• Преподавателю
  • История
  • Изучение образов русских революционеров на основе работ Н. Бердяева в курсе истории 10-11 классов

Изучение образов русских революционеров на основе работ Н. Бердяева в курсе истории 10-11 классов

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации муниципального образования

«Анивский городской округ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» Сахалинской области


Областная научно-практическая конференция

«Сахалинские Рождественские образовательные чтения - 2013:

духовно-нравственное развитие и воспитание в современных условиях»



Изучение образов русских революционеров на основе работ Н. Бердяева в курсе истории 10-11 классов

Секция 7. «Образ «святой Руси» и православная философия

в формировании самосознания молодежи.







2013 г.

В рамках школьного курса отечественной истории в старших классах учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении темы «Революционные течения во второй половине XIX начале ХХ веков». Для них сложна новая терминология, путаются в программных целях революционеров, в персоналиях и партиях, но чаще всего им просто не интересно. Одним из способов ликвидации отсутствия заинтересованности - смещение акцентов от абстрактных понятий к более доступному пониманию личностного, внутреннего мира людей того времени, посвятивших свою жизнь «революционному служению». Необходимо осознать причину их поступков, войти в сознание революционеров и понять систему ценностей этих людей.

Одним из способов решения вышеуказанной задачи является обращение к работам русских философов и, в частности, к работам Николая Александровича Бердяева. Николай Бердяев стал одним из наиболее беспристрастных очевидцев и участников трех русских революций 1905-го и 1917 годов. В юности, как и большая часть русской интеллигенции, он увлекался марксизмом, даже преследовался властями; революция 1905 года потрясла его своей жестокостью и привела к религиозно-гуманистическому осознанию отечественной истории. При этом Бердяев, выходец из высших слоев военной аристократии, отрицательно относился к самодержавию и официальной церкви и "сознавал совершенную неизбежность прохождения России через опыт большевизма" [5, с. 36] Из вышесказанного можно судить о высокой степени «беспристрастности» в оценке Н. Бердяевым как революционных идей, так и самих революционеров.

Предтечами русских революционеров-социалистов Н.Бердяев считает нигилистов, тип которых был изображен И.Тургеневым в образе Базарова. Так как ученики изучают роман «Отцы и дети», нелишне будет вспомнить с ними основные черты характера Базарова. Как положительные - трудолюбие, отзывчивость, служение обществу, так и отрицательные - грубость и пренебрежительное отношение к окружающим. И здесь уместно сравнить образ тургеневского Базарова, уже знакомого учащимся, с характеристикой нигилизма Николая Бердяева.

Нигилизм он рассматривает как «религиозный феномен», который возник на духовной почве православия. В основе русского нигилизма, взятого в чистоте и глубине, лежит православное мироотрицание; ощущение мира, лежащее во зле; признание греховности всякого богатства и роскоши жизни, всякого творческого избытка в искусстве, в мысли. [2, с. 34 ] Кстати, одним из примеров того, что нигилизм выступает новой религией может являться тот факт, что среди нигилистов было много бывших семинаристов, которые не нашли ответов в традиционном православии.

Нелишним будет вспомнить и знаменитую фразу Базарова о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров, как нигилист, отрицает не только природу, но и духовные ценности, искусство, да и саму религию. Все должно быть направлено только для служения человеку. Весьма уместным будет в данном случае вспомнить «постоянное правило» выдающегося биолога-селекционера Ивана Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача» [8, с. 226 ] Мичуринские слова можно рассматривать как эволюцию взглядов Базарова с его потребительским отношением к миру и природе. Самого человека нигилисты рассматривали как существо бездуховное, лишенное условных норм и возвышенных идей, которые только мешают человеческому счастью. Развиваться должны только естественные науки, а различным видам искусства не место в прекрасном утопичном мире нигилистов. «Эти русские мальчики, пишет Н.Бердяев - никогда не были способны к политике, к созиданию и устроению общественной жизни. Все перемешалось в их головах, и, отвергнув Бога, они сделали Бога из социализма и анархизма, они захотели переделать все человечество по новому штату и увидали в этом не относительную, а абсолютную задачу». [3. с. 17] Как завершение анализа нигилизма как молодежного движения можно провести в классе небольшое голосование: «Поддерживаете ли вы идеи нигилизма? Да/Нет»

К народничеству как явлению и его лидерам Николай Бердяев обращается во многих своих книгах и статьях, но рассматривать их в рамках урока нецелесообразно. Поэтому стоит обратить внимание на фрагмент статьи «Духи русской революции», в котором он рассматривает персонажей романов Ф. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы». И, продолжая тему отношения к человеку приверженцев революционных идей, рассмотреть следующие слова, вложенные Достоевским в уста Великого Инквизитора: «Мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим их жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. Мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны. Мы дадим им счастье слабосильных существ, какими они и созданы». Человек здесь уже не повелевает природой - он всего лишь «слабосильное существо», жизнь которого устроят революционеры, социалисты. При этом только им, социалистам дано право определять, что является смыслом и целью его жизни. Права и чаяния отдельного человека здесь не учитывается, он маленький винтик в большой системе всеобщего счастья.

