Культурное пространство Европы и культура Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История (6 класс)

Тема : «Культурное пространство Европы и культура Древней Руси»

Цель урока:

  • сформировать представление об особенностях древнерусской культуры, единстве и своеобразии культурных традиций в русских землях и княжествах: о фольклоре, происхождении славянской письменности, зодчестве;

  • формировать умения работать с текстом учебника, составлять сложный план ответа по теме, объяснять, чем отличается труд современного историка от работы летописца, описывать основные архитектурные памятники Древней Руси, объяснять значение слов: устав, титло, орнамент, миниатюра, канон, зернь, скань.

  • воспитывать чувства уважения к истории родной страны и гордости, восхищения достижениями древнерусской культуры

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1. История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват.организаций. в 2 ч. Ч. 1. Под редакцией А.В. Торкунова, 2016

  2. Презентация

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний по теме «Общественный строй Руси»

  3. Изучение нового материала

Мы с вами успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства.

  • Открываем тетради и записываем дату и тему урока

Мы совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества. Экскурсоводом в нашем путешествии буду я, а в конце урока ими станете и вы, но всему свое время. Предлагаю начать нашу экскурсию.

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.


  • О ком идет речь в этом стихотворении? О славянах, которые были нашими предками.

  • Вспомним, племенные союзы славян и расставим их алфавитном порядке.

Вятичи, Древляне, Дреговичи, Дулебы, Кривичи, Полочане, Поляне, Радимичи, Северяне, Словене ильменьские, Тиверцы, Уличи, Хорваты (белые)

  • Проверка.

Славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

  • А что такое культура? (Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей)

Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей.

  • Посмотрите на карту учебника, с. 47 и выделите соседей славян, оказавших влияние на культуру славянских народов.

  • Византия

  • Хазарский каганат,

  • Волжская Булгария,

  • угро-финские племена,

  • варяги,

  • венгры,

  • поляки,

  • печенеги

  • и другие.

Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной.

  • Прочитаем текст учебника с. 85 и подтвердим наши утверждения об особенности культуры Руси.

По ходу изучения новой темы и совершения нашей экскурсии мы составим ее перспективный план.

  • Посмотрите на названия последующих пунктов параграфа и определите, о каких областях культуры мы с вами будем говорить?

  • Составим план «Культура Руси»

  • Как мы назовем первый пункт плана - первую цель нашей экскурсии.

  1. Письменность и грамотность.

  • Кто изображен на слайде?

  • Кто является создателем славянской азбуки?

  • Что такое азбука? Это система букв, расположенных в определенном строго установленном порядке и отражающих отдельные звуки языка

  • Древнейшей славянской азбукой является глаголица.

  • Новая славянская азбука - кириллица - заслуга Константина (Кирилла) и Мефодия.

  • Сообщение учащегося или рассказ учителя.

  • В 862 году из Великой Моравии прибыло посольство. Славяне, жившие в селениях на берегах Эльбы, Моравы, просили Константинополь прислать им проповедников, которые бы знали славянский язык. Простые люди не понимали речей на латинском и немецком языках. Царь Михаил отправил к славянам братьев Кирилла и Мефодия. В древних источниках сказано, что Кирилл и Мефодий прибыли в Великоморавскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «В начале было слово...».

  • Как вы думаете, почему?

  • Вспомните, какие древнерусские князья уделяли наибольшее внимание распространению христианства на Руси?

  • Посмотрите на слайд и подтвердите фактами.

  • Каково значение принятия христианства и крещения Руси?

1.Приезд церковных деятелей и переводчиков из Византии и Болгарии

2. Открытие школ при монастырях и церквах

3. Переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения.

  • Посмотрите на слайд и опишите первые древнерусские книги

  • рукописные

  • на пергаменте (Что такое?)

  • дорогие

  • украшенные миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

В Древнерусском государстве было много грамотных людей

  • Как вы думаете, почему? (много торговали, нужно было знание грамоты, большое количество городов, монастырей, политика князей)

  • Какой город славился наибольшим количеством грамотного населения? Выскажите предположение, почему? (Новгород)

Археологи нашли многочисленные берестяные грамоты.

  • Посмотрите на слайд и иллюстрацию учебника с. 86

  • Что такое береста? Чем на ней писали?

  • Сделайте вывод об уровне развития грамотности и письменности на Руси в данный период времени. Сравните уровень грамотности на Руси и в Западной Европе. (полная неграмотность в Западной Европе, грамотность городского населения Руси)

  1. Литература.

