Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа по истории




РАБОЧая ПРОГРАММа


общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

ОГСЭ.02. История


для специальности:

072501 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) ГРАФИЧЕСКИЙ, ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.










Москва

2014






предметной (цикловой)

комиссией № 1 общеобразовательных,

гуманитарных и дисциплин.

Протокол № 2___

от «_30___»___12_20_14__г.

Председатель/предметной (цикловой)комиссии

__________/Хакимова О.Р./

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ, примерной программы специальностей СПО учебной дисциплины ИСТОРИЯ, автора Рыжова Н.А. Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) графический, текстильной и легкой промышленности.



Заместитель директора по качеству образования

__________/Осовская В.А.



Составитель: Лисичкина Л.А. преподаватель истории.____________________________


Рецензенты: ____________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ















СОДЕРЖАНИЕ






1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02. История



  1. Область применения программы:

Реализация среднего (полного)общего образования в пределах ОПОП по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) с учетом гуманитарного профиля образования.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ, примерной программы для специальностей СПО учебной дисциплины ИСТОРИЯ, автора Рыжова Н.А. Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 072501 Дизайн (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП: Дисциплина ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ относится к общеобразовательному циклу. Формирует базовые общеучебные компетенции по четырем блокам: самообразование, самоорганизация, коммуникативные и информационные и общие компетенции.

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы дизайнер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начале XXI вв.

Задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начале XXI вв.;

  • показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

  • сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

  • показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально - экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ - начале XXI в.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

максимальной учебной нагрузки обучающегося -57 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 9 часов.

1.5. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины: В содержание рабочей программы ОГСЭ.02 добавлены темы, раскрывающие особенности развития образования по специальности 072501 Дизайн по отраслям.

Кроме того, профильная направленность учитывалась при отборе дидактических единиц внутри тем дисциплины.

Тема 5.3. Основные тенденции развития культуры современной России.

1.6. . Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ


На основании Приказа Минобрнауки от 24 января 2012 г. N39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 для реализации указанных изменений в рабочую программу добавлены дидактические единицы, изучаемые на профильном уровне.

В Рабочую программу были внесены дополнительные дидактические единицы:

Тема 5.3. Основные тенденции развития культуры современной России.

Некоторые дидактические единицы вынесены на самостоятельное изучение:

Тема 3.6. Государства СНГ в мировом сообществе. Используя материалы учебника, СМИ, Интернет подготовить сообщение (в письменном виде) об особенностях политического и экономического развития отдельных стран СНГ.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


составление сравнительной таблицы

сообщения, презентации

4

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 3 семестр

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины История.


Раздел 1.

Развитие СССР и его

место в мире в 1980-е


18


Тема 1.1.

Основные тенденции

развития СССР к

1980-м гг.

Содержание учебного материала:


6


2

1

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.

2

Культурное развитие народов СССР и русская культура.

3

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами.

Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в Европе и России в конце 1980-х.

Содержание учебного материала:


6


2

1

Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг.

2

Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

3

Ликвидация СССР и образование СНГ. РФ как правоприемница СССР.

Самостоятельная работа № 1:

Собрание подборки фотодокументов , иллюстрирующих события «балканского кризиса»

1998-2000гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и тд. Схожими с проблемами на территории СНГ-в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе.

6

3

Раздел 2. Россия и мир в конце

ХХ- начале ХХ1века.

36


1

2

3

4

Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ века.

Содержание учебного материала:

6


2

1

Локальные и региональные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

2

Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

3

РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Самостоятельная работа № 2:

Сделайте письменный прогноз о востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшее будущее.

4

3

Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

Содержание учебного материала:

6

2

1

Россия на постсоветском пространстве: договоры с СНГ.

2

Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

3

Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

Тема 2.3.Россия и мировые интеграционные процессы.

Содержание учебного материала:

6

2

1

Глобализм в мировой экономике на современном этапе.

2

Политический глобализм в современном мире.

