Программа элективного курса Портреты на фоне эпохи XIX век

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П.ЧУНСКИЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


на заседании ШМО учителей истории и обществознания

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

председатель ШМО

_________ А.Л.Гоцадзе

«____»____________2016г.

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

_________ М.Г. Олейник

«____»____________2016г.

Директор

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

_________ Н.П. Котвицкая

«____»____________2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Портреты на фоне эпохи: XIX век»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 А, Б, В КЛАССОВ

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД




Составитель: Гоцадзе Анна Леонидовна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

р.п. Чунский, 2016г.

Структура документа

Рабочая программа по элективному курсу «Портреты на фоне эпохи: XIX век» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  • пояснительная записка:

  • общая характеристика элективного курса;

  • цели и задачи курса;

  • календарно-тематическое планирование;

  • учебно-методический комплект;

  • предполагаемые результаты.

Пояснительная записка

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся 8 класса расширенные исторические сведения о роли личности в контексте исторической эпохи. На уроках не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица. Главная актуальность данного элективного курса - восполнить дефицит гуманитарных знаний учащихся, не допустить опасный нигилизм к прошлому своей страны. Электив является предметно-ориентационным курсом в образовательной области - история, так как направлен на расширение знаний по данному предмету.

Общая характеристика учебного предмета.
Курс позволяет познакомиться с биографиями и деятельностью ведущих исторических персоналий XIX века, которые либо влияли на ход событий в Российском государстве, либо своим творчеством представляли своеобразие русской культуры. Это не только правители страны из династии Романовых, но и военные деятели, чьи имена составляют славу и гордость Отечества, и яркие представители общественной жизни - декабристы, народовольцы, идеологи общественных движений, а также выдающиеся представители русской культуры XIX века, в первую очередь - художники. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма.

В качестве главного информационного элемента используется лекция учителя. Деятельность учащихся - это участие в свободных закрепительных беседах по изложенному учителем материалу, подготовка и презентация проектов по творчеству деятелей культуры XIX века.

В ходе курса поднимается проблема оценки роли личности в истории, формируется своя точка зрения на роль и действия известных деятелей.

Курс включает в себя не только информационный материал по истории, но и по литературе, и МХК. Поэтому в нем ярко выраженные межпредметные связи. В содержании данного курса - реализация гуманизации образования, нравственного воспитания наших детей.


Цели курса:

  • расширить и углубить содержание базового курса по истории России с опорой на дополнительную литературу, восполнив этим дефицит гуманитарных знаний учащихся и повысить интерес к отечественной истории, дать стимул к дальнейшему, более глубокому изучению истории;

  • развить познавательную активность учащихся через знакомство с жизнедеятельностью ключевых исторических личностей;

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в нашем государстве в XIX веке;

  • способствовать развитию информационной компетенции и творческой поисковой деятельности.

Задачи курса:

  • показать историю в лицах: охарактеризовать многие исторические персоналии XIX века, повлиявшие на политическую, экономическую и культурную ситуацию в России XIX века;

  • формировать умения и навыки поиска, обработки и систематизации информации различных типов исторических источников: СМИ, энциклопедий и др.;

  • развивать речь, умение корректно участвовать в диспутах и дискуссиях, отрабатывать навык публичного выступления, прививать культуру дискуссии;

  • развивать умения составлять личностные характеристики, определять результаты деятельности исторических лиц;

способствовать воспитанию уважения к Отечественной истории на примерах героической борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года, мужества декабристов и их жен, подвига защитников Севастополя, уважения за уровень развития русской культуры и, на основе этого, формировать чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому и культурному прошлому своей страны.
Количество часов на изучение программы курса: 34 часа за год (1 час в неделю).


Тема урока

Кол- во уроков



Тип урока



Содержание


Требования к уровню подготовки учащихся



Дата


Корректиров

ка

1

Введение.

Роль личности в истории XIX в.

1

лекция учителя

Что такое личность.

Как личность может влиять на историю.
Как история (государство, исторический период) влияет на судьбу исторической личности.

Учащиеся должны знать: понятие «личность», основную идею лекции, что историю делают личности.

