Конспект урока по истории на тему Куликовская битва

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дмитрий Донской. 635 лет со дня Куликовской битвы.

Цель урока: подвести учащихся к выводу о том, что Москва, возглавившая собирание Русских земель, стала готовить силы для освобождения Руси от монголо - татар, важным этапом чего и стала победа на Куликовом поле

Развивающие задачи: продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с картой, учебными картинами, делать сообщения.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.

Ход урока.

Уж лет шестьсот с излишком

Минуло с этих пор

И всё ж совсем не лишний

Об этом разговор

Под долгим, тяжким игом

Татарским гнулась Русь,

И в каждом сердце жили

Слеза, тоска и грусть.

Но как вода под снегом

Сбираемся весной,

Тот Русь, пылая гневом,

Копила сил на бой.

И. С. Аппак

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Тема нашего сегодняшнего урока - «Дмитрий Донской. Куликовская битва».

- Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

(Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог; личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения)

II. Изучение нового материала.

8 сентября 1380 года развернулось ожесточенное сражение.

А-

Армада эта шла вдоль Дона,
неспешно, поднимая пыль.
Стоял сентябрь. Сухой, как летом,
как высохший степной ковыль.

В 1377 году московско-нижегородская рать во главе с московским воеводой князем Дмитрием Боброком совершила поход в ордынские земли на Средней Волге. Во время сражения Боброк и Бренко бились вместе с князем Дмитрием Ивановичем.

Б-

Он с детства гнев впитал на иго.
Росли идейно с ним друзья:
Боброк и Бренко, брат Владимир.
Кремль строил. Стройка шла не зря!

Боброк в годах, в боях испытан,
весь в ранах, борода его
сребрится сединой, он воин,
умён и ценится у князя высоко.

Бренко пытлив, советник, неразлучник.
Он с сызмальства к седлу привык.
Не сдвинешь, не собъёшь. Такой он.
В боях надежен. Светел лик.

11 августа 1378 года на Рязанской земле у реки Вожи Дмитрий иванович разгромил ордынцев. Мамай решил дать отпор.

В-

Монголы Вожу-реку перешли.
Туман рассеялся. Сверкало солнце
и Бегич ясно различил
строй русских на холмах, их войско.

Они стояли неподвижно и спокойно.
Суровый взгляд как будто говорил:
- Не страшно нам. Погибнешь под мечами.
Узнаешь наш напор, удары княжих сил.

Немалые силы собрал ДМИТРИЙ Иванович, под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства земель русских.

Г-

Видит князь в пылу сраженья
Левый фланг уже без сил,
Он отдал распоряженья,
Глебка Брянский брешь закрыл.
Но татары давят снова,
Наседает вражья рать,
Да и нет полка второго
Мощь великую сдержать.

В 1359 году на московский престол вступил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович., который одержал победу на Золотой Ордой над Дону, за что и получил прозвище Донской.

Д-

В память славного сраженья
Стал Донским Димитрий князь.
После многих лет лишенья
Вновь Россия поднялась.

Русское войско провожали все семье из всех уголков русской земли, жены, дети, родители. Жена Дмитрия Ивановича Евдокия находилась среди людей.

Е-

Прощалась с мужем Евдокия,
заплаканная вся,
послушной, кроткою казалась,
Великая княжна.

Прощаясь, жёны горевали.
Не все мужья вернуться с брани.
Да, и вернуться ли они!
Моголы очень уж сильны.

В лесу Дмитрий Донской поставил засадный полк, во главе поставил своего самого опытного полководца Дмитрия Боброка и брата Владимира Андреевича.

З-

То полк Засадный в тыл ударил.
Рассёк Орду, бил по частям,
удар внезапен был, не ожидали,
Российский клич был, как таран.

На военном совете по настоянию московского князя было решено переправиться через Дон и принято бой на Куликовом поле.

К-

Вот на поле Куликовом
Повстречалися войска,
Чтоб узнать в бою суровом,
Уцелеет ли Москва.

Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центре он поставил большой полк, впереди передовой полк, по флангам полки правой и левой руки.

Л-

Вот уже враги прорвали
Левый, крайний, полк руки
Со спины рубя, погнали
Русских берегом реки

В западной части Орды встал хитрый и коварный военачальник Мамай, но он не имел права на престол, так как не был потомком Чингисхана.
М-

Церковь в сумраке седая
Дмитрий, князь перед свечой
Злые полчища Мамая
Налетели саранчой.

