Рабочая программа по истории Древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»

заседании ШМО заместитель директора по УР директор МБОУ «Затонская средняя

протокол №1 ______________ Зиганшина В.С. общеобразовательная школа»

от 24 августа 2015 года ___________________ Сорокин А.И.

_____________Аскарова И.В. Приказ №173 от 28.08.2015 г

Рабочая учебная программа

по истории

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год.

Программу составила: Аскарова И.В., учитель истории высшей квалификационной категории

Срок реализации 1 год.

Педсовет № 1 от 28.08.2015 г



пгт Куйбышевский затон




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ 5 КЛАСС


Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Основной образовательной программы ООО МБОУ Затонская СОШ;

  3. Примерной программой по учебным предметам. История. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

  4. Программы курса «Всеобщая история. История ». 5-9 классы /авт.-сост. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченоко, А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина, О.А. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова - Т.: ОАО «Просвещение», 2011. - (ФГОС).

  5. Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году Методические рекомендации МОиН Республики Татарстан.

Программа ориентирована на УМК: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свнцицкая. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2012. - 303 с. - (ФГОС).

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

В связи с тем, что программа А.А.Вигасина -О.С.Сороко-Цюпы рассчитана на 68 часов, а базисный план ОУ составляет 70 часов (из расчета 2 часа в неделю), в конце учебного года отведены 2 часа для проведения зачетных уроков по курсу истории Древнего мира.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Формы контроля: словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.

Учебно-тематический план


Раздел, тема урока

Всего часов

уроки

Творческие проекты и работы

1

Введение.

1

1


Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

6


Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

3

2

Древнейшие люди. П.1

1

1

Рисунки «Первобытный человек»

3

Родовые общины охотников и собирателей. П. 2

1

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований. П.3

1

1


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2

2

5

Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4

1

1

6

Появление неравенства и знати. № 5

1

1

7

Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей».

1

1


Тема 3. Счет лет в истории

1

1

8

Измерение времени по годам. Самостоятельная работа. п.1-5

1

1


Раздел 2. Древний Восток

18

18


Тема 4. Древний Египет

7

7

9

Государство на берегах Нила. № 6

1

1

Сообщение «Разливы Нила», «Земледелие в Египте»

10

Как жили земледельцы и ремесленники. №7

1

1

11

Жизнь египетского вельможи.№ 8

1

1

12

Военные походы фараонов. № 9

1

1

Сообщение «Военные походы Тутмоса 3»

13

Религия древних египтян. № 10

1

1

Сценарий спектакля по мифу об Осирисе и Исиде

14

Искусство древних египтян. № 11

1

1

Презентации о памятниках искусства Древнего Египта (совместно с родителями)

15

Письменность и знания древних египтян. № 12

1

1

Сообщения о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса с помощью сети Интернет

16

Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа.

1

1

Шарады, кроссворды по теме «Древний Египет»


Тема 5. Западная Азия в древности

7

7

17

Древнее Двуречье. № 13

1

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15

1

1

Кроссворд по теме урока

19

Финикийские мореплаватели. № 16

1

1

Сообщение о достижениях финикийских ремесленников

20

Библейские сказания. № 17

1

1

21

Древнееврейское царство.№ 17

1

1

22

Ассирийская держава. № 18

1

1

23

Персидская держава «царя царей». № 19

1

1

Сообщения «Легенды о персидских царях»


Тема 6. Индия и Китай в древности

4

4

24

Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа. № 20

1

1

25

Индийские касты. № 21

1

1

Сообщение о Будде

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22

1

1

27

Первый властелин единого Китая. № 23

1

1

Кроссворды по теме урока

28

Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг

1

1


Раздел 3. Древняя Греция

20

20


Тема 7. Древнейшая Греция

5

5

29

Греки и критяне. № 24

1

1

Сообщение «Миф о Дедале и Икаре»