Учащиеся должны уметь: формулировать роль личности в истории.

2

Бедный, бедный Павел.

1

анализ материалов СМИ

История взлета и падения императора Павла I (восшествие на престол, ненависть окружения и смерть от удушья).
Историческая оценка деятельности (новый взгляд).

Учащиеся должны знать: главные достижения правления Павла I.

Учащиеся должны уметь: давать объективную оценку этой исторической личности.

3, 4

«Властитель слабый и лукавый»: Александр I Благословен

ный.

2

1. анализ исторической информации.

2. работа с материалами СМИ

1. Логическое задание: объяснить, почему Александр I не отменил крепостное право и не ввел конституцию в России.

2. Тайна смерти в Таганроге.

Загадка истории: был ли старец Федор Кузьмич и император Александр I - одним лицом?

Учащиеся должны знать: ответы на вопросы логического задания.

Учащиеся должны уметь: объяснить прозвище Александра I - «Благословенный».

5-7

Отчизны верные сыны: герои Отечественной войны 1812г.

3

1. работа с материалами СМИ.

2, 3. комментированное чтение рассказов

Полководцы-генералы:

1. М.И. Кутузов - великий триумфатор (мифы и факты).

2. П.И. Багратион - потомок великих грузинских князей.

Барклай де Толли - генерал, которому не верили русские.

3. Герои партизанского движения:

Д. Давыдов, А. Сеславин, А. Фигнер;

Г. Курин, В. Кожина, Е. Четвертаков.

Учащиеся должны знать: историческую роль деятельности данных лиц в компании 1812г., работать с информационными версиями.

Учащиеся должны уметь: отличать мифы и факты.

8

Слава и закат Наполеона Бонапарта.

1

лекция учителя

Военная и политическая карьера Наполеона Бонапарта.

Создание империи. Поход в Россию. 100 дней Наполеона, последние годы жизни.

Учащиеся должны знать: основные биографические вехи Наполеона.

Учащиеся должны уметь: ответить, почему французы считают Наполеона своим национальным героем.

9

Декабристы:

« и на руинах самовластья напишут ваши имена…»

1

библиотеч-

ный урок

Поэт Константин Рылеев.

Братья Бестужевы.

Учащиеся должны знать: вклад этих людей в историю движения декабристов.

Учащиеся должны уметь: давать оценку личности и деятельности исторических персонажей.

10

Подвиг любви бескорыстной: жены декабристов.

1

сообщения учащихся

В добровольном изгнании.

Роль женщин в поддержании морального духа и изменений условий содержания и труда ссыльных.

Портретные зарисовки: Мария Волконская, Александра Муравьева, Наталья Фонвизина, Полина Анненкова.

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Учащиеся должны знать: имена женщин, которые совершили подвиг во имя любви.

Учащиеся должны уметь: делать яркие сообщения.

11

Декабристы в Сибири.

1

работа с краеведчес

ким материалом

«Во глубине сибирских руд».

Вклад декабристов в развитие Сибири: просветители края - А. Муханов,

А. Юшневский, И. Якушкин и др.

Стих. О. Мандельштама «Декабристы».

Учащиеся должны знать: какой след оставили декабристы в развитии культуры и хозяйства сибирского крестьянства.

Учащиеся должны уметь: давать историческую оценку их деятельности.

12

Портрет на фоне эпохи: Николай I.

1

комментиро

ванный анализ информации опорного листа

Николай I: личность и деяния.

Логическое задание: почему Николай I получил прозвище - «Жандарм Европы»?

Учащиеся должны знать: особенности личности и значение государственной деятельности данного персоналия.

Учащиеся должны уметь: составлять исторический портрет личности.

13

Герои Крымской войны.

1

иллюстриро

ванный рассказ учителя

Полководцы и флотоводцы -

В.А. Корнилов, П.С. Нахимов,

В.И. Истомин.

Развитие фортификации - Э.И. Тотлебен.

Развитие военной медицины -Н.И.Пирогов

Народные герои - матросы Петр Кошка и Федор Заика, медсестра Дарья Севастопольская.

Учащиеся должны знать: имена героев Крымской войны.

