- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока истории для 6 класса «Создание единого российского государства. Иван III»
Методическая разработка урока истории для 6 класса «Создание единого российского государства. Иван III»
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Выдышко М.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока истории для 6 класса
«Создание единого российского государства. Иван III»
Учитель истории и обществознания
ЧОУ «Гимназия №1»
Г.Новороссийск
Цель урока: раскрыть основные направления внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию единого независимого российского государства.
Задачи урока:
-
Изучить основные причины объединения русских земель вокруг Москвы, так как обретение независимости от ордынского ига возможно только в условиях единого государства;
-
Познакомить учащихся с условиями окончательного свержения ордынского ига;
-
Показать складывание центрального управления и начало закрепощения крестьян (введении правила Юрьева дня).
-
Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: интернет, учебника, карты, схемы, литературных произведений
-
Воспитывать чувство гордости и уважения к истории России.
Оборудование:
-
Интерактивная доска, программа по истории России для 6 класса
-
Нетбуки у учащихся с программой «Российская и всеобщая история. 6 класс»
-
Рабочие тетради к учебнику Данилова «история России « для 6 класса
Оформление доски: дата, тема урока
«Создание единого российского государства. Иван III»,
проблемный вопрос «Иван III- разрушитель. Иван III- созидатель».
Эпиграф «Изумленная Европа, в начале царствования едва ли даже подозревала о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах» К. Маркс.
Ход урока
-
Вступительное слово учителя:
Современная история Российского государства своими корнями уходит в эпоху, речь о которой сегодня пойдет на уроке. Это завершение объединения русских земель вокруг Москвы, образование Российского государства.
-
Вопрос к классу: В чем преимущество единого государства в сравнении с государством времен феодальной раздробленности?
Ответы обучающихся:
1. внутренняя стабильность, порядок;
2. более быстрое экономическое развитие;
3. борьба с враждебным окружением, свержение монголо-татарского ига.
-
В середине XV века русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности, сторонники Дмитрия Шемяки и Василия Косого - за самостоятельность уделов. Но уже в феодальной войне победил Василий 2 и его сын - Иван Васильевич.
-
Группа лидеров: Москва, Тверь, Новгород, Великое княжество Литовское претендуют на верховную власть над всей Русью. В противостоянии лидеров победу одержала Москва. Появилась возможность завершить процесс объединения и создать единое государство.
-
Всё ещё продолжается зависимость русских земель от Москвы, для объединения страны нужно избавиться от этой зависимости.
-
Учитель: Завершающий этап в создании единого государства связан с временем правления Ивана III (1462-1505 г.) Еще при жизни Ивана III стали называть Великим созидателем.
- Давайте вспомним, кого ещё на Руси называли собирателем русских земель?
- Кто начал объединение русских земель вокруг Москвы?
-
Учитель:
- давайте откроем небольшое тестовое задание и прежде, чем приступить к новой теме, сравним правление Ивана I и Ивана III
Программа на комп. - 6 класс, р.2, урок 22 - последнее задание - тест
- ученики выполняют в нетбуках
- у доски ученик работает на интерактивной доске ________________
Итак, какие задачи стояли перед Иваном III во внешней политике?
-
Присоединение к Москве русских земель
-
Свержение ига
- какую задачу нужно выполнять в первую очередь?
- почему нельзя сначала сосредоточиться на свержении м-т ига?
(Новгород может пойти на союз с Литвой или Польшей, ударить в тыл)
- какое значение имело присоединение Новгорода? (природные богатства, развитые торговля и ремесла)
Откройте рабочие тетради, с. 55
На доске - интерактивная карта
- прослушайте текст электронного учебника, внимательно смотрите на карту и постарайтесь выделить ответы на вопросы таблицы
-
Битва на р.Шелони - 1471
-
Московские войска разбили новгородское ополчение
-
Условия: Новгород отказался от союза с Литвой, сохранил независимость, но управляло вече с участием московских бояр, а князем был избран Иван Ш
И всё-таки Новгород в тот год присоединен не был. Когда же это произошло?
Ответ ученика (с опережающим заданием)
Выделите последствия похода 1478 г.
Ученик у доски прикрепляет бумажные карточки на доску
-
Арест Марфы Борецкой
-
Прекратился созыв веча
-
Управление отдано московским наместникам
-
Из Новгорода вывезен вечевой колокол
Теперь, когда Москва значительно усилилась и защитила тыл с северо-запада, настал черед разобраться с Большой Ордой. Как раз в 1476 г. Иван Ш воспользовался распрями в Орде и перестал платить дань. Хан Ахмат мечтал восстановить единство Золотой Орды и был взбешён известием о самоволии московского князя.
Интерактивная карта,
сюжет о разрыве ханской грамоты
-
почему Иван Ш так поступил? Почему не боялся теперь хана?
-
Что произошло дальше? рассказ ученицы _____________
Сопровождение рассказа слайдами
презентации о Стоянии на Р.Угре
-
Вопрос: чем завершилось противостояние Руси и Золотой орды?
-
При каких обстоятельствах и почему это стало возможным?
(усиление Руси, раздробленность в Орде)
-
Какая ещё задача стояла перед Иваном Ш? (главный соперник - Тверь - сохраняла самостоятельность)
-
1485 г. - присоединение Твери завершило процесс создания единого русского государства
Краткий рассказ ученика ___________
Тестовые вопросы в рабочей тетради - решение с комментариями учеников
Физкультминутка к уроку
Русские земли собрал он в кулак,
Новгород даже им был покорён.
Бился с врагами вот так и вот так.
Герб узаконил, где в центре орёл.
Он над татарами верх одержал,
И от Угры хан Ахмат побежал.
Теперь Иван III для нас не безликий,
Мы называть его будем… (Великий)
Следующую часть урока мы посвятим внутренней политике Ивана Ш
Практическое задание:
Рефлексия обучающихся
Иван III- разрушитель
Иван III- созидатель
Разрушал старые порядки периода феодальной раздробленности, отнимал княжения, земли. Распоряжался судьбами и жизнями людей в своих (государственных) интересах, никого не жалел (даже членов семьи). Физические расправы над людьми. Завел порядок, при котором все, включая, бояр и князей называли себя «холопами государя». При Иване III начинает складываться система крепостного права
Создал единое российское многонациональное государство. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития хозяйства. Заложил основы централизации. Россия обрела независимость, органы управления, герб.
Закрепление:
На интерактивную доску выводятся даты событий, изученных на уроке, их нужно соотнести с событиями:
Работает ученик по желанию: _________________
1471 - первый поход Ивана III на Новгородскую республику
1478 - второй поход и ликвидация Новгородской вольницы
1480 - «стояние» на реке Угре, свержение монгольского ига
1485 - присоединение Тверского княжества
Вывод к уроку: благодаря усилиям Ивана III во внешней политике были решены два главные задачи:
-
Расширены территории, присоединены крупные княжества
-
Уничтожены основные соперники централизации: Новгородская республика и Тверское княжество
-
Ликвидирована зависимость от Золотой Орды
Подведение итогов
Домашнее задание : пар.20 - читать и пересказывать