- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаизова А.Г. |
Дата | 28.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом:
-
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014, №273-ФЗ от 29.12.2012)
-
Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013г. № 696-З «Об образовании в Республике Башкортостан», принят государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013г.;
-
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования ( приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством Образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 2016 учебный год (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. № 253);
-
Программы общеобразовательных учреждений «История России. 10-11 классы», М.: «Просвещение», 2009 г .(История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс, профильный уровень (А.Н. Сахаров, С.И. Козленко; к учебникам А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца 17в.» и В.И. Буганова, Н.П. Зырянова, А.Н. Сахарова «История России. Конец XVII - XIX в») и авторской программы по истории для 10 класса Н.В. Загладина к учебнику Н. В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история.10 класс» - М.: «ТИД»Русское слово - РС», 2010.
-
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень -М.: Просвещение, 2011. Буганов В.И. История России, конец XVII - XIX век. 10 класс: : учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень -М.: Просвещение, 2011. Загладин Н.В., Симония Н.А.Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX век.: учебник для общеобразовательных учреждений -М.: ООО "Русское слово - учебник", 2014.
-
Учебный план МАОУ «СОШ №4» на 2015-2016 учебный год (приказ от 01 сентября 2015г. № 241);
-
Годовой календарный график на 2015 - 2016 учебный год (приказ от 01 сентября 2015г. № 251).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
На ступени среднего общего образования в рамках преподавания интегрированного курса «История России и мира ХХ- начала ХХI в.» предполагается синхронное изучение материала по истории России и Всеобщей истории. Отдельные темы изучаются интегрированно из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.
Цель изучения истории на ступени среднего общего образования на профильном уровне:
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи :
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
- развитие у учащихся исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетенции обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «История»
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение учащегося к учебному предмету как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе исторического.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание исторического образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ученика играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у обучающегося развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к учебному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание обучающегося себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место учебного предмета «История»
Согласно учебному плану и годовому календарному графику МАОУ «СОШ №4» на 2015-2016 учебный год на изучение истории в 10 А классе отводится 102 учебных часа в год, 3 часа в неделю.
Разделы
рабочей программы
История России
Всеобщая история
102 ч
История России
68 часа
Всеобщая история
34 часа
Введение
2 ч
Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси.
9 ч
Раздел 1. История как наука
2 ч
Тема 2. Русь XI-XIIвв.
11 ч
Раздел 2 Человечество на заре своей истории
2 ч
Тема 3.Русь XIII-XV вв.
7
Раздел 3 Цивилизации Древнего мира
8 ч
Тема 4.Россия в XVI в.
6 ч
Раздел 4 Средневековье
8 ч
Тема 5. Россия в XVII в.
12 ч
Раздел 5 Новое время: эпоха модернизации.
14 ч
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII в.
14 ч
Тема 7 Россия в первой половине XIX в.
14 ч
Тема 8.Росия во второй половине XIX в.
18 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения истории на профильном уровне учащийся 10 А класса МАОУ «СОШ №4» должен:
знать/понимать
-
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
-
принципы и способы периодизации всемирной истории;
-
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
-
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
-
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
-
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
-
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
-
классифицировать исторические источники по типу информации;
-
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
-
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
-
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
-
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
-
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
-
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
-
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
-
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
-
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Календарно - тематическое планированиеТема раздела
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения план
Дата проведения факт
примечание
Раздел 1. История как наука
2
1 ви
Введение. Краткая характеристика курса. Основы исторической науки.
1
01.09
2 ви
История и проблемы ее познания. Этапы исторического развития.
1
03.09
Раздел 2. Человечество на заре своей истории.
2
3 ви
Проблема происхождения человека. Человек осваивает планету.
1
07.09
4 ви
Этапы развития человеческого сообщества. Социальные отношения в первобытную эпоху.
1
08.09
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира.
8
5 ви
Предпосылки возникновения и формирования первых государств. Первые государства древнего мира.
1
10.09
6 ви
Новый этап духовной жизни.
1
14.09
7 ви
Города-государства Греции. Древний Рим.
1
15.09
8 ви
Борьба за господство над Средиземноморьем.
1
17.09
9 ви
Становление Римской империи и культурное наследие античной цивилизации.
1
21.09
10 ви
Возникновение и распространение христианства.
1
22.09
11 ви
Закат Римской империи.
