Урок по истории Казахстана на тему: «Казахстан в системе ГУЛАГа»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема « Казахстан в системе ГУЛАГа».

Урок истории Казахстана.

11 класс общественно-гуманитарого направления.


Круглова Ирина Владимировна

учитель истории и обществоведческих дисциплин

высшей категории СОШ№25

г. Уральска Западно-Казахстанской области


Цели и задачи урока:

1.Расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, раскрыть сущность депортации народов

2.Развивать навыки аналитической деятельности учащихся

3.Воспитывать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа по группам.

Оборудование: карта, статистические таблицы, видеоролики, документы

План изучения: 1. Казахстан - край лагерей.

2. Исправительно - трудовые лагеря на территории Казахстана.

3. Депортация народов в Казахстан.

Домашнее задание: параграф 42

Актуализация базовых знаний

Задание №1 выберите из предложенного перечня черты тоталитарной системы:

1.Насильственное установление однопартийной системы

2.Сращивание государственного и партийного аппарата

3.Свобода слова

4.Ликвидация системы разделения власти

5.Многопартийная система

6.Унификация общественной жизни

7.Культ личность вождя

8.Свобода совести

9.Массовые репрессии и депортация народа

10.Равенство всех народов

11.Отсутствие гражданских прав и свобод

Задание№2 Тестирование по теме домашнего задания

1.Первыми политическим репрессиям в Казахстане подверглись: а) советские писатели б) партийные работники в) деятели алашского движения

2.Идеологической основой массовых репрессий стала теория: а) обострения классовой борьбы б) националистической угрозы в) усиления шпионажа

3.Годы массовых репрессий: а) 1933-1935гг. б) 1937-1938гг. в) 1935-1937

4.В апреле 1930г. коллегия ОГПУ Каз.АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы:

а) Ж.Аймаутова б) С.Сейфуллина в) Б.Майлина

5. Вслед за процессом над «промпартией» в Москве в Казахстане в 1928г. был раскрыт «заговор»:

а) хозяйственных работников б) строителей Туксиба в) строителей «красной столицы»

6. Пост первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933гг. занимал:

а) Л. Мирзоян б)Ж.Шаяхметов в) Ф.Голощёкин

7. В составе союзного Наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган применяющий: а) репрессивные меры б) методы убеждения в) воспитательное воздействие

8. Автор теории об обстрении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма: а) Ф.И. Голощёкин б) И.В.Сталин в) В.И.Ленин

9. Репрссиям подвергся основатель казахской исторической школы профессор:

а) С.Д.Асфендияров б) Е.Бекмаханов в) М.Тулепов

10. Более половины дел о контрреволюционных преступлениях рассмотрены несудебными органами: а) «двойками» б) «тройками в) «пятёрками»

11. Руководящая и направляющая сила советского общества:

а) Советы депутатов трудящихся б) коммунистическая партия в) профсоюзы

12. Столица Каз.АССР с 1929г. а) Оренбург б) Кзыл- Орда в) Алма- Ата

Изучение новой темы.

Тоталитарная система, утвердившаяся в стране в 30 годы, достигла своего апогея в 40-50 годы XX века. Ей в полной мере были присущи отрицательные явления, как подавление свободы человека, игнорирование его прав, нарушение закона. Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счёт осужденных, их подневольного труда.

25 апреля 1930 г. Было организованно Управление лагерей Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), через год получившее аббревиатуру ГУЛАГ ОГПУ. В Казахстане с начала 30-х годов XX в. разворачивается сеть лагерей. Через гулаговские жернова прошли 101 тыс. казахстанцев, более 27 тысяч были расстреляны.

Работа с картой. Учащиеся определяют по карте лагеря, располагавшиеся в Казахстане. Лагеря: Дальний, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актобе, Джезказган, Петропавловский, Кенир, Усть - Каменогорский. Самым крупным из лагерей был Карлаг.

Заслушивается сообщение учащегося о Карлаге. Организуется просмотр видеосюжета «Ночь в Карлаге».

В мае 1930 г. было принято постановление СНК СССР «Об организации Казахстанского исправительно-трудового лагеря». 19 декабря 1931 г. было принято решение: первое отделение КазИТЛАГа перевести в совхоз «Гигант», реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, именуемый сокращенно «Карлаг ОГПУ». За весь период существования Карглага в нем побывали более 1 млн. заключенных.

Первоначально Карлаг был организован как совхоз-гигант ОГПУ, основной экономической задачей которого являлось освоение этого громадного сельскохозяйственного региона Казахстана.

(Просмотр видеосюжета «Ночь в Карлаге»)

В 30-х годах XX в. стали создаваться специальные лагеря для содержания «изменников родины». Одним из них был Акмолинский лагерь жен «изменников родины» (Алжир, где отбывали наказания жены и родственницы С. Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина, С. Сармолдаева, С. Ескараева и других выдающихся общественных и государственных деятелей). (Сообщение об АЛЖИРе)

С началом Великой Отечественной войны были сформированы новые лагеря, в которых содержались военнопленные и «интернированные иностранцы». К числу таких лагерей на территории Казахстана относится Степлаг, заключенные которого работали на объектах треста «Казмедьстрой» и Жезказганского рудоуправления.

