Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Разработка музейного урока "История одной газеты" поможет учителям обществоведческих дисциплин углубить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны и расширит их представления о мире, где каждый предмет несет в себе информацию. Презентация подготовлена к празднованию 70-летия Великой Победы
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского № 38»

Конкурс методических разработок и внеклассных мероприятий, посвященный 70-летию Великой Победы













Методическая разработка музейного урока

«История одной газеты»







Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»





Автор: Рымарь А.И.

педагог-библиотекарь

«Православной гимназии № 38»







Старый Оскол

2015

Пояснительная записка

к музейному уроку

на муниципальный конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, посвященный 70-летию Великой Победы

«Война закончилась. Но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит…»

М.Ножкин

План-конспект музейного урока «История одной газеты» разработан педагогом-библиотекарем Рымарь А.И. и посвящен празднованию 70-летия Великой Победы. Это событие очень значимо для народа Российской Федерации, так как более всего трудностей и лишений выпало на его долю. День Победы является консолидирующем условием для всего общества, так как сегодня нередки попытки переписать историю, фальсифицировать факты Второй мировой войны. Перед педагогами образовательных учреждений стоит задача создания условий для формирования чувства гордости за свою Родину, чувства благодарности к тем, кто смог отстоять независимость Отечества.

Большая роль в решении этой задачи отводится школьным музеям.

Главная цель музейного урока - это показ значимости экспонатов Музея воинской славы Православной гимназии в изучении истории Великой Отечественной войны и формирование интереса к ее малоизученным страницам. Проведение предварительной работы - помощи в организации классных часов и проведение экскурсий в Музее воинской славы, посвященные годовщине освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, а также организация выставки книг военной тематики «1418 дней войны», помогло достичь ожидаемых результатов.

При проведении музейного урока используется фото-, аудио, видеоматериалы, которые закрепляют и углубляют знания учащихся, полученных на учебных и внеклассных мероприятиях. Музейная среда способствует всестороннему развитию познавательных интересов учащихся, знакомство с незнакомыми ранее предметами побуждает к самостоятельным поискам информации.

Музейный урок разработан по технологии системно-деятельностного подхода, при необходимости он может быть переориентирован на необходимый возраст школьников - его участников.

К плану-конспекту прилагаются фото-, аудио и видеоматериалы, две презентации - 1.презентация музейного урока и 2.презентация Музея воинской славы Православной гимназии №38. Данное приложение позволяет углубить информацию о мероприятии.

Музейный урок

Тема « История одной газеты»

Цель: показать значимость экспонатов Музея воинской славы в изучении истории Великой Отечественной войны и сформировать интерес к ее малоизученным страницам, развивать основные компетенции.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные - способствовать формированию у учащихся понимания важности Победы, отраженной в обращении Сталина в газете, узнать череду военных событий на примере экспонатов музея;

Регулятивные - содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы, активизировать словарный запас школьников;

Коммуникативные и воспитательные задачи: создать условия для формирования патриотизма у школьников, гордости за Победу, эмпатии к участникам военных событий, слушать и понимать других.

Личностные действия: использовать полученную информацию для личностного роста

Тезаурус: Великая Отечественная война, вторая мировая война, антигитлеровская коалиция, акт о капитуляции, диорама

Оборудование: военные экспонаты Музея воинской славы, газета «Красная звезда» от 10 мая 1945 года, диорама «Прохоровское поле», фото-, аудио -, видеоматериалы, ноутбук.

Предварительная работа: помощь в организации классных часов и проведение экскурсии в Музей воинской славы, посвященные годовщине освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков; организация выставки книг военной тематики «Дорога в 1418 дней»

Форма проведения: музейный урок

Рекомендуемый возраст для музейного урока: учащиеся основной школы

Технология обучения: системно - деятельностный подход

Предполагаемое время урока 25-30 минут

Эпиграф: «Война закончилась. Но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит»

(М.Ножкин)

Ход урока

1 этап Организационно-целевой

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Приветствует и приглашает учащихся в Музей воинской славы. Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова на слова В.Харитонова

-Сегодня у нас необычный урок в знакомом вам Музее воинской славы. Михаил Ножкин сказал: « Война закончилась. Но песней опалённой над каждым домом до сих пор она кружит». Как вы думаете, о чем хотел сказать поэт и композитор?

