Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шацкая средняя школа»






Рассмотрено на заседании

МО ___________________

протокол № ___________

от « ___ » ________ 2016 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________ Терзиева Н.Н.

« ___ » ______________ 2016 г.

Утверждаю

директор МОУ «Шацкая СШ»

___________ Добрынина О.В.

« ___ » _____________ 2016 г.









Рабочая программа

по истории

6а, 6б классы

учитель: Матыкина М.И.




























2016-2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Место учебного предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в объеме 68 учебных часов (2 часа в неделю). Уровень обучения - базовый.

Рабочая программа «История»для 6 класса разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, а также Концепции новогоучебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом; на основе авторских рабочих программ:

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016;

  • История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. - М. : Просвещение, 2015;

  • «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией Вигасина А.А., Сороко-Цюпы О.С. Москва, Издательский центр «Просвещение», 2014.


  1. Цели и задачи изучения учебного предмета

Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования на различных ступенях обучения

Дошкольное образование:

• развитие любознательности и познавательной инициативы дошкольников в отношении исторического прошлого;

• формирование у дошкольников элементарных представлений и уважительного отношения к разным поколениям своей семьи, народу, малой родине, России.

Начальная школа (1-4 классы):

• формирование уважительного отношения к своей Родине, истории, родному краю, культуре многонационального российского народа;

• понимание роли России в мировой истории; России как Родины для миллионов людей.

Основная школа (5-9 классы):

• формирование основ гражданской, этнонациональной,социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории какчасти мировой истории, усвоение базовых национальныхценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурнойсферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественныхявлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога,сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Цель изучения курса истории в 6 классе: создать более полное представление о странах Средневековой эпохи, систематизировать знания об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.

Задачи:

1) повышение общего интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора;

2) воспитание патриотизма, уважения к истории, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

3) освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  1. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  2. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  3. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах, социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


  1. Формы контроля знаний, умений и навыков

Формами текущего и итогового контроля являются:

устный ответ обучающихся, самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами, работы в форме тестов по типу ОГЭ и др.


  1. Внесенные в примерную программу изменения и их обоснование

Курс «История России» изучается параллельно с курсом «Всеобщая история. История Средних веков» в пределах объема, определенного программой.


  1. УМК, на основе которого ведется преподавание предмета

1.Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016;

2.История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. - М. : Просвещение, 2015;

3.«Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией Вигасина А.А., Сороко-Цюпы О.С. Москва, Издательский центр «Просвещение», 2014.

4.История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организацийпод ред. А.В. Торкунова. В 2 ч.

-М.: Просвещение, 2016.

5.Рабочая тетрадь по истории России. В 2 частях. 6 класс: к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России. 6 класс» / Чернова М.Н. -М.: Издательство «Экзамен», 2016.

6. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. -М.: Просвещение, 2015.

7.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. -М.: ВАКО, 2013.

8.Рабочая тетрадь по истории Средних веков. / Чернова М.Н. -М.: Издательство «Экзамен», 2015.

9.Атлас: Отечественная историяс древнейших времен до конца XVI - XVIII века.

10.Атлас: История Средних веков VI-XVIвв.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины

В результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

знаниями:

  1. ключевых исторических событий(время, место, участники, обстоятельства);

  2. периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

  3. основных информационных источников по историческим периодам;

  4. наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

умениями:

  1. извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);

  2. сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

  3. различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

  4. давать определения важнейших исторических понятий, описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  5. определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

  6. применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса историив 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность наоснове усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоциональноположительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств другихлюдей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурномуи историческому наследию через понимание историческойобусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опытапредшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействияв социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые длясебя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достиженияобразовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, оценивать правильность решенияучебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации -материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемомИнтернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решениипознавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведениематериала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результатысвоей деятельности в форме устного сообщения, участияв дискуссии, беседы, презентации и др., а также в видеписьменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всехучастников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятийи терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятийи терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,

начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты какисточника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческихобщностей в эпоху первобытности, расположении древнихгосударств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры,событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении историческогои культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древнихобщностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках историческихтекстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовыхдокументах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей

и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, спецификиучебно-познавательной работы с источниками древнейшегопериода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича,Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, СергияРадонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходяиз гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источникахи их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опоройна конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионнымпроблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценкесоциальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Выставление триместровых, годовых и итоговых отметок.

