

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Фронтальный

Лента времени

20.04.16




Россия в 1760-х - 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. (11 часов)

58

Урок 32. Внутренняя политика Екатерины II.

Внутренняя

политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. Их основное

содержание и популярность в Европе. ォПросвещенный абсолютизмサ, его

особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной

комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска

ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное

экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи.

Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского казачества.

Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение

колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал

толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и

нехристианским конфессиям.

1

УИНМ

П.: Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам: государственные деятели, военачальники, художники, архитекторы и т. д.

Систематизировать понятия по предложенному учителем признаку. Например: выбрать из предложенного списка понятия, отражающие реформы в области управления; подобрать понятия, отражающие изменения в культурной жизни России эпохи Петра I; указать, какие из предложенных понятий связаны с преобразованиями в армии.

Группировать материал ранее изученных тем. Например: полководцы и важнейшие битвы, в которых они участвовали; как менялось положение крестьян в России (при Иване III, Иване Грозном, в Смутное время, во времена правления Алексея Михайловича, Петра I, Елизаветы Петровны).

М.: Составлять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов в России (1725-1761 гг.)»; императоры, взошедшие на престол в результате дворцовых переворотов и получившие власть по наследству, законным путём

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 29.

22.04.16

59

Урок 33. Социальная история России во второй половине XVIII в.

Положение сословий. Дворянство - ォпервенствующее сословиеサ империи.

Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание

дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского

купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под

предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический

характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании.

Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Управление национальными окраинами.

Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и

Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

1

КУ

П.: Объяснять значение понятия «просвещённый абсолютизм».

Понимать, что в «Наказе» содержались пожелания императрицы, которые не всегда совпадали с её реальными действиями.

Находить в тексте учебника подтверждение тому, что созыв Уложенной комиссии объяснялся необходимостью создания нового свода законов, в котором учитывались бы интересы всех сословий.

Сравнивать однотипные события и явления исторической жизни. Например: роль Сената при Петре I и Екатерине II

М.: Сравнивать однотипные события и явления исторической жизни. Например: роль Сената при Петре I и Екатерине II

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 30.

27.04.16

60

Урок 34. Внешняя политика Екатерины II.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи.

Н.И. Панин и А.А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей.

П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация

управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание

Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в

1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с

империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России территорий Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и

Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

1

КУ

П.: Выстраивать имена исторических деятелей середины XVIII в. в хронологическом порядке.

Показывать на исторической карте передвижения войск и места сражений во время русско-турецких войн; а также территории, присоединённые к России после их окончания.

Показывать польские территории, отошедшие к России, Австрии и Пруссии.

Понимать, что участвовать в разделах Польши Россию вынудила политика Австрии и Пруссии.

Знать, что отвага, смелость, героизм, верность воинскому долгу, присяге - отличительные черты офицеров и солдат русской армии.

Оценивать на основании текста учебника и рассказа учителя заслуги исторических деятелей екатерининской эпохи для блага России.

Понимать, что выход к Чёрному морю стал важнейшим результатом внешней политики Екатерины II.

Сравнивать результаты внешней политики Петра I и Екатерины II

М.: Выстраивает события изученного периода в хронологическом порядке.

Л.: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Текущий

§ 31.

29.04.16

61

Урок 35. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне:

крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни.

Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное

хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества,

помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд.

Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение

производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских

династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и

их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в

мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

1

КУ

П.: Объяснять, почему помещики поощряли отходничество.

Находить в тексте учебника подтверждение тому, что развитию внутренней торговли способствовала отмена монополий в торговле и промышленности.

М.: Понимать, какое удобство создавало введение ассигнаций в сравнении с металлическими деньгами

Л.: Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 32.

04.05.16

62

Урок 36. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Основные принципы внутренней политики Павла I.

Укрепление абсолютизма через отказ от принципов ォпросвещенного абсолютизмаサ и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной

власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о ォтрехдневной барщинеサ.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со

столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в

Средиземном море.