Учащиеся должны уметь: излагать интересные факты хронологии войны и суть подвига каждого из названных героев.

14

Портрет на фоне эпохи: Александр II Освободитель.

1

эвристическая беседа с учащимися

Личность, воспитание, образование.

Значение реформ Александра II для исторического развития Российского государства.

Финал «охоты» на царя: убийство.

Рок его судьбы: кто виноват?

Учащиеся должны знать: оценку гос. деятельности Александра II.

Учащиеся должны уметь: объяснять его прозвища - «Освободитель» и «Реформатор».

15

Видные деятели народническо

го движения.

1

лекция учителя

Загадка русской истории: кто такой Дмитрий Каракозов?

Идеологи движения - М. Бакунин,

П. Лавров, П. Ткачев.

Руководители организации «Народная воля» - Александр Михайлов, Андрей Желябов, Софья Перовская (их деятельность и судьба).

Учащиеся должны знать: имена главных персонажей движения народников.

Учащиеся должны уметь: оперировать историческими фактами.

16

Ролевая игра «Суд над цареубийцами»

1

ролевая игра

Проблемный вопрос: «А был ли смысл в убийстве царя - «Освободителя» и «Реформатора»?

Учащиеся должны знать: сюжетные роли игры.

Учащиеся должны уметь: высказывать свою точку зрения на исторические события.

17

«Зову живых» А.И. Герцена.

1

составление историческо

го портрета

Студенческие годы. Начало революционной деятельности. Ссылка. Эмиграция. Создание Вольной типографии и революционно-просветительская деятельность в России через печатные органы.

Учащиеся должны знать: роль

А.И. Герцена в русском общественном движении.

Учащиеся должны уметь: пересказывать его обзорную биографию.

18

Портрет на фоне эпохи: Александр III Миротворец.

1

составление историческо

го портрета

Личность, воспитание, образование.

Укрепление самодержавия.

Внешняя политика в период его правления.

Учащиеся должны знать: краткое содержание и смысл контрреформ Александра III.

Учащиеся должны уметь: объяснять его прозвище - «Миротворец».

19

Реформаторы эпохи Александра III.

1

лекция учителя

Государственная деятельность Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского, С.Ю. Витте.

Курс на модернизацию промышленности и как итог - русское экономическое чудо.

Учащиеся должны знать: достижения реформаторской деятельности названных гос. деятелей.

Учащиеся должны уметь: выделять главное (достижения и итог).

20

Начало революцион

ной деятельности В.И. Ульянова (Ленина).

1

составление историческо

го портрета

Детство и юность В. Ульянова.
Университет и первая ссылка.
Петербург и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Ссылка в с. Шушенское. Эмиграция.

Учащиеся должны знать: основные биографические вехи первого руководителя советского государства.

Учащиеся должны уметь: оперировать историческими фактами.

21

Знаменитые современники «золотого века» русской культуры (обзор).

1

1. игра «Литератур

ная гостиная»

1. «Литературная гостиная»: обзор творчества выдающихся писателей и поэтов XIX в.
«Кого люблю - того и славлю».

Учащиеся должны знать: главные литературные произведения великих писателей и поэтов России XIX века.

Учащиеся должны уметь: находить интересные факты в биографиях деятелей культуры, называть и характеризовать их шедевры;

подчеркнуть их вклад в развитие русской культуры.

22-30

Знаменитые современники «золотого века» русской культуры (обзор).

9

Русские художники первой половины XIX века:
1. Василий Тропинин. Орест Кипренский.
2. Карл Брюллов. Александр Иванов.
3. Павел Федотов. Алексей Венецианов.
Художники-передвижники второй половины XIX века:

4. Илья Ефимович Репин.
5. Василий Перов.
6. Василий Иванович Суриков.
7. Виктор Васнецов.
8. Валентин Серов.
9. Великие пейзажисты - певцы русской природы: А. Саврасов, Ф. Васильев,

А. Куинджи, И. Левитан, В. Поленов,

И. Шишкин.

Учащиеся должны знать: шедевры художников-живописцев, о которых рассказывалось.

Учащиеся должны уметь: находить интересные факты в биографиях деятелей культуры, называть и характеризовать их шедевры;

подчеркнуть их вклад в развитие русской культуры.

