• Преподавателю
  • История
  • Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории и обществознания

Масалова Е.С.

Выступление на методическом совете школы по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

«Учитель должен научить учиться»

Задачи УУД.

Одно из основных положений Концепции ФГОС - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные

    • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

    • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

    • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих



  • Познавательные

    • работа с информацией

    • работа с учебными моделями

    • использование знако-символических средств, общих схем решения

    • выполнение логических операций

      • сравнения,

      • анализа,

      • обобщения,

      • классификации,

      • установления аналогий

      • подведения под понятие

  • Регулятивные

    • управление своей деятельностью

    • контроль и коррекция

    • инициативность и самостоятельность

  • Коммуникативные

    • речевая деятельность

    • навыки сотрудничества

Актуальность темы

Актуальность темы очевидна и не вызывает сомнений. Ведь уже сегодня мы работаем в условиях стандартов нового поколения, и наша работа должна быть нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных действий. Какие УУД можно формировать по средством предмета «история»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема - как сформировать эти умения?

  • В ходе выступления, я расскажу о приемах и методах формирования УУД, используемых мной в ходе уроков истории.

Регулятивные УУД:

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.



Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

- метод проектов

- приемы целеполагания

- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий

- Постановка вопросов по теме и выход на задачи.

Познавательные

проблемная ситуация, дидактические игры

Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)

  • Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»

  • Кластеры, денотатный граф, логические цепочки

  • СЕНКВЕЙН,

  • Таблицы, Работа в группах, Зигзаг

  • Приемы проведения рефлексии

  • Стратегии «Fishbone», «РАФТ», IDEAL

  • Ранжирование, Пирамида приоритетов и др.

Коммуникативные:

Диалоговое взаимодействие

Дискуссии

Дебаты

Конференция

Круглый стол

Ролевые игры, Деловая игра

Технология сотрудничества

Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «ПОПС - формула, «Смытое слово» и др.)

Способы получения знаний

Основными способами получения знаний является самостоятельная работа с информацией и решение учебно-познавательных задач.

Учебная ситуация

  • ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация.

  • Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

Деловая игра



  • Деловая игра

Среди различных форм уроков, используемых на истории, особое место занимают деловые игры, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию..

С помощью деловых игр на уроках истории могут быть реализованы следующие цели:

  • Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.

  • Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.

  • Формирование навыков групповой деятельности

  • Повышение коммуникативной культуры.

  • Овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  • Формирование групп.

  • Моделирование реальной ситуации.

  • Работа в группах.

  • Подготовка к публичному выступлению.

  • Выступления групп.

  • Подведение итогов.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

«Светофор»

При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» - длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

  • ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал - «Знаю!»

  • Приемы по формированию регулятивных учебных действий:

Приемы целеполагания:

1. Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

  • Выясним…

  • Узнаем…

  • Научимся…

  • Проверим…

Прием целеполагания «Тема-вопрос»


Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»

План действий:

1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.

Прием целеполагания «Работа над понятием»


  • Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

  • Прием целеполагания «Группировка»

Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

Задания:

  • В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;

  • Запишите понятия в тетрадь по памяти;

  • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;

  • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;

  • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

  • Что бы это значило?

  • Прием целеполагания

Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Модельный ответ:

  • Какие животные водились в Древней Индии?

  • Какие растения росли в Древней Индии?

  • Чем занимались люди Древней Индии?

  • Во что верили индийцы?

  • Как добывали пищу?

  • Где жили?

  • Познавательные универсальные учебные действия

  • Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

  • Составление логической схемы, цепочки

  • Составление определения к термину

- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»

  • Приемы «Денотатный граф», «Понятийное колесо»

  • Прием «Рокировка» и др.

  • Работа с картой

Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:

  • Тепло.

  • Дожди.

  • Солнце.

  • Река.

  • Лес.

  • Пустыня.

  • Оазисы.

  • Плодородная почва

  • Снег

  • Что рассказала карта?

Вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

  • На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге - ______ (Голубая река).

  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

  • На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

  • Приемы по формированию логических УД

  • Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

  • «Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий


  • Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  • ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
    предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

  • ПРИЕМ «РОКИРОВКА»

Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

  • Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»

  • ПОПС - формула

  • Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:

  • Рефлексия

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

  • Рефлексивный экран

  • Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Используемые ресурсы:

  1. g-sv.ru/drupal/node/90

  2. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/27/prezentatsiya-formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-i

  3. yandex.ru/images/search?text



© 2010-2022