Доклад на конференции: Защита от проявлений экстремизма в Европе

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

МБОУ СОШ № 51 г.Воронеж

Учитель Чернышёва Л.Н.

"Защита от проявлений экстремизма в Европе"

Мы живем сегодня в сложном, постоянно меняющимся мире, в котором проблемы национального, этнического, социального и политического экстремизма стоят особенно остро.

По всей Европе происходит настоящий подъем ультраправых идей от неолиберального глобализма и неоконсерватизма до национализма и экстремизма в его крайних проявлениях - терроризма.

Люди доведены до предела. В Чехии - цыгане, в Лондоне - исламисты во Франции - радикальные исламисты, даже в странах, которые испытали на себе все «прелести» фашизма в годы Второй мировой войны, миллионы людей испытывают симпатии к правым течениям, а многие разделяют с ними их националистические взгляды. Сегодня националисты завоевывают симпатии практически во всех странах Западной Европы - Великобритании, Англии, Швеции, Австрии, Италии, Польше, Венгрии и Украине. Ультраправый экстремизм распространен и в других европейских государствах, включая Австрию, Швецию, Нидерланды и Германию. С трудом сохраняя свою собственную национальную идентичность из-за огромного притока мигрантов, в этих странах происходит резкий рост как правопопулистских партий, так и правых экстремистских организаций. По мнению некоторых аналитиков, этот рост достиг такой точки, которую можно назвать « формой крайне правового террора».

В чем причина роста националистических настроений, где находится источник появления в обществе этой силы? Ответ - толерантность, вернее, - ее отсутствие. Абсолютная уникальность каждого народа и его стремление защитить собственные культурные, религиозные и ментальные традиции, обусловленная собственным особым восприятием окружающего мира, приводит к естественному неприятию чуждых идей и, как следствие, появлению в обществе сил, способных противостоять идеологической оккупации своих стран. Чаще всего подобное сопротивление выражается в форме агрессивного неприятия чужеродцев, выходцев из дальних стран, а также тех, кого лидеры правых движений обозначают как основных врагов.

Экстремизм, как общественно-политическое явление возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, распространяющих через насилие собственные взгляды на политическое и социально-экономическое устройство, межгосударственные отношения.

Экстремизм, как приверженность к крайним взглядам и мерам, за последнее десятилетие приобрел международный масштаб и сегодня представляет реальную угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств и в целом для международной безопасности.

Сегодня экстремизм превратился в незаконный метод ведения преступной деятельности отдельных банд, он стал мощнейшей машиной порабощения, которая используется многими государствами мира,особенно в некоторых странах Ближнего Востока. Причём, в том случае, когда экстремизм используется в государственных целях - он признается вполне законным.

В национальных парламентах и правительствах разных стран, рост ультраправых настроений сопровождается ростом влияния расистских экстремистских политических партий, причем эти партии стремятся проникать во власть, укреплять свои позиции путем создания альянсов. Например, в Венгрии партия «Йоббик», которая сама себя позиционирует как партию «радикальных патриотов», вошла в парламент в 2010 году, набрав 17% голосов и получив 26 депутатских мандатов, став третьей партией по числу депутатов в парламенте. В Швеции растет популярность шведских демократов (ШД) - партии с неонацистскими корнями, и то же самое касается неонацистской партии «Золотой рассвет» в Греции. Новая финская партия «Истинные финны» националистической идеологии получила значительную часть голосов в парламенте в 2011 году, пропагандируя неприязнь к чужакам. В Швеции, Дании и Норвегии также становятся популярными праворадикалы. Такое политическое присутствие обеспечивает легитимность и доверие к политическому экстремизму, который часто связан с преступлениями на почве расизма и ненависти.

Экстремизм есть продукт разобщенности общества, которое не имеет общей идеологии, единых ценностей и цели. Экстремизм возникает там, где имеется неравенство и противопоставление интересов социальных групп людей в экономических, социальных, духовных, межрасовых, межрелигиозных и других отношениях. В периоды обострения исторических, геополитических, социально-экономических, социокультурных, информационных и др. противоречий в социуме неизбежно нарастают экстремистские настроения в обществе.

Современный мир, вступивший в эпоху глобализации, сегодня столкнулся с угрозами, в виде активизации разнообразных форм политического экстремизма и оказался пока не готов к принятию адекватных ответов. Весь комплекс мер стратегического, тактического и оперативного характера, который применялся в последнее десятилетие как руководством суверенных государств, так и специализированными международными структурами, пока не принес желаемого эффекта противодействию распространения политического экстремизма.

Экстремистский вызов демократическим устоям современного мира, ставит под угрозу безопасность, и в сочетании с отсутствием эффективных методик нейтрализации данной угрозы порождает проблемную ситуацию в социально-политическом контексте современного развития цивилизации.

Проблема защиты от проявлений экстремизма становится предметом обсуждения на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Совета Безопасности ООН, во время встреч на высшем уровне между Россией и США, Англией, Германией и другими странами.

Как следует из п. 2 ст. 9 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, национальным законодательством европейских стран могут быть предусмотрены определенного рода ограничения, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Используя национальное законодательство государство вправе предусмотреть, например, определенные преграды для регистрации общественных и религиозных объединений, чтобы не предоставлять юридический статус им автоматически, и тем самым не допустить легализации объединений граждан, нарушающих права человека и, совершающих незаконные и преступные деяния. Такое положение поможет противодействовать и миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и нарушает конституционные права и свободы а именно: преследует цели вербовки новых членов в церковь путем неправомерного воздействия на людей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем психологического давлениея или угрозой применения насилия.

Устранение террористической угрозы является одной из приоритетных задач национальных систем профилактики правонарушений в различных странах. Для ее решения в национальное законодательство большинства зарубежных стран включены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок выявления террористических и экстремистских лидеров, а также других лиц и организаций, склонных к организации и совершению актов терроризма и экстремизма, определены условия защиты и реабилитации лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, меры усиления ответственности за отдельные виды правонарушений и др.

Итак, Европа сегодня четко понимает проблему и меры по ее безотлагательному разрешению. Формы борьбы с экстремистскими, радикальными проявлениями отличаются становятся крайне жесткими и отличаются бескомпромиссностью, что продиктовано необходимостью защиты законной власти и обеспечения безопасности населения.

«Европе нужна единая стратегия в области борьбы со всеми формами экстремизма», об этом говорится в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), принятой в октябре 2010 года в Страсбурге.

Однако правовое поле формирования единой стратегии противодействия экстремизму вызывает много проблем.

19 ноября 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, способствующими эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. За представленный Российской Федерацией документ проголосовали 126 стран ― членов ООН. Отказались поддержать резолюцию четыре государства: Канада, Палау, США и… Украина.

Одной из них является то, что в законодательстве большинства европейских стран понятие экстремизма не употребляется, а наказание предусматривается за деяния, получившие обобщенное название «hate speech» (буквально речи ненависти) или «hatred crime» (преступления ненависти). Речь идет, прежде всего, о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды, об оскорблениях, угрозах и насилии в отношении лиц по причине их принадлежности к какой-либо общности, о распространении литературы и идеологии расистского, нацистского и т.п. толков.

В законодательстве этих стран применяются такие понятия, как «дискриминация», «ксенофобия», «антисемитизм», «исламофобия», «разжигание национальной или религиозной вражды» и др.
Существующее национальное законодательство о расистском экстремизме должно быть обновлено и укреплено в соответствии с Рамочным Решением 2008/913 JHA Совета Европейского Союза, касающимся борьбы с расизмом и ксенофобией.

Европейские государства должны в полной мере соблюдать и реализовывать стандарты, содержащиеся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, прежде всего ее ключевое положение статьи 4, касающееся наказания расистских организаций. В этом контексте государства должны пересмотреть свое законодательство для того, чтобы реально наказывать за участие в расистских экстремистских группах.

Использование призывов к ненависти и участие в расистской деятельности должны влечь за собой серьезные сдерживающие дисциплинарные меры в отношении депутатов парламентов и политических партий.

Оптимизация законодательства европейских государств должна отвечать требованиям соотношения защиты прав и свобод человека и гражданина (включая право на свободу слова) с требованиями законодательства о борьбе с экстремизмом и обеспечении безопасности государства.

