- Преподавателю
- История
- КОНСПЕКТ УРОКА Рабство в Древнем Риме
КОНСПЕКТ УРОКА Рабство в Древнем Риме
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якупова Н.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка открытого урока по истории Древнего мира
5 класс
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме »
Выполнила учитель
Истории и обществознания
МОУ « ООШ р.п. Озинки»
Якупова Наталья Александровна
2015год
Тема: «Рабство в Древнем Риме»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: выявить особенности рабовладения в Древнем Риме.
Задачи:
Образовательные:
1) определить источники рабства;
2) охарактеризовать положение рабов;
3) познакомиться с условиями жизни рабов;
4) понять, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме.
5) причины восстания Спартака ,итоги и значение.
Развивающие:
1) продолжить развитие умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике;
2) развивать умения работы в группе, вести диалог.
Воспитательные:
1) воспитание чувства сопереживания;
2) формирование неприятия рабства как явления;
3) Развитие интереса учащихся к истории, любознательности, расширения кругозора.
Оборудование: учебник, настенная карта: «Римская империя»; презентация; раздаточный материал с текстами и заданиями; рабочие листы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают источники рабства, условия жизни рабов; могут охарактеризовать положение рабов
Метапредметные:
Умеют находить нужную информацию в различных источниках, анализировать, делать обобщения
Личностные:
Выражают личное отношение к явлению рабства
Технологическая карта урока
№
Технологические этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сформированные УУД
1.
Вызов:
-актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
- Здравствуйте, ребята!
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Мы знаем, что Рим стал могущественным благодаря своим завоеваниям.
- С помощью чего они сумели осуществить свои завоевательные планы?
Записать число в тетради
Давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем Где находится Рим?
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, найти нужно полуостров похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Историческая разминка «Вопрос- ответ
В какой бы уголок Рима мы не заглянули, везде мы встретим этих людей.
Слайд №2.
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
- О ком идёт речь в отрывке?
Во время второй Пунической войны рабов в Риме было столько, сколько свободных. Так, 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы в рабство
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Тема урока записывается на доске.
- Что мы сегодня должны обсудить по данной теме
- Молодцы, мы определили основные направления нашей работы на уроке. А теперь попробуем ответить на поставленные вопросы с помощью документов, текста учебника и иллюстративного материала.
- Римляне смогли стать хозяевами Средиземноморья при помощи особого построения, выучки, жесткой военной дисциплины, профессионализма римских легионеров и выдающихся полководцев.
- О рабах.
- Рабство в Древнем Риме.
Предлагаются варианты вопросов:
- кто такие рабы?
- кто становился рабом?
- где использовался труд рабов?
- условия содержания
- что ели?
- какая была одежда?
- каким было отношение к рабам?
- к каким событиям могло привести огромное количество рабов в Риме? и т.д.
Ведутся записи в тетради в виде кластера.
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
2
3
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Открытие новых знаний
Работа с новым понятием
физкультминутка
Проблема: В Риме говорили : «Сколько рабов - столько врагов»? ПОЧЕМУ?
,
Работа с текстом учебника стр 251
Каким было общество в Риме? РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИМ
Давайте разберемся с понятиями.
Раб - это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец - собственник раба.
Найдите информацию о количестве рабов и об отношение к ним в Риме?
Исследователи
Чтобы раскрыть план нашего урока мы с вами проведем исследовательскую работу:
Работа в группах Организует работу с текстом учебника: § 49
1 ряд - 1 поисковый отряд, 2 - 2 п. о., 3 ряд - 3 п.о. Задание: перед вами лежит учебник, по которому вы будете проводить исследование, на стр 252- 253. работая в внимательно его прочитайте , используйте Рисунок учебника слайды и сделайте вывод своего исследования
1 поисковый отряд Источники рабства
- какими были источники рабства в Древнем Риме?
- какой источник играл важнейшую роль? Почему?