-Мы будем говорить о войне и мире с помощью экспонатов музея и подробно познакомимся с одним из них - газетой «Красная звезда» от 10 мая 1945года.

Акцентирует внимание на знакомую в целом экспозицию музея.

-Вы не раз посещали наш Музей. Сегодня наш урок обращен к событиям семидесятилетней давности. Очень важно знать историю войны и помнить ее участников, ведь каждую советскую семью коснулось военное лихолетье. Давайте вспомним основные факты о войне.

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»



Организует беседу:

-Как долго длилась Великая Отечественная война?

-Почему звучит песня о победе?

-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Совместно с учащимися осуществляет целеполагание урока - показать значимость военных экспонатов Музея воинской славы в изучении истории Великой Отечественной войны.

-Мы с вами сможем «пройтись» по истории военного времени, обращая внимание на предметы музея

Входят в помещение





Высказывают мнение, что память жива и потому люди вспоминают о ней в каждом доме

Обращают внимание на левую стену музея, на которой располагается указанный экспонат.









Дают ответы:

С 22 июня 1941года по 9 мая 1945 года

Будем отмечать 70 лет Великой победы.

Высказывают предположение, что об окончании войны.

2 этап Операционный

Звучит музыка «Темная ночь» Н.Богословского и на ее фоне звучит рассказ экскурсовода. Рассказывает о том, как попала газета в музей.

-Несколько лет назад на уроке труда в начальном классе учитель гимназии увидела газету под пластилином ученика.

Появление такого экспоната в гимназическом музее - большая удача. В Белгородской области всего две таких газеты в музеях, одна из них наша

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайд 2

Задает вопрос: «Почему школьник не обратил внимание на дату и содержание газеты из бабушкиного сундука?»

Предлагает рассмотреть с помощью экспонатов музея цепь событий, отразившихся в содержании газеты, выпущенной в первый мирный день после войны.

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайд 3, 4

На экране демонстрируются кадры военной хроники в сопровождении песни А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война»

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайд 5

Задает вопрос: «Что в музее поможет понять далекие военные события?»

-Многие музеи Старого Оскола имеют в своей экспозиции военные находки с полей сражений Старооскольского округа - оружие, предметы солдатского быта и т.д. Есть это и в нашем музее.

Организует обзор военных экспонатов:

  1. Вооружение врага (фрагменты немецкой авиабомбы «Кресало», немецкие мина и штык);

  2. Обмундирование красноармейцев и солдат вермахта (каски, набойки и подковы от сапогов, ремни);

  3. Предметы быта (зажигалка-хлорница и зажигалка из патрона, помазок, фляжки румынского и немецкого солдат).



Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Задает вопрос: «Где чаще всего встречались подобные находки?»

Подводит к диораме «Прохоровское танковое сражение» (12 июля 1943 год)

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайды 6-13

Спрашивает школьников:

- Что известно вам об этих событиях?

Рассказывает о Прохоровском танковом сражении.

- События на Курской дуге вошли в историю под названием битва на «Огненной дуге».

1200 танков с двух сторон утюжили землю. Враг не сдавался. Его танки «Тигры», «Пантеры», САУ «Фердинанды» усиливали натиск. Но это не помогло. Самоходные установки, танки «Т-34» и другое вооружение Красной Армии были более маневренны, смелость и мужество советских воинов не имело границ. Победа СССР в битве завершила окончательный перелом в ходе войны, немецко-фашистские полчища вынуждены были начать стремительное отступление.

Помогает учащимся вспомнить историю своей семьи, если у них были фронтовики.

-9 мая на улицах городов и поселков

в праздничном оформлении мы увидим портреты воевавших людей. Почему россияне принимают активное участие в этом мероприятии?

Звучит песня М.Ножкина «Мы так давно не отдыхали» («Последний бой»)

Спрашивает, какие чувства вызывает эта песня.

Сообщает сведения о 9 мае - дне, когда был подписан акт о капитуляции.

Подводит к газете и зачитывает слова Сталина о том, какой ценой далась победа.

-«Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над фашистской Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию»

Отмечает на странице газеты портреты Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля, Гарри Трумэна.