В чем же причина популярности идей социализма в русском обществе того времени? Как ответ на этот вопрос Н.Бердяев повторяет слова Ставрогина из романа «Бесы» Ф.Достоевского: «Социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности». Но тут же добавляет, что «сентиментальность есть ложная чувствительность и ложное сострадание» [2, с. 12] Для доказательства этого мнения целесообразно обратится к рассказу Михаила Арцыбашева «Революционер». Прочитать рассказ ученики должны заранее, чтобы на уроке знать его содержание.

События рассказа происходят во время революции 1905 года. Главный герой рассказа учитель Генрих Андерсен во время прогулки, погожим весенним днем, стал невольным свидетелем расстрела солдатами трех бунтовщиков. Это событие его сильно взволновало, он ночь не спал, думал, что умирает. А спустя несколько дней, совместно с несколькими бунтовщиками-революционерами, расстрелял ночью этих пятнадцать спящих солдат. Ну а через неделю пришли за Людвигом Андерсеном и расстреляли его. Тем самым, ввиду своей впечатлительности, сентиментальности, вместо того, чтобы способствовать прекращению кровопролития, Генрих Андерсен не только лишил жизни многих людей, но и лишился своей. Яркий пример того извращенного революционного максимализма, который по утверждению Н.Бердяева, имеет « апокалиптичную сущность.» [4, с. 87]

В анализе идеологии «русского коммунизма» Бердяев уделяет первостепенное внимание В. И. Ленину. Он также отмечает, что в нем не было ничего от революционной богемы, от заоблачного романтизма. Его революционный максимализм находился в органическом сочетании с прагматической гибкостью в политике. Критически относясь к Ленину, называя его человеком «пониженного культурного типа».

Разумеется, для Ленина, как и для других революционеров, не существовало таких понятий как жалость и сострадание, уважение человека и ценность человеческой жизни. Вот фрагмент письма из Парижа, от политэмигранта, к ссыльной в Иркутск, сентябрь 1911 г.: «Сообщу, как мы пережили сообщение о покушении на Столыпина. Публика страшно разволновалась: эсэры закрыли свою читалку, в социал-демократической же был прибит огромный плакат с извещением о радостном событии. Слух о выздоровлении Столыпина заставил здешний орган синдикалистов «Bataille Syndikaliste» озаглавил свою статью: "Несчастье. Столыпин, кажется, опять не издохнет…" Смерть же Столыпина произвела очень хорошее впечатление на всех…» [7, с. 137-153]

Тяжелое человеческое горе, жуткий акт убийства становитcя праздником для революционеров, жаждущих светлого и радостного будущего. Таким образом, анализ творчества Н. А.Бердяева показывает непреходящую ценность идей великого русского философа, которые остаются актуальными и в оценке сегодняшней жизни России. Его идеи помогают лучше понять смысл Российской истории, а нестандартная оценка исторических событий и личностей позволяет по-новому взглянуть на события отечественной истории.

Бердяев отмечает и положительные качества Ленина: личное бескорыстие, преданность убеждениям, его огромные заслуги в деле спасения России от хаоса и анархии, грозивших ей полным распадом, неоднократно сравнивает его с Петром Великим. «Ленин был революционер до мозга костей именно потому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарное миросозерцание, не допуская никаких нарушений этой целостности…. организовать, подчинить себе рабоче-крестьянские масс нельзя одной силой оружия, чистым насилием. Нужна целостная доктрина, целостное миросозерцание, нужны скрепляющие символы» [1. с. 132]

Такими духовными скрепами-символами для молодого поколения русских людей могли стать православные истины. Но именно социалистами Библейские идеи были отринуты. Поэтому страна была ввергнута в хаос безверия и братоубийственной гражданской войны.

[1]Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,:Наука. 1990.- 232

[2]Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., 2006г. -36

[3]Бердяев Н.А. Русская идея. Духи Русской революции. Париж, 1971. - 54

[4]Бердяев Н.А. Русская идея.// Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов Истоки отечественной мысли.,: СПб. Наука. 1992.-387с

[5]Бердяев Н.А. Самопознание. М.,: ДЭМ, 1990. - 334

[6]Михаил Арцыбашев. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М., Терра, 1994.-365

[7]Эдельман, Ольга. Профессия - революционер / Ольга Эдельман // Логос. - 2006. - N 5. - С. 137-153

[8]Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. - 426

© 2010-2022