1
28.09
12
Повторительно-обобщающий урок по теме "Цивилизации Древнего мира"
29.09
Раздел 4. Средневековье
8
13 ви
Мир в эпоху Средневековья.
1
01.10
14 ви
Исламская цивилизация
1
05.10
15 и
Феодальное общество Западной Европы.
1
06.10
16 ви
Становление христианской средневековой цивилизации. Раскол Христианства на западное и восточное.
1
08.10
17 ви
Образование централизованных государств в Западной Европе.
1
19.10
18
Международные отношения в Средние века.
1
20.10
19 ви
Кризис традиционного общества в странах Западной Европы.
1
22.10
20 ви
Повторительно - обобщающий урок по теме "Мир в эпоху Средневековья."
1
26.10
История России. История России с древнейших времен до конца XVI века.
21 ир
Введение. Место России в европейской и мировой истории.
1
27.10
Тема 1.Предистория народов России. Начало Руси.
8
22 ир
Появление человека на территории Восточной Европы.
1
29.10
23 ир
Появление славян. Великое переселение народов и Восточная Европа.
1
02.11
24 ир
Славяне V-VII веках.
1
03.11
25 ир
Восточнославянские племена в VIII-IXвв. Предпосылки образования Древнерусского государства.
1
05.11
26 ир
Появление государства у восточных славян.
1
09.11
27 ир
Русь в X- началеXIвв.
1
10.11
28 ир
Правление Владимира Святославича.
1
12.11
29 ир
Крещение Руси как русский и европейский феномен
1
16.11
Тема 2. Русь в XI-XI Iвв.
9
30 ир
Междоусобица на Руси после смерти Владимира.
1
17.11
31 ир
Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
1
19.11
32 ир
Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.
1
30.11
33 ир
Русское общество в XI в.
1
01.12
34 ир
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава.
1
03.12
35 ир
Приход к власти Владимира Мономаха.
1
07.12
36 ир
Политическая раздробленность Руси. Борьба центробежных и центростремительных сил.
1
08.12
37 ир
Северо-Восточная Русь XII- началаXIII вв.
1
10.12
38 ир
Культура Руси X- начала XIIIвв.
1
14.12
Тема 3. Русь в XIII-XVвв.
6
39 ир
Монголо-татарское вторжение на Русь. Натиск с северо-запада.
1
15.12
40 ир
Ордынское владычество на Руси. Народные восстания
1
17.12
41 ир
Возрождение хозяйства и культуры. Собирания Руси. Политическое соперничество.
1
21.12
42 ир
Противостояние Руси. Битва на Куликовском поле.
1
22.12
43 ир
Образование единого Русского государства.
1
24.12
44 ир
Русская культура и быт в XIV-XIвв.
1
28.12
Тема 4. Россия в XVIвв.
5
45 ир
Правление Василия III
1
29.12
46 ир
Россия при Иване Грозном. Внутренняя и внешняя политика.
1
31.12
47 ир
Опричнина. Ливонская война.
1
11.01
48 ир
Правление Федора Ивановича. Воцарение Бориса Годунова.
1
12.01
49 ир
Культура и быт. Конца XV-XVI вв.
1
14.01
Всеобщая истории я. Раздел 5. Новое время: эпоха модернизации.
14
50 ви
Характеристика эпохи. "Новое время" в современной исторической науке.
1
18.01
51 ви
Великие географические открытия и начало борьбы за колонии между европейскими державами.
1
19.01
52 ви
Социально-экономическое развитие в странах Западной Европы. В XV- середине XVII в
1
21.01
53 ви
Западная Европа: общественно-политическое и духовное развитие XV- серединаXVII
1
25.01
54 ви
Абсолютистские монархии в Западной Европе.
1
26.01
55 ви
Буржуазные революции и эпоха Просвещения.
1
28.01
56 ви
Война за независимость в Северной Америки.
1
01.02
57 ви
Великая французская революция.
1
02.02
58 ви
Промышленный переворот и его значение.
1
04.02
59 ви
Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в первой половине XIX в.
1
08.02
22.02
60 ви
Модернизационные процессы в странах Европы и Америки в первой половине XIX века.
1
09.02
22.02
61 ви
Государства Азии в Новое время.
1
11.02
62 ви
Международные отношения в новое время.
1
15.02
63 ви
Повторительно-обобщающий урок по теме "Запад и Восток в эпоху Нового времени: социально-экономическое и общественно-политическое развитие".
1
16.02
История России. Раздел 5. Россия в XVII веке.
9
64 ир
Смутное время.
