Рабочая программа кружка юных краеведов

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждаю»

заседании Зам.директора по УВР Директор школы

методической ____________________ Т.В.Подлужная

кафедры Приказ №___ Протокол №_______

от ____ 08.2016г. от _____ 08.2016 г.


Рабочая ПРОГРАММА

кружка «Родные истоки».

(предметная направленность: история)



Срок реализации: 1 год.

Возраст обучающихся: 11-12 лет





Автор-составитель: Белокрылова Е.И.







Пояснительная записка

Краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков.

Изучение истории и современности края необходимо для формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и предназначена для школьников 11-12 лет (6 класс).

Цель программы «Юные краеведы»:

- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления о малой Родине ;

- формировать опыт участия в краеведческо - исследовательской деятельности;

- познакомить с разными способами получения информации.

-научить оформлять поисковые работы.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам тех, кто причастен к судьбе Родины.

-развивать потребность в познании себя в мире.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма.

- формировать активную жизненную позицию

- воспитывать уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям.

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 11-12 лет (6 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Достижение цели осуществляется через беседы, краеведческие игры, тематические экскурсии, заочные путешествия, выполнение исследований и проектов.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей.









Формы проведения занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:

  • Экскурсии;

  • Викторины;

  • Конкурсы

  • Уроки - лекции;

  • Работа с документами; СМИ;

  • Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.

  • Использование Интернет ресурсов.

Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

Содержание программы.

Введение. Достопримечательности моего родного края (2 ч.)

Заочная экскурсия по туристическим местам Воронежской области.

Источники изучения жизни народа (1 ч.)

Понятие о письменных и материальных исторических источниках, вспомогательные исторические дисциплины. Краеведение.

Люди, прославившие Воронежский край (6 ч.)

Знаменитые писатели, поэты, художники, учёные. Ознакомление с их творчеством и достижениями. Почётные граждане, их заслуги.

В глубине веков (3 ч.)

История заселения края. Народные обычаи, традиции. Фольклор.

История строительства военного флота в нашей местности (2 ч.)

Кораблестроение в Воронежском крае.

История родной школы (1 ч.)

Топонимика нашего края (2 ч.)

Происхождение названий населённых пунктов, водоёмов, улиц, районов.

Семейная история (1 ч.)

Семейная родословная. Семейная реликвия.

Наш край в годы Великой Отечественной войны (3 ч.)

Военные действия в Воронежской области. Острогожский район в годы войны. Герои - наши земляки.

Символика Воронежской области и Острогожского района (1 ч.)

Герб и флаг Воронежской области. Символика Острогожского района.

Творческий отчет (2 ч.)

Выставка творческих работ. Викторина. Защита творческих проектов.

Подведение итогов (1 ч.)

Литература

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинев, 1985.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. - Смоленск, 1998.

Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Из истории культуры Воронежского края (конец XVIII - начало XX в.). - Воронеж, 1971.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. - Воронеж, 1992.

Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. - Воронеж, 2002.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. - Воронеж, 1979.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. - Воронеж, 1986.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994.

Прохоров В.А. Вся Воронежская земля: Краткий историко-топонимический словарь. - Воронеж, 1973.

Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. - М., 2001.

Ресурсы-Интернет


Детям о Воронежском крае okrae.odbvrn.ru/

ЭОР zanimatika.narod.ru/RF36.htm

"Географический портал Воронежской области""mygeog.ru/rubrica/kraeved/

"Музеи "museum.ru›"M651"Воронеж

Музей Крамского kramskoi.vzh.ru

Дивногорье divnogor.ru

Костёнки kostenki-museum.ru

Музеи museumobr.my1.ru

Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html

Календарно-тематическое планирование.



Исследование. Работа со справочной литературой, монографиями и сетью Интернет.

12-13.

История строительства военного флота в нашей местности.

Просмотр презентации.Экскурсия в музей.

14-16.

Национальная одежда, народные обряды, традиции и праздники Воронежского края и Острогожского района.

Просмотр презентаций.Экскурсия в краеведческий музей(2)

17-21.

Достопримечательности моего родного края.

Просмотр презентаций. Подготовка проектов о достопримечательностях Острогожского района.

22-24.

Знаменитые земляки.

Просмотр презентаций,экскурсия по школе,экскурсия в краеведческий музей(2).

25.

История родной школы.

Просмотр презентации.Беседа.

26.

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр презентации.

27-28.

Острогожский район в годы войны.

Просмотр видеофильма. Экскурсия в музей.

29-30.

Семейная история.

Исследование. Рассказ семейной истории. Просмотр фотографий

31.

Викторина по истории Воронежского края.

32-34

Защита проектов и презентаций, выставка творческих работ.

Творческий отчёт.



© 2010-2022