1

УИНМ

П.:Объяснять, почему Павел I изменил закон о престолонаследии.

Объяснять, почему политика Павла I вызывала недовольство дворян.

Сравнивать однотипные события и явления исторической жизни.

Например: закон о престолонаследии Петра I и Павла I.

Оценивать мероприятия, проведённые в правление Екатерины II и Павла I.

М.: Сравнивать результаты внешней политики Петра I и Екатерины II

Л.: Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 33.

06.05.16

63

Урок 37. Эпоха Просвещения в России при Екатерине Великой.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах.

А.Н. Радищев и его ォПутешествие из Петербурга в Москвуサ.

1

КУ

П.: Называть достижения в области образования, книжного дела, журналистики и литературы.

Объяснять, какое значение имеет образование для страны.

Понимать, какую роль играла журналистика во второй половине XVIII в. в России.

Понимать, какое значение имели библиотеки в жизни общества.

Объяснять, чем Н.И. Новиков и А.Н. Радищев вызвали к себе враждебное отношение со стороны императрицы Екатерины II.

Объяснять значение понятия «эпоха Просвещения в России»

М.: Подтверждать с помощью текста учебника, что поэты и писатели екатерининского времени писали свои произведения на злободневные темы.

Л.: Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 34.

11.05.16

64,

65

Урок 38-39. Художественная культура России второй половины XVIII в.

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой

светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с

культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в

России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко,

классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых,

художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение

страны - главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая

Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной

Америки. Российско-американская компания. Исследования в области

отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие

литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание ォновой породыサ людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и

Москве, Института ォблагородных девицサ в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет

первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов.

Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и

произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

2

КУ

П.: Систематизировать по заданному признаку сведения по истории русской культуры.

Делать описание памятника архитектуры.

Высказывать суждения о живописном произведении, используя материалы учебника и рассказ учителя.

Использовать иллюстрации из учебника для подтверждения своих суждений. Например, при характеристике черт классицизма в архитектуре или живописи, описании парадного портрета и др.

Находить отличительные черты классицизма в архитектуре.

Находить черты классицизма в живописных произведениях художников екатерининского времени.

М.: Находить различия между барокко и классицизмом в архитектуре.

Находить различия между парсуной и парадным портретом

Л.: Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 28,35

13.05.16

18.05.16


66

Урок 40. Мир человека во второй половине XVIII в

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

1

КУ

П.: Выстраивать имена деятелей культуры середины XVIII в. в хронологическом порядке.

Объяснять значение понятия «эпоха Просвещения в России»

М.: Находить различия в культурной жизни народа и дворянства.

Л.: Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

§ 36.

20.05.16

67

Урок 41. Повторительно-обобщающий урок по темам «Российская империя в 1762-1801 гг.»; «Культура великой империи»

1

КОУ

П.: Сравнивать результаты внешней политики Петра I и Екатерины II.

Выстраивать имена политических деятелей и деятелей культуры середины и второй половины XVIII в. в хронологическом порядке.

Систематизировать данные по истории русской культуры по заданному признаку. Например: памятники архитектуры Петровской эпохи, произведения живописи времени правления Екатерины II.

Определять, какое произведение архитектуры, живописи появилось раньше, а какое - позже

М.: Систематизировать понятия по предложенному учителем признаку.

Л.: умеет сотрудничать в группе, в паре. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Фронтальный

Лента времени

25.05.16

68

Итоговое обобщение.

1

Урок -викторина

П.: Составлять простейшую синхронистическую таблицу «Россия и Европа» для любого исторического отрезка времени.

Устанавливать соответствие между сражавшимися друг с другом полководцами России и европейских стран.

Устанавливать соответствие между деятелями культуры России и их современниками в Европе

Л.: умеет сотрудничать в группе, в паре. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Фронтальный

27.05.16


47

© 2010-2022