Программа элективного курса для 9 класса

Цели курса: осмысление роли великих деятелей в судьбе России; осознание роли личности в истории; ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства; развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; Задачи: расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях; через призму деятельности великих исторических личностей рассмотре...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию на заседании методического объединения учителей общественного и естественного цикла
протокол № 1

от «25» 08. 2014г.

УТВЕРЖДЕНА педагогическим советом школы


протокол № 1

от «26» 08. 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________С.В.Половица

приказ № 67

от «27» 08. 2014 г.

Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЕРСОНАЛИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ »

ДЛЯ 9 КЛАССА

(общеобразовательное обучение)

на 2014-2015 учебный год












Составитель: учитель истории

Мещерякова Нина Николаевна











Верхняя Тойда

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество часов в неделю 1 Количество часов в год 35


Уровень рабочей программы: базовый


Классификация рабочей программы: модифицированная


Цели курса:

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

  • осознание роли личности в истории;

  • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

  • воспитывать патриотические чувства.

























Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:



  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции, утверждённый приказом департамента образования, науки и молодёжной политики № 760 от 27.07.2012 г.

  • Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 « О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. №760»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ №. 253 от 31.03.2014 г.

  • Образовательная программа (5-11 классы) МКОУ Верхнетойденской СОШ. Утверждена приказом директора школы № 68/2 от 28.08.2014 г.

  • Учебный план МКОУ Верхнетойденской СОШ. Утвержден приказом директора школы № 68/1 от 28.08.2014 г.

  • Перечень учебников для использования в образовательном процессе учащихся МКОУ Верхнетойденской СОШ в 2014-2015уч.г. Утвержден приказом директора школы № 57 от 01.08.2014 г.




Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Ткачёвой О.А.(Элективный курс "История России в лицах"). Авторская программа предусматривает 34 часа в год. Модифицированная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, т.к. по Уставу МКОУ Верхнетойденской СОШ учебный год длится 35 учебных недель. Считаю целесообразным добавить 1 час на подготовку и защиту творческих работ учащихся.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом



Модернизация системы образования предусматривает его качественное изменение. Одним из направлений модернизации является введение предпрофильного обучения. Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство. Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Элективный курс «Персоналии отечественной истории» нацелен на изучение истории страны через деятельность исторических личностей, которую можно оценить с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков.

Курс предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций. Также курс имеет практическое значение - подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Формы организации образовательного процесса

Предлагаемый элективный курс предусматривает использование разнообразных форм организации занятий - лекции с опорой на источники, дискуссии, семинары, коллективное обсуждение вопросов и заданий к документальным материалам, подготовка сообщений и рефератов.

Виды и формы контроля

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.


Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный. Безотметочные виды и формы контроля.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов

Всего часов

лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Формы контроля

1. Древняя Русь

9

5

3

4

Тесты, рефераты,

2.Российское централизованное государство

17

6

2

4

Тесты, защита проектов.

3. Россия в XIX-XX веках - эпоха великих реформаторов

9

5

1

Тесты, кластеры, защита проектов.

Всего

35

16

6

8





































Содержание тем курса

Раздел 1. Древняя Русь (9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в "признании варягов". Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX - середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути "из варяг в греки". Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь - воин. Святослав - "Александр Македонский Восточной Европы". Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб - князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. "Русская правда" - княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в "Слове о полку Игореве" и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система "выкармливания" князя - особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Российское централизованное государство. ( 17 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III - первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. "Москва - Третий Рим". Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и "Домострой". Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. "Троица". Феофан Грек. Дионисий.

Тема 7. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов - опричник - правитель - царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 8. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 9. Алексей Михайлович "Тишайший" (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 10. Степан Разин (1 ч.)

XVII век - "бунташное время". Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 11. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. "Священство выше царства". "Друзья-враги": патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 12 . Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры "верхов" и "низов". "Обмирщение" культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Тема 13. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 14. Птенцы гнезда Петрова"(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 15. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 16. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета - дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 17. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. "Просвещенный абсолютизм". Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Раздел 3. Россия в XIX-XX веках - эпоха великих реформаторов (9 часов)

Тема 1. Александр I (1 ч.)

"Дней Александровых прекрасное начало". Император и его "молодые друзья". Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Николай I (1 ч.)

Тема 3. Сперанский М.М. (1 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 4. Александр II (1 ч.)