Триместровые отметки выставляются с учетом текущих устных и письменных отметок, контрольных работ.

Годовая отметка выставляется на основе триместровых отметок.

Итоговая отметка ставится при учететриместровых и годовой.

Критерии оценивания устного ответа.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

- раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используятерминологию, факты и аргументы, даты, определенияи др.;

- показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными(карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял ихпри выполнении задания в новой учебной ситуации;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемыхумений и навыков;

- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросовучителя. Возможны одна-две погрешности, неточности приосвещении второстепенных вопросов или несущественныеошибки, которые ученик легко исправил после замечанияучителя.Такая же отметка ставится за краткий точный ответна особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходегрупповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этомимеет один из недостатков:

- в изложении допущены незначительные пробелы, неисказившие содержание ответа;

- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

- допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

- допущены несущественная ошибка или более двухнедочётов при освещении второстепенных вопросов или всуждениях, легко исправленных по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса ипродемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;

- материал частично усвоен, но умения не проявленыв полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто главное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание ученикомбольшей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены существенные ошибки в изложении фактов,определении понятий, в суждениях и выводах, которые неисправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за творческие работы по истории

Отметка «5». Информация представлена вполном объёме, изложена логично. Использовано более двухресурсов, источников информации разного вида.Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно.Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1-2 неточности. Использовано болееодного ресурса.Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др.Грамотное оформление и представление проекта.

Отметка «3» .Информация частично изложена, содержит 1-2 ошибки,существенно не искажающиесодержание. В работе использован только один ресурс.В процессе выполнения работы допущены неточности. Здание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

Отметка «2». Информация отсутствует илисодержит грубые ошибки.Способ выполнения работы учеником не определён или выбраннеправильно.

Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,включая поиск и обработку информации, формулировкувыводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данныйкритерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способовдействий, проявляющаяся в умении раскрыть содержаниеработы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудныхситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание тем учебного курса: история России.VIII-XV вв. 6 класс ( 40 ч. )


Введение

1

2

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.

11

4

Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.

5

5

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.

10

6

Тема V. Формирование единого Русского государства

9


Итого:

40

Содержание тем учебного курса: Всеобщая история. История Средних веков VI-XV вв. 6 класс (28 часов).



Раннее Средневековье

10

2

Расцвет и «Осень» Средневековья

13

3

Вдали от Европы

5


Итого:

28

2 часа - промежуточный, итоговый контроль.

Содержание курса

6 КЛАСС

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российскойистории. Историческое пространство и символы российскойистории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема I. Народы и государства на территории нашей страныв древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическуюэпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в серединеI тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхожденииславян. Расселение славян, их разделение на три ветви -восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры,кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный стройи политическая организация. Возникновение княжескойвласти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков,огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварскийкаганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламскихобщин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейскихгосударств.

Предпосылки и особенности складывания государстваРусь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусскойгосударственности. Князь Олег. Образование государства.

Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формированиисистемы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфики достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменноезодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Тема II.Русь в конце X - начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русскихземель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категориинаселения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства,укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временныхлет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусскойкультуры в развитии европейской культуры.Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусскогочеловека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема III.Русь в середине ХII - начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель -самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территорияи население крупнейших русских земель. Рост и расцветгородов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема IV.Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и егозавоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.

Борьба с экспансией крестоносцев на западных границахРуси. Александр Невский. Политический строй Новгородаи Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великоекняжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православнойцеркви. Принятие ислама и его распространение. Русскаяправославная церковь в условиях ордынского господства.Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема V.Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в началеXV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическоеразвитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псковв XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единогогосударства.

Характер экономического развития русских земель.

Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за триморя» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Содержание курса

История Средних веков

6 класс (28 часов)

Введение

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел 1. Раннее Средневековье (10 часов)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел 2. Расцвет и «Осень» Средневековья (13 часов)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание УотаТайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Раздел 3.Вдали от Европы (5 часов)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Итоговое повторение курса История Средних веков.


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Содержание тем учебного курса: история России.VIII-XV вв. 6 класс (40 ч.)


Введение

1

2

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.

11

4

Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.

5

5

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.

