- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Древнего мира на тему Древняя Финикия
Конспект урока по истории Древнего мира на тему Древняя Финикия
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зотова О.В. |
Дата | 17.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 14. Древняя Финикия
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
• на основе работы с картой сформировать у школьников представления о географическом положении, особенностях природы Финикии и занятиях её жителей;
• сформировать понятие «колония»;
• формировать умение сравнивать и делать выводы;
• формировать умение выстраивать причинно-следственные связи.
План урока
1. Географическое положение Финикии.
2. Основные занятия финикийцев.
3. Финикийские колонии.
4. Особенности финикийского алфавита.
Основное понятие урока: колония.
Средства обучения: карта «Финикийская колонизация»; изображения финикийских торгового и военного кораблей.
Преемственные связи. Внутрикурсовые: греческая колонизация, письменность Древнего Египта и Двуречья.
Подготовка к уроку. Консультации для учеников, готовящих сообщения «Пурпурная краска», «Стекло».
Опрос
Индивидуальный опрос: «Рассказать о Древней Ассирии, используя карту».
Изучение нового материала
-
Географическое положение Финикии.
Учащиеся записывают тему урока: «КНФНВРД». Слайд №1.
Учитель сообщает, что расшифровать запись можно будет в конце занятия. Далее школьники выполняют задание на основе карты без наименования: назвать города, находившиеся на восточном побережье Средиземного моря, юго-восточнее полуострова Малая Азия, северо-восточнее Египта. Слайд №2-3.
Учитель сообщает, что эти города располагались на территории Финикии.
Используя карту, учащиеся определяют географическое положение Древней Финикии. Задание проверяется в классе. С помощью учителя школьники приходят к заключению, что финикийские земли отличались от Двуречья менее благоприятными условиями для земледелия. Слайд №4.
-
Основные занятия финикийцев.
Учитель рассказывает об основных занятиях финикийцев, а учащиеся выделяют факты, связанные между собой как причина и следствие. При необходимости учитель поясняет значение этих слов. Слайд №5.
В рассказ важно включить следующие причины и следствия:
а) недостаток пахотных земель - развитие садоводства и ремесла;
б) поиск покупателей ремесленных товаров - торговля с другими странами;
в) торговля с другими странами - создание простого письма.
Учитель сообщает, что финикийцы вели морскую торговлю. На основе иллюстраций на с. 78-79 учебника, используя памятку № 8, учащиеся сравнивают военный и торговый корабли финикийцев. При необходимости учитель обращает внимание на то, что военный корабль должен быть более манёвренным и быстрым, чем торговый. Слайд №6.
Затем учащиеся выполняют задание 2 на с. 28 рабочей тетради.
Класс заслушивает сообщения учащихся «Пурпурная краска» и «Стекло».
-
Финикийские колонии.
Работа в рабочей тетради упр. № 1, с. 28 по карте «Финикийская колонизация» на основе задания 1 рабочей тетради (с. 28).
После выполнения задания учащиеся самостоятельно формулируют определение колонии, а при необходимости учитель оказывает помощь. Слайд №7-8.
-
Особенности финикийского алфавита.
Учитель поясняет, что торговцам для успешного ведения дел нужно было иметь систему письма. Слайд № 9.
Учащиеся вспоминают особенности уже известных им древних алфавитов: египетского и месопотамского. Делается вывод, что оба алфавита были крайне неудобными из-за большого количества знаков, обозначавших отдельные слова или слоги.
Учитель перечисляет отличительные черты финикийского алфавита: слова писали справа налево, не отделяли друг от друга и использовали только согласные буквы. Слайд № 10.
После этого учитель предлагает школьникам расшифровать тему урока. Слайд №11.
Учащиеся вместе с учителям делают выводы. Слайд № 12.
При наличии времени учащиеся выполняют задание 4 на с. 29 рабочей тетради.
Закрепление темы выполняется задание в таблице «Государства Древнего Востока».
Рефлексия: учащиеся отвечают на вопросы: понравился вам урок, что нового вы открыли для себя, что на уроке вам было непонятно.
Домашнее задание: § 15 (прочитать, ответить на вопросы). РТ 4Б на с. 29. Задание источнику на с. 82-83. Слайд № 13.
Оценка учащихся на уроке.