Тема 5. Витте С.Ю. (1 ч.)

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. "Золотой червонец". Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Тема 6. Николай II (1ч.)

Тема 7. Столыпин П.А. (1 ч.)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин - министр внутренних дел. Аграрные преобразования. "Капитализация" деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Итоговое повторение (2 часа)






















В результате изучения истории в рамках элективного курса ученик должен знать/ понимать

- влияние особенностей каждой эпохи на конкретную историческую личность и влияние каждой исторической личности на конкретные события; влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность и на развитие исторического процесса в целом.

Уметь

характеризовать: исторические источники, законодательные акты, основные этапы исторического развития, стратегию и тактику конкретных исторических деятелей, социально - экономическую, политическую и культурную деятельность русских царей и советских правителей;

объяснять:

закономерности и особенности исторического развития, причинно - следственные связи, происхождение государства и механизм государственного управления; содержание основных базовых понятий и категорий, роль конкретных людей в историческом процессе;

различать: формы государственного правления; полномочия различных государственных органов; организационно - правовые формы предпринимательской и другой хозяйственной деятельности; программы различных партий и правительств;

приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, анализа, интерпретации и использования исторической информации;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

- осуществления учебных исследований и проектов по исторической тематике;

- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.





Учебно - методическое обеспечение курса

Основная литература и документы

1. Витте С.Ю. Воспоминания. - М.,1993.

2.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995

3. Луначарский А., Радек К., Троцкий Л. Политические портреты. - М., 1993.

4. Мемуары декабристов. - М.,1982.

5. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л.,1979.

6. Со шпагой и факелом: дворцовые перевороты в России. 1725 - 1825. - М.,1991.

Справочные издания

1. Борисенков А.С., Корецкий В.А., Остапенко А.И. Политическая Россия сегодня. Справочник. - М., 1993

2.Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. - М.,1983

3. Деятели СССР и революционное движение в России. Энциклопедический словарь. Гранат. - М., 1989

4. История России в 9-20вв. Исторические портреты. Энциклопедия. - М., 1997

5. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. - М., 1996

6. Политические партии России. Конец XIX- первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996

7. История русской культуры. Энциклопедия. М., 2003.

8. Знаменитые люди России. Энциклопедия. М., 2004.

9. Хрестоматия по истории России. М., Просвещение, 2001.

Дополнительная литература

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.,1989

2. Борисов Н.С. Русские полководцы 13-16вв. М., 1993

3. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. М., 1995

4. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX вв. - М., 1985

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1-3. М., 1993

6. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

7. Ключевский В.О. Сочинения. Т.1-9. - М., 1989

8. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Кн. 1-2. - М., 1989

9. Российские самодержцы 19-20вв. Сб. статей. - М., 1993

10. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М., 1964

11. Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1-8. - М., 1988

12. Щетинов Ю.А. История России ХХвек. - М.,1995.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Примерные сроки проведения

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Раздел 1. Древняя Русь

9




1/1

Призвание варягов. Рюрик

1




2/2

Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1




3/3

Владимир Святой

1




4/4

Борис и Глеб - первые святые на Руси

1




5/5

Ярослав Мудрый

1




6/6

Владимир Мономах

1




7/7

Князья периода феодальной раздробленности

1




8/8

Александр Невский

1




9/9

Деятели русской церкви и культуры.

1




Раздел 2. Российское централизованное государство

17




10/1

Иван Калита

1




11/2

Дмитрий Донской

1




12/3

Сергий Радонежский

1




13/4

Иван III

1




14/5

Иван Грозный

1




15/6

Великие живописцы

1




16/7

Борис Годунов

1




17/8

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

1




18/9

Алексей Михайлович

1




19/10

Степан Разин

1




20/11

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

1




21/12

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

1




22/13

Петр I

1




23/14

Птенцы гнезда Петрова

1




24/15

Женщины на престоле

1




25/16

Елизавета Петровна

1




26/17

Екатерина Великая

1




Раздел 3. Россия в XIX-XX веках - эпоха великих реформаторов

9




27/1

Александр I

1




28/2

Николай I

1




29/3

Сперанский. Канкрин. Киселёв.

1




30/4

Александр II

1




31/5

Николай II

1




32/6

Витте

1




33/7

Столыпин

1




34/8,9

Итоговое повторение

2




ИТОГО

35













© 2010-2022