Презентация Подросток как гражданин

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Подросток как гражданин»

Цель урока для учителя: Помочь обучающимся осознать социальную роль гражданина через усвоение понятий «гражданство», «гражданин», « права и обязанности».

Цель урока для обучающихся: Опираясь на знания, полученные в 6 кл., расширить представление о гражданстве как важной правовой категории.

Задачи урока:

1) на основе имеющихся знаний расширить и конкретизировать представление о гражданстве;

2) развивать умения аргументировать свои ответы;

3) развивать навыки решения практических задач;

4) развивать логическое мышление через выполнение познавательных заданий;

5) способствовать воспитанию правовой культуры.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

План урока: 1. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека.

2. Гражданин, гражданство.

3. Права и свободы человека и гражданина.

4. Обязанности граждан РФ.

5. Документы по правам человека.

Основные понятия темы:паспорт, гражданин, гражданство, гражданские права и свободы, политические права граждан, социально- экономические права, культурные права, обязанности граждан.

Подготовка к уроку. Заранее один ученик проводит исследование, почему люди стремятся иметь гражданство (дополнит.источник, опрос). На доске 1.записать число, тему, план урока,2.

Раздать Конституцию.

ХОД УРОКА:2. Проверка

д/ задания

На столах у вас карточки, выполнить задание. Критерии оценок установлены. Слайд задания №2-

Проверяем задания по карточкам.

Слайд№3. Оценили себя.


работа с классом устный ответ

Проанализируйте след.ситуацию и найдите пути её решения. 15 летний Андрей выиграл в лотерее 100 тыс. руб. Он хочет распорядиться деньгами по своему усмотрению, но родители возражают, считая что их сын несовершеннолетний и многие вопросы не может решать самостоятельно. Разгорелся конфликт. Кто прав? могут ли родители запретить сыну распоряжаться деньгами?

Но родные любящие люди чаще всего находят общий язык и компромиссное решение.

Нет, т. к. несовершеннолет. в возрасте от 14 лет вправе

самостоятельно без согласия родителей распоряжаться своими доходами. Но могут обратиться в суд, и при наличии веских оснований суд может ограничить или лишить несовершеннолет-го такого права.


3. Изучение новой темы.






П. 1. Паспорт как юр. док-т, удостовер-й личность чел.



П.2. Гражд-н, гражданство.

Продолжаем изучение главы «Подросток и закон». Ой, Посмотрите вокруг, сколько не похожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы, потребности. Но у нас очень много общего. Что именно. Все мы люди, мы граждане России. Как будет звучать тема урока. Тема сегодняшнего урока «Подросток как гражданин». Слайд №4 Записываем.

Тема нам знакома из курса 6 кл., поэтому мы расширим представления о том, что такое гражданин и гражданство. Выясним, почему каждый человек должен иметь гражданство той страны, где он постоянно проживает, а если его нет, то стремится получить?

Пишут в тетрадях тему.

Тема сегодняшнего урока «Подросток как гражданин».

Рассмотрим следующие вопросы … (обращ-ся внимание на план)Слайд №5-6

Предположите, когда происходит официальное признание человека гражданином страны?

Почти всем вам нет ещё 14 лет. Настя расскажите о паспорте удостоверяющий личность человека. Слайд №7

Паспорт - это юр. док-т, удостоверяющий личность чел. При его утрате обязательно нужно сообщить в полицию.

Какие сведения о человеке записываются в паспорт? (показываю паспорт)

Являетесь ли вы гражданами России? Ответим позже.

Итак, паспорт - удостоверение личности гражданина.

Попробуем разобраться с понятиями гражданин, гражданство.

Когда ему исп-ся 14 лет и он получает паспорт.


Ф. И. О.,дата и место рожд.,

Место регистрации, воинская обязан-ть, сем.полож., дети.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие у вас возникают ассоциации, связанные с этими понятиями? (с какими понятиями можете связать?)

Вспомните, кого в Др. Греции называли гражданами?

Рабы, иностранцы и женщины гражданами не являлись. Римс. юристы (правоведы) понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее. Но гражданин имеет и обязанности.