30

Микены и Троя. № 25

1

1

31

Поэма Гомера «Илиада». № 26

1

1

Сообщение о Гомере

32

Поэма Гомера «Одиссея». № 27

1

1

33

Религия древних греков.№ 28

1

1


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

7

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29

1

1

35

Зарождение демократии в Афинах. № 30

1

1

36

Древняя Спарта. № 31

1

1

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32

1

1

38

Олимпийские игры в древности. П.33

1

1

Сообщения «Миф об основании олимпийских игр», «Знаменитые атлеты»

39

Победа греков над персами в Марафонской битве. №34

1

1

40

Нашествие персидских войск на Элладу. № 35

1

1

Инсценировка событий одного из сражений


Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии

5

5

41

В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36

1

1

42

В городе богини Афины. № 37

1

1

Презентация об одном из храмов Акрополя (совместно с родителями или старшеклассниками), кроссворд по теме урока

43

В афинских школах и гимнасиях.№ 38

1

1

44

В театре Диониса. № 39

1

1

45

Афинская демократия при Перикле. № 40

1

1

Сообщения о друзьях и соратниках Перикла с использованием сети Интернет


Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

3

3

46

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

1

1

47

Поход Александра Македонского на Восток. № 42

1

1

48

В Александрии Египетской. № 43

1

1

49

Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». Самостоятельная работа

1

1


Раздел 4. Древний Рим

17

17


Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

3

50

Древнейший Рим. № 44

1

1

Сообщение «Легенда об основании Рима»

51

Завоевание Римом Италии. №45

1

1

52

Устройство Римской республики. № 46

1

1

Сообщения «Одежда римлян», «Гадания в Риме»


Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

3

53

Вторая война Рима с Карфагеном. № 47

1

1

54

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. № 48

1

1

55

Рабство в Древнем Риме. № 49

1

1


Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

4

56

Земельный закон братьев Гракхов. № 50

1

1

57

Восстание Спартака. № 51

1

1

Краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

58

Единовластие Цезаря. № 52

1

1

59

Установление империи. № 53

1

1

Кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор), сообщения о Меценате, Горации, Цицероне, Вергилии


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

5

60

Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54

1

1

61

Рим при императоре Нероне. № 55

1

1

Сообщение и жизни Рима в 1 в. н.э.

62

Первые христиане и их учение. № 56

1

1

63

Расцвет Римской империи во 2 в. № 57

1

1

64

«Вечный город» и его жители. Итоговый мониторинг.

№ 58

1

1

Виртуальная экскурсия по Риму( с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Рассказ от имени простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

2

65

Римская империя при Константине. № 59

1

1

66

Взятие Рима варварами. № 60

1

1

67

Итоговое повторение

1

1

Кроссворды на тему «Древний Рим»

68

Итоговое повторение

1

1

69

Зачет по курсу истории Древнего мира

1

1

70

Зачет по курсу истории Древнего мира

1

1


Итого:

70

70


Календарно - тематическое планирование

Раздел, учебная тема

Количество часов

Дата

Решаемые проблемы

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Оборудование

урока

Пед. технология

Тип урока

Дом.

задание

примечания

План

Факт

1.

Вводный нструктаж по ТБ и От.Введение.

1


01.09.2015


Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Карта мира

СД-РОМ «Всеобщая история. Древний мир. 5 класс

Схема «Исторические источники»

Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов)





Планируемые результаты

УУД: Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные

:Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

-способность читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные

-выявлять закономерности эволюции человека;

- устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей;

-объяснять причины коллективизма среди древних людей;

-научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов;

-формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

-научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)


2.

Древнейшие люди. П.1

1

02.09.2015


Первобытность.

Почему первобытный человек не мог выжить в одиночку?

Расселение древнейшего человека. Чело­век разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Карта мира

Атласы, с.2

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Таблицы «Историческая карта» понятия по теме урока

Источники «Великая тайна плоскогорья Наска»

Памятки для работы с картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

§1

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

П. 2

1

08.09.2015


Первобытность. Расселение древнейшего человека. Чело­век разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Какие трудности преодолевали охотники и собиратели?