10

6

Тема V. Формирование единого Русского государства

9


Итого:

40

Содержание тем учебного курса: Всеобщая история. История Средних веков VI-XV вв. 6 класс (28 часов).



Раннее Средневековье

10

2

Расцвет и «Осень» Средневековья

13

3

Вдали от Европы

5


Итого:

28

Тематическое календарно-поурочное планирование курсаОснащение

Средства обучения. Информационное сопровождение

Раздел 1 . Раннее Средневековье (9 ч.)Введение. Происхождение понятия

«Средневековье».Образование германских королевств§1

1

ОНЗ

Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневеко-вой эпохе. Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом сви-детельствуют). Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

2

Королевство франков в VI-VIIвеках. Христианская церковь в раннее Средневековье§1-2

1

ОНЗ

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла

Разъяснять причины и значение распространения христиан-ства в Европе в раннее Средневековье. Показывать на карте территории распространения христианства

Представлять распространение христианства и высказывать свое суждение о данном процессе. Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монашество, монашеские орденов.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

3

Империя Карла Великого §3

1

ОНЗ

Составлять характеристику исторической личности. Высказывать суждения о том, почему Карла назвали Великим. Давать оценку деятельности Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Назвать причины помощи франкских королей папе римскому в образовании Папского государства. Соотносить факт Верденского раздела с началом феодальной раздробленности. Раскрывать значение понятий: Бенефициальная реформа, бенефиций, династия, возрождение.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках§4

1

ОНЗ

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и в Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Владение короля - его домен. Германия в IX-XI вв.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

5

Англия в раннее Средневековье §5

1

ОНЗ

Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств в Европе.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

6

Византия при Юстиниане. Культура Византии§6-7

1

ОНЗ

Показывать на карте территорию Византии и соседей империи. Описывать хозяйство, управление. Называть и показывать на карте образование Византийской империи, Составлять исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана. Раскрывать значение кодификации законов. Характеризовать внешнюю политику Византии и отношения с соседями.Формулировать и обосновывать вывод о месте Византии в Средневековом мире.

Раскрывать значение понятий кодификация, законы, управление.Составлять описание исторических памятников. Называть существенные признаки храмов. Описывать художественные техники. Выделять основные этапы в развитии архитектуры. Характеризовать влияние науки и искусства на многие страны. Раскрывать значение понятий: фреска, икона, иконопись, мозаика, крестово-купольный стиль, храм.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

7

Возникновение славянских государств§8

1

ОНЗ

Указывать хронологические рамки и обстоятельства создания славянских государств. Характеризовать деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки. Высказывать суждения о значении славянской письменности для культурного развития славянских народов. Группировать (классифицировать) факты о славянах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.Культура стран халифата §9-10

1

ОНЗ

Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата.Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

9

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековь廧1-10

1

Урок рефлексии

Знать: характеристику изученных процессов и явлений, понятий, Уметь воспроизводить даты и события, схемы

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

Введение (1 ч.)Тема I. Народы и государствана территории нашей страны в древности(5 ч.) Древние люди и их стоянки

на территории современной России § 1

1

ОНЗ

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности.

Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения и/ или свою позицию по проблеме отношения к историческому наследию всех народов. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Учебник, § 1. Карта «Территория России в древности». Контурные карты. Презентация.

12

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

ОНЗ

Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни

человечества. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

Ставить учебную задачу урока под руководством учителя. Использовать карту как источник информации. Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между историческими объектами. Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы.

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Карта «Территория России в древности».

13

Образование первых государств § 2.

1

ОНЗ

Применять ранее изученные понятия. Характеризовать на основе кар-

ты территории расселения. Определять учебную задачу. Систематизировать и излагать информацию. Обосновывать суждения и выводы. Называть характерные признаки исторических объектов. Называть причины увеличения небольшой численности населения Восточной Европы. Называть причины возникновения государств. Высказывать аргументированные собственные суждения. Планировать свою познавательную, проектную деятельность

Учебник, § 2. Карта. Геродот, «История» (отрывок).Энциклопедия «Вокруг света» . Филатов К. Ю. Словарь античных историков.

14

Восточные славяне и их соседи § 3

1

ОНЗ

Извлекать информацию и формулировать суждения, выводы на основе анализа карты. Прогнозировать особенности исторического развития народа с учётом влияния природно-климатического фактора. Сравнивать (под руководством учителя) климатические условия Западной и Восточной Европы

VI-VIII вв. Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества. Использовать знания из истории.

