- Преподавателю
- История
- Программа элективного курса Портреты на фоне эпохи XIX век
Программа элективного курса Портреты на фоне эпохи XIX век
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гоцадзе А.Л. |
Дата | 28.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П.ЧУНСКИЙ
ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
на заседании ШМО учителей истории и обществознания
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
председатель ШМО
_________ А.Л.Гоцадзе
«____»____________2016г.
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
_________ М.Г. Олейник
«____»____________2016г.
Директор
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
_________ Н.П. Котвицкая
«____»____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Портреты на фоне эпохи: XIX век»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 А, Б, В КЛАССОВ
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Гоцадзе Анна Леонидовна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
р.п. Чунский, 2016г.
Структура документа
Рабочая программа по элективному курсу «Портреты на фоне эпохи: XIX век» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
-
пояснительная записка:
-
общая характеристика элективного курса;
-
цели и задачи курса;
-
календарно-тематическое планирование;
-
учебно-методический комплект;
-
предполагаемые результаты.
Пояснительная записка
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся 8 класса расширенные исторические сведения о роли личности в контексте исторической эпохи. На уроках не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица. Главная актуальность данного элективного курса - восполнить дефицит гуманитарных знаний учащихся, не допустить опасный нигилизм к прошлому своей страны. Электив является предметно-ориентационным курсом в образовательной области - история, так как направлен на расширение знаний по данному предмету.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс позволяет познакомиться с биографиями и деятельностью ведущих исторических персоналий XIX века, которые либо влияли на ход событий в Российском государстве, либо своим творчеством представляли своеобразие русской культуры. Это не только правители страны из династии Романовых, но и военные деятели, чьи имена составляют славу и гордость Отечества, и яркие представители общественной жизни - декабристы, народовольцы, идеологи общественных движений, а также выдающиеся представители русской культуры XIX века, в первую очередь - художники. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма.
В качестве главного информационного элемента используется лекция учителя. Деятельность учащихся - это участие в свободных закрепительных беседах по изложенному учителем материалу, подготовка и презентация проектов по творчеству деятелей культуры XIX века.
В ходе курса поднимается проблема оценки роли личности в истории, формируется своя точка зрения на роль и действия известных деятелей.
Курс включает в себя не только информационный материал по истории, но и по литературе, и МХК. Поэтому в нем ярко выраженные межпредметные связи. В содержании данного курса - реализация гуманизации образования, нравственного воспитания наших детей.
Цели курса:
-
расширить и углубить содержание базового курса по истории России с опорой на дополнительную литературу, восполнив этим дефицит гуманитарных знаний учащихся и повысить интерес к отечественной истории, дать стимул к дальнейшему, более глубокому изучению истории;
-
развить познавательную активность учащихся через знакомство с жизнедеятельностью ключевых исторических личностей;
-
осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в нашем государстве в XIX веке;
-
способствовать развитию информационной компетенции и творческой поисковой деятельности.
Задачи курса:
-
показать историю в лицах: охарактеризовать многие исторические персоналии XIX века, повлиявшие на политическую, экономическую и культурную ситуацию в России XIX века;
-
формировать умения и навыки поиска, обработки и систематизации информации различных типов исторических источников: СМИ, энциклопедий и др.;
-
развивать речь, умение корректно участвовать в диспутах и дискуссиях, отрабатывать навык публичного выступления, прививать культуру дискуссии;
-
развивать умения составлять личностные характеристики, определять результаты деятельности исторических лиц;
способствовать воспитанию уважения к Отечественной истории на примерах героической борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года, мужества декабристов и их жен, подвига защитников Севастополя, уважения за уровень развития русской культуры и, на основе этого, формировать чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому и культурному прошлому своей страны.
Количество часов на изучение программы курса: 34 часа за год (1 час в неделю).
Тема урока
Кол- во уроков
Тип урока
Содержание
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
Корректиров
ка
1
Введение.
Роль личности в истории XIX в.
1
лекция учителя
Что такое личность.
Как личность может влиять на историю.
Как история (государство, исторический период) влияет на судьбу исторической личности.
Учащиеся должны знать: понятие «личность», основную идею лекции, что историю делают личности.
Учащиеся должны уметь: формулировать роль личности в истории.
2
Бедный, бедный Павел.
1
анализ материалов СМИ
История взлета и падения императора Павла I (восшествие на престол, ненависть окружения и смерть от удушья).
Историческая оценка деятельности (новый взгляд).
Учащиеся должны знать: главные достижения правления Павла I.
Учащиеся должны уметь: давать объективную оценку этой исторической личности.
3, 4
«Властитель слабый и лукавый»: Александр I Благословен
ный.
2
1. анализ исторической информации.
2. работа с материалами СМИ
1. Логическое задание: объяснить, почему Александр I не отменил крепостное право и не ввел конституцию в России.
2. Тайна смерти в Таганроге.
Загадка истории: был ли старец Федор Кузьмич и император Александр I - одним лицом?
Учащиеся должны знать: ответы на вопросы логического задания.
Учащиеся должны уметь: объяснить прозвище Александра I - «Благословенный».
5-7
Отчизны верные сыны: герои Отечественной войны 1812г.
3
1. работа с материалами СМИ.
2, 3. комментированное чтение рассказов
Полководцы-генералы:
1. М.И. Кутузов - великий триумфатор (мифы и факты).
2. П.И. Багратион - потомок великих грузинских князей.
Барклай де Толли - генерал, которому не верили русские.
3. Герои партизанского движения:
Д. Давыдов, А. Сеславин, А. Фигнер;
Г. Курин, В. Кожина, Е. Четвертаков.
Учащиеся должны знать: историческую роль деятельности данных лиц в компании 1812г., работать с информационными версиями.
