- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по истории
Технологическая карта урока по истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скателова Е.Ф. |
Дата | 15.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Военные походы фараонов»
ФИО учителя (полностью)
Скателова Екатерина Федоровна
Должность
учитель истории, обществознания
Предмет
история
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Тема 2 «Древний Восток »
Урок №4
Тип урока
комбинированный
Базовый учебник
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира, 5 класс-Москва: Просвещение,2015
Цели урока: : подведение обучающихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- воспитывать чувства само- и взаимоуважения;
- развивать сотрудничество при работе в группах;
- воспитывать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.
Метапредметные:
-определять цели и задачи урока,
- способствовать развитию речи;
-формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия;
-развивать у обучающихся самостоятельность.
Предметные:
- изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;
-научить распознавать интересы различных общественных групп;
-продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой;
- развивать умения работать с учебником; понятиями;
- продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: учебник , дополнительный материал, карта «Египетское царство», иллюстрации учебника
Тип урока: комбинированный
Этапы
Уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организация начала занятия
Приветствует обучающихся
Проверяет присутствие учащихся на уроке
Приветствуют учителя
Проверка готовности своего рабочего места;
Регулятивные: включаются в деловой ритм
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки обучающимися выполненного домашнего задания
1)Работа у доски
Задание: соотнести термин и определение
2) Фронтальный опрос
-Кого называли ремесленниками?
-Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?
-В каких условиях трудились земледельцы и ремесленники?
-Что имели вельможи и ремесленники?
-Чем занимались вельможи?
Соотносят термины и определения. Самопроверка, используя ключ.
Отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные: определяют, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения
3. Подготовка к основному этапу занятия
Зачитывает стих:
Это войско вернулось благополучно,
Разорив соседнюю страну.
Это войско вернулось благополучно,
Вырубив ее деревья и виноградники.
Захватив много пленных.
Его величество хвалил меня за это
чрезмерно.
О чем говорится в стихотворении?
Ожидаемый ответ обучающихся:
« О военных походах фараонов»
Формулируют тему урока, определяют цель.
Записывают в тетради тему «Военные походы фараонов»
Регулятивные:
- определяют цели и задачи урока
Личностные:
-осознают неполноту знаний, -проявляют интерес к новому содержанию
4. Усвоение новых знаний и способов действий
А) Устройство древнеегипет
ской армии
Б)Завоеватель
ные походы Тутмоса, их последствия
Выясняем, что собой представляет
египетское войско, из кого оно формировалось.
( Работа по схеме)
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ
I.ТЕЛОХРАНИТЕЛИ
II.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ
III.ПЕХОТА
(тяжеловооруженная легковооруженная)
IV.КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО
-Из каких частей состояло египетское войско?
-В чем преимущество колесниц перед пехотой?
Проводит физкульминутку, используя карточки с «веселыми человечками»
Отмечает, что при Тутмосе, который правил 1500 тыс. лет до н.э., были успешными военные походы.
-Сколько лет назад это было?
Организует погружение в проблему
- Куда и с какой целью фараоны совершали военные походы?
Организует самостоятельное изучение вопроса по учебнику стр.48 п.3.,
Работа с картой стр. 47 «Египетское царство»
-
Определить, что обозначают черные стрелки
-
Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта?
-
До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?
-
Какая страна была завоевана на юге?
-
На западе: в какую страну на севере Африки совершали фараоны
свои походы?
-А как вы думаете, кто больше всего страдал из - за военных походов?
-А кто был заинтересован в них и почему?
Работают в группах с историческим документом (см.Приложение№1,2)
Знакомятся с египетским войском, его устройством, вооружением.
1группа - профессиональные воины
2 группа - пехота
3 группа -колесничье войско
Каждая группа делает сообщение об устройстве древнеегипетской армии, используя иллюстрацию
«Египетское войско
во II тыс. до н. э.» стр.50
Осуществляют сравнение колесницы
и пехотинцев
Ожидаемый ответ обучающихся:
«Скорость, стремительность, внезапность»
Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. Рассмотривают человечков и повторяют их движения
Фиксируют дату в тетрадях.
