Урок Первый крестовый поход

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1» города Волжска Республики Марий Эл





Методическая разработка урока

Первый крестовый поход




Курносов Владимир Анатольевич,

учитель истории и обществознания

21 год

первая категория

Тема урока: Первый крестовый поход

Имя урока: «Возьми крест свой и следуй за мною» (Библия, Евангелие от Марка)

Предмет: История 6 класс

Межпредметные связи: история, обществознание ,география

Цели урока:

Обучающая: выяснить причины первого крестового похода, состав участников, результаты похода и его последствия

Развивающая:

А. развитие умения вычленять причинно-следственные связи

Б.развитие умения находить существенное, главное в ходе происходящих событий

В. развитие умения воспринимать происходившие исторические процессы в рамках развития единой мировой цивилизации

Воспитательная: привитие учащимся морально-нравственных качеств, негативного отношения к любым случаям насильственного разрешения конфликтов.

Оборудование: Карта «Западная Европа в X - начале XIII веков. Крестовые походы», раздаточный материал в виде карточек с заданиями.

I этап. Главная задача - ввести в тему урока

Вопрос учителя: Скажите ребята, что вы знаете о жизни Иисуса Христа и его судьбе

(Он родился в Палестине, проповедовал слово Божие, всем помогал, но его предали, осудили на смерть и распяли. На третий день он воскрес)

Вопрос учителя: Скажите ребята: Иисус Христос вел праведную жизнь, он может быть примером для подражания?

(согласие учащихся)

Учитель : Так вот , ребята, в 1095 г. папа римский Урбан Второй недалеко от французского города Клермон выступил с речью перед огромной толпой верующих. Он говорил простые и понятные вещи. Гроб Господень ( Иисуса Христа) находится в городе Иерусалим, но в настоящее время этим городом владеют арабы -мусульмане. Получается, что главная христианская святыня в руках неверных. Какой вывод (учитель обращается к учащимся, чтобы получить ответ на вопрос)

(ответ учащихся - Нужно освободить Иерусалим и Гроб Господень из рук неверных)

Вопрос учителя: Значит цель , которую в своей речи провозгласил папа Римский - благородная, справедливая?

(утвердительный ответ учащихся)

II этап. Ситуация конфликта

Главная задача -на примере некоторой жизненной ситуации дать понять учащимся, что процесс возникновения конфликта часто носит не спонтанный характер и открытое противостояние является крайним методом развития конфликта .Серьезный конфликт не может иметь поверхностную причину.

Учитель : Представим себе, что ссорятся два друга. Какова может быть причина их конфликта?

(учащиеся предлагают различные версия: не одолжил некоторую сумму денег, не выполнил какое-нибудь поручение, не дал машину и т. д.)

Вопрос учителя: Скажите ребята, к каким последствиям может привести подобный конфликт

(они больше не будут друзьями, не станут помогать друг другу, ходить в гости)

Учитель : таким образом они оба будут испытывать серьезный дискомфорт, и вследствие этого какие-либо серьезные проблемы( плохое самочувствие, ухудшение характера, прочие проблемы как психологические , так и материальные). Согласны со мной?

(согласие учащихся)

Вопрос учителя: Нужны ли им подобные последствия?

( отрицательный ответ учащихся)

Учитель : Но если они понимали каковы будут последствия конфликта и тем не менее согласились на эти последствия, это говорит о серьезности конфликта, очевидно уже давно между друзьями возникли серьезные проблемы, а мелкая недомолвка явилась последней каплей). Согласны со мной?

(согласие учащихся)

III.этап. Причины крестовых походов

Главная задача-работа с исторической картой. Основная форма работы -групповая

Учитель: А теперь, ребята, перенесем ситуацию нашего житейского конфликта на историческую почву XI века, конкретно касаясь темы крестовых походов. Скажите мне: вы бы согласились отправиться в далекий многолетний поход в неизвестную страну, идти сквозь пустыни, испытывая жесточайшую жажду и наконец чудом избежав вражеских стрел и сабель , прийти к Иерусалиму?

