Конспект урока по истории Казахстана для 8 класса «Музыкальное искусство»

"Описание материала: Поурочный план по истории Казахстана для 8 класса «Музыкально искусство» направлен на развитие функциональной грамотности у школьников. "Цель: Познакомиться с музыкальным искусством в Казахстане в первой половине XIX века, работая в группах. Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность, пробудь интерес к формированию гражданского общества и правового государства; Воспитывать интерес к предмету, толерантность друг к другу, работая в группах. Опрос д/з (по тесовым вопросам, которые приготовил учитель и сами ученики, в последствие происходит сумматинвое взаимооценивание) 10 баллов – «5» 8-9 баллов – «4» 6-7 баллов – «3» 0-5 баллов – «2» "На случай, если дети не приготовят домашнее задание: - Что вы можете рассказать о представителях казахской литературы первой половине XIX века? (ученики пишут на листочках ответы, после чего происходит суммативное взаимооценивание) Работа в парах Работа в парах по партам. Выработать совместно с детьми критерии оценивания работы в паре. План урока: Краткая характеристика музыкального искусства первой половины XIX века. Музыкальные инструменты. Представители музыкального искусства. Цель (для учеников): познакомиться с музыкальным искусством первой половины XIX века, применяя получение знания на практике при составлении опорного конспекта для подготовки к ВОУД и ЕНТ
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Музыкально искусство. Дата: _________

Цель: Познакомиться с музыкальным искусством в Казахстане в первой половине XIX века, работая в группах.

Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность, пробудь интерес к формированию гражданского общества и правового государства;

Воспитывать интерес к предмету, толерантность друг к другу, работая в группах.

Иметь: знания о музыкальном искусстве в Казахстане в первой половине XIX века.

Уметь: работать с новой информацией, анализировать, обобщать.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок № 40

Оборудование: тетрадь, дополнительный (раздаточный) материал

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (по тесовым вопросам, которые приготовил учитель и сами ученики, в последствии происходит сумматинвое взаимооценивание)

10 баллов - «5»

8-9 баллов - «4»

6-7 баллов - «3»

0-5 баллов - «2»

На случай, если дети не приготовят домашнее задание:

- Что вы можете рассказать о представителях казахской литературы первой половине XIX века? (ученики пишут на листочках ответы, после чего происходит суммативное взаимооценивание)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

Работа в парах

  1. Работа в парах по партам.

  2. Выработать совместно с детьми критерии оценивания работы в паре.

План урока:

  1. Краткая характеристика музыкального искусства первой половины XIX века.

  2. Музыкальные инструменты.

  3. Представители музыкального искусства.

Цель (для учеников): познакомиться с музыкальным искусством первой половины XIX века, применяя получение знания на практике при составлении опорного конспекта для подготовки к ВОУД и ЕНТ

Учитель:

Музыка занимает большое место в духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа.

  • Получает развитие инструментальная музыка, преимущественно домбровая. Среди десятков музыкальных инструментов наиболее распространенными были - домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай. Происходит развитие региональных школ с определенными традициями - в Западном Казахстане традиция кюйши Баламайсана.

  • В конце XVIII - начале XIX вв. творили композиторы Жанторе и Богда. Хан Младшего жуза Жанторе создал выдающийся кюй «Шалкыма» (1809 год), а Богда «Боз тобе».

  • В первой половине XIX в. в Западном Казахстане творили композиторы - кюйши - Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан. Они подготовили почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы, Даулеткерея.

  • На северо-западном Казахстане были широко известны такие имена, как Тореш, Орынбай, Усен.

  • На северо-востоке, в сарыаркинских кочевьях, распространили свое искусство домбристы - Куандык, Али, это традиция дала казахской музыке Таттимбета.

  • В Семиречье были известны своим творчеством - Есим и Сарша, а на юге Казахстана - Шолак и Алзак.

  • Из композиторов-песенников выделился Сегиз-сери Бахрамулы (1818-1854 гг.)

  • Заметный след политических событий этой эпохи дошли до нас с кюем «Арынгазы».

Работа в парах:

1 вариант - музыкальные инструменты: домбра, кобыз, сыбызгы.

2 вариант - музыкальный инструмент - сырнай; композитор-песенник Сегиз-сери Бахрамулы.

Раздатка:

Домбра (каз. домбыра) - это щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских и некоторых монгольскихнародов. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков, ногайцев и других народов.