-Кто вам знаком на фото в газете и что вы о них можете рассказать?

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайд 14

Вновь звучит песня «День победы» композитора Д.Тухманова на слова В.Харитонова

-Советская страна понесла огромные потери в Великой Отечественной войне: более 26 миллионов погибших, 1710 городов разрушено, десятки тысяч предприятий лежали в руинах. Победа над фашистской Германией была выстрадана и долгожданна (обращается к ученикам с просьбой дополнить информацию)

Задает вопрос о чувствах, которые испытываешь, слушая эту песню.







Дополняют известные им факты.



Предполагают, что ученик не знал о хронологических рамках ВОВ, или взял без ведома взрослых, иначе ему бы не позволили и т.п.







Просматривают кадры, комментируют эпизоды.



Дают ответ, что военные экспонаты.



Учащиеся уточняют, как это могло применятся на войне

Отмечают значимость этих предметов.

Выражают сочувствие, увидев пробитую каску красноармейца.

Представляют отступающего немецкого солдата, потерявшего необходимые ему вещи.

Отвечают, что на полях сражений. Добавляют факты, если кто-то знает что-либо о подобных случаях.

Рассматривают диораму.









Вспоминают «Огненную дугу», закрепляют знания о коренном переломе в ВОВ.



Отвечают, что «Никто не забыт и ничто не забыто», сообщают о своем участии в акции «Бессмертный полк».

Дают ответ, что грусть, печаль, боль за раненных и погибших.

Вспоминают Георгия Жукова, принявшего капитуляцию Германии.







Называют известные им персоналии, обращая внимание на фото представителей стран-союзников по антигитлеровской коалиции.









Первое слово, которое прозвучало - радость, затем облегчение и спокойствие.

3 этап Рефлексивно-оценочный

Организует беседу:

  1. Что для вас сегодня стало открытием?

  2. Можно ли сказать, что знания, полученные в ходе урока, исчерпывающие? Почему?

  3. О каких экспонатах нашего музея вы хотели бы расширить свои знания?

4.Какой итог можно подвести, побывав в музее?

Методическая разработка музейного урока «История одной газеты»

Слайды 15, 16

В заключение приводит слова людей, прошедших военное лихолетье: «Мир хрупок, и его нужно беречь»

-Возле нас живут фронтовики и ветераны ВОВ, которых с каждым годом становится все меньше. Мы должны заботиться о них, оказывать им поддержку не только в праздничные дни, но и в будни. Они отстояли мир, а мы не должны допустить новой войны (еще раз можно повторить эпиграф к музейному уроку)

-Наш урок закончен.

Желает всем мирного неба над головой.

Дают ответы, исходя из своих ощущений, чувств.

Подтверждают мысль, что однозначно нет, ведь каждый предмет имеет свою историю и он несет более развернутую информацию. Высказывают пожелание о продолжении подобных занятий.

Пробуют составить вывод о том, что увидели и на что обратили свое внимание.









Благодарят за урок























Список использованной литературы

1.Никулов, А.П. Старый Оскол. ( Историческое исследование Оскольского края) Старый Оскол,1997

2.Старый Оскол на защите Отечества. Документы и материалы /НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Администрация Старооскольского городского округа. Москва-Старый Оскол, 2013

3.Победа приходит крылатой. Старый Оскол, «Ямская степь», 2005

4.Прокопцов А.И. Защитники Отечества. Белгород, «Отчий край», 2005

5.Воздвиженский А. Залпы под Белгородом. Йошкар-Ола, 1980

6.Боев М. В боях за Белгород. Воронеж, 1973

7.Зоткин В. На Курской дуге. Москва, издательство ДОСААФ, 1976

8.Живая память. Старый Оскол, «Ямская степь», 2005

9.1941-1945. Во имя жизни. Художественно-публицистический сборник. Старый Оскол, 2005

10.Белгородская энциклопедия. Белгород, 2000

11.Военно-энциклопедический словарь. Москва, Военное издательство, 1983

12.Великая Отечественная война. 1941-1945. Москва, Олма-Пресс, 2005

13.Свечин А.А. Эволюция военного искусства militera.lib.ru/science/svechin2b/07.html








© 2010-2022