Несмотря на то, что природа возникновения дестабилизационных зон сложна и разнообразна, причины столкновения с проблемами экстремизма и терроризма в Европе кроются в недальновидной политике при решении межгосударственных и внутригосударственных разногласий. Любые попытки властей усмирить или успокоить негодующих правых при помощи призывов к миру и толерантности, как правило, не дают результатов.

Нужны решительные меры политики борьбы и профилактики экстремизма, которые в стратегическом плане должны разъяснить людям законы современного интегрального мира, в котором каждый зависит от всех и все зависят от каждого, параллельно прививая людям терпимость и уважение к другим, несмотря на все различия между народами.

Экстремизм не должен стоять на пути дальнейшей европейской интеграции, поэтому необходимо консолидировать силы в формировании новой международной и транснациональной солидарности европейских государств в выработке долгосрочной единой политики противодействия экстремизму в Европе и мире. При этом не нельзя допустить что бы борьба с экстремистскими проявлениями превратилась в «дубинку для недовольных», т.е против всех активных граждан, которые не согласны с проводимой властями политикой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Заключена 21.12.1965) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 125 - 139.

  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 04.11.1950)(с изм. и доп. от 19.03.1985) // Собрание законодательства РФ.-1998.-N 20.- Ст. 2143.

  3. В Венгрии в парламент прошла крайне-правая партия «Йоббик» // Режим доступа: kp.md/ online/ news /649429(дата обращения 22.11.2015)

  4. Европа за легализацию экстремизма// Режим доступа: newspark.net.ua/politics/evropa-za-legalizaciyu-ekstremizma/(дата обращения 22.11.2015)

  5. Кобец П.Н. Законодательные основы предупреждения терроризма в европейских странах и необходимость совершенствования российского законодательства с учетом международного опыта // Международное публичное и частное право. -2009. - №1.

  6. Мартынова В.А. Правовая культура в Европейском союзе, опыт, анализ // Юстиция. -2011-. № 1.- С.19

  7. Медведчук В. Отказ поддержать резолюцию ООН о борьбе с героизацией нацизма ― это поддержка радикальных и экстремистских сил// Режим доступа: vybor.ua/article/vzaimootnoshenija/otkaz-podder-at-rezolyuciyu-oon-o-borbe-s-geroizaciey-nacizma-eto-podder-ka-radikalnyh-i-ekstremi.html#!comment-262446 (дата обращения 22.11.2015)

  8. Нилс Муйжниекс. Европа должна бороться с расистским экстремизмом и защищать права человека // Режим доступа: euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/europe/evropa-dolzhna-borotysya-s-rasistskim-ekstremizmom-i-zashishaty-prava-cheloveka (дата обращения 22.11.2015).

Список использованной литературы



  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Заключена 21.12.1965) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 125 - 139.

  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 04.11.1950)(с изм. и доп. от 19.03.1985) // Собрание законодательства РФ.-1998.-N 20.- Ст. 2143.

  3. В Венгрии в парламент прошла крайне-правая партия «Йоббик» // Режим доступа: kp.md/ online/ news /649429(дата обращения 22.11.2015)

  4. Европа за легализацию экстремизма// Режим доступа: newspark.net.ua/politics/evropa-za-legalizaciyu-ekstremizma/(дата обращения 22.11.2015)

  5. Кобец П.Н. Законодательные основы предупреждения терроризма в европейских странах и необходимость совершенствования российского законодательства с учетом международного опыта // Международное публичное и частное право. -2009. - №1.

  6. Мартынова В.А. Правовая культура в Европейском союзе, опыт, анализ // Юстиция. -2011-. № 1.- С.19

  7. Медведчук В. Отказ поддержать резолюцию ООН о борьбе с героизацией нацизма ― это поддержка радикальных и экстремистских сил// Режим доступа: vybor.ua/article/vzaimootnoshenija/otkaz-podder-at-rezolyuciyu-oon-o-borbe-s-geroizaciey-nacizma-eto-podder-ka-radikalnyh-i-ekstremi.html#!comment-262446 (дата обращения 22.11.2015)

  8. Нилс Муйжниекс. Европа должна бороться с расистским экстремизмом и защищать права человека // Режим доступа: euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/europe/evropa-dolzhna-borotysya-s-rasistskim-ekstremizmom-i-zashishaty-prava-cheloveka (дата обращения 22.11.2015).

© 2010-2022