Древнего мира. Выделять существенные признаки исторического явления.

Учебник, § 3. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.».

Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега о славянах.

15

Повторительно-обобщающий урок по теме I §1-2

1

Урок рефлексии

Определять основную и второстепенную информацию.

Создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию

на заданную тему.Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д.Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов.

Свободно владеть и оперировать программным учебным материалом. Использовать понятия, определяющие специфику исторической науки: факт, исторический источник, документ, памятник.

Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи, контролировать эмоции.

Обсуждать и оценивать результаты деятельности и достижения - свои и одноклассников:

-личный вклад каждого участника, в том числе собственныйвклад;

-взаимодействие вгруппе (при работе впаре, группе);

- возникшие трудности;

-работа класса в целом.

Учебник, рабочая тетрадь.





Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.(11 ч.)


Учебник, § 4. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.».

Фрагменты летописи, трудов историков.

17

Становление Древне-

русского государства § 5

2

ОНЗ

Определять существенные черты до государственного и государственного устройства древних обществ. Применять ранее полученные знания. Раскрывать на примерах культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период. Использовать понятие «государство» в новой учебной ситуации. Сравнивать и оценивать итоги деятельности первых правителей Руси

Учебник, § 5. Карта «Русь в IX-X вв.». Фрагменты летописей, трудов историков.

Документальный сериал «Правители Руси» (Олег, Игорь, Ольга и Святослав) .К. В. Лебедев. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» (репродукция картины)

18

Правление князя Владимира. Крещение Руси § 6

1

ОНЗ

Подтверждать культурное многообразие народов в изучаемый период. Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различное Определять основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана).Подтверждать примерами значение деятельности князя для

укрепления государства на Руси. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов. Определять хронологические периоды. Объяснять прогрессивное значение принятия христианства для государства Русь

Учебник, § 6. Карта «Русь в Х-XI вв.».

Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром

19

Русское государство приЯрославе Мудром § 7

1

ОНЗ

Сравнивать системы управленияразных государств.

Составлять схему, давать описание её элементов и их взаимосвязей. Определять мотивы и поступкилюдей, давать им оценку с гуманистических позиций.Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию.

Использовать приёмы характеристики исторических явлений.

Составлять схемы. Объяснять смысл используемыхв документе терминов и понятий. Применять ранее полученныезнания.С помощью учителя сравниватьявления и процессы, излагатьвыводы и аргументировать их всоответствии с возрастными возможностями. Участвовать в обсуждении вопроса о предпосылках объединения государства.

Учебник, § 7. Карта «Русь в конце X - XI в.».

20

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах §8

1

ОНЗ

Использовать карту как источник информации. Давать характеристику деятель-

ности правителей Составлять схему. Объяснять смысл используемых в тексте терминов. Давать характеристику отдельным направлениям деятельности правителя, оценивать итоги.

Учебник, § 8. Карта «Русь в X - начале XII в.»

21

Место и роль Руси в Европе.

1

ОНЗ

Описывать по карте геополитическое положение Руси, называть соседние государства.Формулировать учебную задачуурока, планировать её выполнение. Изображать графически информацию на карте.Давать оценку роли Руси в международной торговле.Раскрывать роль геополитического фактора в истории России

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Место и роль Руси в Европе». Карта «Торговые связи Русив XI-XII вв.»

22

Общественный строй и церковная организация на Руси §9

1

ОНЗ

Раскрывать роль церкви в средневековых государствах Выделять главное из текста учебника. Объяснять и применять новые термины и понятия. Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества. Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства.

Учебник, § 10. Схемы.

23

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси §10

1

ОНЗ

Устанавливать межпредметные и межкурсовые связи (литерату-ра, изобразительное искусство и др.). Привлекать полученные знания. Определять алгоритм решения познавательной задачи урока Выделять главные идеи художественных произведений.Определять значение понятий и терминов, используемых в тексте, с помощью словарей. Определять особенности древнерусского храма, в том числе с

помощью схемы.

Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, понимать их значимость Оценивать памятники культурного наследия (с опорой на памятку).

Выражать собственное отношение, описывать чувства.