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселе­ния первобытных людей. Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

СД «Просвещение. 5 класс. История Древнего мира»

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Атласы, с.2

Источники: «Жозеф Рони-старший. Борьба за огонь»

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

§2 осн.уч.

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

П.3

1

09.09.2015


Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Почему художники помещали свои картины в темных пещерах? Что означают древние наскальные рисунки?

Почему возникли религиозные верования?

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Презентация

ИКТ

Здоровьесберегающая, групповая

Урок «открытия» нового знания

П.3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)


5.

Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4

1

15.09.15


Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая дея­16.09.15тельность, изобретения.

Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие?

Почему первобытные люди считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «Люди Бобра», «люди Орла»?

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

Карта мира

Атласы, с.2

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Тестовые задания

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

П4

6.

Появление неравенства и знати. № 5

1

16.09.15


От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Почему отпала необходимость в коллективном труде сородичей?

Закономерно ли возникновение знати?

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ре­месленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впер­вые появилась металлургия. Выявить и срав­нить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в об­щине с выделением в ней знати.

Презентация

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Таблица «Орудия труда и оружие, жилище»

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

П 5

7

Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». Самостоятельная работа.

1

22.09.15


Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Атласы

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Таблички с названиями станций

ИКТ, здоровьесберегающая

Тема 3. Счет лет в истории ( 1 час)


8

Измерение времени по годам. п.1-5

1

23.09.15


Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь опреде­лять историческое время по ленте времени.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Лента времени

Проблемная, ИКТ

Здоровьесберегающая, тестового контроля

Урок «открытия» нового знания

Раздел 2. Древний Восток ( 18 часов)




Планируемые результаты

УУД:Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

метапредметные

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-искать и выделять необходимую информацию;

-прогнозировать результат и уровень усвоения материала;

-определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

-формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

-слушать и слышать друг друга; точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Предметные:

-научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта;

-научиться создавать яркие образы жителей Древнего Египта;

-научиться читать историческую карту; объяснять причины активной завоевательной политики фараонов Египта;

-формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

Тема 4. Древний Египет (7 часов)


9.

Государство на берегах Нила. № 6

1

29.09.15


Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Почему первые цивилизации появились на берегах рек Древнего Востока?

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Презентация

ДВД «Национал географик. Загадки великого Нила»

Карта мира и карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.»

Картины «Сельскохозяйственные работы в Египте» ,«Охота в зарослях»,

Раздаточный тестовый материал.

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

П 6

10.

Как жили земледельцы и ремесленники. №7

1

30.09.15

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Почему государство должно было заботиться о развитии ирригационной системы в Египте?

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видео­ряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать по­нятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.»

Картина «Сельскохозяйственные работы в Древнем Египте»

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Аппликации Б,7-9

Источники «Поучение Хети»

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

П 7

11.

Жизнь египетского вельможи. № 8

1

06.10.15



Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием. Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Презентация

ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов»

Схема «Государство в Древнем Египте»

Картина «Гробница Тутанхамона»

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Урок «открытия» нового знания

П 8

12.

Военные походы фараонов. № 9

1

07.10.15



Во­енные походы. Рабы. Почему фараоны должны были проводить активную внешнюю политику?

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке. Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

Презентация по теме урока

Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.»

Атласы, с. 3

Картина «Фараон, побеждающий иноземцев»

Источник «Добыча первого похода»

ИКТ,

Здоровьесберегающая

, группового обучения

Урок «открытия» нового знания

П.9

13.

Религия древних египтян. № 10

1

13.10.15



Религиозные верования египтян. Жрецы.

Почему для египтян важно было иметь гробницу-пирамиду? В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?

Характеризовать религию древних егип­тян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Презентация

Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.»