Источники рабства: пленники, должники, дети рабов, пиратство
2. поисковый отряд .Использование труда рабов
Не иметь ни одного раба считалось в Риме признаком крайней нищеты.
где использовался труд рабов?
В сельском хозяйстве (имениях рабовладельцев);
в богатых домах; Камнеломнях, рудниках
гладиаторы.
.3 поисковый отряд Положение рабов
Каким было отношение рабовладельцев к рабам.
Вольноотпущенные - раб отпущен по воле господина
Какие выводы мы сделаем о рабстве в Риме?
Таким образом,
- рабов в Риме было много;
- римляне использовали труд рабов во всех сферах жизни.
Жестокое бесчеловечное отношение к рабам
Но вместе с тем, римляне считали, что сколько рабов, столько врагов. ПОЧЕМУ?
Большое число рабов, жестокая их эксплуатация, в любой момент могли привести к восстанию.
В истории, как и в любой другой науке, какие-либо явления не происходят просто так, каждое из них - продолжение чего-либо. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме.
Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):
а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;
б) почти у всех римских граждан были рабы;
в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;
г) восстание рабов.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли, опустили.
Раз - согнуться-разогнуться.
Два - встать ровно, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А что такое, на ваш взгляд, восстание? Какие еще формы борьбы вы можете назвать? (побег, поломка орудий труда и т.д.) Скажите, может ли восстание быть без руководителя?
(Восстание Спартака в 74-71 гг до н.э.)
Кто же такой Спартак узнаем из текста учебника . Работа с учебником стр 253 читают
Назовите хронологические рамки. Восстание началось в 74 г . до н.э. ,а закончилось в
71 г.до н.э.
Задание отметьте на линии времени эти даты и посчитайте, сколько лет длилось восстание.
Задания для групп:
I группа
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. "Лучше умереть за свободу, - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян". Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.
Вопросы:
-
С чего и где началось восстание рабов?
-
Цель восставших?
-
Чем были недовольны гладиаторы?
-
Кого выбрали своим предводителем?
-
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?
II группа
Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 - 236 п.2..
Ответьте на вопросы:
-
Какая задача стояла перед Спартаком?
По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из кого состояло войско Спартака.
III группа
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
У Спартака в ходе восстания был план - собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов , не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.
Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?
Вопросы:
-
У восставших был план ведения войны с Римом?
-
По карте учебника на стр. 254 ) проследите походы восставших.
-
Было ли единство и согласие между рабами?
Определите по карте когда произошло поражение восстания
Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем стр 255 Значение восстания Спартака:
Закрепление.
А сейчас в форме игры "Да - нет", закрепим полученные знания. Инструктаж.
-
Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)
-
Спартак был родом из Греции? (Да - нет.)
-
По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да - нет.)
-
Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)
-
Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да - нет.)
Проверьте себя и поставьте оценку.
Дают самостоятельные ответы и используют материал документа.
Устные ответы:
- зависимый, несвободный человек
- он принадлежит хозяину
- «говорящие» орудия
- человек, не имеющий прав
Записывают в таблицу данные ответы.
Изучаютдокумент№1 и
выписывают в таблицу источники рабства:
-военнопленные
- захваченные пиратами
- должники
- дети рабов
- Где использовался труд рабов.
Перечисляют основные виды работ, выполняемых рабами, отмечая, где легче, а где тяжелее были их обязанности.
Читают документ №2 и находят ответы об условиях содержания рабов, которые комментируют устно.
На основе изученного материала делают вывод, что рабство несправедливо с точки зрения современного человека.
Работают с историческим документом
Делают вывод:
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
4
5
Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения
Домашнее задание
Я предлагаю оценить вам наш урок, как мы с вами поработали: (Лист самооценки)
-
Прочитать §50.
Для любознательных!
-
На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?
-
Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?
Оценивают работу на урок
Сдают рабочие листы.
Записывают домашнее задание
Регулятивные
Личностные
Познавательные