  • Послушайте отрывок и определите, о каком жанре культуры идет речь?

Молчат гробницы, мумии и кости

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ

Н. Кончаловская


  • О ком идет речь в данном стихотворении?

  • Автором какого памятника древнерусской литературы он является?

  • Нестор-летописец- монах Киево-Печерского монастыря

  • «Повесть временных лет» Нестор

  • Как назывался жанр данного произведения?

  • Летопись

  • Что такое летопись?

  • О чем писал Нестор?

  • Какие ещё литературные жанры появились на Руси?

  • Читаем с. 87-88 и выделяем жанры и названия произведений.

  • Жития «Житие Бориса и Глеба»

  • Что такое житие?

  • Запишите в тетрадь определение

Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых

  • Жанр слова «Слово о законе и благодати» Илларион - первый Киевский митрополит

  • Жанр поучения «Поучение Владимира Мономаха»

  • Повторите, о каких жанрах и основных произведениях древнерусской литературы мы говорили. Каковы их основные идеи?

  • Летопись

  • Жития

  • Слово

  • Поучения

  • идеи единства, величия Руси и ее особой роли в христианстве, принятия нравственных образцов христианства

Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой.

  • Посмотрите на слайд. Какие музыкальные инструменты на нем изображены?

  • Основные музыкальные инструменты - гусли и балалайка.

  • Как называется вид творчества тесно связанный с использованием этих инструментов? (фольклор)

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Летописное повествование о событиях IX-X веков практически целиком основано на фольклорном материале.

  • Какие жанры фольклора вы знаете?

Фольклор - это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки.

Вершиной устного народного творчества является былина. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину.

  • Какие былины вы можете назвать?

  • Какие герои были изображены на слайде (на иллюстрации с. 88)?

Физминутка - гимнастика для глаз. Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи

Наше путешествие продолжается.

  • Посмотрите на слайд и определите, с каким видом культуры мы будем знакомиться?

  • Что такое архитектура?

  • Посмотрите на слайд и выделите особенности сооружений?

Деревянное зодчество.

  • основной материал - дерево (обилие лесов, нехватка строительного камня). Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Именно поэтому многие архитектурные памятники не сохранились

  • многоярусность строений,

  • наличие разнообразных пристроек

  • увенчание построек теремами и башенками

  • художественная резьба по дереву.

В X-XI веках получило развитие каменное строительство, что было связано с Крещением Руси. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами.

  • Посмотрите на эти сооружения (слайд или иллюстрации с. 89,90) и выделите особенности этих построек.

  • крестово-купольные храмы.

Примером каменного зодчества является Софийский собор, заложенный в 1037 году Ярославом Мудрым.

  • главный храм христиан

  • политический центр Киевской Руси.

  • место захоронения царей и митрополитов

  • шедевр древнерусской архитектуры

Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием.

Храм Святой Софии появляется и в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.

  • Как вы думаете, почему? (более суровая природа)

Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства.

  • Посмотрите, какие виды изобразительного искусства можно было встретить в древнерусском храме?

  • Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке

На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Кроме того, фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

  • Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней;

Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.

  • Икона

Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

*Давайте рассмотрим иконы этого периода, попробуем проанализировать их общие и различные черты ( в более сильном классе).

  • Икона из Софийского Собора в Киеве.

  • Мозаика. Богоматерь Оранта. Софийский Собор в Киеве

  • Икона Богоматери. Новгород. Начало XI в.

  • Владимирская икона Божьей матери. Доставлена в Киев из Константинополя в 1131 г..

  • Икона Св. Георгия. Начало XII в.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

  1. Закрепление

Соотнесите жанры и названия произведений.

Область культуры

Произведения

  1. фольклор

  1. Повесть временных лет

  1. литература

  1. Былина

  1. архитектура

  1. Загадки

  1. живопись

  1. азбука

  1. письменность

  1. Храм


  1. Глаголица


  1. Фреска


  1. Икона


  1. Берестяная грамота

  • Проверка плана

  1. Домашнее задание

Всем - §10,

Дополнительно - дифференцированные задания (дополнительное оценивание):

  • подготовить сообщения о художественном ремесле Древней Руси

  • Документ с. 92 «Историк Н.И. Костомаров о древнерусском храме» и задания к нему

  • Раздел «Думаем, сравниваем, размышляем», з. 4, заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X -XVI веков»

  • Составьте экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.



© 2010-2022