3

Формирование культурного образовательного пространства в мире. Участие России в этом процессе.

Тема 2.4. Развитие культуры в России.

Содержание учебного материала:

6

2

1

Проблемы экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

2

Тенденция сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.

3

Идеи «политкультурности» и молодежные экстремистские движения.

Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире.

Содержание учебного материала:

8




2


1

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

2

Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов -главное условие политического развития.

3

Инновационная деятельность -приоритетное направление в науке и технике.

4

Сохранение нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека- основа развития культуры в РФ.

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:


58


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Комплект учебно-методической документации

  2. Комплект наглядных пособий (плакаты, дидактический материал, стенды, видео-презентации, книги)

  3. Методические пособия по учебной дисциплине

Технические средства обучения:

  1. Телевизор,

  2. Видеомагнитофон

  3. Компьютер

  4. Принтер

  5. Сканер

  6. Модем

  7. Интерактивная доска

3.2 Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам:

Нормативный компонент (включает требования к освоению основных дидактических единиц дисциплины «История»):

- извлечение из ФГОС СПО требования к обязательному уровню подготовки обучающегося по дисциплине «История»;

- примерная программа учебной дисциплины;

- рабочая программа учебной дисциплины;

- календарно-тематический план;

- паспорт кабинета.

Учебно-методический компонент (включает материалы для преподавателей и обучающихся, обеспечивающие изучение дисциплины):

- методические руководства и указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся, написанию и защите рефератов, подготовки к семинарским занятиям, проектной деятельности обучающихся;

- планы (технологические карты) учебных занятий;

- конспекты лекций;

- задания для самостоятельной работы обучающихся;

- основная и дополнительная литература для изучения дисциплины «История».

Контрольно-диагностический компонент (включает материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего, промежуточного и итогового контроля):

- сборник вопросов по дисциплине;

- экзаменационные билеты;

- тесты.

III. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. - М., Лист Нью, 2006.

  2. Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX-начале XXI века.11 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  3. Артемов В.В. История: учебник для студентов СПО. М.: «Академия", 2009.

  4. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История. - М.,Academia, 2008.

  5. Варианты ЕГЭ по истории 2007-2008. - М., Астрель, 2007.

  6. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX-начале XXI века. М.:»Русское слово-РС", 2009.

  7. Казиев С.И., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. - М., Лист, 1997.

  8. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10-11 кл. - М., Просвещение, 2003.

  9. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., Просвещение, 2007.

  10. Сорока-Цюпа О.С.Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. М.:Просвещение,2009.

  11. Атлас по истории России, Атлас по истории России XX в.

Дополнительные источники:

  1. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. - М.,1990.

  2. Власть и реформы: от самодержавия к советской России. - СПб.,1996.

  3. Государтвенная власть СССР: Высшие органы власти и управления и их руководители .1923 - 1991. Историко-биографический справочник. - М., 1999.

  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.,1953.

  5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.,1989.

  6. Дворецкая И.А. Западная Европа в VI - IX вв. - М.,1990.

  7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала ХХ в. - М.,1991.

  8. Корбин В.Б. Иван Грозный. _ М., 1089.

  9. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. - М., 1995.

  10. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М.,1989.

  11. Манфред А.З. Великая буржуазная революция. - М., 1963.

  12. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1984.

  13. Павленко Н.И. Петр I. - М.,1995.

  14. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. - М., 1998. Россия в ХХ в. Судьба исторической науки. - М., 1998.

  15. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. - Л.,1980.

  16. Эйдельман Н.Я. Грань веков. - М.,1988.

