Урок истории в 8 классе

Урок истории в 8 классе по теме "Реформаторская деятельность М.М.Сперанского" проводится с использованием технологии проблемного обучения.Основные этапы урока: 1) актуализация знаний, 2)постановка проблемы,3)выдвижение предположений,4)изучение нового материала-поиск ответа на поставленный вопрос, 5)проверка правильности предположений,6)рефлексия, домашнее задание.В ходе урока учащиеся формулируют цели урока, выдвигают свои предположения по проблеме "Могли ли реформы М.М.Сперанского привести к ог...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 8 классе.

Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

Цели урока: создать условия для понимания учащимися того, что реформы М.М.Сперанского могли привести к ограничению абсолютизма в России.

Задачи:

Образовательные: показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в то же время половинчатый характер;

Развивающие: выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;

совершенствовать умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;

Воспитательные: осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

План урока.

  1. Начало деятельности М.М. Сперанского.

  2. Проект политических реформ: замыслы и результаты.

  3. Отставка М.М. Сперанского.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

-Каковы были последствия Тильзитского мира для России и Александра 1?

-Предположите, как можно было поднять авторитет страны и правителя.

Озвучивает тему урока, предлагает учащимся сформулировать цели урока.


Делают вывод о негативных последствиях «континентальной блокады» для страны и подорванном авторитете императора.



Предлагают варианты целей.

2











3

Постановка проблемы





Выдвижение предположений

Могли ли реформы М.М.Сперанского привести к ограничению самодержавия в России?

-Что такое самодержавие?

-Как и кем может быть ограничено самодержавие?

-Что же мы должны выяснить?

-Как вы будете это делать?

Работать можно в группе или индивидуально.



Выдвигают предположения.

Определяют план своей деятельности

4

Изучение нового материала -поиск ответа на поставленный вопрос.

А) Начало деятельности М.М.Сперанского


Б) Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Раздает документы для работы по составлению портрета М.М.Сперанского

-Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? (документы № 1-5)

- На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I?

Задания группам по работе с текстом второго пункта параграфа №3

Группе № 1 - выделить положительные стороны политических реформ Сперанского.

Группе № 2 - выделить отрицательные стороны реформ.

Группе № 3 - сделать схему высших органов власти России по проекту Сперанского

Работают с биографической справкой из учебника и документами, предложенными учителем

Называют качества личности М.М.Сперанского.

Проект Сперанского был отражением мыслей Александра 1.

Работают с текстом параграфа, выполняют задания. Результаты записывают в рабочей тетради на печатной основе.


В)Доказательство гипотез

Группы докладывают о выполнении заданий


Г) Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Работая с документами после параграфа, определить причины и последствия отставки Сперанского.

Каждая группа работает с одним документом.

5

Проверка правильности предположений

-Кого не устраивали эти проекты реформ?

Делают выводы по заданию на урок о прогрессивности, но половинчатости реформ

6

Рефлексия, домашнее задание

-Какие черты характера Александра 1 проявились в связи с деятельностью Сперанского?

-Попробуйте обобщить изученный материал по формуле «ПОПС»

Учащиеся устно выполняют задание, записывают домашнее задание: параграф 3, рабочая тетрадь - задания №



Материалы для урока:

Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: "попович", "семинарист", "служака", "предатель", "отец русской бюрократии", "реформатор" и т. п.

1.«Вольтер в православно-богословской оболочке»

«Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

2.«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Л.Н. Толстой

3.«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

Наполеон

4.«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

5.«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер...»

Барон Густав Армфельд

6. Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

« В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Из письма М.М. Сперанского Александру I



6

© 2010-2022