- Преподавателю
- История
- Конспект урока в 11 классе по истории: «Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация»
Конспект урока в 11 классе по истории: «Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация»
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каменева Т.М. |
Дата | 26.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация».
11 класс история России
Урок проводится с учетом того, что материал изучался в 9 классе, в 11 классе материал обобщается и конкретизируется.
Цель урока:
- изучить основные направления развития экономики СССР в 30 годы 20 века и его итоги;
- формировать умения самостоятельного анализа , сравнения исторического материала, представленного в различных источниках( сравнивать пути развития СССР в данный период, выделять цели и средства модернизации экономики, подводить итоги развития)
- давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;
Вид занятия: комбинированный урок
Методы обучения: частично- поисковый, наглядно- иллюстративный, игровой
Задачи:
•Образовательная: установление причинно-следственных связей, понимание новых терминов и понятий.
•Развивающая: развитие аналитических, сравнительных, коммуникативных навыков мышления.
•Воспитательная: появление личностной оценки к данному историческому процессу.
Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.
Основные виды деятельности учащихся: работа с историческими источниками, плакатами, фотографиями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Постановка цели урока:
« Задержать экономическое развитие - значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет»
Эта фраза принадлежит И.В.Сталину, в чем заключается смысл данного высказывания.
( ученики высказываются)
Вывод: НЭП не смог преодолеть кризисные явления в стране, нам был необходим новый курс.
-
Изучение Нового материала:
На основание материала предоставленного в учебнике выпишите причины свертывания НЭПа.( Объяснить каждую причину на основе технологии ПОПС).
Что такое формула ПОПС
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:
П - позиция
О - объяснение (или обоснование)
П - пример
С - следствие (или суждение)
Приложение 1: На столах у учащихся :
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Данное задание пример развития речи учащихся на уроке, дополнительная подготовка к написанию сочинения по истории в 11 классе на ЕГЭ, и эссе по обществознанию.
Учащиеся дают ответы на задание.
Причины перехода к чрезвычайщине, отказа от НЭПа:
· Для достижения новых успехов на базе НЭПа требовалось углублять реформы, давать более полный простор этой политике не только в торговле, сельском хозяйстве, но и в промышленности. Главное же в том, что плюрализм в экономике должен был найти свое отражение в политической сфере, в системе власти. А Сталин и стоявшие с ним у власти не были готовы и не могли пойти на такой радикализм, потому что он мог, в конце концов, лишить их власти. Именно поэтому Сталин и его окружение пошли не на углубление, а на отказ от нэпа и утверждение в советском обществе тоталитарного режима.
· Первые годы существования нэпа убедительно показали жизнеспособность и устойчивость частного предпринимательства. Но данное обстоятельство не могло устраивать большевистскую партийно-государственную номенклатуру, которая все острее с середины 1920-х гг. стала ставить вопрос о целесообразности дальнейшего «обуржуазивания» страны.
· По мере углубления нэпа и усиления экономических позиций «несоциалистических» элементов партия большевиков шаг за шагом утрачивала свою социальную базу. Политика правительства постоянно менялась и напоминала игру без правил. В любое время нэпману могли либо предоставить какую-нибудь льготу, либо посадить в тюрьму.
· Нажим на частных предпринимателей негативно отразился на состоянии экономики, поэтому в начале 1925 г. политика вновь была пересмотрена.
· Свертывание нэпа было выгодно определенным влиятельным силам внутри страны, а именно, бюрократическому аппарату, который имел собственные интересы, отличные от интересов рабочих и крестьян. Сразу же после революции аппарат стал жить в соответствии с этими интересами, подчиняя себе всю экономическую и политическую жизнь страны.
Вывод: страна должна быть экономически независимой, НЭП это предоставить не смог, правительство берет новый курс, ставя в приоритет развитие тяжелая промышленность, машиностроение, с/х.
Имелось 3 варианта развития:
- развивать рыночную экономику ( Кондратьев)
- развивать смешанную экономику ( Бухарин)
- развивать тяжелую промышленность за счет легкой и с/х ( Сталин)
Чей вариант развития одержал победу?
Задание.: Составьте кластер: Индустриализация , коллективизация( на основании учебного материала), учитывая что необходимо обозначить все особенности явления.
Учащиеся дают свои варианты ответа, они меняются по мере ответов, создается оптимальный вариант.
4.Закрепление нового материала:
Давайте отметим положительные и отрицательные итоги этого периода.
Учащиеся дают ответы.
Выделите главный результат, который получит свое продолжение на последующим этапе развития нашей истории.
-
Итог урока
«Без индустриализации не было бы победы над фашисткой Германией. В этом и состоит историческое значение трудового подвига советских людей».
Этот главный вывод нашего урока.
6.Домашнее задание:
Написать сочинение:
«Страна в годы коллективизации и индустриализации».
План:
-
Определить свою позицию, от какого лица идет повествование. Сторонник или противник.
-
форма: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки.
-
Кому адресован текст.
-
Четко обосновать рассматриваемый вопрос: позиция-аргумент-вывод.