Технологическая карта урока по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по истории 6 класс



























Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.





Технологическая карта урока

Предмет: история России класс 6


Тема урока

Место урока по теме

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, кроссенс, составление синквейна, активные методы.

Цель урока

Задачи урока

Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы.

  1. На основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство

  2. На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в группах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы.

  3. На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и на эмоционально-чувственном уровне.

  4. На основе собственных предположений и их сравнения с материалом учебника в парах выявить значение Куликовской битвы

  5. На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- Москва - центр борьбы с ордынским владычеством,

- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды

-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

- определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;

- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;

- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая


Технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания , оценочные листы, тетради


ХОД УРОКАЦель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приложение 1 Москва современная и Москва 14 века.

Перед вами Москва современная - столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями?

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая - я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не оценивается

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез..

Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?

Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу, Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак.

Н. Кончаловская

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Москва - единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского

владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.

Москва - сильный политический центр.

Москва - духовный центр русских земель.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.

Учебно-познавательная - анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная - участие в обсуждении

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Задание 1. «Мозговой штурм» - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой по теме «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей и т.д.

Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам.


Учебно-познавательная - установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка - свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах)

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.

Прием «Круг» Лист ватмана с изображенным кругом. Круг разделен на 4 сектора (по количеству пунктов параграфа)

Итак, Московское княжество - единое и сильное. Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других русских княжеств? Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве? Значит, Москве нужно было побороться за первенство. Послушайте, как это было и ответьте на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» (Учитель ведет повествование и одновременно выстраивает в первом секторе колонку слов:

9 - летний Дмитрий Иванович.

Владимирское княжество.

Тверской князь борется

Сильная воля Дмитрия Ивановича

Договор князей.

Таким образом, мы видим, что Русь все сильнее желает избавиться от ордынского владычества. Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?

Используя учебник истории проработайте материал на с. 158-159, заполните таблицу. (

Во втором секторе пишет слова «Русь и Орда накануне битвы»

Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве

Опираясь на ключевые слова. учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?»





Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.

Учебно-познавательная - следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная - умение слушать, речь педагога - образец публичного выступления.


Информационная - извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

Учебно-познавательная - установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.

Коммуникативная - продуктивное сотрудничество - создание таблицы.

Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности.

Участие в диалоге, интерактивной беседе.






составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения»

Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.


Создание таблицы.

Самооценка.

Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы с эмоциональной «окраской» с последующей рефлексией - рассказом по плану.

И вот момент битвы настал. В третьем секторе появляется запись «Куликовская битва»

Прием «Пометки на полях»

1.Прочитайте с. 160-163 параграфа 18.

2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:

V- уже знаю,

+ - новое

? - не очень понятно

! - ценная информация

С - тревога, страх

В - восхищение

Г - гордость

Организовывает рефлексию по прочитанному в соответствии с пометами.

Задание №2 Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану

1.Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников.

2.Выбор места битвы.

3. Поддержка церкви.

4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.

5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)

6.Разгром полчищ Мамая.

Учебно-познавательная - установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.

Коммуникативная - высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая - ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского.

Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):

соответствие рассказа плану.

Работа с оценочными листами.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.

.

Ребята, вы уже поняли: Куликовская битва имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этой битвы . Заполняется четвертый сектор круга словами «Значение битвы»

Свои предположения запишите в тетради (работа в парах учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника.

На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях ?

Задание №3 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)

Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы.

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.

Информационная - извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

.

VII этап: Рефлексия 6 мин

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях ?

Рефлексия Кроссенс, составление синквейна

1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? 2

2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы ; б) при ответе на открытые задания.

3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

5. Чему Вы научились лучше всего?

6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

7. Что не получилось и почему?

8. Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы

Ответы учащихся



.

Ответы учащихся


Ответы учащихся

Ответы учащихся


Ответы учащихся


Ответы учащихся

Ответы учащихся

Коммуникативная - монологическая речь учащихся, учебно-познавательная - соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностно-смысловая - развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Не оценивается



Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Итог урока. Домашнее задание. 4 мин

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок.