Вопрос кл.: Значит ГРАЖДАНИН - это …

и поступающий в соответствии с ними. Посмотрите в словаре Ожегова «гражданин» и «гражданство»

Записываем определение (пишу на доске или диктую) Гражданин - это пр. всего лицо, наделённое правами и обязанностями и поступающее в соответствии с ними.

Каким на ваш взгляд д/быть гражданин?

Госуд-во, права, обязанность, ответственность.

Свободных корен.жителей полиса - мужчин, которые имели права и выполняли обязанности.


Человек, имеющий права и обязанности

Пишут.


Ответ-ным, любящим свою страну, приносить пользу своей Родине.

А что значит иметь гражданство?

По отношению к кому иметь обязанности?

Какие?

Быть гражданином страны и иметь права и обяз-ти.

К др. людям и госуд-ву.

Не мешать др. проявлять свою свободу. Госуд-ву платить налоги и др.

А госуд-во должно иметь права и обязанности по отношению к гражданам? Какие?

Значит граждане и государство связаны между собой и гражданство можно определить как какую-то связь гражданина и государства?

Какую связь? Чем связаны?

Сформулируйте определение гражданства.

Запишем определение в тетрадь. Гр-во - это устойчивая политическая правовая связь человека с государством.

Из курса истории вы знаете, что люди боролись за право считаться гражданами. Напр., плебеи (не коренные жители) в Рим.республике отказывались воевать за Рим и в конце концов добились равноправия с патрициями.

Почему это так важно иметь гражданство?

Предоставим слово Лизе, она провела исследование этого вопроса.

Собирать налоги, наказывать за правонарушения. Обеспечивать правопорядок, защищать своих граждан.

правовая связь человека с государством.

Пишут.

















Составление синквейна.





П. 3. Права и свободы человека и гражданина.

Вы, слушая, записывайте, какие трудности испытывают лица без гражданства.

Сделайте вывод, что даёт гражданство?

Слушают, делают записи.

(нет-жилья, пост раб,государство не реш его проблемы)

Возможность быть свобод-ным и активным в полит.сфере, получать поддержку со стороны госуд-ва.

Как можно стать гражданином?

Запишите: гражданство наследуется, приобретается.

Можно иметь и двойное гражданство. Гражданство можно сменить. Но это делается во взрослом возрасте.

Наследовать, приобрести (родиться от граждан, по заявлению)

Давайте попробуем составить синквейн по теме «Гражданство».

Структура синквейна: Слайд №8

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 стр. описывает тему (2 прилагательных)

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола)

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4-х слов)

5 строка - повторение сути, синоним темы.

Составляем вместе (или в парах)

Пишу на доске:

Слайд №9 Гражданство

Наследуемое, приобретаемое.

Оберегает, обязывает, гарантирует.

Гражданином быть почётно и ответственно

Или (гр-во - взаимная отв-ть чел. и гос-ва)

Взаимосвязанность (взаимозависимость, взаимоответственность)




Пишут в тетрадях.

Работаем с книгой. Как понимать мысль,высказанную в учебнике на стр. 121 3-й абз. последнее предлож. : С вами может случиться несчастье, но государство не будет решать ваши проблемы? Значит ли это, что негражданина могут безнаказанно убить?

Есть права человека. Они принадлежат всем людям от рождения, независимо от того, являются ли они гражданами госуд-ва, в котором живут.

А права гражданина принадлежат только гражданам государства.

Права естественны. Делают человека свободным. Охраняются государством.




Работа с Конституцией

Слайд №10 Посмотрите по оглавлению Конституции, в какой главе говорится о правах и свободах человека и гражданина?

Все права и свободы условно можно разделить на группы, они практически связаны со сферами общества.

Вывешать на доске: Гражданские

Политические

Социально-экономические

Культурные.

Гражданские связаны с личностью, принадлежат человеку как биосоциальному существу от рождения. Они необходимы для обеспечения жизни и деятельности.

Ст. 19-25, 27-29, 45-54, 60, 62

Как понимаете право на жизнь, личную неприкосновенность?