Домбра (каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментом уногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями. Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту. Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз, в якутской - Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Строение домбры:

Шпанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Кобыз, также кыл-кобыз - казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-730 мм. Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов. Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

Сыбызгы (башк. һыбыҙғы, карач.-балк. сыбызгъы, каз. сыбызғы, тат. сыбызгы) - духовой музыкальный инструмент у тюркских народов. Род открытой продольной флейты типа башкирского и татарского курая. Длина 600-650 мм. Звукоряд сыбызгы с 4 отверстиями: d1 - е1 - fis1 - g1 - а1; с 6-ю отверстиями: с1 - d1 - е1 - f1 - g 1 - а1 - h1. Ныне встречается редко.

На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее.

Похожие на сыбызгы музыкальные инструменты существует у многих евразийских народов: кавал - у венгров, молдаван и болгар, курай - у башкир, гаргы тюйдук - у туркмен, цоор - у монголов, шоор - у алтайцев, чоор - у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.

Cырнай.
Словом "сырнай" обозначают все музыкальные духовые инструменты - сазсырнай, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай и др. С XIX века им сталиобозначать гармонь. Выдающаяся казахская певица и композитор МайраШамсутдинова (1896-1929) пела и аккомпанировала себе на гармони. Нагармони играл Жаяу Муса. Традиции эпического пения с гармонью положилначало сказитель сырдарьинской школы Нартай Бекежанов (1890-1954). Камыс сырнай (каз. қамыс сырнай) - казахский национальный язычковый духовой музыкальный инструмент. Возможно возник как охотничий инструмент для приманивания дичи и использовался первоначально охотниками, трансформировавшись позднее в музыкальный инструмент. В настоящее время используется редко.

Изготавливается из камыша, представляет собой короткую полую трубку. Способ извлечения звука подобен таковому у саксофона. Инструмент имеет резкий, пронзительный звук и может имитировать крики птиц и животных.


Сегиз Сери (1818-1854 гг.)

Настоящее имя Сегиз Сери - Мухамедканапия Бахрамулы Шакшаков. Его предок Кожаберген был поэтом, певцом, батыром. Кожаберген участвовал в схватках с калмыками, возглавлял войско. Он - автор дастана и мелодии «Елiм-ай», которая является великим памятником скорбного для народа времени «Ак, табан шұбырынды». Отец Мухамедканапии Бахрам был не только батыром, но и религиозным, образованным человеком. Он сам учил сына грамоте по-мусульмански, стрелять из лука и ружья, владеть копьем, саблей, искусству наездника, обучал различным приемам борьбы. Когда Мухамедканапия вырос, стал мастером, умеющим все: плести камчи, делать для юрты все составляющие, сёдла, уздечки, конскую сбрую и пр.

«Сегиз» («восемь») - так прозвали его родственницы. Дело в том, что восьмилетний Мухамедканапия на охоте, куда он сам попросился, смог пристрелить бегущего сайгака. Позже к этому прозвищу добавилось «Сери», так как он с 13-ти лет играл на домбре и пел, а повзрослев, приохотился к ловчим птицам - беркутам, ястребам.

В 17 лет Сегиз сам поехал в аул старшего султана Чингиза Уалиханова, в Кусмурын нынешней Костанайской области. Чингиз, восхищенный мастерством талантливого юноши, назвал своего новорожденного ребенка в его честь - Мухамедканапия. Желая, чтобы его сын был так же талантлив, специально пригласил Сегиз Сери на празднество в честь рождения Шокана.

Русские власти Омска хотели использовать поэта для переговоров с главами казахских родов, влиятельными судьями. Поняв, что их главной целью является завладеть плодородными землями, Сегиз вначале выразил им устное недовольство; так как это никак не повлияло на исход дела, взялся за оружие. Собрав джигитов, он выступил против колонизаторов. Знавший военное искусство в совершенстве, он не боялся устраивать засады хорошо вооруженному войску, сам выслеживал их, не раз одерживал победы. Но силы были неравными. Царская власть распорядилась поймать бунтаря, чтобы сослать его в Сибирь, а в случае сопротивления убить. Сегиз был вынужден переехать вместе с верным другом Ниязом в сторону Сырдарьи.

На берегах Сырдарьи, где было много празднеств и ценителей искусства, дарование Сегиза обнаружилось в полную силу. Везде он был красой и душой общества, написал много стихов и песен в честь любимых девушек. Известный и ранее военными подвигами, он и здесь организовал отряд против вооруженных разбойников из Бухары, Хивы, грабивших скот у мирных жителей, неоднократно давал им отпор.

