Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в Афинах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Урок №

Тема урока: «Зарождение демократии в Афинах».

Цель урока: пoзнaкомить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками, сформирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии; формирoвать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информaцию, уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинирванный

Ход урока

  1. Организационный момент

(учитель и ученики взаимно приветствуют

друг друга, проверяется готовность к уроку)

  1. Актуализация

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахВспомните!

  • Как назывался совет знати в Афинах? (ареопаг)

  • Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг? (архонты)

  • Как назывались богатые и знатные люди в Афинах? (аристократы)

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахРабота со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в Афинах

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахКак жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахКому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения - по крови, по породе - дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей: нет, не могло.

(ученики выполняют задания)

  1. Мотивация

Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было? Так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать. К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

  1. Как и при каких условиях зародилась демократия,

  2. Кто является основателем демократии в Древней Греции,

  3. В чем проявлялась демократия.

  4. Прочитать учебник и рассмотреть иллюстрации

  5. Обсудить друг с другом тему урока.

  6. Дождаться звонка.

  1. Изучение нового материала.

План

  1. Демос восстаёт против знати

  2. Перемены в управлении Афинами

  1. Демос восстаёт против знати

Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахКак вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

(Выступление демоса против знати)

А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахРабота с учебником, стр. 143

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.


  1. Перемены в управлении Афинами.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

(записывают в тетради)

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахЗаполнение таблицы «Законы Солона 594 г. до н.э.»

У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахРабота с учебником стр. 144 п.2 и стр. 145 п.3

Обсуждение результатов работы каждой группы.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

  • Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией? (Да).

При обсуждении работы 2 группы спросить у детей, используя схему «Жители Аттики».

  • Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

(Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.)

  • То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии? (Да).

При обсуждении работы группы 3 рассказать детям об афинском суде и спросить у детей.

  • Выборность судей может быть проявлением демократии? (Да).

  • Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва. «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила? (Да).

Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

  • Что такое «Народное собрание» (это орган для решения всех государственных вопросов)

  • Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией? (Да).

  • Кто принимал участие в «Народном собрании»? (Граждане).

  • Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

- запрет брать людей в рабство,

-рабы- должники становились свободными,

- судьи выбирались из всех граждан Афин,

- богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

(ученики работают над заполнение таблицы)

Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Памятка «Зарождение демократии в Афинах»Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Конспект урока по истории на тему: Зарождение демократии в АфинахРабота с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

  • Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди? (Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов).

  • Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин? (Нет).

Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Какая проблема осталась нерешенной? (Передел земли). Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

  1. Закрепление

Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

  • Что такое демократия - Демократия по-гречески - власть народа. Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира.

  • Кто является основателем демократии в Древней Греции. (Солон).

  • В чем проявлялась демократия?

1)запрет брать людей в рабство,

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех граждан Афин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Подведение итогов

Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

  1. Домашнее задание:

§30 читать, вопросы № 1, 2 письменно.

© 2010-2022