Конспект к уроку: Нашествие с Востока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Нашествие с Востока

Цель: 1. Познакомить с началом вторжения монголов на Русь, с причинами и последствиями монголо-татарского нашествия;

2. Формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, карта.

План урока:

1. Держава Чингисхана государственным устройством Золотой Орды; 2. Тактика и вооружение монголо-татарского и русского войска 3. Вторжение в Рязанскую землю.
Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород.
4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
5.Причины завоевания русских городов.


Основные события:


1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239-1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу



Ход урока

Орг. Момент. (1 мин)

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему.


II. Мотивация (3 мин)

Учитель: Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя - внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

-Как называется тема урока?

-Ребята, что вам известно о монголо-татарах?

-Ребята, а что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?


-И так наша цель: ознакомление с монголо-татарским нашествием, выяснение причин поражения русских городов.

-«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!»

-Так описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан.

Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

-О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить.

- А как вы думаете? почему монголо-татары победили Русь?

(ответы учащихся)

-Давайте проверим наши предположения?

Сейчас мы поработаем с текстом. Следите за читающим, текст перед вами задание № 1 рабочего листа. В ходе чтения прошу вас подумать над следующими вопросами:

1) Какие из ваших предположений текст подтверждает, а какие - опровергает?

2) Какие сведения, приведенные в тексте, для вас новы?

3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа.

2. Работа с текстом (5 мин)

В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Темучину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").

В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. (по Л.Гумилеву)

(ответы учащихся на предложенные вопросы)

-А теперь сравним государство монголо-татар и Русь. Посмотрите на карту Руси 12 века.

- Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков.

-Как вы думаете, почему? Что происходит на территории княжеств?

- Если бы в это время на Русь напал враг, смогла бы она победить?

-А в это время в Монгольской державе все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.

-Какое же из этих государств заведомо имело преимущество в войне и почему?

-А теперь попробуем оценить боеспособность монгольского войска и русской дружины.

Текст №2. Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.

Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. Воины тяжелой конницы имели копье, меч, железный шлем, кольчугу. У каждого воина было не менее трех лошадей.

Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной. Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.

Какое войско имело преимущество в бою и почему?

- Поэтому к началу 13 века под ударами Чингизхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголо-татары заимствовали у противника тактические приемы, стратегию ведения боя, вооружение.

В 1223 году монголо-татары вторглись в Половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.(рассказ учителя или сообщение заранее подготовленного ученика)

- Почему русские князья потерпели поражение в битве на Калке?

-После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.

. "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.

-О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

1 вариант: (Рязань). Прочитать в учебнике стр.105. Заполните пропуски в тексте:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

2 вариант: (Владимир). Прочитать в учебнике стр.107. Найдите ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

3 вариант: прочитать в учебнике стр.111 и заполнить Хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Геройски защищались русские города.

-6 дней продержалась под натиском татар Рязань, 10 дней - Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?

- Подведем итоги нашего исследования. В ходе разговора были названы причины поражения Руси.

-Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ) и слабые стороны русских (показ)

Сильные стороны татар:

1 Численное превосходство;

2 Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3 Военно-тактическое превосходство;

Слабые стороны Руси

1 Феодальная раздробленность,

2 Отсутствие единой армии

3 Техническая отсталость русских дружин

- После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.









© 2010-2022