1
18.02
65ир
Народный отпор интервентам. Окончание Смуты.
1
22.02
66 ир
Первые Романовы
1
29.02
67 ир
"Священство" и "царство"
1
01.03
68 ир
Хозяйство и сословия. Освоение Сибири.
1
03.03
69 ир
"Бунташный век". Московский восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
1
07.03
70 ир
Внешняя политика России.
1
10.03
71 ир
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны
1
14.03
72 ир
Культура и быт.
1
15.03
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIIIвв.
10
73 ир
Начало славных дел Петра.
1
17.03
74 ир
Северная война и преобразования.
1
21.03
75 ир
Реформы Петра Великого.
1
22.03
76 ир
Эпоха Дворцовых переворотов.
1
24.03
77 ир
Эпоха Екатерины II
1
28.03
78 ир
Народные движения. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
1
29.03
79 ир
Победы на суше и на морях.
1
31.03
80 ир
Русская церковь в XVIIIв.
1
04.04
81 ир
Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы.
1
05.04
82 ир
Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.
1
11.04
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
10
83 ир
Россия в начале XIXвека.
1
12.04
84 ир
Павел I на троне.
1
14.04
85 ир
Александр I и его "молодые друзья"
1
18.04
86 ир
Внешняя политика России в начале XIX века.
1
19.04
87 ир
Отечественная война 1812 года
1
21.04
88 ир
Александр I и декабристы.1
1
25.04
89 ир
Правление Николая I. Внутренняя политика.
1
26.04
90 ир
Правление Николая I Внешняя политика
1
28.04
91 ир
Образование и наука.
03.05
92 ир
Русская православная церковь
1
05.05
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
10
93 ир
Эпоха освобождения. Реформы 60-70-х годов. XIXвека.
1
10.05
94 ир
Внешняя политика России в 60-70-х г. XIX века.
1
12.05
95 ир
Развитие хозяйства в пореформенной России
1
16.05
96 ир
Драма после освобождения.
1
17.05
97 ир
На рубеже XIX- XXвв. Александр III
1
19.05
98 ир
Россия в первые годы правления Николая II
1
23.05
99 ир
Культура России XIXв
1
24.05
100 ир
Русская православная церковь в XIXв.
1
26.05
101 ир
Обобщение пройденного материала по теме "Россия во второй половине XIX в".
1
30.05
102 ир
Итоговое обобщение и повторение.
1
31.05
Перечень учебно - методического обеспечения и
материально - технического обеспечения образовательного процесса
Литература и средства обучения
Для обучающихся :
1. Загладин Н. В. Всемирная история, учебник для общеобразовательных учреждений, «Русское слово», 2014 г.
2. В.И. Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса: профильный уровень. М., «Просвещение», 2011 год.
3.В.И. Буганов, А.Н. Сахаров, П.Н. Зырянов. История России. Конец XVII-XIX век. Учебник для 10 класса: профильный уровень. М., «Просвещение», 2011 год.
3. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Т. 5 (в 3-х частях), М., Аванта +, 2004.
4. Школьная энциклопедия. История России, в 3-х томах, М., «Олма-Пресс Образование», 2003.
5. Школьная энциклопедия. Новейшая история, М., «Олма-Пресс Образование», 2003.
6. И.Г. Трещеткина. Всемирная история в таблицах и схемах. С.-Петербург, 2007.
7. История в таблицах и схемах. С.-Петербург, 2007.
Для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений «История России. 10-11 классы», М.: «Просвещение», 2009 г .(История России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс, профильный уровень (А.Н. Сахаров, С.И. Козленко; к учебникам А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца 17в.» и В.И. Буганова, Н.П. Зырянова, А.Н. Сахарова «История России. Конец 17 - 19 в»)
2. Программа по истории для 10 класса Н.В. Загладина к учебнику Н. В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история.10 класс» - М.: «ТИД»Русское слово - РС», 2010.
3. В.И. Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса: профильный уровень. -М.: Просвещение, 2011.
4.В.И. Буганов, А.Н. Сахаров, П.Н. Зырянов. История России. Конец XVII-XIX век. Учебник для 10 класса: профильный уровень. -М.: Просвещение, 2011.
5. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. М., ВАКО, 2009.
Электронные образовательные ресурсы:
-
Мультимедиа учебник «Всеобщая история».
-
Мультимедийный учебно-методический комплекс - супертьютер по курсу «История Отечества».
Средства Интернета
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей