ЕГЭ по истории (эпоха Ивана Грозного)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Часть 2.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения французского историка Анри Труайя

«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие… Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными куда-то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе....Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их ,ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это - как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. ... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства...В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».

  1. Укажите годы событий, описываемых французским историком. Укажите имя царя, о котором идет речь. Укажите название его политики

  2. Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Укажите не менее трех положений.

  3. Каков итог проведения введенной в результате описанных в документе событий политики? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий данной политики.

23.

23. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, части противоположные точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Опричная политика была направлена на утверждение личной власти Ивана Грозного, установление неограниченного самодержавия».

Используя исторические знания, приведи два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов, обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

  1. …….

  2. ……..

Аргументы в опровержение:

  1. ……..

  2. ……..

24. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов России:

1) 1565-1572 гг. 2) 1549-1560 гг. 3) 1558-1583 гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названых Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода в истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

25. В 60-70 -е гг. XVI в. произошло обострение и углубление конфликта между Иваном IV Грозным и его ближайшим окружением. Приведите не менее трех объяснений причин данных противоречий.



© 2010-2022