Тем не менее, и здесь нельзя было оставаться в связи с преследованиями царских властей. Вместе с сопровождавшими его джигитами он двинулся в Западный Казахстан. Здесь, на берегу Яика и в песках Нарына, начинали появляться очаги недовольства политикой насилия, проводимой царем и ханами. Сегиз легко вписался в местное общество, тем более что они приходились ему родней со стороны матери. Он давал военные советы восставшим во главе с Исатаем и Махамбетом.

И здесь поэт пробыл недолго, перебрался на Кавказ, участвовал в восстании мусульман, возглавляемом прославленным Шамилем (1837-1841). Он побывал в Иране, Афганистане. Через 4 года он вернулся на берега Сырдарьи. Все это описано им в дастане «Қашқын келбетi» («Облик беглеца»).

По прибытии в Акмечеть Сегиз стал налаживать связи с известными волостными и судьями через людей, которые приезжали из Арки на берега Сырдарьи. Получив прощение Омского генерал-губернатора через старших султанов и судей, имевших влияние на представителей власти, он вернулся в отчие края, в Гультубе-Маманай нынешнего Жамбылского района Северо- Казахстанской области. Вскоре поэт женился на понравившейся ему девушке Ырысбике, появились дети, он стал семейным человеком. В этот период Сегиз стал известен как певец, композитор, поэт, любитель веселья. В юности сам Биржан сал, Жаяу Муса, Укили Ыбырай, Нуржан Наушабаев, Ибрай Алтынсарин и другие получили напутствие Сегиза, переняли его искусство. Именно они распространяли среди народа песни Сегиза. Жаманкул Дандибайулы, один из многих его учеников, рассказывал: «Я сам познакомил людей с 55 песнями Сегиза. <… > В разных местах я сыграл 45 кюев Сегиза».

Судя по этим высказываниям, далеко не все песни Сегиза дошли до нас. Многие из них стали считаться народными или стали приписываться другим исполнителям, которые распространяли песни Сегиза. А его кюи вообще никто не изучал. В фонде древних рукописей Академии наук находятся рукописи его поэтических размышлений, дастаны «Ер Исатай», «Жорық», «Қашқын келбетi», «Өкiнiш», «Ақылсыз Шахзада», «Ақбұлақ». А его варианты таких поэм и дастанов как «Ер Tapғын», «Қз Жiбеқ», «Айман-Шолпан», «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу», «Қамбар батыр» исполнял Жусупбек Шайхысламулы, разъезжая по Сары-арке. Шайхысламулы изложил их на бумаге и опубликовал в Казани под своим именем.

Лишения, перенесенные Сегизом во время военных походов, отразились на его здоровье. Поэт умер от воспаления легких в возрасте 36 лет. Нияз Сери, Биржан сал, Жаяу Муса, Нуржан и другие его ученики написали посмертные посвящения в виде песен и дастанов о жизни своего наставника. Они распространили среди народа поэму «Макпал-Сегиз».

Сегодняшние потомки еще не полностью ознакомились с творчеством Сегиз Сери и с его жизнью. Не будет ошибкой, если сказать, что Сегиз Сери - духовный наставник казахских сери и салов.

- парам роздан дополнительный материал по новой теме, задача: в течение 10 минут каждый ученик пишут опорный конспект по своей теме, а потом по очереди варианты представляют свой материал, который они получили друг другу.

- Ученикам разрешается использовать сотовые телефоны для составления своих проектов.

ЗАЩИТА. Подведение итогов. Суммативное взаимооценивание друг друга.

Рефлексия. Все учащиеся подводят рефлексию урока с помощью трех звезд и одного пожелания.

Инклюзивное обучение: с помощью «Рыбной кости» отобразить данную тему

5. Систематизация и закрепление

- А сейчас я вам предлагаю на закрепление нашей темы составить каждый синквейн, с помощью которого вы должны ответить на вопрос, поставленный мною в начале урока: «Что я узнал (-а)?». Правила синквейна я вновь вывожу на экран, чтобы вам можно было быстро сориентироваться.

Синквейн:

1 слово - существительное

2 слова - прилагательные

3 слова - глагол

Фраза из 4-х слов - личное отношение автора к предмету

1 слово - характеризующее суть предмета

Синквейн вы составляете один в паре. На выполнение данного задания дается 2 минуты. После чего я вам даю 1 минуту обсудить в группе и выбрать 1 синквейн, который будет зачитан вслух.

- А сейчас я давайте подведем итоги нашего урока, проанализируем его. ОБСУЖДЕНИЕ

6. Домашнее задание

  • Выучить лекционный материал

  • Составить тесты по данной теме, используя дополнительный материал (10 вопросов).

  • Инклюзивное обучение: составить 5 ребусов по данной теме


© 2010-2022