Участвовать в дискуссии (дебатах). Оценивать результаты своей учебной деятельности

Учебник, § 10. Иллюстрации, презентация

24

Повседневная жизнь населения §11

1

ОНЗ

Составлять рассказ на основе текста учебника, схемы, иллюстраций.

Сравнивать положение различных категорий населения. Давать описание предметов быта на основе иллюстративного изображения, экспозиции музея (в том числе виртуального) Объяснять смысл высказывания.

Учебник, § 11.

Иллюстрации, презентации, фрагменты сочинений историков

25

Повторительно-обобщающий

урок по теме II «Место и роль Руси в Европе»

1

Урок рефлексии

Описывать по карте геополитическое положение Руси, называть соседние государства. Составлять таблицу по материалам темы 2.

Систематизировать информацию на основе анализа карты Изображать графически информацию на карте.

Давать оценку роли Руси в международной торговле.

Раскрывать роль геополитического фактора в истории России.

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Место и роль Руси в Европе». Карта «Торговые связи Руси

в XI-XII вв.»

26

Урок истории и культуры родного края в древности

1

ОНЗ

Формулировать выводы на основе заинтересованного и уважительного отношения к истории родного края Получать информацию из различных источников, обобщать её, делать выводы. Использовать приёмы составления генеалогических таблиц, картотек Формулировать задачи и способы познавательной деятельности.

Презентация. Раздаточный материал.

Раздел 2. Расцвет и «Осень» Средневековья (13 ч.)Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

28

В рыцарском замке §12

1

ОНЗ

Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Описывать основные возрастные этапы рыцарской жизни, мир турниров и гербов. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря. Проводить поиск и анализ информации о вооружении рыцарей в иллюстративном источнике. Систематизировать информацию о замках на основе различных источников, Готовить презентацию (сообщение). Раскрывать значение понятий: кодекс чести, рыцарь, замок, тактика, турнир, рыцарская культура, романс, герб, геральдика.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

29

Средневековый город: ремесло, торговля, горожане и их образ жизни§13-15

1

ОНЗ

Излагать суждения о причинах возникновения и роста городов и их борьбы с сеньорами. Описывать внешний вид средневекового города, состав городского общества. Характеризовать устройство городских республик, функционирования городского управления. Раскрывать значение торговли и финансового дела в развитии средневековой Европы. Обосновывать отличия горожан от представителей других сословий. Сопоставлять и анализировать картографические источники - планы городов. Раскрывать значение понятий: город, цех, устав, самоуправление, гильдии, менялы, банкиры.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

30

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики в XI-XIII вв.

§16

1

ОНЗ

Характеризовать католическую церковь как самую могущественную и влиятельную силу в Западной Европе в XI-XIIIвв. Обосновывать необходимость и сущность клюнийской реформы. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков. Объяснять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета власти церкви. Проводить поиск информации о борьбе церковной и светской власти в текстовых и изобразительных источниках.

Раскрывать значение понятий: реформа, реформирование, схизма, догмат, еретик, ересь, инквизиция.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

31

Крестовые походы

§17

1

ОНЗ

Устанавливать последовательность и длительность Крестовых походов. Описывать наиболее известные события 1,2,3,4 походов. Высказывать суждения о причинах упадка движения крестоносцев, сущности и последствиях Крестовых походов. Анализировать историческую карту государств крестоносцев. Группировать (классифицировать) факты о Крестовых походах, составлять сравнительную таблицу. Раскрывать значение понятий: Крестовый поход,крестоносцы.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

32

Франция и Англия: пути объединения§18-19

1

ОНЗ

Характеризовать причины и движущие силы процесса объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции. Высказывать суждения о причинах возникновения в обеих странах органов сословного представительства, сопоставлять их структуру и функции. Формулировать и обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента свободы и демократии. Группировать (классифицировать) факты о парламенте и Генеральных штатах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Раскрывать значение понятий: Генеральные штаты, Великая хартия, парламент.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

33

Столетняя война§20

1

ОНЗ

Проводить поиск информации о битвах Столетней войны в иллюстративных источниках. Сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях в ходе войны, выявлять их сходство и различия. Раскрывать значение понятий: повод, подвиг.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

34

Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и в Англии§21

1

ОНЗ

Раскрывать смысл, значение понятия объединение страны и усиление королевской власти на примере деятельности Людовика XI и Генриха VII Тюдора. Сравнивать оценки личности Карла Смелого и Людовика XI, определять общее и различия в их деятельности. Выделять факторы способствовавшие началу процесса централизации в Англии и во Франции. Анализировать историческую карту Англии, Франции с опорой на легенду. Раскрывать значение понятий: централизация власти, инквизиция.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

