Урок по истории Великая колонизация

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Древнего мира

5 класс

Тема: « Великая колонизация»

Цели:

  1. познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

  2. обеспечить усвоение понятий «полис», «великая колонизация», «аристократия», «тиран», «Демос»;

  3. сформировать умение работать с исторической картой; работать с историческими документами.

Оборудование:, проектор, экран, учебник, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний учащихся

Учитель: Итак, вам предлагается дать определение следующим терминам (слайд 1)

Проверка знаний (все высвечивается на большом экране, через проектор)
3. Изучение новой темы.

План

Дайте определения терминам «колония, колонизация». Предполагаемые ответы учеников: «Финикийцы. Карфаген и т.д. С целью развития торговли и получения необходимых товаров, продовольствия. Колония - поселение выходцев из другой страны. Колонизация - заселение колонистами пустующих земель». Учитель: « Запишем термины на доске, они нам пригодятся при изучении новой темы». Ребята, что такое колония?

Записывают в тетрадь.

Колонизация - освоение и заселение новых территорий вне своей страны.

Колония - территория вне своей страны, из которого переселяют часть населения, образуя вдали от своей родины как бы новую её часть.

Колонизатор- человек, который осуществляет освоение незаселённых, пустующих земель. (7 слайд)

Ученики: «Почему эллины покидали родину и основывали новые поселения?» (слайд 4). Учитель: «На этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ на уроке, изучая тему «Греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»

Постановка цели и планирование деятельности.

Учитель: «Как вы думаете, что мы с вами выясним, ответив на проблемный вопрос урока?»

Ученики: «Причины греческой колонизации».

Учитель: «Вы уже знаете, что у каждого события есть не только причины, но и следствия. Попробуем сформулировать цели и план урока». Учащиеся формулируют цели и план урока:

Рассказ учителя:

600 лет до нашей эры на территорию древних скифов высадились древние греки (работа по карте)

Кто покидал Грецию?

(записывают)

1) обедневшие и малоземельные граждане

2) младшие сыновья семейств

3) побеждённые на политической арене

4) сторонники демоса

5) ?

Доклад ученика "Процесс переселения греков"

Вопросы

1.Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что «греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Что он имел в виду? Какие места выбирали греки для основания колоний? (слайд 13)

2.Что везли в Грецию из колоний? Что привозили в колонии из Греции?

3.Каковы последствия колонизации?

Примерные ответы учащихся, обсудив которые записываем в тетрадь. Ответ на вопрос №1: «Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки)»

Рассказ учителя: «Многочисленные греческие колонии возникли на берегах Черного моря, названного греками Понт Эвксинский («Море гостеприимное»). Здесь греки нашли благоприятные условия для жизни. Об этом говорят сами названия колоний: Феодосия - «дар богов», Кепы- «сады», Ольвия - «счастливая, богатая». Колонисты создавали свой полис наподобие того, который они покинули. Со своей метрополией колонии поддерживали экономические и культурные отношения. Метрополия - (с греческого «полис - мать») государство, создавшее поселение. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Греки обосновались в Италии и Сицилии. Сицилийская греческая колония Сиракузы превратилась впоследствии в самый большой и прекрасный город западного Средиземноморья. Первой эллинской колонией на территории Италии были Кумы. Самой богатой колонией был Сибарис. Если верить преданию, вина у них было так много, что оно подавалось из города в порт по винному «водопроводу». Богатство и роскошь сибаритов вошли в поговорку, и сейчас мы называем сибаритами людей, любящих пожить с удобствами». Примерные ответы учащихся на вопрос № 2: «Из Греции: вино, оливковое масло, ремесленные изделия. В Грецию: зерно, рабов, шкуры животных, мед и т.д.» (слайды 16)

Ответы на вопрос №3

Причины колонизации Рост населения, угроза голода и долгового рабства. Развитие торгового обмена между греческими полисами и колониями Торговля с колониями обеспечивала население продовольствием. Из Греции: вино, оливковое масло, ремесленные изделия. В Грецию: зерно, рабов, шкуры животных, мед. Улучшение положения трудового населения Греции Торговля с колониями обеспечивала население работой Борьба между знатью и демосом. Потеря знатью особой роли в управлении государством Выросло значение среднего слоя населения (купцов и ремесленников) в управлении полисов

.Домашнее задание: & 32 , ответить на вопросы к параграфу. Составить рассказ от первого лица «В одной из греческих колоний» с привлечением дополнительного материал по теме, который поможет вам представить себя участником событий, происходивших в период Великой греческой колонизации и лучше усвоить материал

© 2010-2022