Как определить политические права?

Ст. 30. Вы имеете право на объединение? Ст. 31. Вы имеете право на это?

Ст. 32. Вы обладаете таким правом?

(нет, право избирать с 18 лет, а быть избранным с 21 года)

Ст. 33. У вас есть такое право?

Например, написать обращение в адм. с/с с просьбой помочь организовать парк отдыха, обратиться в органы опеки и попечительства, если ваши права нарушаются. С 14 лет за защитой своих прав можно обратиться в суд.

Во II главе.


Пишут.



Связаны с госуд., властью, управлением

Нет.

К какой группе прав относятся права, связанные с хоз. деятельностью, обеспечивающие благосостояние и достойный уровень жизни? Ст. 34-43.

С-экономические.

К какой группе прав относятся права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности?

Культурные

Потренируемся. Читаем ст. Конституции и определяем к какой гр. пр. относятся права

Ст. 20 (гр.), 33 (пол.), 34 (эк.),37 (эк.), 39 (соц.), 44 (культ.)

Игра-тренинг

О каком праве сказоч. героя идёт речь? 1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешест., воспользовалась своим правом на …

2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …

3. Полицейские из ск. А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на …

4. Балда из ск. А. Пушкина, нанявшись на раб.к попу, воспользовался своим правом на …

5. Царевич Иван из ск. «Иван-царевич и серый волк» украл Жар-птицу у царя Берендея, тем самым нарушил его право на… (ст. 35)

6. В ск. «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана и нарушили его право на …

Молодцы, права хорошо знаете.

А зачем чел. нужно знать о своих правах?

Свободу передвижения

Личн. неприкосновенность

Неприкосновенность жилища

Труд

Част.собств.

Жизнь

Чтобы свободно реализ-ть их

П.4.Обязанности граждан РФ




Хочется вспомнить такую притчу, которую любят рассказывать юристы: Жили - были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Как вы думаете, что сказал судья этому человеку? Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана. - чему учит нас эта притча? (кроме прав мы должны знать свои обязанности.)

Должен ли человек иметь обязанности?

Вы хотели бы иметь обяз-ти?

Зачем человеку обязанности?

Делаем вывод: Права и обязанности взаимосвязаны. Права одних для других являются …(обязанностями)

Могу ли я, имея право свободно выражать свои мысли, обозвать кого-либо дураком?

Почему обязанности тоже нужно знать?




кроме прав мы должны знать свои обязанности

Рассуждая, приходят к выв., что все люди имеют равные права и чтобы одни не нарушали права других, должны быть обяз-ти.

Чтобы чётко их выполнять как честный гражданин. Не нарушать права других. Не попадать в неприятные сит.

Не привлекаться к отв-ти.

Обяз-ти граждан изучаем по Конст.

Ст. 43 п. 4, ст. 44 п. 3. Ст. 57-59

Если время не позволит, прочитают дома и о документах по правам тоже.

4. Закрепление темы.

О чём мы сегодня говорили?


Составьте предложение, содержащее информацию о правах.

О том, кто такой гражданин, что такое гр-во, какие права и обязанности имеют граждане.

Права бывают социальные, гражданские, политические, культурные; Права связаны с обязанностями; Права гарантиров. Конституцией РФ

5. Рефлексия.

Какой вывод можно сделать по новой теме: Каждый человек должен иметь гражданство, это гарантирует защиту со стороны государства. Быть гражданином значит иметь права и обязанности.

Являетесь ли вы гражданами, если увас нет паспортов?А новорождённый?

Оценка урока: удался ли сегодня урок? Добились цели?:расширить представления о том, что такое гражданин и гражданство, выяснить, почему каждый человек должен иметь гражданство той страны, где он постоянно проживает, а если его нет, то стремится получить?Выстав. икоммент. оц.


Да, т. к. есть права и обяз-ти

6. Объяснение д/задания

Записи в тетр., §17, повторить термины гражд. и полит.права, обяз-ти. Проверьте знания: заполнить исследовательские листы.




9


© 2010-2022