35

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове§22

1

ОНЗ

Находить а карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства. Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове.Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

36

Германия и Италия в XII-XV веках§23

1

ОНЗ

Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Характеризовать политику династии Медичи.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

37

Гуситское движение в Чехии.Завоевание турками-османами Балканского полуострова §24-25

1

ОНЗ

Характеризовать Чехию в XIVв. Выделять главное в информации о Яне Гусе.Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн.Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов. Определять причины усиления османов. Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

38

Культура Западной Европы в Средние века §26-30

1

ОНЗ

Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIVв. стали преобладать практические знания. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

39

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Расцвет и «Осень» Средневековья». Промежуточный контроль§11-30

1

Урок рефлексии

Знать: характеристику изученных процессов и явлений, понятий, Уметь воспроизводить даты и события, схемы

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.


Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII вв.(5 ч.)Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений Привлекать межкурсовые, меж-

предметные знания

Учебник, § 12. Карта «Русь в XII-XIII вв.»

41

Владимиро-Суздальское

Княжество § 13

1

ОНЗ

Определять сущность понятий,терминов с помощью словаря.

Определять на карте расположение исторического объекта. Анализировать отрывки из исторического источника, сочинения историка. Устанавливать синхронистические связи.Оценивать памятники культурного наследия.

Учебник, § 13. Карта «Русь в XII-XIII вв.».

42

Новгородская республика § 14

1

ОНЗ

Определять характерные черты формы правления. Использовать знания из истории Средних веков Описывать по карте геополитическое положение земель, называть народы и их занятия соответствии с природно-климатическим фактором. Извлекать из источника дополнительную информацию и объяснять, оценивать действия людей.

Учебник, § 14

43

Южные и юго-западные

русские княжества

1

ОНЗ

Актуализировать знания из курса истории России. Определять по карте местоположение исторических объектов. Объяснять термины, используемые в летописи.

Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план.

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и Юго-Западные русские княжества». Карта «Русь

в XII-XIII вв.»

44

Повторительно-обобщающий урок по теме III

§ 12-14

1

Урок рефлексии

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.Формулировать проблемный вопрос по теме урока (с помощью учителя). Определять главные причинно-

следственные связи исторических процессов.

Учебник, глава 3. Карты.

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.(10 ч.)


Использовать карту как исторический источник. Анализировать текст источника,

приводить примеры, выражать своё отношение. Устанавливать причины событий. Формулировать ценностные суждения и/или своё отношение по обсуждаемой теме. Делать выводы на основании анализа летописного текста.

Учебник, § 15. Карты «Русь в XII - начале XIII в.», «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана».

46

Батыево нашествие на Русь § 16

1

ОНЗ

Составлять хронологическую таблицу. Определять причинно-следственные связи исторических событий. Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения - свои и одноклассников: личного вклада каждого

участника, в том числе собственного вклада; работу группы.

Учебник, § 16. Карты: географическая карта Азии, «Русь в XII-XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь». Н. М. Языков. «Евпатий» (стихотворение)

47

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

§ 17

1

ОНЗ

Находить информацию в тексте.Устанавливать причины события, явления.

Раскрывать историческое значение события.Давать характеристику деятельности полководца.Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме.

Учебник, § 17. Карта «Русь в XII-XIII вв.».

К. Симонов. «Ледовое побоище» (поэма)

48

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура § 18

1

ОНЗ

Систематизировать информацию в форме рассказа, схемы.

Анализировать исторические источники разного вида для получения дополнительной информации по теме. Графически представлять информацию об историческом явлении(в виде схемы).

Учебник, § 18. Карта «Нашествие хана Батыя на Русь»

49

Литовское государство и

Русь § 19

1

ОНЗ

Определять по карте исторические объекты. Составлять рассказ с использованием различных источников (отрывки документов, иллюстрации, текст учебника и дополнительной литературы).Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события.

Учебник, § 19. Карта «Великое княжество Литовское в XIII - первой

половине XV в.»

50

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси §20

1

ОНЗ

Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного вида. Использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).

Учебник, § 20. Карта «Русские земли в XIV-XV вв.». Контурные карты.

