Конспект урока по истории Отечества

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект - урока для 8 класса


соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), абсолютизм.

Даты

1613 - 1645 - царствование Михаила Федоровича;

1645 - 1676 - царствование Алексея Михайловича;

1676 - 1682 - царствование Федора Алексеевича;

1649 - Соборное уложение

Оборудование

карта «Россия в XVII в.»

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить объекты на карте ;

- устанавливать хронологическую последовательность событий;

- применять и пояснять термины.

Личностные: (личностные УУД)

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Метапредметные:

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

  1. умеет составлять план действий

  2. строить логическую цепь размышлений.

  3. может структурировать найденную информацию в нужной форме.

  4. умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.


1 м/м. Содержательно-поисковый.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа:

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Смута. Первое и второе ополчения).

  2. Назовите хронологические рамки Смутного времени (1603 - 1613).

  3. Что такое Смута? (Смута -лихолетье, так называют начало XVIIвека в России).

  4. Года царствования Бориса Годунова (1598 - 1605).

  5. Годы правления Лжедмитрия I (1605 - 1608).

  6. Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606 - 1607).

3. Сообщение темы и целей.

4. Изучение нового материала

А) Периоды Смуты:

I период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.

II период. 1606-1610 гг. - обострение классовой борьбы. Дворяне и казаки, черносотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.

III период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная проблема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне.

Б) Работа с картой. (стр. 30)

В) Итоги Смуты:

- Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);

- Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);

- Ослабление всех государственных структур;

- Изменена природа царской власти (царя выбрали);

- Повысился статус церкви.




2 м/м. Содержательно-поисковый.


  1. Михаил Федорович Романов. Биография.

  2. Запись в тетрадях:

Абсолютизм - форма монархии, при которой в руках самодержца (монарха) сосредотачивалась вся власть в стране (законодательная, исполнительная, судебная).


  1. После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от С. JI. Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645- 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.


  1. В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор посвященный составлению нового судебника - Соборного уложения.

Вывод: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское - к городам. Усиление власти монарха => путь к установлению абсолютизма. Соборное Уложение принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.

Соборное уложение 1649 г. формально действовало до 1832 г.









  1. м/м. Системно-обобщающий.


  1. Работа с учебником: прочитать о центральном и местном управлении в учебнике, самостоятельно заполнить таблицу.

Государственный аппарат России в XVII в.должность


функции


Царь

глава государства, монарх, богоизбранный правитель.

Патриарх Всея Руси

глава русской православной церкви.

Боярская Дума

аристократический совет (от 50 до 100 человек), состояла из четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

а) возглавляли приказы,

б) решали местнические споры,

в) были полковыми воеводами и воеводами важнейших городов.

Земские соборы

сословно-представительный орган. По сути должен был представлять интересы всех сословий, обладал распорядительной и законодательной властью в государстве, на деле к концу века представлял главным образом дворян и посадских людей.

а) вопросы дипломатии,

б) внешних сношений,

в) введения экстренных налогов.

Приказы

органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать тс или иные дела. В XVII в. резко растет число приказов (40 - постоянных, остальные - временные). Четкое разделение функций отсутствовало. Приказы полностью подчинялись Царю и Боярской Думе, и контролировали исполнение дел местными властями.

местное управление


Воеводы

а) военные,

б) судебные,

в) административные,

г) полицейские функции.

Постепенно воеводская власть довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.

Земские старосты

избирались местными крестьянами и посадскими людьми из своей среды

Земские избы

а) управление посадами и волостями, 4 б) сбор налогов, в) суд по гражданским делам.

Губные староста

избирались местными дворянами из своей среды

Губные избы

рассматривали уголовные дела.

2 . Итог урока

В целом реформы первых Романовых были прогрессивными, т. к. отвечали главным внутренне и внешнеполитическим нуждам русского государства.


  1. Домашнее задание


© 2010-2022