Картины «Суд Осириса. Древнеегипетский саркофаг», «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.» , «Гробница Тутанхамона» , «Пирамиды Хеопса»

Атласы, с.3

Источник «Посмертная судьба фараона Рамзеса 2»

Флэш-ролики «Долина царей», «Гробница Тутанхамона»

Игровая, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

П.10

14

Искусство древних египтян. № 11

1

14.10.15



Храмы и пирамиды.

Почему в искусстве Египта существовали каноны? Какие особенности имеет египетская живопись?

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Презентация

ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов»

Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.»

Учебные картины «Пирамиды Хеопса», «Большой сфинкс в Гизе», «Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой Нофрет», «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.», «Гробница Тутанхамона»

Атласы, с.3-4

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

П 11

15

Письменность и знания древних египтян. № 12

1

20.10.15



Познания древних египтян. Письмен­ность.

Почему должность писца так высоко ценилась в Древнем Египте? В чем загадочность и трудность египетского письма?

Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Презентация

Картины «Применение научных знаний в Древнем Египте», «Гробница Тутанхамона»«Египетские иероглифы»

Источник «Из предписания врачу…»

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

П. 12

16

Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа.

1

21.10.15

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Во­енные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письмен­ность. Храмы и пирамиды.

Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Рабочая тетрадь

Презентация

Учебник

Раздаточный тестовый материал

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок отработки умений и рефлексии

Тема 5. Западная Азия в древности ( 7 часов)

17

Древнее Двуречье.

№ 13

1

27.10.15



Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и за­нятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Почему в Двуречье рано появилось государство? Каковы сходства и различия природных условий Египта и Двуречья?

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Междуречье в древности»

Картина «Штандарт царя города Ура 3 тыс. до н.э.»

Схема «Природные условия древнего Египта»

Атласы, с.3-4

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

П.13

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15

1

28.10.15



Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново­вавилонское царство: завоевания, легендарные памятники го­рода Вавилона.

Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие -нет?

Выделять основные понятия парагра­фа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Источник «Из законов Хаммурапи»

Схема «Торговый путь между Египтом и Вавилонией

Биография Хаммурапи

Картины «Столб с законами Вавилонского царя Хаммурапи», «Висячие сады Вавилона»

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

19.

Финикийские мореплаватели. № 16

1

10.11.15



Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: при­родные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торгов­ли. Финикийский алфавит.

Почему отношение к финикийцам не может быть однозначно?

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Карта «Междуречье в древности»

Презентация

Атласы, с.3-4

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

20.

Библейские сказания. № 17

1

11.11.15



Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верова­ния. Ветхозаветные сказания.

Почему у древнееврейских племен появилось единобожие? В чем главное отличие религии евреев от религий других древних народов?

Изучать по карте и тексту учебника терри­торию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому наро­ду Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Презентация

Карта «Междуречье в древности»

Атласы, с.3-4

Индивидуальные карточки

Задания для групповой работы

Таблички: понятия, персоналии, географические названия

Источники: схема «Библия», «Заповеди Божии»(из Библии)

Исследовательская , ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

П.17

21.

Древнееврейское царство. № 17

1

17.11.15

Из­раильское царство. Занятия населения. Религиозные верова­ния. Ветхозаветные сказания.

Почему Библия является наиболее читаемой книгой с древности и до наших дней?

Решать развивающие и проблемные зада­чи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепен­ное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать инфор­мацию и делать вывод о том, каким пред­ставляли своего царя иудеи.

Презентация

Карта «Междуречье в древности»

Атлас, с.3-4

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

22.

Ассирийская держава. № 18

1

18.11.15



Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Почему ассирийские цари обладали деспотичной властью? В чем сила и слабость этой державы?

Работать в малых группах по дифференци­рованным заданиям на понимание и осмыс­ление нового материала. Перечислять дости­жения ассирийцев в изобразительном искус­стве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Асси­рийской державы.

Карта «Междуречье в древности»

Атласы, с.3-4

Картина «Ассирийское войско выступает в поход», «Ассирийские рельефы из Ниневии»

Сравнительная таблица «Войско древних»

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Урок «открытия» нового знания

23.