31

Скульпторы XIX века.

1

Скульпторы XIX века:
Петр Клодт, Иван Мартос, Марк Антокольский и другие.

Учащиеся должны знать: шедевры скульпторов XIX века.

Учащиеся должны уметь: называть и характеризовать их шедевры.

32

Гражданский подвиг братьев Третьяковых.

1

заочная экскурсия и викторина

Основание Третьяковской галереи.
Викторина «Соотнести имя автора и шедевр».

Учащиеся должны знать: год основания Третьяковской галереи.

Учащиеся должны уметь: ответить на вопросы викторины.

33



Итоговая конференция «История XIX века в лицах».

1


конференция: защита презентаций (проектов)

Защита презентаций (проектов): почему я эту личность считаю выдающейся, знаковой в истории XIX века? (дать краткую характеристику жизнедеятельности исторической личности, которая сыграла заметную роль в истории нашей страны в XIX веке).

Учащиеся должны знать: требования к подготовке и защите презентаций.

Учащиеся должны уметь: подготовить и защитить свой творческий проект.

34

Итоговый урок

1

дискуссия

Обобщение: комплекс общетеоретических знаний по предложенным темам элективного курса.
Дискуссия: Хотел ли я жить в XIX веке? В чью эпоху? (свой ответ аргументировать).

Учащиеся должны знать: правила исторической дискуссии.

Учащиеся должны уметь: дискутировать.

Учебно-методический комплект (примечание: в наличии у учителя)

  1. Пашков Б. Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917 гг» - М.: «Центрком», 1997 г.

  2. Мировая история. Школьная энциклопедия. Новое время. XIX век. - М.: «Олма - пресс образование», 2003 г.

  3. Большой энциклопедический справочник школьника по истории (история России) - М.: «Олма - пресс образование», 2005 г.

  4. Пазин Р. В. 120 исторических личностей (материалы биографии), учебно- методическое пособие - Ростов на Дону: «Легион», 2013 г.

  5. Василевский И. М. «Романовы. Портреты и характеристики», ч.2 - Новосибирск: «Маяк», 1991 г.

  6. Григорян Валентина «Царские судьбы» - М.: «Астрель», 2004 г.

  7. Буровский Андрей «Романовы. Хозяева земли русской», ч.3, гл. 1, 2 - М.: «Эксмо», 2012 г.

  8. Радзинский Эдвард «Цари. Романовы. История династии», гл 2, 3 - М.: «Астрель», 2013 г.

  9. Радзинский Эдвард «Наполеон. Жизнь после смерти», М.: «Вагриус», 2004 г.

  10. Кафенгауз Б. Б., Новицкий Г. А. «Герои Отечественной войны 1812 года (монография)» - М.: «Просвещение», 1966 г.

  11. Нечкина М. В. «Декабристы (монография)» - М.: «Наука», 1983 г.

  12. «Декабристский катехизис, или Все, что вы хотели узнать о декабристах, но не знали, у кого спросить» - Иркутск: «Оттиск», 2010 г.

  13. Муравье В. «Звезда надежды» (повесть о Кондратии Рылееве) - М.: «Детская литература», 1983 г.

  14. Думин С. «Звезда путеводная» (повесть о Кондратии Рылееве) - М.: «Малыш», 1989 г.

  15. Эйдельман Н. «Братья Бестужевы» - М.: «Малыш», 1985 г.

  16. Сергеев Марк «Подвиг любви беcкорыстной» - М.: «Молодая гвардия», 1975 г.

  17. Павлюченко Э.А. «В добровольном изгнании (монография) - М.: «Наука», 1984 г.

  18. Митяев А. «Адмирал Нахимов» - М.: «Малыш», 1988 г.

  19. Подборка книг, альбомов, буклетов о художниках и скульпторах XIX века из серий «ЖЗЛ», «Жизнь в искусстве», «Великие художники» - из библиотеки учителя.

  20. Подборка газетных и журнальных публикаций по темам элективного курса - из архива учителя.

Предполагаемые результаты: полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху XIX века, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.


© 2010-2022