Либеральные реформы 60-70 гг

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 8

Тема: Либеральные реформы 60-70 гг.

Тип урока: урок - исследование

УМК: УМК по истории под ред. А.Л. Данилова, JI. Г. Косулиной.

Цель урока: сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70- х гг. XIX в.

План урока:
1. Реформы местного самоуправления.
2. Судебная реформа.
3. Военные реформы.
4. Реформы в области просвещения.

Основные даты:
18 июня 1863 г. - новый Университетский устав;
1 января 1864 г. - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
20 ноября 1864 г. - издание Судебных уставов;
6 апреля 1865 г. - «Временные правила о печати»;
16 июня 1870 г. - Городовое положение;
1 января 1874 г. - Устав о воинской повинности. Персоналии: Д. А. Милютин.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания: проверочное тестирование.

1. Что даровала реформа 1861 г. крестьянам:

а) равные сословные права с мещанами;

б) землю без всякого выкупа;

в) личную свободу?

2. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю:

а) 70 лет;

б) 10 лет;

в) 49 лет?

3. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть:

а) государство;

б) земство;

в) помещики?

4. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне?

5. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

6. Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861 г. вообще лишались своих наделов:

а) все крестьяне;

б) монастырские;

в) бывшие дворовые?

7. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю:

а) полностью за счет государственной казны;

б) бесплатно;

в) за выкуп при содействии правительства?

8. Что такое отрезки:

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой?

9.Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками право собственности на:

а) ранее принадлежавших им дворовых людей;

б) все принадлежавшие им земли;

в) часть помещичьей земли.

10. Кто такой мировой посредник:

а) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры;

б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями;

в) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы?

11. Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам:

а) без земли и без выкупа;

б) с землей за большой выкуп помещикам;

в) за небольшую выплату правительству;

г) без земли с ограничением многих личных прав.

12. Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:

а) право владеть землей, промыслами, вести торговлю;

б) уравнение в правах с другими сословиями;

в) свободную продажу своего надела;

г) свободный уход в город на заработки.

13. К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся:

а) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю;

б) сохранение помещичьего землевладения;

в) отрезки;

г) чересполосица.

II. Изучение нового материала.

  1. Реформы местного самоуправления.

Объяснение целесообразно давать, изображая на доске схему.

На доске и в тетрадях в ходе урока по мере объяснения заполняется таблица «Реформы 60-70-х гг.».Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с созданием проблемной ситуации, работу над документом, помещенном в конце § 21-22.

Подчеркнув, что новые органы местного управления были выборными, необходимо более подробно остановиться на сущности избирательной системы. Учитель поясняет, что в демократических странах существует всеобщее, равное и прямое избирательное право. В классах с сильным составом можно попросить самих учащихся раскрыть суть этих принципов.

Затем учитель создает проблемную ситуацию: отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам?

При обсуждении этого вопроса необходимо не только раскрыть суть куриальной системы выборов, но и объяснить понятия «возрастной ценз», «имущественный ценз».

Рассказав о структуре земских органов, учитель ставит вопрос:

- какие же вопросы были призваны решать земства?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте выдержку из «Положения о губернских и уездных земствах», помещенную на с. 140 учебника.

Перечислив функции земств, учащиеся делают вывод о роли земств в общественной жизни.

Материал о городской реформе учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания.

  1. Судебная реформа.
    Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.

В ходе объяснения нового материала учащиеся продолжают заполнять таблицу. Рассказывая о суде присяжных, учитель может предложить проблемное задание: независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5 по 14 класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишенными и т. д.) лица, занимавшие генеральские должности с 1 по 4 класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда...

- Как вы думаете, почему?

3. Военные реформы.

Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника. Продолжают заполнять таблицу. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам:

- Каковы главные цели военной реформы?

- Каковы ее основные направления?

- В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военные реформы?

- Как изменился порядок комплектования русской армии?

- Кто и почему был освобожден от призыва в армию?

- Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?

4. Реформы в области просвещения.
Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на текст учебника.

В заключение урока учитель предлагает прочитать в учебнике на стр. 142 определения гражданского общества и правового государства и доказать, что реформы 60-70- х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.

III. Закрепление изученного материал

Проверка таблицы

Домашнее задание: § 21-22 учебника, вопросы 1-5 к нему; задания к документу 2, помещенному в конце параграфа. Составить устный рассказ к иллюстрации, помещенной на с. 131 учебника. Выучить новые термины.





© 2010-2022