Персидская держава «царя царей». № 19

1

24.11.15



Персидская держава: военные по­ходы, управление империей.

Почему распалась Персидская держава?

Работать с исторической картой и дополни­тельными источниками по вопросу расшире­ния территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Карта «Персидская держава в У1в. до н.э.»

Атласы, с.3-4

Учебная картина «Висячие сады Вавилона»

Источники: Кир, Камбиз, Дарий

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

Тема 6. Индия и Китай в древности ( 4 часа)

24.

Природа и люди Древней Индии.

№ 20

1

25.11.15



Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Почему существует прямая взаимосвязь природных условий и развития хозяйства Индии?

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географиче­ские объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и поче­му. Выделять ключевые понятия, характери­зующие индийскую историю и культуру

Карта «Индия и Китай в древности» Таблицы «Орудия труда и транспорт .Древний мир», «Местоположение Древней Индии»

Картины: «Древнейшие города Индии. Мохенджо-Даро», «Ворота древнего храма в Индии», «Вход в древний пещерный храм в Индии»

Атласы, с.5

Источник «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека»

Проблемная , ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

25.

Индийские касты. № 21

1

01.12.15



Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникно­вение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Почему в Индии сложились такие своеобразные верования? Какие надежды порождала у индийцев вера в переселение душ?

Составлять простой план пунктов пара­графа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брах­маны - хранители знаний. Сравнивать ос­новные положения брахманизма и буддиз­ма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

Презентация

Карта «Индия и Китай в древности»

Атласы, с.5

Схема «Индийские касты»

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22

1

02.12.15



Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятель­ность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Почему китайцы считали, что Небо покровительствует правителю, как правило, исполняет его просьбы?

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специ­ально разработанным рабочим картам в со­ответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали боль­шое значение воспитанию учтивости

СД-РОМ «История древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажеры. - Просвещение,2010 г.»

Карта «Индия и Китай в древности», «История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. - Просвещение,2010 г.»

Атласы, с.5

Источники: «Ответ мудреца», «Афоризмы Конфуция»

ИКТ

Здоровьесберегающая, программированного обучения

Урок «открытия» нового знания

27.

Первый властелин единого Китая. № 23

1

08.12.15


Создание объединенного государства. Импе­рии Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Рассказывать об отношениях Китая с со­седями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять свое­образие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Карта «Индия и Китай в древности»

Презентация

Атласы, с.5

Картина «Фантастическое отражение природы и жизни людей в религиозных верованиях и зарождение научных знаний на древнем Востоке»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

28.

Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг

1

09.12.15

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Выполнять задания на понимание, осмыс­ление изученного материала с учётом про­смотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современ­ной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооруже­ния на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Презентация

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Карта «Древний Восток»

Даты по разделу 2

Атласы, с.3-5

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок отработки умений и рефлексии;

Раздел 3. Древняя Греция ( 20 часов)


Планируемые результаты

УУД:Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Метапредметные

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи

Предметные:

-научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные;

-научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков;

-научиться объяснять сложные политические процессы;

-научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности исторических явлений;

Тема 7. Древнейшая Греция(5 часов)

29.

Греки и критяне. № 24

1

15.12.15


Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства. Почему на Крите возникла такая богатая на исторические события цивилизация?

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями ра­бочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный кон­текст.

•Карта «Крито-микенская Греция»

•Видеофрагменты «Древняя Греция», «Крит в древности»

•Технологические карты урока

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

30

Микены и Троя. № 25

1

16.12.15


Государства ахейской Гре­ции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Почему жители древнейших греческих городов воздвигали мощные крепостные стены?

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным задани­ям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на­сколько по сравнению с другими.

Карта «Крито-микенская Греция»

Атласы, с.7

Картины: «Памятники Микенского периода в Греции»

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Урок «открытия» нового знания

31.

Поэма Гомера «Илиада». № 26

1

22.12.15


«Илиада» и «Одиссея».

Почему началась Троянская война?

