Об изучении религиозных проблем

Задача актуализации изучения религии как одного из важнейших этапов социализации подрастающих поколений и её возможное решениеОтправной точкой антропосоциогенеза стало ослабление инстинктов у далёких предков современного человека. Скорее всего, это произошло в результате экологической катастрофы. Условия жизни резко изменились. Инстинкты больше не могли подсказывать, как себя вести. Обычно в таких случаях происходит вымирание живых существ, но сообщество архантропов нашло выход. В качестве компе...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Задача актуализации изучения религии как одного из важнейших этапов социализации подрастающих поколений и её возможное решение

Отправной точкой антропосоциогенеза стало ослабление инстинктов у далёких предков современного человека. Скорее всего, это произошло в результате экологической катастрофы. Условия жизни резко изменились. Инстинкты больше не могли подсказывать, как себя вести. Обычно в таких случаях происходит вымирание живых существ, но сообщество архантропов нашло выход. В качестве компенсации ослаблению инстинктов они создали социальные институты: производство, образование, власть, семью. Особое место среди этих социальных институтов занимает образование.

Производство, власть, семья - компенсировали ослабленные инстинкты, которые отвечают за удовлетворение потребностей, которые есть у всех живых существ - соответственно: в материальных благах, безопасности, продолжении рода. Образование удовлетворяет потребность, которая есть только у человека, и которая связанна с тем, что жизненно важные знания и умения у людей не наследуются, - это потребность в накоплении, сохранении и распространении жизненного опыта.

С самого начала, также как, и сейчас подрастающим поколениям была не очевидна ценность тех знаний и умений, которые им пыталось навязать общество. Первым учителям, так же как и современным требовалось мотивировать своих учеников к учению.

В глубокой древности, когда общество постоянно балансировало на грани гибели, мотивация к учению неизбежно должна была носить авторитарный характер. То есть, ты должен это уметь, ты должен это знать, ты должен поступать именно так, а не иначе. Но почему? - этот вопрос занимал, безусловно, и учеников и самих учителей, - и ответом на него стало возникновение ещё одного социального института - религии. Ты должен это уметь, ты должен это знать, ты должен поступать именно так, а не иначе потому, что так угодно неким сверхъестественным силам, которые создали наш мир, создали нас - людей. Если ты не будешь знать то, что должен; не будешь уметь то, что должен; не будешь поступать, как следует, то тебя ждёт не минуемая кара. Сравним теперь, как мотивируется к учёбе современный ученик современным учителем, родителями, социумом. Будешь плохо учиться - пойдёшь в армию, не найдёшь работы, не устроишься в жизни; будешь прозябать. Если будешь хорошо учиться - найдёшь хорошую работу, будешь хорошо зарабатывать и т.п.

Таким образом, оказывается с одной стороны, что религия это есть, хотя и сущностно важный, неотъемлемый, но всё же один из субинституциональных элементов общественной жизни, а с другой стороны этот сущностно важный, неотъемлемый характер религии делает её присутствие явное ли, скрытое ли в жизни общества обязательным. Это свойство религии делает необходимым её изучение для социализации современного человека. Вопрос в какой форме?

По причинам, связанным с глобализацией, социализация современного человека происходит всё в больше степени поверх рамок национального государства, этноса, конфессии, общины, семьи. Человек благодаря прогрессу в области создания и распространения информации оказывается один на один с огромным, противоречивым, полным, как возможностями, так и соблазнами и опасностями миром. Это положение человека усугубляет его стрессовое состояние, которое имманентно его природе, характеризуемой, прежде всего, ослабленными инстинктами.

Стрессовое состояние имеет выходы, как в агрессии, так и в апатии, при чём обоснованием, и той и другой модели поведения черпаются, в том числе и в мире традиционных религий. Единственным эффективным средством борьбы с этим деструктивными явлениями может быть только образование.

Во-первых, это древнейший из социальных институтов.

Во-вторых, религия по отношению к образованию носит субинституциональный характер.

В-третьих, в отличие от властных институтов, средств массовой информации, индустрии развлечений, собственно религиозных институтов образование на уровне деятельности отдельных учителей наименее ангажировано теми или иными группами, преследующими цели установления господства и наживы.

В-четвёртых, только образование, в силу своей специфики - системности, объективности, позитивности, в состояние противопоставить информационному хаосу упорядоченную картину мира. Отсюда следует, что изучение религии, как важный элемент социализации должно осуществляться главным образом в государственной, светской школе в форме курса «История религий». В условиях Российской Федерации изучаться должны, прежде всего, религии традиционные для нашей страны: православное христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Модульное, да ещё по выбору изучение истории и современного состояния данных религий, как это предлагается программой «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будет неизбежно служить геттоизации страны. Эксперимент с внедрением ОРКСЭ показал, что Россия будет распадаться не регионы, в которых изучается либо преимущественно православная культура, либо исламская культура, либо светская этика, что, разумеется, поспособствовует не реализации заявленной цели внедрения новых образовательных стандартов в части формирования общероссийской идентичности, а прямо наоборот.

В идеале решение проблемы изучения религии должно решаться следующим образом. В возрасте 10-11 лет, то есть в начале подросткового периода, когда ребёнок начинает осознавать себя автономным субъектом реальности, начинает самостоятельные поиски своего места в ней общество просто обязано предложить ему курс «Основы религиозных культур народов России». Он включает в себя краткое изложение истории, вероучения, смысла обрядов и современного состояния традиционных для России религий. Этот курс познакомит его со всеми традиционными религиями России системно, объективно и позитивно без вольного или невольного их противопоставления друг другу и в историческом контексте, что будет способствовать боле эффективному изучению литературы, истории и обществознания, а самое главное, формированию личности открытой, свободной, эрудированной, инициативной.

В 10-11 классах, когда учащиеся выстраивают в первом приближении свои жизненные стратегии, данный курс может быть пройден снова, но уже на более сложном уровне как один из элективных курсов. Издательство «Русское слово» создало учебно-методические комплекты, которые позволяют решить задачу актуализации изучения религии как одного из важнейших этапов социализации подрастающих поколений:

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4, 5 классов:

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. «Основы религиозных культур народов России» 4 класс (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. «Основы религиозных культур народов России» 5 класс (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Студеникин М.Т. «Основы светской этики» 4 класс (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Студеникин М.Т. «Основы светской этики» 5 класс (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Курс ««Основы светской этики» 4, 5 класс издательства «Русское слово» описывает явление этики, в том числе, и в контексте истории и современного состояния традиционных религий России.

В УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4, 5 классов входят также программы, рабочие программы для учителя, рабочие тетради, книги для учителя, книги для родителей, мультимедийные диски.

УМК «История религий» для 10, 11 классов под ред.А.Н.Сахарова.

В данный УМК входят также программа, книга для учителя.

УМК «История религий» для 10, 11 классов создан лучшими специалистами в РФ в области религиоведения. Это сотрудники институтов РАН.

УМК одобрен Московской Патриархией, рядом Духовных управлений мусульман РФ, объединениями еврейских общин, буддийскими религиозными организациями.


© 2010-2022