Бой было решено дать у впадении в реку Непрядву, русское войско вынуждено было сражаться до последнего, отступать за реку было невозможно.

Н-

Мамай в ту брешь ордынцев бросил,
чтоб завершить большой разгром,
в Непрядве утопить противных русских
и праздновать Победы гром.

Но что случилось? Почему?
К нему на холм бегут ордынцы.
За ними гонятся, их бьют.
Победа упорхнула птицей.

Физкультминутка

Мы старались, мы учились. (Наклоны корпусом вправо)

И немного утомились. (Наклоны корпусом влево)

Сделать мы теперь должны (Наклоны корпусом назад)

Упражненье для спины. (Наклоны корпусом вперёд)

Мы работаем руками. (Руки вверх и вниз)

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)

Продолжим изучать с вами тему.

Большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. Накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками Сергия Радонежского. Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать , что дело освобождения Родины свято для всех.

О-

И сеча началась, рубились насмерть войны, войска смешались
И теснить татарин русских стал, махать мечом Ослябю устал
Мамай с кургана наблюдал за битвой воинов православных
Он ликовал, что слабнет враг, победа уж близка
Но вдруг ударом из засад князь одолел врага.

П-

Столкнулись. Врезались копьями.
Конь Челобея поволок.
Конь Пересвета гордо возвращался:
- С победой! Тихо произнёс.

Р -

Княже великий и славный Димитрий
К Сергию Радонежскому-старцу в обитель спешит.
Благословенье дал старец на битву,
Князю с Ордою сражаться велит.
Витязей русских веди за собою,
Против безбожных веди не страшась.
Богу угодно - так сладим с Ордою.

Долго длилось сражение, много пало людей в Куликовской битве.

С-

Пять часов уж сеча длится
Поле боя, адов мир
Черным облаком клубится
Воронье, предвидя пир.

Ордынские полководцы бежали с поля битвы. Русская конница преследовала и добивала остатки войск Мамая на протяжении 50 верст от поля Куликова.

Т-

Триумф победы, шумный пир,
Тот - в битве пал, а тот - кумир,
Там - покорились инородцы,
А здесь - защитника державы
Встречают, чествуя по праву.

Когда Мамай перенес удар на полк левой руки, они стали обходить большой полк, то русское войско, словно подставляя свой фланг, обрушил засадный полк.

Ф-

Учли, как действует Орда в бою.
Оврагами прикрыли фланги.
Сторожевой, Передовой полки
встречали грудью тяжесть "штанги".

Х-

Мамай же, утром наслаждаясь с вершины Красного холма,
В туман глядел, постичь стараясь, достало ль русскому ума?
Восстал плебей, улус ничтожный, шутя туменом раздавить,
Но голос сердца, осторожный, твердил иное - «может быть»

Бой начался с поединка богатырей - ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники сшиблись в смертельной схватке.

Ч-

Застыли рати в отдаленьи, обычай предков выше всех,
В глухом молчаньи и сомненьи: кому же бог отдаст успех?
Ряды орды взрывает криком батыр огромный - Челубей,
Сметая всех в порыве диком, и конь под ним, что воробей.

Ш-

Всё ж нашли, с помятым шлемом
Кровь на кудрях запеклась
Оглушён ударом в темя
Всё же жив наш верный князь

Щ-

Мечи, щиты, да длинны копья
звенели, падали, лилась
обильно кровь и горла крики
поднялись в небо, как стена.

На стороне Мамая, была дружина и литовского князя Ягайлы Ольгердовича.

Я-

Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской
Мамай ордой пошел на Русь
Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои
Он Ягайло поджидал, и тот напасть на Русь мечтал.

III. Подведение итогов.

-Что узнали для себя нового?

-Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно?

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Домашнее задание: § 18, написать сообщение о герое Куликовской битвы.

Список используемой литературы:

  1. История России с древнейших времён до конца 16 века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Сост. Н.Ю. Колесниченко Волгоград: Учитель, 2013 г.

  2. Митяев А.В. Ветры Куликова поля.

  3. Были использованы фрагменты иллюстраций: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории «Кирилла и Мефодия» История России.


© 2010-2022