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

Презентация

Карта «Крито-микенская Греция»

Атласы, с.7

Источник: «Гибель Патрокла»

Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

32

Поэма Гомера «Одиссея». № 27

1

23.12.15


«Илиада» и «Одиссея».

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Презентация

Карта «Крито-микенская Греция»

Атласы, с.7

Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Урок «открытия» нового знания

33

Религия древних греков. № 28

1

12.01.16


Верования древних греков. Сказания о богах и ге­роях. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе бога грома и молний, ни бога морей?

Объяснять связь между явлениями приро­ды и греческими богами. Давать нравствен­ную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Крито-микенская Греция»

Атласы, с.7

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием( 7 часов)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29

1

13.01.16


Греческие города-государства: политический строй, арис­тократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Почему позиции знати и демоса отличались одна от другой?

Находить на карте и устно комментиро­вать положение Аттики, занятия её населе­ния. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества грече­ского алфавита по сравнению с финикий­ским.

Карта «Греция в 1Ув.до н.э.»

Атласы , с.7

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Картина: «Труд в Древней Греции»

Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

35

Зарождение демократии в Афинах. № 30

1

19.01.16


Афины: утверждение демократии. За­коны Солона, реформы Клисфена.

Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы наро­да. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку по­ступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

Атласы, с.7

Картина «Памятник борцам за свободу Афин «Тираноубийцы»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

36

Древняя Спарта. № 31

1

20.01.16


Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспита­ние. Организация военного дела.

Почему спартанцам была необходима отлично организованная армия?

Показывать на карте и рассказывать о ме­стоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

Карта «Греция в 1Ув.до н.э.»

Атласы , с.7

Источник: спартанское воспитание

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32

1

26.01.16


Великая греческая колонизация.

Какие причины способствовали появлению «греческого чуда?» С чем связан небольшой размер греческих полисов?

Объяснять причины греческой колони­зации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории коло­низации. Комментировать наряд грека.

СД_РОМ «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир»

Атласы с.8

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

38

Олимпийские игры в древности. П.33

1

27.01.16


Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки со­общения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Атласы с.7

Схема «Ипподром»

Картины «Олимпийские состязания» «В Олимпии перед играми»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

39

Победа греков над персами в Марафонской битве. №34

1

02.02.16



Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о под­виге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию ви­деофильма, электронных изданий, презента­ций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)»

Атласы с.8

Презентация

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

40

Нашествие персидских войск на Элладу. № 35

1

03.02.16



Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать инфор­мацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)»

Атласы с.8

Презентация

ИКТ

Здоровьесберегающая, игровая

Урок «открытия» нового знания

Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии ( 5 часов)

41

В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36

1

09.02.16



Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать поло­жение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видео­фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

Карта «Греция в 1Ув.до н.э.»

Атласы с.7

Презентация

Картина «Афинский порт Пирей»

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

42

В городе богини Афины. № 37

1

10.02.16



Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Почему Афины до сих пор вызывают восхищение у туристов?

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с ро­дителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

СД «МХК»

Презентация

Картина «Афинский акрополь в 5 в. до н.э.», «На агоре в Афинах», «Мраморный рельеф в Парфеноне», «Статуя Афины в Парфеноне»

Атласы с.7

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

43

В афинских школах и гимнасиях.

№ 38

1

16.02.16



Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая фи­лософия. Школа и образование. Литература.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каж­дой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно изла­гать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

СД-РОМ «Искусство Западной Европы»

Презентация

ИКТ

Здоровьесберегающая, дифференцированного обучения

Урок «открытия» нового знания

44

В театре Диониса. № 39

1

17.02.16



Культура Древней Греции. Театр.

