Конспект урока по истории Древнего мира на тему Древняя Финикия

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 14. Древняя Финикия


Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

• на основе работы с картой сформировать у школьников представления о географическом положении, особенностях природы Финикии и занятиях её жителей;

• сформировать понятие «колония»;

• формировать умение сравнивать и делать выводы;

• формировать умение выстраивать причинно-следственные связи.

План урока

1. Географическое положение Финикии.

2. Основные занятия финикийцев.

3. Финикийские колонии.

4. Особенности финикийского алфавита.

Основное понятие урока: колония.

Средства обучения: карта «Финикийская колонизация»; изображения финикийских торгового и военного кораблей.

Преемственные связи. Внутрикурсовые: греческая колонизация, письменность Древнего Египта и Двуречья.

Подготовка к уроку. Консультации для учеников, готовящих сообщения «Пурпурная краска», «Стекло».

Опрос

Индивидуальный опрос: «Рассказать о Древней Ассирии, используя карту».

Изучение нового материала

  1. Географическое положение Финикии.

Учащиеся записывают тему урока: «КНФНВРД». Слайд №1.

Учитель сообщает, что расшифровать запись можно будет в конце занятия. Далее школьники выполняют задание на основе карты без наименования: назвать города, находившиеся на восточном побережье Средиземного моря, юго-восточнее полуострова Малая Азия, северо-восточнее Египта. Слайд №2-3.

Учитель сообщает, что эти города располагались на территории Финикии.

Используя карту, учащиеся определяют географическое положение Древней Финикии. Задание проверяется в классе. С помощью учителя школьники приходят к заключению, что финикийские земли отличались от Двуречья менее благоприятными условиями для земледелия. Слайд №4.


  1. Основные занятия финикийцев.

Учитель рассказывает об основных занятиях финикийцев, а учащиеся выделяют факты, связанные между собой как причина и следствие. При необходимости учитель поясняет значение этих слов. Слайд №5.

В рассказ важно включить следующие причины и следствия:

а) недостаток пахотных земель - развитие садоводства и ремесла;

б) поиск покупателей ремесленных товаров - торговля с другими странами;

в) торговля с другими странами - создание простого письма.

Учитель сообщает, что финикийцы вели морскую торговлю. На основе иллюстраций на с. 78-79 учебника, используя памятку № 8, учащиеся сравнивают военный и торговый корабли финикийцев. При необходимости учитель обращает внимание на то, что военный корабль должен быть более манёвренным и быстрым, чем торговый. Слайд №6.

Затем учащиеся выполняют задание 2 на с. 28 рабочей тетради.

Класс заслушивает сообщения учащихся «Пурпурная краска» и «Стекло».


  1. Финикийские колонии.

Работа в рабочей тетради упр. № 1, с. 28 по карте «Финикийская колонизация» на основе задания 1 рабочей тетради (с. 28).

После выполнения задания учащиеся самостоятельно формулируют определение колонии, а при необходимости учитель оказывает помощь. Слайд №7-8.


  1. Особенности финикийского алфавита.

Учитель поясняет, что торговцам для успешного ведения дел нужно было иметь систему письма. Слайд № 9.

Учащиеся вспоминают особенности уже известных им древних алфавитов: египетского и месопотамского. Делается вывод, что оба алфавита были крайне неудобными из-за большого количества знаков, обозначавших отдельные слова или слоги.

Учитель перечисляет отличительные черты финикийского алфавита: слова писали справа налево, не отделяли друг от друга и использовали только согласные буквы. Слайд № 10.

После этого учитель предлагает школьникам расшифровать тему урока. Слайд №11.

Учащиеся вместе с учителям делают выводы. Слайд № 12.

При наличии времени учащиеся выполняют задание 4 на с. 29 рабочей тетради.

Закрепление темы выполняется задание в таблице «Государства Древнего Востока».

Рефлексия: учащиеся отвечают на вопросы: понравился вам урок, что нового вы открыли для себя, что на уроке вам было непонятно.

Домашнее задание: § 15 (прочитать, ответить на вопросы). РТ 4Б на с. 29. Задание источнику на с. 82-83. Слайд № 13.

Оценка учащихся на уроке.


© 2010-2022