Особую известность получило 3-е отделение Степлага в Кенгире. Здесь в мае 1954 г. началось восстание заключенных. Как и другие особые лагеря, Степлаг находился в ожидании перемен после смерти И. Сталина. Однако Указ об амнистии фактически не затронул системы особых лагерей. 25 мая 1954 г. 3-е отделение Степлага в составе 4 тыс. человек отказалось выйти на работу. Сам бунт длился в течение месяца, сопротивление ззаключенных было сломлено путем ввода войск и танков в зону лагеря 26 июня 1954г.

В 1930- 1940-е гг. под подозрения попадали и изгонялись со своих земель целые народы. Проводились депортации.

Проводится словарная работа с термином «депортация» ( с лат.-гонение переселение) (стр.214 учебника). Число депортированных в СССР с 1920 по 1949 гг. достиг 3,2 мил человек. В конце 30-х гг. начинается процесс депортации в республику целых народов. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял перед войной и в годы войны.

?по каким признакам проводилась депортация? Стр.214

1.депортация по этническим признакам (наказанные народы, недоверие к народу)

2.депортация по социально-классовому признаку (переселение кулаков до 1934 года)

3.депортация по политическим мотивам(1934 -1944) «трудовые переселенцы»

Групповая работа с документами.
Задание 1группы: 1.О каком событии идет речь в этом документе?2.Какова была судьба переселенцев?

Приложение 1

Секретное постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 г. «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» - В.Молотов И.Сталин. «Переселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекской ССР; закончить переселение к 1 январю 1938 г.; обязать Совнаркомы Казахской и Узбекской ССР определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие освоение на новых местах переселяемых.Потянулись эшелоны с депортированными в Казахстан и Узбекистан. Эшелон состоял, в среднем, из 50 людских вагонов, одного «классного» (пассажирского), одного санитарного, одного вагона-кухни, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ.
Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозилось по 5-6 семей (25-30 человек). Время следования в пути до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней. 25 октября 1937 г. Нарком внутренних дел СССР Ежов победоносно докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человека в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан.
В целях оправдания незаконной акции депортации корейцев в Дальневосточном крае незадолго до ее начала на полную мощь заработала пропагандистская машина, нагнетавшая атмосферу шпиономании. Старт ей дали две статьи, опубликованные в самом главном печатном органе страны - газете «Правде» от 16 и 23 апреля 1937 г., о японском шпионаже на советском Дальнем Востоке, где подчеркивалось, что японские шпионы орудуют в Корее, Китае, Маньчжурии и Советском Союзе» и «что для шпионажа используются китайцы и корейцы, маскирующиеся под местных жителей».

Задание группы №2: сделайте выводы по таблице «Средняя оценка численности сталинских депортаций накануне и во время ВОВ». 1. Какая национальность понесла наибольший урон и почему? 2. Чем можно объяснить депортации в отношении таких народов, как финны, румыны?

Приложение№2

2 461 000

Задание группы №3: 1. В чем были причины создания такой инструкции?

2.Какие народы могли быть подвергнуты депортации по той же причине, кроме немцев?

Приложение №3

«Из инструкции по проведению переселения немцев август 1941 г.»

Переселению подлежат все жители по национальности немцы, проживающие в городах и сельских местностях АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областях.Члены ВКП(б) и ВЛКСМ переселяются одновременно вместе с остальными.Немцы, проживающие в указанных районах, выселяются на территорию Казахской СССР, Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей.Члены семей военнослужащих Красной Армии и начальствующего состава подлежат переселению на общих основаниях. Им должно быть предоставлено в местах расселения преимущество, в первую очередь в хозяйственном и бытовом устройстве...

Проведение операции

Разрешить переселяемым брать собой бытовое имущество, мелкий производственный инвентарь и деньги (сумма не ограничивается, ценности также). Общий вес всех вещей, одежды и инвентаря не должен превышать одной тонны на семью. Громоздкие вещи брать с собой не разрешается.

Переселяемым предоставляется определенный срок для сбора и упаковки имущества. Городским жителям разрешается оставшееся лично им принадлежащее имущество реализовывать через доверенных лиц, которые в 10-дневный срок продают его и вырученные деньги направляют владельцу по новому месту жительства.Предупреждать переселяемых, чтобы брали с собой запас продовольствия из расчета не менее чем на один месяц.

Заслушиваются сообщения учащихся, делаются соответствующие выводы.

Рефлексия.

Задание №1: соотнесите термины и их определение:

1.Геноцид 2.Депортация 3.Враг народа 4.Шпионаж 5.Вредительство 6.Национал-шовинизм.

1.Противоправная, разведывательная деятельность

2. Термин римского права, предполагающий объявление лица вне закона и подлежащего уничтожению

3. Действия, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую - либо национальную, этническую группу

4. Принудительная высылка лица или целой категории лиц в другую местность, обычно под контролем

5. Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства одной нации над другой

6.Активная деятельность или проводимый саботаж против некоего дела.

Задание №2: расшифруйте ГУЛАГ ЖИР ООЭ ЧСИР

6



© 2010-2022