Используя ленту времени, считают время от правления Тутмоса до наших дней.
Ожидаемый ответ обучающихся:
«3015лет»
Изучают завоевательные походы Тутмоса, их последствия.
Находят по карте и дают ответы.
Показывают на карте направления походов, завоеванные страны.
( Палестина, Сирия,Финикия, Синайский
полуостров, Нубия)
Рассказывают о положении простых воинов.
Делают вывод о целях и последствиях военных походов
Ожидаемый ответ обучающихся: « цель фараона - богатство и власть.
Последствия- разорение земледель
цев, превращение армии в наемную ослабили Египетское государство»
Познавательные: анализируют исторический документ; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы
Регулятивные: составляют план
и последователь
ность действий.
Познавательные: учатся осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникатив
ные:
-высказывают свое мнение,
-прислушиваются к мнению других
Познавательные:
осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительного материала, ленты времени, карты
Регулятивные:
- в сотрудничест
ве с учителем, классом находят решение учебной задачи.
- установливают причинно-следст
венные связи;
-извлекают необходимую информацию из текста
Коммуникатив
ные:
-слушают и вступают в диалог;
-с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;
-участвуют в коллективном обсуждении проблемы
5. Закрепление знаний и способов действий
Организует работу с контурной картой (№ 29) в рабочей тетради
Обозначают завоеванные страны на контурной карте.
( Палестина, Сирия, Финикия, Синайский полуостров, Нубия)
Познавательные:
- формируют умения применять полученные знания на практике
6. Контроль и самопроверка знаний
Выявляет качество и уровень овладения знаниями, используя тест (Приложение №3)
Самопроверка и взаимопроверка теста.
Регулятивные:
-контролируют и оценивают результаты работы
7. Подведение итогов занятий
Подводит итоги работы обучающихся на уроке.
Воспринимают информацию
Личностные:
- Оценивают свою и каждого работу на уроке.
8. Рефлексия
Предлагает ответить на вопросы:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
Мне понравилось...
Ребята рассказывают о своих впечатлениях
Регулятивные:
-оценивают, выделяют и осознают то, что уже усвоено Личностные:
- устанавливают связь между целью деятельнос
ти и ее результа
том
9. Информация о домашнем задании
Информирует и комментирует
домашнее задание:
1.Параграф 9- прочитать;
2.Выполнить задания №27, 28 в рабочей тетради;
3.Подготовить сообщения о египетских богах, используя энциклопедии, ресурсы Интернета (для отдельных обучающихся)
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные:
-принимают учебную задачу
Приложение
I.Схема
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ
ТЕЛОХРАНИТЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ
ПЕХОТА
тяжеловооруженная
легковооруженная
КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО
Телохранители- личная охрана фараона, которая в основном состояла из
II.Египетское войско
1 группа
Телохранители были из чужеземцев -наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона.
Профессиональное войско
Профессиональное войско -это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны.
2 группа
Пехота- самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости.
Воины -пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное
время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась,
как простая рабочая сила на тяжелых работах -на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся - золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно -около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени. По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную ,имевшие копье, топорики и щит.
Колесница.
3 группа
В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое -возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой -стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.-
III. Тест по теме «Военные походы фараонов»
-
Как называлась должность правителя древнего Египта?
-
царь
-
фараон
-
император
-
князь
-
Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?
1.из железа
2. из меди
3. из бронзы
4. из стали
-
Какая из окружающих Египет стран славилась своими
золотыми рудниками?
-
Нубия
-
Ливия
-
Палестина
-
Сирия
-
При каком фараоне были совершены самые крупные
завоевательные походы?
-
Тутанхомоне
-
Рамзесе
-
Эхнатоне
-
Тутмосе
-
Служба в каком роде войск египетской армии считалась
наиболее почетной?
-
в пехоте
-
в охране фараонов
-
на боевых колесницах
-
на кораблях