Объяснять причины особой любви гре­ков к представлениям. Называть отличи­тельные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

Презентация

Картины «Театр Диониса в Афинах», «Театральные представления в Древней Греции»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

45

Афинская демократия при Перикле. № 40

1

23.02.16



Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно подготавливать темати­ческие сообщения по выбору. Называть за­слуги Перикла в восстановлении и процвета­нии Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократиче­ских преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская


Урок «открытия» нового знания

Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.( 3 часа)

46

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

1

24.02.16



Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

Почему Македонская держава смогла покорить Грецию?

Показывать на карте и объяснять место­нахождение Македонии. Характеризовать по­литические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Карта «Завоевания Александра Македонского»

Атласы, с.9

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

47

Поход Александра Македонского на Восток. № 42

1

01.03.16

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллин

истические го­сударства Востока.

Используя карту и её легенду, рассказы­вать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствова­ла победам А. Македонского. Оценивать по­ступки А. Македонского, его противников.

Презентация

Карта «Завоевания Александра Македонского»

Атласы , с.9

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

48

В Александрии Египетской. № 43

1

02.03.16



Культура эллинистического мира.

Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте госу­дарства, образовавшиеся в ходе распада дер­жавы. Рассказывать об Александрии - цен­тре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

Карта «Завоевания Александра Македонского»

Атласы , с.9

Группового обучения, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

49

Повторение по разделу 3 «Древняя Греция».

1

08.03.16

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, ме­сто сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демо­кратия, стратег, оратор, спартанское воспи­тание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Атласы, с.7-9

Раздаточный тестовый материал

Здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная

Урок отработки умений и рефлексии;

Раздел 4. Древний Рим ( 17 часов)




Планируемые результаты

УУД:

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

-формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

Предметные:

--научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные;

-научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков;

-научиться объяснять сложные политические процессы;

-научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности исторических явлений;

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

50

Древнейший Рим. № 44

1

09.03.16


Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формиро­вания устойчивых представлений о Древнем Риме.

Презентация

Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.»

Атласы, с.10

Картина «Древнейший Рим в памятниках искусства»

Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

51

Завоевание Римом Италии. №45

1

15.03.16


Завоевание Римом Италии.

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и при­чины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные при­обретения Рима во II и III вв. до н. э.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Атласы, с.10

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

52

Устройство Римской республики. № 46

1

16.03.16


Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и зако­ны. Верования древних римлян.

Сравнивать устройство римской респу­блики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фалан­ги. Представлять сообщения и доклады в со­ответствии с требованиями регламента.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Атласы, с.10

Картина «Римские скульптуры времен республики»

Картина «Римский лагерь»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53

Вторая война Рима с Карфагеном. № 47

1

30.03.16


Войны с Карфагеном; Ганни­бал. Римская армия.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаген­ской войне. Показывать по карте и коммен­тировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять при­чины поражения Ганнибала в войне с рим­лянами.

ДВД «ВВС. Ганнибал»

Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.»

Презентация ЕКЦОР «Пунические войны»

Атласы, с.10

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. № 48

1

05.04.16

06.04.16


Установление господства Рима в Среди­земноморье.

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского цар­ства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Завоевания Рима в 11-1вв до н.э.»

Атласы, с.11

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

55

Рабство в Древнем Риме. № 49

1

12.04.16


Рабство в Древнем Риме.

Почему рабство отрицательно повлияло на развитие Рима?

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное по­ложение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир»

Картина «Продажа рабов»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56

Земельный закон братьев Гракхов. № 50

1

13.04.16


Реформы Гракхов.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заста­вили Т. Гракха выступить в защиту бедня­ков. Работать в малых группах, систематизи­руя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Видео «Братья Гракхи»

Группового обучения, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

57

Восстание Спартака. № 51

1

19.04.16


Рабство в Древнем Риме.

Почему Спартак проиграл? Смог ли Спартак победить?

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступ­ки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать кратко­срочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.»

Атласы, с.12

Индивидуальные карточки №5.57

Памятки-алгоритмы для изучения материала о восстаниях

ИКТ

Здоровьесберегающая, проектная

Урок «открытия» нового знания

58

Единовластие Цезаря. № 52

1

20.04.16


От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, дик­татор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отно­шении Юлия Цезаря.

Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.»

Атласы, с.12

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

59

Установление империи. № 53

1

26.04.16


Установление императорской власти; Октавиан Август.

Определять причины поражения сторон­ников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причи­ны завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.»

Атласы, с.11

Картины «Статуи Юпитера и Октавиана Августа»

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

60

Соседи Римской империи. № 54

1

27.04.16


Римская империя: территория, управление.

Показывать на карте территории расселе­ния народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племе­нах - соседях Римской империи и их взаи­моотношениях.

Презентация

Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.»

Атласы, с.11

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

61

Рим при императоре Нероне. № 55

1

03.05.16



Римская империя: территория, управление.

Использовать различные средства и источ­ники информации в ходе подготовки сообще­ния о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.»

Атласы, с.11

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

Урок «открытия» нового знания

62

Первые христиане и их учение. № 56

1

04.05.16



Возникновение и распространение христианства.

Рассказывать об условиях появления хри­стианского учения. Объяснять причины рас­пространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм хри­стиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Презентация

Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.»

Атласы, с.11

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

63

Расцвет Римской империи во 2 в. № 57

1

10.05.16



Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Ар­хитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Сравнивать положение свободного зем­ледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и совре­менность.

СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс»

Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.»

Атласы, с.11

Картина «Колонна Траяна»(186)

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

64

«Вечный город» и его жители.

№ 58

1

11.05.16

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Ар­хитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Инсценировать виртуальную экскур­сию по Риму (с использованием презента­ции, интернет-ресурсов, электронных изда­ний). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римля­нина, богатого римлянина, торговца, сенато­ра об одном дне в Риме.

Презентация

Раздаточный тестовый материал

Атласы, с.11

Вергилий с музами Римские водопроводы

Пантеон в Риме. Внешний и внутренний вид Амфитеатр Колизей в Риме Западная часть Римского форума и Капитолий во времена империи

Игровая, ИКТ

здоровьесберегающая

Урок «открытия» нового знания

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)

65

Римская империя при Константине. № 59

1

17.03.16



Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Объяснять причины перемен во внутрен­нем положении империи. Сравнивать поло­жение на границах империи в I в. и при им­ператоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства госу­дарственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к пара­графу.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Римская империя в 4-5 вв.»

Атласы, с.13

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

66

Взятие Рима варварами.

№ 60

1

18.05.16



Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических де­ятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам уда­лось уничтожить Западную Римскую импе­рию.

СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»

Карта «Падение Западной Римской империи»

Атласы, с.13

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Урок «открытия» нового знания

67

Итоговое повторение

1

24.05.16

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить при­меры высокой гражданственности, патри­отизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развиваю­щие задания, инсценировать сюжеты.

Атласы, с.14

Презентация

Игровая, ИКТ здоровьесберегающая

Уроки отработки умений и рефлексии;

68

Итоговое повторение

1

25.05.16

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

69

Зачет по курсу истории Древнего мира

1

31.05.16


Раздаточный тестовый материал

Тестового контроля, здоровьесберегающая

Урок развивающего контроля.

70

Зачет по курсу истории Древнего мира

1


Раздаточный тестовый материал


Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Контрольно-изметительные материалы

- проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т. п. в рамках урока.

- самостоятельные работы по темам: 1.Древнейшие люди; 2.Древняя Греция; 3.Древний Рим; 4.Древний Восток.

- тестирование в форме ЕГЭ по изученным темам.

Список литературы для учителя

  1. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское сло­во). М.: ВАКО, 2005- 304 с.

  2. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  6. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278с.

  7. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2000-173с.

  8. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с. Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998;

  9. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 1999;

  10. - Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;

  11. - Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

  12. - Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987;

  13. - А.Н.Майков, История .Введение в историю/М.2008г

Список литературы для обучающихся

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278 с.

  4. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое по­собие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет - ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

  4. Античная мифология ( mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.


















© 2010-2022