51

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

Битва §21

1

ОНЗ

Называть дату, соотносить её с историческим периодом. Сравнивать способы достижения политических целей.

Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личностных качеств политика. Определять по карте местоположение исторического объекта.

Учебник, § 21. Карта «Русские земли в XIV-XV вв.». Схема «Куликовская битва».

52

Развитие культуры в русских землях во второй половине

XIII - XIV в.

§ 22

1

ОНЗ

Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.

Связывать историю культуры народа с историческими особенностями развития страны. Оценивать последствия нашествия и ордынского ига на материальную и духовную культуру Руси.

Учебник, § 25. Иллюстративный ряд. Фрагменты документов

53

Родной край в истории

и культуре Руси

1

ОНЗ

Находить и анализировать дополнительную литературу об истории и культуре жителей нашего края в изучаемый период.

Презентация. Раздаточный материал.

54

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

§ 15-22

1

ОНЗ

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Проекты/презентации

Тема V. Формирование единого Русского государства(8 ч.)Московское княжество в

первой половине XV в. § 24

1

ОНЗ

Сравнивать исторические процессы, их причины. Объяснять смысл понятия, давать его определение. Определять причинно-следственные связи.

Графически (в форме схемы) представлять основные направления, предметы торговли. Описывать мотивы поступков людей. Высказывать оценки результатов

действий людей, групп для расширения опыта историко-антропологического подхода к оценке причин и последствий социальных явлений, событий.

Учебник, § 24. Карты «Княжества Северо-Восточной Руси в XIV -первой половине XV в.».

57

Распад Золотой Орды и его последствия § 25

1

ОНЗ

Использовать карту для описания исторических объектов. Рассказывать о положении отдельных групп населения. Давать характеристику занятиям, быту и верованиям народов. Приводить примеры межгосударственных контактов и взаи-

модействий.

Учебник, § 25. Карта «Распад Золотой Орды»

58

Московское государство иего соседи во второй половине XV в. § 26

1

ОНЗ

Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов. Определять характерные признаки централизованного государства. Раскрывать историческое значение событий отечественной истории.

Учебник, § 26. Карта «Российское государство во второй половине XV -начале XVI в.».

59

Русская православная церковь в XV - начале XVI вв.

1

ОНЗ

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Определять значение слов, понятий.Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы,выделяя общее и различное.

Учебник, материалы для самостоятельной работы и

проектной деятельности «Русская православная церковь в XV - начале XVI в.».

60

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

ОНЗ

Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки.

Определять значение понятий итерминов.Рассказывать с опорой на схему. Изображать графически (схему) социальную структуру общества.

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.».Фрагменты документов. Схема

61

Формирование культурного пространства единого Российского государства § 27

1

ОНЗ

Определять зависимость развития культуры от политического развития страны.

Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры. Описывать произведения живописи, зодчества. Оценивать памятники культуры с эстетической позиции, высказывать своё отношение к ним. Систематизировать материал большой темы в форме таблицы.

Учебник, § 27. Фрагменты документов. Презентации

62

Повторительно-обобщающий урок по теме V

§ 23-27

1

Урок рефлексии

Систематизировать материал главы.Выделять главные события и итоги. Делать обобщающие выводы Планировать свою познавательную деятельность.

Учебник, вопросы и задания к главе, темы проектов. Карты.Тестовые задания.

Раздел 3. Вдали от Европы(5 ч.)1

ОНЗ

Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая определивших своеобразие ее развития и культуры. Выделять характерные черты государственного устройства Китая Описывать признаки сословия самураев, сопоставлять его с рыцарями.

Характеризовать варновое и кастовое деление индийского общества. Указывать рамки существования индийских государств и султаната. Высказывать суждения об особенности религиозного многообразия в средневековой Индии.Выделять характерные черты культуры Индии. Ракрывать значение понятий:каста, варна, султанат.

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

64

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки §32

1

ОНЗ

Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.Определять особенности развития народов стран Африканского континента

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

65

Повторительно-обобщающий урок «Значение Средних веков в истории человечеств໧ 1-32

1

Урок рефлексии

Знать: характеристику изученных процессов и явлений, понятий, Уметь воспроизводить даты и события, схемы

Учебник. Презентация. Рабочая тетрадь.

66-68

Резерв

3


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Оборудование


© 2010-2022