Рекомендуемые интернет - ресурсы:

hrono.ru - исторический портал.

gpw.tellur.ru - исторический портал, посвященный Великой Отечественной войне.

weltkrieg.ru - Вторая мировая война: военно-исторический проект.

coldwar.ru - сайт, посвященный "холодной войне".

mir21vek.ru - сайт, посвященный современным международным отношениям.

ru.wikipedia.org - Википедия.

oneday.ru

hronos.km.ru

lants.tellur.ru/history/index.htm

world-history.ru/events.phtml

fromru.com

rkka.ru

iremember.ru

mos.ru/kis.h


контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Требования к результатам освоения программы


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

Знания:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

ОК 1 ОК 3

ОК 4 ОК 6

ОК 8 ОК 10


ОК 1 ОК 3

ОК 4 ОК 6

ОК 8 ОК 10

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

- подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

Представление и защита

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая оценка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка;

Методы контроля, направленные на проверку умений учащихся:

- отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;

- выполнение заданий на творческом уровне с представлением собственной позиции;

- умение делать осознанный выбор способов действия из ранее известных;

- осуществлять коррекцию сделанных ошибок на новом уровне полученных знаний;

- работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

- проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий;

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.




Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам

Процент результативности

( правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

образовательных достижений

Балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 - 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно




Пакет экзаменатора


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА:


  1. Геополитические изменения в мире. Изменения в социальной сфере.

  2. Теории «постиндустриальное общества» и «информационного» общества.

  3. Изменения роли гражданского общества. Демократизация в мире.

  4. Глобализация». «Гринпис». Фундаментализм. Глобализация в экономике. МВФ. ВТО.

  5. Распад биполярной модели международных отношений. Перспективы становления нового мирового порядка. Международный терроризм и глобальная угроза. Изменение роли ООН.

  6. Современные идеологии. Левые и Консервативные.

  7. Тенденции сближения позиций ведущих политических партий.

  8. От демократического социализма к третьему пути. «Государство социальных инвестиций.

  9. Неофашизм. Троцкизм.

  10. Разнообразие организаций гражданского общества.

  11. Христианство в современном мире. Мировые религии. Экуменизм. Многообразие религий и единство человечества.

  12. Бархатные Революции в Восточной Европе1989-1991гг. Причины и результат.

  13. Перестройка. Реформы. Проблемы. Итоги.

  14. Развитие Содружества Независимых государств. Интеграция в рамках СНГ. Вооруженные конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

  15. Латинская Америка: от диктатур к демократии. Азиатские «тигры» и «драконы».

  16. Индия - крупнейшая демократия мира. Современные проблемы Индии.

  17. Два пути развития мусульманских стран.

  18. Турция. Иран: теократическая республика. Египет.

  19. Теория Дэн Сяопина. Государство малого благоденствия. Итоги реформ. Достижения и проблемы.

  20. Внешняя политика Китая. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

  21. Истоки японского «экономического чуда».

  22. Внешняя политика Японии. «Три неядерных принципа». Российско - японские отношения.

  23. Современная Россия. От Ельцина до Путина.

  24. История парламентаризма в России.

  25. Правительство. Судебная власть. Центр и регионы. Местное самоуправление.

  26. Социальная сфера. Демография. Повседневный быт.

  27. Формирование многополюсной модели мирового сообщества.

  28. Демографические и этнонациональные проблемы. Экологические проблемы.

  29. Новое объяснение мира. Теория самоорганизации. Концепция глобальной эволюции.

  30. Место человека в мире.

  31. От модернизма к постмодернизму. Постмодернизм - новая культурная эпоха.

  32. Литература и искусство. Молодёжная культура.

33. Главные достижения человеческой цивилизации в XX - XXI веках.

34. Перспективы развития мира в XXI веке.


Контрольные вопросы по теме «Биполярный мир и «холодная война».


  1. Эпоха «холодной войны»: сущность, основные события.

  2. Предпосылки перехода от конфронтации к политике разрядки международных отношений 60 - 80-х гг.

  3. Противостояние между сверхдержавами в региональных конфликтах.

  4. Ядерный фактор в международной политике 50 - 80-х гг.

  5. Составить таблицу:

События,

способствовавшие ослаблению

международной напряженности

События,

способствовавшие усилению международной напряженности


  1. Встреча в Женеве глав государств и правительств в 1955 г.