Запишите домашнее задание: прочитать с 158-165 учебника, выполните задания 1-5 стр. 165, - изучить документ стр. 165-166

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов

Учебно-познавательная - соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая - осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом.

Логическая завершенность урока.





Приложение 1


Технологическая карта урока по истории 6 класс
































Технологическая карта урока по истории 6 класс

Приложение 2



Бланк выполнения задания



Русь и Орда накануне решающего сраженияВоенные столкновения

1374 год



Военные столкновения

1377 год



Военные столкновения

1378 год



Состав и численность войска













Русь и Орда накануне решающего сражения (модельный ответ)Дмитрий Иванович открыто высказал неподчинение Орде. Стал готовиться к схватке:

а)увеличил свою дружину;

б)заключил военное соглашение с другими князьями;

в) послал своих разведчиков узнать намерение ордынцев

Началась усобица. Сменилось 25 ханов. Мамай не являлся потомком Чингисхана. Его не признавали. Хотел доказать, что он - продолжатель дела Чингисхана и Батыя. Поэтому стремился восстановить прежнее господство над Русью.

Военные события

1374 год

В Нижнем Новгороде восставшими горожанами убит ордынский посол и его охрана.

-

Военные события

1377 год

Московский воевода Дмитрий Боброк-Волынский совершил военный поход в ордынские земли на Средней Волге и взял с них большой выкуп.

В ответ на это ордынцы разграбили Нижний Новгород

Военные события

1378 год

Дмитрий Иванович сам возглавил русское войско и разгромил ордынцев. Отказ выплачивать дань.

Новый поход Мамая на Русь. Поражение ордынцев

Состав и численность войска

Русское войско по численности не уступало ордынскому.

Объединились дружины и ополчения большинства русских земель. Дружины полоцкого и брянского князей. Однако Рязанские полки не пришли на помощь Дмитрию Ивановичу. Ядро русского войска составляли москвичи.

Огромное войско - 100-150 тысяч человек. В него вошли ордынские рати, полки народов Поволжья и Кавказа, отряды из Западной Европы.


Критерии оценивания: за каждую линию сравнения по 2 балла. Максимальный балл - 18






Приложение 3



План рассказа о Куликовской битве



  1. Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников;

  2. Выбор места битвы.

  3. Поддержка церкви.

  4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.

  5. Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)

  6. Разгром полчищ Мамая.

Критерии оценивания соответствие рассказа плану - 6 баллов.

частичное соответствие - 4 балла

полное несоответствие - 2 балла






















Приложение 4



Значение Куликовской битвы


  1. Впервые русским удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

  2. Победа восстановила веру народа в свои силы.

  3. Единственный способ избавления от ордынского владычества - объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

  4. Битва ускорила распад Золотой Орды.

  5. Дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Русского государства.

Критерии оценивания :

Выделены все значения - по одному баллу за каждое значение, максимальное количество - 5.

Приложение 5

Итоговое оценивание: шкала перевода баллов в оценку

31 - 29 балл - «5»

28-25 баллов - «4»

24-18 баллов - «3»

















Кроссенс Куликовская битва

Технологическая карта урока по истории 6 классТехнологическая карта урока по истории 6 классТехнологическая карта урока по истории 6 класс

Технологическая карта урока по истории 6 класс

Технологическая карта урока по истории 6 классТехнологическая карта урока по истории 6 класс

Технологическая карта урока по истории 6 классТехнологическая карта урока по истории 6 классТехнологическая карта урока по истории 6 класс





Синквейн на тему Донской

князь
святой, владимирский
возглавлял, руководил, возводил
победил Мамая в Куликовской битве
вождь национального значения

Раздаточный материал

Технологическая карта урока по истории 6 класс



Технологическая карта урока по истории 6 класс










Технологическая карта урока по истории 6 класс














Технологическая карта урока по истории 6 класс

© 2010-2022