- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слатимов В.А. |
Дата | 01.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Хар-ка учебной деятельности
Предметные результаты (ключевые понятия)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1
Что изучает история Средних веков (изучение нового материала)
1
Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Объяснять, как ведется счет лет в истории,
Определять место средневековья на ленте времени.
Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков
Изучить историческую карту мира Средневековья
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)
2
Древние германцы и Римская империя
(изучение нового материала)
1
Показывать перемещения племен времени Великого переселения.
Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.
Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.
Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король»
Называть последовательно причины падения Западной Римской империи
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы
Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
3
Королевство франков и христианская церковь (комбинированный)
1
Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».
Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры
Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
4
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Феодальная раздробленность (комбинированный)
1
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты
рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела.
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
5
Западная Европа в IX-XI вв. (комбинированный)
1
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
6
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения (комбинированный)
1
Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого.
Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.
Выделять особенности складывания европейского образования.
Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)
7
Византия - государственное устройство и культура (комбиниро-ванный)
1
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Проявляют симпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
8
Образование славянских государств (изучение нового материала)
1
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа)
9
Арабский халифат и его распад
(комбиниро-ванный)
1
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
10
Культура стран халифата (комбиниро-
ванный)
1
Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)
11
В рыцарском замке
(комбиниро-
ванный)
1
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
12
Средневековая деревня и ее обитатели (комбинированный)
1
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа)
13
Средневековый город
(комбинированный)
1
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
14
Горожане и их образ жизни (комбинированный)
1
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)
15
Католическая церковь в Средние века
(комбиниро-ванный)
1
Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
16
Крестовые походы
(изучение нового материала)
1
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)
17
Объединение Франции (комбиниро-
ванный)
1
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
18
Что англичане считают началом своих свобод (комбиниро-
ванный)
1
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
19
Столетняя война (изучение нового материала)
1
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк.
Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
20
Крестьянские восстания во Франции и Англии (комбинированный)
1
Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.
Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты.
Оценивать поступки лидеров восстаний.
Научатся определять термины: жакерия.
Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
21
Усиление королевской власти во Франции и Англии
(изучение нового материала)
1
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.
Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
22
Реконкиста (комбинированный)
1
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;
давать оценку политике испанских королей
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа)
23
Усиление власти князей Германии (комбинированный)
1
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей.
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров
Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
24
Расцвет итальянских городов (комбиниро-
ванный)
1
Показывать на карте городские феодальные республики Италии.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.
Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)
25
1
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
26
1
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)
27
Образование и философия, литература, искусство (изучение нового материала)
1
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
28
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
(комбинированный)
1
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
29
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
(изучение нового материала)
1
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Характеризовать религию индийцев - индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.
Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
30
Итоговое повторение по курсу «Средние века»
(применение знаний и умений, урок-турнир)
1
Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, представлять презентации.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
31
Контрольная работа (тестирование) (контроль и коррекция знаний)
1
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в истории; работать с тестовыми материалами
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
формулируют собственное мнение и позицию
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XV ВЕКА (40 часов)
Введение (1 час)
1 (32)
Человек и история
(изучение нового материала)
1
Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учите- ля для формирования первичных представлений об основных этапах истории России Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Тема 1. Народы и государства Восточной Европы в древности (3 часа)
2(33)
Древнейшие люди на территории Восточно- Европейской равнины
(изучение нового материала)
1
Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит, железный век, подсечное - огневое земледелие, перелог Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств.
Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам; составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
3(33)
История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. - середине VI в. н. э.
(комбинированный)
1
Давать определения понятий: варвары, Великое переселение народов, кириллица Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории
Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу
Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья
Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рас сказа Геродота о скифах
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
4(34)
Первые государства на территории Восточной Европы
(комбинированный)
1
Давать определения понятий: каганат, иудаизм, ислам Характеризовать территорию рас- селения восточных славян, приро ные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту)
Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах.
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в. (10 часов)
5-6
(35) (36)
Образование Древнерусского государства
(изучение нового материала)
2
Давать определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище Раскрывать причины и называть время образования Древнерусск - ого государства
Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами
Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на ин тер- нет-сайте: radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения)
Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
7-8
(37) (38)
Русь в конце Х - первой половине XI в. Становление государства
(изучение нового материала)
2
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
Объяснять смысл понятий митрополит, епископ
Давать определения понятий: дружина, вече, идеология, «лествичная» система распределения княжений
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия Давать оценку значения принятия христианства на Руси Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого.
Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства.
Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
9-10
(39) (40)
Русь в середине XI - начале XII в. (изучение нового материала)
2
Давать определения понятий: усобица, съезд князей, династическое правление Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI - начале XII в.
Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха.
Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе
Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений
Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»
Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
11 (41)
Общественный строй Древ- ней Руси
(комбинированный)
1
Давать определения понятий: город, село, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, вервь, смерд.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию из учебника и отрывки из «Русской Правды»). Проводить поиск информации для участия в ролевой игре : «Путешествие по древнерусскому городу» (вариант: «Путешествие в древнерусское село»)
Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.
Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
12-13
(42)-(43)
Древнерусская культура
(комбинированный)
2
Давать определения понятий: икона, двоеверие, инициал, мозаика, фреска, миниатюра, летопись.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период
Описывать памятники древне- русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древнерусской культуры (по выбору учащегося)
Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
14
(44)
Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.» (применение знаний и умений)
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII в. (7 часов)
15
(45)
Начало удельного периода. Княжества Южной Руси
(комбинированный)
1
Давать определения понятий: удельный период, политическая раздробленность
Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период
Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Рассказывать об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами
Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств
Проявляют доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
16 (46)
Княжества Северо- Восточной Руси
(комбинированный)
1
Давать определения понятий: дворяне, деспотическая власть Показывать на исторической карте территорию Владимиро- Суздальского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества
Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского; объяснять причины его убийства
Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси
Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.
Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей
Проявляют доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
17 (47)
Боярские республики Северо- Западной Руси
(комбинированный)
1
Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернет- сайта Института русской литерату- ры: lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: gramoty.ru/)
Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств
Проявляют доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
18-19
(48) - (49)
Куль тура Руси
(комбинированный)
2
Объяснять значение понятия христианское мировоззрение
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII - начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации).
берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/.
Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.
Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII- XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
20-21 (50)
(51)
РК. Южный Урал. с древности до начала XIII в.
(комбинированный)
2
Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV в. (10 часов)
22 (52)
Походы Батыя на Русь
(изучение нового материала)
1
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов.
Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.
Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
23
(53)
Борьба Северо- Западной Руси против экспансии с Запада
(изучение нового материала)
1
Давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы.
Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем)
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель Объяснять причины успеха русских в данных сражениях Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского (используя материалы интернет-сайта: a-nevsky.ru/ и другие источники)
Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.
Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
24-25
(54) (55)
Русские земли под властью Орды
(комбинированный)
2
Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число».
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды.
Характеризовать повинности населения.
Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского
Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.
Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников
Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
26 (56)
Русь и Литва (комбинированный)
1
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
общим способам решения задач
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
27
(57)
Москва и Тверь: борьба за лидерство
(комбинированный)
1
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью.
Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана Калиты.
Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
28
(58)
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
1
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея
Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту
Проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
29 (59)
Культура Руси в XII-XIII вв.
(комбиниро-
ванный)
1
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII-XIII вв., используя Интернет и другие источники информации
Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.
Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII- XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
30 (60)
РК. Южный Урал в середине XIII - XIV в.»
1
31 (61)
Обобщающее повторение «Русские земли в середине XIII - XIV в.» (применение знаний и умений)
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Научатся определять термины, изученные в главе «Русские земли в середине XIII - XIV в.» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 ч)
32 (62)
Московское княжество в конце XIV- середине XV в.
(комбинированный)
1
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
Научатся определять термины: феодальная война, уния.
Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
33 (63)
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества (комбинированный)
1
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства
Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
34 (64)
Московское государство в XV в.
(комбинированный)
1
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье
Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня. Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
35 (65)
Церковь и государство в XV в.
(комбинированный)
1
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
36 (66)
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
1
Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).
Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV-XV вв., используя информацию из источников
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при сотрудничестве в принятии общего решения в совместной деятельности
37 (67)
РК. Южный Урал в XIV-XV вв.
1
38
(68)
Обобщающее повторение
Формирование единого Русского государства». (применение знаний и умений)
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Научатся определять термины, изученные в главе « Формирование единого Русского государства». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
39
(69)
Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до начала XVв.»
(применение знаний и умений)
1
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XV в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до начала XV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XV в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
формулируют собственное мнение и позицию
40
(70)
Резерв
1