  2. Вывод советских и американских войск из Австрии

  3. Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ, СССР и Японией

  4. Достижение в 60-е годы ракетно-ядерного паритета между США и СССР

  5. Договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой между СССР и США

  6. Договор 1968 г. между СССР, США и Великобританией о нераспространении ядерного оружия

  7. Подписание СССР и США в 1972 г. договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

  8. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (г. Хельсинки) в 1975 г


  1. Раскол Европы. Берлинский кризис 1948-1949 гг.

  2. Разделение Германии на две части - ФРГ и ГДР

  3. Учреждение НАТО и ОВД

  4. Корейская война 1950 - 1953 гг.

  5. Берлинский кризис 1961 г.

  6. Карибский кризис 1962 г.

  7. Американо-вьетнамский вооруженный конфликт 1964-1973 гг.

  8. «Евроракетный» кризис. Нарушение ракетно-ядерного паритета в 1979 г. Размещение СССР ракет среднего радиуса действия в ряде восточноевропейских государств и ответные меры США в Западной Европе

  9. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Вмешательства СССР в дела Афганистана



Контрольные вопросы по теме «СССР и социалистические страны Европы».


  1. Характеристика основных черт политического, идеологического и экономического развития СССР в послевоенный сталинский период.

  2. Роль в истории страны И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.

  3. Развитие СССР и стран Восточной Европы: общее и особенности.

  4. Историческое значение XX съезда КПСС в жизни страны.

  5. Десталинизация в СССР и странах Восточной Европы.

  6. Кризис «развитого социализма» в 70-х - первой половине 80-х гг.

  7. Кризисные явления в СССР и странах Восточной Европы.

Контрольные вопросы по теме «Запад и «третий мир» во второй половине XX века».


  1. Индустриальные общества Запада во второй половине XX века.

  2. Кризисы в экономическом развитии стран Запада: причины, влияние на различные сферы жизни, пути преодоления.

  3. Характерные черты массовых движений в странах Запада во второй половине XX века.

  4. Модернизация в странах «третьего мира» во второй половине XX века.

  5. Проблемы стран Азии и Африки после достижения ими независимости.

Контрольные вопросы по теме «Россия в современном мире».



  1. Экономические и политические преобразования в период «перестройки» в СССР.

  2. Политика «перестройки» и ее место в жизни СССР и стран Восточной Европы.

  3. Процесс распада коммунистического режима в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг.

  4. Политические и экономические кризисы в период становления новой России.

  5. Российский парламентаризм в 90-х гг. XX века.

  6. Конституция Российской Федерации: власть, общество, гражданин.

  7. Основные этапы становления российской государственности в 90-е гг. XX - начале XXI вв.

  8. Новая Россия в системе международных отношений на рубеже XX - XXI вв.

  9. Характерные черты нового российского общества.

  10. Основные черты и проблемы современного развития человечества.


Контрольные вопросы по теме «Духовная жизнь».

  1. Научно-технический прогресс и этапы изменения жизни людей в XX веке.

  2. Естественнонаучная картина мира в конце XX века.

  3. Вклад России в мировую культуру XX века.

  4. Своеобразие мировой художественной культуры XX века.

  5. Противоречия развития отечественной культуры во второй половине XX века.





Структура контрольного задания:


ВАРИАНТ 1

1. Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:

1. Первым Президентом России был:

А) В.В. Путин Б) Б.Н. Ельцин В) М.С. Горбачёв Г) Е.Т. Гайдар

2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены:

А) частичным преодолением дефицита продовольственных товаров

Б) полной макроэкономической стабилизацией

В) ускорением развития военно-промышленного комплекса

Г) увеличением доходов большинства населения

3. Измените высказывания, чтобы они стали верными:

1. «Холодная война» - это ведение военных действий в условиях зимы.

2. «Перестройка» - реконструкция устаревших промышленных объектов.

4. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. 1. «Застой» А. Н.С.Хрущёв

2. «Перестройка» Б. И.В.Сталин

3. «Карибский кризис» В. Л.И.Брежнев

4. «Железный занавес» Г. М.С.Горбачёв 1 2 3 4

5.Установите, какое событие связывает эти понятия между собой: Куба, СССР, США, ядерные ракеты, угроза мировой войны, октябрь __________________?

6. Сформулируйте основные принципы «нового политического мышления» во внешней политике СССР в период перестройки. Назовите не менее двух принципов.

7. Сформулируйте, в чём суть «японского экономического чуда». Назовите не менее двух факторов, обеспечивших это явление

8. Ниже приведены две точки зрения на причины распада СССР:

А. Некоторые современники считают, что решающую роль в распаде СССР сыграли лидеры трех бывших республик Союза - России, Украины, Белоруссии.

Б. К распаду СССР привели объективные причины, факторы, нараставшие в течение десятилетий.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

9. Сравните экономическую политику в период «перестройки» 1985- 1991 гг. и в период реформ 1990-х гг. в РФ. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).

10. Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:

Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в конце 1970-х гг.?

А) Карибский кризис

Б) создание НАТО

В) разрушение Берлинской стены

Г) ввод советских войск в Афганистан


Вариант 2

1. Прочтите отрывок из выступления руководителя нашей страны и укажите его фамилию. «… Этот год стал для наших граждан… не только временем новых надежд и достижений. Произошли события, ставшие, я уверен, очень значимыми буквально для каждого в нашей стране. И одновременно - серьезным испытанием для всей России. Это варварская агрессия против Южной Осетии. И, конечно, набирающий обороты глобальный финансовый кризис…».

А) М.С. Горбачев

Б) Б.Н. Ельцин

В) В.В. Путин

Г) Д.А. Медведев

2. Измените высказывания, чтобы они стали верными:

1. «Культурная революция» - политика китайского руководства, направленная на повышение уровня образования и общей культуры в стране.

2. «Беловежские соглашения» - результат переговоров о статусе заповедника «Беловежская пуща»

3. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) завершение вывода советских войск из Афганистана А) 1993

2) распад СССР Б) 1962

3) Карибский кризис В) 1989

4) принятие Конституции современной России Г) 1991

4.Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:

Гласность, кооперация, регулируемый рынок, Чернобыль, «сухой закон»_________________

5. Сформулируйте основные последствия периода «Застоя» в СССР. Приведите не менее двух примеров.

6. Сформулируйте основные последствия второй мировой войны для международных отношений. Приведите не менее двух последствий.

7. Сравните внешнюю политику СССР в 50-60-е гг. и в период 70-80-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).

8. Ниже приведены две точки зрения на политику М.С.Горбачева в период перестройки:

А. Перестройка была жизненна необходима и спасла страну от потери независимости.

Б. М.С.Горбачев выполнял заказ «Запада» и все проводимые мероприятия были направлены на ослабление СССР и его подчинение США и Западной Европе.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

9. Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:

1. Обострение международной обстановки в начале 1960-х гг. проявилось

А) во вводе советских войск в Афганистан;

Б) в освоении космического пространства;

В) в создании ядерного оружия;

Г) в возникновении Карибского кризиса;

10. Что из указанного характеризует экономическое развитие России в начале 1990-х гг.?

А) усиление государственного вмешательства в экономику

Б) поддержка военно-промышленного комплекса

В) осуществление приватизации государственных предприятий

Г) установление государственного контроля за ценами на товары

Вариант 3

1. Измените высказывания, чтобы они стали верными:

«Разрядка» - это прекращение деятельности какой-либо международной организации.

«Международный терроризм» - организация террористов, составленная из граждан различных государств.

2. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов: 1. Корейская война А. 1979-1989 гг.

2. «Шестидневная война» Б. 1964-1975 гг.

3. Афганская война В.1950-1953 гг.

4. Вьетнамская война Г.1967 г.

3. Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:

«Белый дом», октябрь, Б.Ельцин, парламент, танки___________________________

4. Сформулируйте, в чём суть политики мирного сосуществования.

Приведите не менее двух признаков.

5.Сформулируйте основные направления социально-экономической политики российского государства в 1990-е гг. Приведите не менее двух примеров.

6. Сравните внутреннюю политику СССР в периоды «застоя» и «перестройки». Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).

7. Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику, проводимую первым президентом России Б. Н. Ельциным:

А. Непродуманной социально-экономической политикой Б.Ельцин поставил страну на грань распада, разрушил экономическую систему, создал условия для криминализации страны.

Б. Б.Н.Ельцин заложил основы демократического политического устройства России, создал условия для развития рыночной экономики.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

8. Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:

1. Что из перечисленного характеризует политическое развитие Российской Федерации вначале XXI в.?

А) укрепление роли федерального центра;

Б) принятие Конституции РФ;

В) учреждение поста Президента РФ;

Г) проведение референдума о восстановлении СССР;

9. Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в первой половине 1990-х гг.?

А) высокий уровень доходов государственного бюджета;

Б) повышение конкурентоспособности отечественных предприятий;

В) усиление зависимости от иностранных займов и капиталовложений;

Г) стабильное развитие сельского хозяйства;

10. Измените высказывания, чтобы они стали верными:

«Железный занавес» - специальное приспособление, призванное разделять враждующие стороны.

«Парад суверенитетов» - торжественное шествие представителей различных субъектов Российской Федерации.

Вариант 4


  1. Установите соответствие:

к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов:

1. Чернобыльская авария А. «Застой»

2. Афганская война Б. «Лихие девяностые»

3. Первая чеченская война В. «Оттепель»

4. Карибский кризис Г. «Перестройка»


  1. Установите, какое явление связывает эти понятия между собой:

Беслан, 11 сентября 2001, «Норд-Ост», Аль-Каида, Басаев, Чечня____________________


  1. Сформулируйте основные направления деятельности президента В.В.Путина по укреплению «вертикали власти» вначале 21 в.

Приведите не менее двух направлений. Сформулируйте основные причины югославского кризиса 1990-х гг. Назовите не менее двух причин.


  1. Сравните внутреннюю политику России в 1990-х гг. и вначале 21 в.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).

5. Ниже приведены два высказывания о войне в Афганистане:

А. Афганская война стала актом агрессии СССР против суверенной страны, когда СССР преследовал свои геополитические интересы в регионе.

Б. Ввод советских войск в Афганистан был актом дружеской помощи братской коммунистической партии и защитил Афганистан от американского влияния.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  1. Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:

Что было одной из причин возникновения «холодной войны»?

А) отказ СССР от принятия «плана Маршалла»;

Б) создание Совета Экономической Взаимопомощи;

В) атомная бомбардировка Хиросимы;

Г) расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской коалиции;

6. Что было одним из последствий выступления ГКЧП?

А) переход советского руководства к политике гласности

Б) ослабление центральной власти в СССР, распад Союза

В) консолидация сил КПСС

Г) принятие новой Конституции СССР

7. Измените высказывания, чтобы они стали верными:

«Гонка вооружений» - соревнования на скорость прохождения дистанции между мобильными ракетными комплексами.

«Оттепель» - кратковременное потепление вовремя зимних холодов.

8. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов:

1. Первый президент Российской Федерации А. Л.И.Брежнев

2. Первый президент СССР Б. В.В.Путин

3. Генеральный секретарь ЦК КПСС В. Б.Н.Ельцин

4.Действующий президент Российской Федерации Г. М.С.Горбачёв

9. Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:

Б.Ельцин, «Беловежские соглашения», М.Горбачев, СССР, СНГ__________________


  1. Сформулируйте основные последствия августовского путча 1991 года.

Назовите не менее двух последствий. Сформулируйте основные задачи внешней политики СССР по окончании второй мировой войны. Приведите не менее двух задач.

8

© 2010-2022