• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока истории для 6 класса «Создание единого российского государства. Иван III»

Методическая разработка урока истории для 6 класса «Создание единого российского государства. Иван III»

Урок составлен с применением технологии современных ИКТ и рассчитан на работу в системе "1 ученик - 1 компьютер".В ходе актуализации знаний и при изучении нового материала используется цифровой ресурс- Образовательный комплекс "История России", часть 1 (с древнейших времен до начала 16 в.)Ребята знакомятся с основными направлениями внешней политики Ивана III при помощи анимированной карты, заполняют интерактивную таблицу, которая выводится на экраны ноутбуков.Для закрепления знаний используется ...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории для 6 класса

«Создание единого российского государства. Иван III»

Учитель истории и обществознания

ЧОУ «Гимназия №1»

Г.Новороссийск

Цель урока: раскрыть основные направления внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию единого независимого российского государства.

Задачи урока:

  • Изучить основные причины объединения русских земель вокруг Москвы, так как обретение независимости от ордынского ига возможно только в условиях единого государства;

  • Познакомить учащихся с условиями окончательного свержения ордынского ига;

  • Показать складывание центрального управления и начало закрепощения крестьян (введении правила Юрьева дня).

  • Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: интернет, учебника, карты, схемы, литературных произведений

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к истории России.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, программа по истории России для 6 класса

  • Нетбуки у учащихся с программой «Российская и всеобщая история. 6 класс»

  • Рабочие тетради к учебнику Данилова «история России « для 6 класса

Оформление доски: дата, тема урока

«Создание единого российского государства. Иван III»,

проблемный вопрос «Иван III- разрушитель. Иван III- созидатель».

Эпиграф «Изумленная Европа, в начале царствования едва ли даже подозревала о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах» К. Маркс.

Ход урока

  • Вступительное слово учителя:

Современная история Российского государства своими корнями уходит в эпоху, речь о которой сегодня пойдет на уроке. Это завершение объединения русских земель вокруг Москвы, образование Российского государства.


  • Вопрос к классу: В чем преимущество единого государства в сравнении с государством времен феодальной раздробленности?

Ответы обучающихся:

1. внутренняя стабильность, порядок;

2. более быстрое экономическое развитие;

3. борьба с враждебным окружением, свержение монголо-татарского ига.


  • В середине XV века русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности, сторонники Дмитрия Шемяки и Василия Косого - за самостоятельность уделов. Но уже в феодальной войне победил Василий 2 и его сын - Иван Васильевич.

  • Группа лидеров: Москва, Тверь, Новгород, Великое княжество Литовское претендуют на верховную власть над всей Русью. В противостоянии лидеров победу одержала Москва. Появилась возможность завершить процесс объединения и создать единое государство.

  • Всё ещё продолжается зависимость русских земель от Москвы, для объединения страны нужно избавиться от этой зависимости.

  • Учитель: Завершающий этап в создании единого государства связан с временем правления Ивана III (1462-1505 г.) Еще при жизни Ивана III стали называть Великим созидателем.

- Давайте вспомним, кого ещё на Руси называли собирателем русских земель?

- Кто начал объединение русских земель вокруг Москвы?

  • Учитель:

- давайте откроем небольшое тестовое задание и прежде, чем приступить к новой теме, сравним правление Ивана I и Ивана III

Программа на комп. - 6 класс, р.2, урок 22 - последнее задание - тест


- ученики выполняют в нетбуках

- у доски ученик работает на интерактивной доске ________________

Итак, какие задачи стояли перед Иваном III во внешней политике?

  • Присоединение к Москве русских земель

  • Свержение ига

- какую задачу нужно выполнять в первую очередь?

- почему нельзя сначала сосредоточиться на свержении м-т ига?

(Новгород может пойти на союз с Литвой или Польшей, ударить в тыл)

- какое значение имело присоединение Новгорода? (природные богатства, развитые торговля и ремесла)

Откройте рабочие тетради, с. 55

На доске - интерактивная карта

- прослушайте текст электронного учебника, внимательно смотрите на карту и постарайтесь выделить ответы на вопросы таблицы

  1. Битва на р.Шелони - 1471

  2. Московские войска разбили новгородское ополчение

  3. Условия: Новгород отказался от союза с Литвой, сохранил независимость, но управляло вече с участием московских бояр, а князем был избран Иван Ш

И всё-таки Новгород в тот год присоединен не был. Когда же это произошло?

Ответ ученика (с опережающим заданием)


Выделите последствия похода 1478 г.


Ученик у доски прикрепляет бумажные карточки на доску


  1. Арест Марфы Борецкой

  2. Прекратился созыв веча

  3. Управление отдано московским наместникам

  4. Из Новгорода вывезен вечевой колокол

Теперь, когда Москва значительно усилилась и защитила тыл с северо-запада, настал черед разобраться с Большой Ордой. Как раз в 1476 г. Иван Ш воспользовался распрями в Орде и перестал платить дань. Хан Ахмат мечтал восстановить единство Золотой Орды и был взбешён известием о самоволии московского князя.

Интерактивная карта,


сюжет о разрыве ханской грамоты


  • почему Иван Ш так поступил? Почему не боялся теперь хана?

  • Что произошло дальше? рассказ ученицы _____________




Сопровождение рассказа слайдами

презентации о Стоянии на Р.Угре


  • Вопрос: чем завершилось противостояние Руси и Золотой орды?

  • При каких обстоятельствах и почему это стало возможным?

(усиление Руси, раздробленность в Орде)

  • Какая ещё задача стояла перед Иваном Ш? (главный соперник - Тверь - сохраняла самостоятельность)

  • 1485 г. - присоединение Твери завершило процесс создания единого русского государства

Краткий рассказ ученика ___________


Тестовые вопросы в рабочей тетради - решение с комментариями учеников

Физкультминутка к уроку

Русские земли собрал он в кулак,

Новгород даже им был покорён.

Бился с врагами вот так и вот так.

Герб узаконил, где в центре орёл.

Он над татарами верх одержал,

И от Угры хан Ахмат побежал.

Теперь Иван III для нас не безликий,

Мы называть его будем… (Великий)

Следующую часть урока мы посвятим внутренней политике Ивана Ш

Практическое задание:

Рефлексия обучающихся

Иван III- разрушитель

Иван III- созидатель

Разрушал старые порядки периода феодальной раздробленности, отнимал княжения, земли. Распоряжался судьбами и жизнями людей в своих (государственных) интересах, никого не жалел (даже членов семьи). Физические расправы над людьми. Завел порядок, при котором все, включая, бояр и князей называли себя «холопами государя». При Иване III начинает складываться система крепостного права

Создал единое российское многонациональное государство. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития хозяйства. Заложил основы централизации. Россия обрела независимость, органы управления, герб.

Закрепление:

На интерактивную доску выводятся даты событий, изученных на уроке, их нужно соотнести с событиями:

Работает ученик по желанию: _________________

1471 - первый поход Ивана III на Новгородскую республику

1478 - второй поход и ликвидация Новгородской вольницы

1480 - «стояние» на реке Угре, свержение монгольского ига

1485 - присоединение Тверского княжества

Вывод к уроку: благодаря усилиям Ивана III во внешней политике были решены два главные задачи:

  1. Расширены территории, присоединены крупные княжества

  2. Уничтожены основные соперники централизации: Новгородская республика и Тверское княжество

  3. Ликвидирована зависимость от Золотой Орды

Подведение итогов

Домашнее задание : пар.20 - читать и пересказывать

© 2010-2022