( ответ учащихся может быть двоякого плана: отрицательный - слишком большие трудности и положительный - сражаемся за святое дело).

Учитель: Конечно освободить Гроб Господень -дело святое, но тем не менее не слишком ли большие трудности ради призрачной цели за тысячи километров от родных мест ( учитель указкой рисует на исторической карте возможный путь крестовых походов)

(учащиеся соглашаются с позицией учителя)

{таким образом подводится идея о подлинных причинах крестовых походов}

Учитель: Совершенно очевидно, что за серьезное дело должно иметь под собой серьезные причины.

Теперь я прошу вас разделиться на три группы ( по рядам) и подумать: Первая группа ( почему феодалы решили отправиться в крестовый поход), вторая группа ( почему крестьяне решили отправиться в крестовый поход). Третья группа ( что хотела получить церковь в результате крестовых походов)

(мозговой штурм в группах)

Примерные ответы учащихся

Первая группа: количество феодалов увеличивалось, им не хватало земли и они рассчитывали получить на Востоке большие земли. Кроме того, арабские страны Востока были очень хорошо развиты, богаты (знания из курса Истории Арабского халифата) и феодалы рассчитывали получить большие богатства

Вторая группа: крестьян было очень много, им не хватало урожая со своих земельных участков. Кроме того они были зависимы от феодалов (выполняли барщину и платили оброк). Поэтому крестьяне хотели получить на Востоке землю и свободу от феодалов. Вопрос учителя: Скажите ребята, даже не зная того, чем закончились крестовые походы, могли ли осуществиться цели крестьян после того как мы с вами узнали цели феодалов?

(нет ,так как феодалы захватили бы земли, а крестьяне все равно попали бы к ним в зависимость)

Третья группа: так как мы недавно изучали тему «Могущество папской власти», то знаем, что церковь разными путями накапливала огромные богатства. Поэтому очевидно, что церковь хотела того же, что и феодалы: богатств и земель

Учитель : Ребята в самом начале урока мы с вами вспомнили праведную жизнь Иисуса Христа, сказали каким он был честным порядочным, чуждым любому богатству. А теперь подумайте, можно ли одобрить цели католической церкви, которая обязалась жить по заветам Иисуса Христа?

(отрицательный ответ учащихся)

Вопрос учителя: Скажите ребята, мы выслушали цели всех трех групп, цели какой группы кажутся вам наиболее справедливыми?

(крестьян, так как их ситуация была безвыходная, к тому же они были несвободными, потом - цели феодалов, многие из которых также испытывали нужду в деньгах и землях. А вот цели католической церкви явно несправедливые так как церковь должна жить по заветам Иисуса Христа, то есть в бедности и главная ее задача - проповедовать слово Божие)

Учитель таким образом мы убедились с вами, что не освобождение Гроба Иисуса Христа являлось главной целью крестовых походов, а более реальные цели - земли и богатства. К сожалению в нашей жизни во все времена люди хотели и хотят хорошо есть и одеваться. Скажите ребята, это желание хорошее?

(утвердительный ответ учащихся)

Учитель: я согласен с вами, но вы должны усвоить и помнить главное( если ты хочешь хорошо есть и одеваться, не делай это за счет других людей. Брат, который съел яблоко, которое должно было достаться сестре, вряд ли поступил правильно)

IV .Первый крестовый поход (Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов)

Главная задача : умение слушать и анализировать текст источника, делать выводы.

Фронтальная работа с классом

Учитель: Первый крестовый поход продолжался три года с 1096 по 1099 годы. Для бедняков он был неудачным, почти все они погибли. Феодалам повезло больше: в конце концов им удалось захватить Иерусалим

Учитель раздает карточки некоторым учащимся класса ( предпочтение отдается детям с сангвиническим и холерическим типом темперамента как наиболее активным, умеющим показать себя в плане театральности. Манера чтения написана на верху карточки). Задача остальных учащихся: определить о каком из участников крестового похода идет речь ( о бедняке или о феодале)

Содержание карточек

А. « Мы шли уже очень много дней, голодные босые. Питались чем попало и даже занимались грабежом. Надежа увидеть Гроб Господень падала с каждым днем. Особенно страдали женщины»

