Конспект по истории на тему Персидская держава царя царей

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Персидская держава «царя царей»

Тип: Комбинированный урок

Цели:

  • образовательная: формирование знаний о Древнем Персидском государстве;

  • развивающая: развивать способности каждого ученика, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве;

  • воспитательная: продолжить воспитание у учащихся интереса к истории Древнего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, картина, видеофильм, контурная карта, учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. - М.: Просвещение, 2014.

Оформление доски:

Термины:

Сатрап

Сатрапия

Персеполь

Дарик

Тема: Персидская держава «царя царей»

Цель урока: Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством.

План урока:

1. Три великих царства в Западной Азии.

2. Завоевания персов.

3. Персидская держава при Дарии Первом.

Карта


Ход урока:

Этапы урока


Методическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Оргмомент (2-3 мин.)

Заполнение журнала учителем, проверка готовности к уроку.

Дежурный сообщает количество присутствующих

Повторение ранее изученного (10 мин)

Объявление темы урока: Персидская держава «царя царей»

Объявление цели урока: Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. Географическое положение Ассирии?

  2. Какие изменения произошли в жизни ассирийцев с освоением ими железа?

  3. Как была вооружена ассирийская армия?

  4. Что такое таран?

  5. Как поступали ассирийские воины с пленными?

  6. Какие крупные государства и города покорили войска ассирийцев?

Индивидуальный опрос учащихся (карточка № 3):

Задание. Решите задачу.

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь их я заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото, прекрасные сады вырубили мои воины... ни колоса я не оставил».

Вопрос: Какой характер носили войны Ассирии?

Напишите краткий ответ: «Почему ассирийцы смогли создать мощную и сильную державу, но не смогли ее сохранить?»

Записывают тему

Формулируют цель вместе с учителем, участвуют в диалоге

Учащиеся отвечают на вопросы,

Работают с картой.


Индивидуальная работа с карточками.

Выполняют задание.

Изучение нового материала (12 мин)

Проблемный вопрос: «Почему Персидскую державу назвали державой «Царя царей»?

Слово учителя:

Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. В середине I тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия и Египет оказались объединены в составе одного государства. (Слайд 1)

Вопрос классу.

Как вы думаете, о какой державе пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Слово учителя:

Напомню, что Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства:

- Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. (Слайд 3)

- Лидийское царство. (Слайд 4)

- Мидийское царство. (Слайд 6) Большую часть нагорья занимали степи и пустыни. Небольшие реки, протекавшие там, летом обычно пересыхали. В западных долинах Ирана, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь - основным занятием населения этих мест было скотоводство. (Слайд 7) В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива. (Слайд 8)

Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей».

Предводителем персов был Кир. Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его стал владыкой обширного государства. С него начались персидские завоевания. Кир двинулся со своей армией на Лидийское царство. (Слайд 9, 10)

Работа с историческим документом

Перед началом войны с Персией лидийский царь Крёз обратился к предсказателям. Те

дали двусмысленный ответ: «Перейдя реку, ты погубишь великое царство». Крез решил,

что речь идёт о Персидском царстве, но погубил своё царство, потерпев поражение от

Кира.

Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса

следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные

штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у

них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина,

довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов».

Автор: Геродот.

Вопросы к историческому документу:

1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав данный исторические документ?

2)Какое государство было более развитым и богатым - Лидийское или Персидское?

Слово учителя. Военным успехам персов способствовал ряд факторов: персы только

выходили из состояния первобытности, все мужчины были воины, появилось специальное

войско, куда входили хорошо обученные воины. Владение лучшим железным оружием,

искусство управлять боевыми колесницами, использование конницы делало персов

непобедимыми. (Слайд 11, 12)

Вопрос классу. Ребята, как вы думаете, какие факторы способствовали военным успехам персов?

Завоевав Лидийское царство, Кир двинулся в Вавилонию. Штурмовать персы не умели, поэтому они пошли на хитрость. (Слайд 13, 14)

Видеоролик «Пир Валтасара».

Слово учителя: Ни один царь до него не владел столь обширным государством. Держава Кира простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. (Слайд 15)

Термины:

Сатрап - начальник области в древней Персии, облеченный почти неограниченной властью.

Сатрапия - провинция, во главе которой стоял сатрап.

Персеполь - столица Персидской державы.

Дарик - персидская высокопробная золотая монета (Слайд 16)

Слово учителя: В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута - борьба за власть. (Слайд 17) В результате правителем Персидского государства стал Дарий I.(Слайд 18,19) Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя». (Слайд 20, 21) Дарий I разделил державу на области во главе с наместниками - сатрапами (хранителями царства). Сатрапия - провинция, во главе которой стоял сатрап. Они часто злоупотребляли своей властью - отсюда слово «сатрап» обозначает чиновника, управляющего по произволу; правителя - самодура. (Слайд 22) Считается, что Дарий I тщательно следил и заботился о военном деле на всей объединенной территории Персидской державы. (Слайд 23, 24)

Работа с историческим документом.

Ксенофонт. Экономика

«Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал столько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо для управления подчиненными ему для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях (укрепленная часть города). Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении».

Вопросы к документу:

Для чего в каждой провинции Дарий I велел держать в боевой готовности военных? (Для подавления мятежей, отражения нападения врага.)

Почему Дарий I лично ежегодно проводил смотр наемных войск? (Это повышало, наверное, ответственность военных. Дарий I лично хотел видеть в каком состоянии войска, так как в такой огромной державе в любой момент могли вспыхнуть вооруженные мятежи покоренных народов.)

Слово учителя: При Дарии I Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли «страна стран», а её правителя - «царь царей». Персидские цари создали не только сильнейшую армию, но и более развитую структуру государства, что помогло им удерживать власть во всей Западной Азии. (Слайд 27)


Вывод: Таким образом, мы познакомились с Персидской державой, подробно изучили завоевания персов и пришли к выводу, что Персидская держава поглотила почти все государства, о которых мы говорили на уроке. Поэтому ее именовали «царство стран», а правителей называли «Царь царей».

Отвечают на вопросы.

Решают задачу. Воспринимают на слух информацию.

Записать дату в тетради.

Отвечают на вопрос.

Воспринимают на слух информацию.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы.



Работают с документом. Отвечают на вопросы.



Смотрят презентацию.

Воспринимают на слух информацию.


Смотрят видеоролик и отвечают на вопросы.

Переносят термины в тетрадь.


Учащиеся изучают документ и отвечают на вопрос.

Формулировка вывода вместе с учителем.

Физкульт минутка( 2-3 мин.)

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Под руководством педагога школьники выполняют упражнения

Закрепление (5-7 мин.).

Карточка № 5

Задание. Восстановите хронологическую последовательность:

А) победа персов над Вавилоном

Б) победа персов над Лидийским царством

В) победа персов над Мидией

Г) победа персов над Египтом

Выполняют карточку, участвуют в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают

свою точку зрения,

совместное обсуждение

полученных результатов.

Домашнее задание (3 мин.)

Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. - М.: Просвещение, 2014. Выучить термины. Ознакомиться с параграфом № 19.

Творческое задание - расскажите о персидской державе от имени ее жителя.

Записать домашнее задание

Рефлексия(5 мин.)

Обсуждение подготовки учащихся к уроку. Какие трудности у вас появились в процессе работы? Есть ли вопросы по прослушанному материалу? Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке. Совместно с классом формулирует выводы по пунктам урока.

Определяют свое эмоциональное

состояние на уроке. Диалог с

учителем, формулирование

выводов

Подведение итогов (3 мин.)

Выставление оценок

Получение оценок и заполнение

Дневников.



© 2010-2022