(поход бедноты .Ключевые моменты: босые, питались чем попало, были женщины)

Б. «В первом же бою с вооруженным противником они почти все погибли, а сложенные в одну кучу тела погибших образовали нечто вроде высокой горы»

(поход бедноты. Ключевые моменты: в бою с вооруженным противником)

В. «Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. По пути силой оружия захватывали и грабили города, не раз дрались между собой из-за добычи»

(поход феодалов: Ключевые моменты: запаслись деньгами, были вооружены)

Г. «Лишь пятая часть наших подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути или обосновались в захваченных землях. Немало вернулось на родину. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, мы учинили страшную резню неверных)

(поход феодалов .Ключевые моменты: Осада и взятие Иерусалима)

V.Закрепление изученного материала

Главная цель- совершенствование работы с текстом учебника. Формы работы: работа в парах, ответы на вопросы учителя

Учитель: Ребята, теперь настало время закрепить изученный на уроке материал. Прошу вас прочитать рассказ номер 1 «В Палестину» страницы 135-137(параграф 17) и после этого задать друг другу вопросы. Наиболее активные учащиеся как в плане вопросов так и ответов будут мною оценены

(учащиеся задают друг другу вопросы)

Цель учителя состоит не только в том, чтобы с помощью вопросов-ответов стимулировать умственную работу учащихся , но и дополнить то, о чем не успел сказать на уроке. Поэтому учитель также задает учащимся ряд вопросов (по одному на каждый ряд)

Почему участников походов называли крестоносцами?

Почему сами походы назвали крестовыми?

Что такое « семь тощих лет» ?

VI. Подведение итогов урока. Формулировка выводов

Учитель: Итак ,ребята, на сегодняшнем уроке мы изучили с вами тему «Первый крестовый поход», узнали причины страстного желания многих жителей Европы отправиться на далекий Восток, причины поверхностные и причины подлинные. Узнали ,чем закончился первый крестовый поход, а всего их будет восемь. В ходе урока мы затронули с вами такие понятия как бескорыстие честность, справедливость с одной стороны и жадность ,жестокость, обман с другой. К сожалению, эти понятия всегда идут бок о бок. Наряду с хорошими людьми встречаются и плохие. Мы не можем назвать хорошими тех людей, которые захватывают и грабят города, убивают мирных жителей. Это не хорошо. Тем не менее, историю нельзя переписать, и первый крестовый поход, какие бы жестокости он не принес все же был и мы должны о нем знать. Знать главным образом для того, чтобы повзрослев дать собственную обоснованную оценку происходивших событиям и самое главное не совершать самим тех ужасов которые творились в то время. К сожалению, мы все с вами видим, что творится с мирным населением Донецкой и Луганской областей Украины. Меняются эпохи, меняется оружие, а результат все тот же: гибнут люди. В наших с вами силах это остановить!

Вернемся к имени нашего урока. Теперь, когда мы изучили тему ,настало время понять смысл этой фразы. А смысл ее в следующем. Каждый человек - всего лишь человек и сочетаются в нем светлые чувства и греховные мысли. Те, кто отправился искать счастье на Востоке, тоже несли свой крест, ибо жажда богатств, желание получить что-то, не создавая этого, в конце - концов погубила их

Рефлексия

Задача - определить личностное отношение учащихся к теме урока

С какими мыслями вы уйдете сегодня с урока?

Что нового вы узнали?

С чем вы согласны или не согласны?

Домашнее задание

На выбор:

  1. Написать сочинение от имени участника крестового похода

  2. Историческая ситуация «Вы - участник крестового похода. До Иерусалима остается еще несколько дней пути, но у вас закончились продовольствие и деньги. Придумайте 10 способов как преодолеть оставшийся путь»

  3. На альбомном листе или листе ватмана нарисовать игру «Поход в Иерусалим». Цифры - от одного до пятидесяти. По пути должно встретиться несколько препятствий ( их необходимо изобразить) , которые отбрасывают участника на несколько ходов назад - не менее 7 препятствий.

6



© 2010-2022