Учащиеся должны уметь: отличать мифы и факты.
8
Слава и закат Наполеона Бонапарта.
1
лекция учителя
Военная и политическая карьера Наполеона Бонапарта.
Создание империи. Поход в Россию. 100 дней Наполеона, последние годы жизни.
Учащиеся должны знать: основные биографические вехи Наполеона.
Учащиеся должны уметь: ответить, почему французы считают Наполеона своим национальным героем.
9
Декабристы:
« и на руинах самовластья напишут ваши имена…»
1
библиотеч-
ный урок
Поэт Константин Рылеев.
Братья Бестужевы.
Учащиеся должны знать: вклад этих людей в историю движения декабристов.
Учащиеся должны уметь: давать оценку личности и деятельности исторических персонажей.
10
Подвиг любви бескорыстной: жены декабристов.
1
сообщения учащихся
В добровольном изгнании.
Роль женщин в поддержании морального духа и изменений условий содержания и труда ссыльных.
Портретные зарисовки: Мария Волконская, Александра Муравьева, Наталья Фонвизина, Полина Анненкова.
Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Учащиеся должны знать: имена женщин, которые совершили подвиг во имя любви.
Учащиеся должны уметь: делать яркие сообщения.
11
Декабристы в Сибири.
1
работа с краеведчес
ким материалом
«Во глубине сибирских руд».
Вклад декабристов в развитие Сибири: просветители края - А. Муханов,
А. Юшневский, И. Якушкин и др.
Стих. О. Мандельштама «Декабристы».
Учащиеся должны знать: какой след оставили декабристы в развитии культуры и хозяйства сибирского крестьянства.
Учащиеся должны уметь: давать историческую оценку их деятельности.
12
Портрет на фоне эпохи: Николай I.
1
комментиро
ванный анализ информации опорного листа
Николай I: личность и деяния.
Логическое задание: почему Николай I получил прозвище - «Жандарм Европы»?
Учащиеся должны знать: особенности личности и значение государственной деятельности данного персоналия.
Учащиеся должны уметь: составлять исторический портрет личности.
13
Герои Крымской войны.
1
иллюстриро
ванный рассказ учителя
Полководцы и флотоводцы -
В.А. Корнилов, П.С. Нахимов,
В.И. Истомин.
Развитие фортификации - Э.И. Тотлебен.
Развитие военной медицины -Н.И.Пирогов
Народные герои - матросы Петр Кошка и Федор Заика, медсестра Дарья Севастопольская.
Учащиеся должны знать: имена героев Крымской войны.
Учащиеся должны уметь: излагать интересные факты хронологии войны и суть подвига каждого из названных героев.
14
Портрет на фоне эпохи: Александр II Освободитель.
1
эвристическая беседа с учащимися
Личность, воспитание, образование.
Значение реформ Александра II для исторического развития Российского государства.
Финал «охоты» на царя: убийство.
Рок его судьбы: кто виноват?
Учащиеся должны знать: оценку гос. деятельности Александра II.
Учащиеся должны уметь: объяснять его прозвища - «Освободитель» и «Реформатор».
15
Видные деятели народническо
го движения.
1
лекция учителя
Загадка русской истории: кто такой Дмитрий Каракозов?
Идеологи движения - М. Бакунин,
П. Лавров, П. Ткачев.
Руководители организации «Народная воля» - Александр Михайлов, Андрей Желябов, Софья Перовская (их деятельность и судьба).
Учащиеся должны знать: имена главных персонажей движения народников.
Учащиеся должны уметь: оперировать историческими фактами.
16
Ролевая игра «Суд над цареубийцами»
1
ролевая игра
Проблемный вопрос: «А был ли смысл в убийстве царя - «Освободителя» и «Реформатора»?
Учащиеся должны знать: сюжетные роли игры.
Учащиеся должны уметь: высказывать свою точку зрения на исторические события.
17
«Зову живых» А.И. Герцена.
1
составление историческо
го портрета
Студенческие годы. Начало революционной деятельности. Ссылка. Эмиграция. Создание Вольной типографии и революционно-просветительская деятельность в России через печатные органы.
Учащиеся должны знать: роль
А.И. Герцена в русском общественном движении.
Учащиеся должны уметь: пересказывать его обзорную биографию.
18
Портрет на фоне эпохи: Александр III Миротворец.
1
составление историческо
го портрета
Личность, воспитание, образование.
Укрепление самодержавия.
Внешняя политика в период его правления.
Учащиеся должны знать: краткое содержание и смысл контрреформ Александра III.
Учащиеся должны уметь: объяснять его прозвище - «Миротворец».
19
Реформаторы эпохи Александра III.
1
лекция учителя
Государственная деятельность Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского, С.Ю. Витте.
Курс на модернизацию промышленности и как итог - русское экономическое чудо.
Учащиеся должны знать: достижения реформаторской деятельности названных гос. деятелей.
Учащиеся должны уметь: выделять главное (достижения и итог).
20
Начало революцион
ной деятельности В.И. Ульянова (Ленина).
1
составление историческо
го портрета
Детство и юность В. Ульянова.
Университет и первая ссылка.
Петербург и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Ссылка в с. Шушенское. Эмиграция.
Учащиеся должны знать: основные биографические вехи первого руководителя советского государства.
Учащиеся должны уметь: оперировать историческими фактами.
21
Знаменитые современники «золотого века» русской культуры (обзор).
1
1. игра «Литератур
ная гостиная»
1. «Литературная гостиная»: обзор творчества выдающихся писателей и поэтов XIX в.
«Кого люблю - того и славлю».
Учащиеся должны знать: главные литературные произведения великих писателей и поэтов России XIX века.
Учащиеся должны уметь: находить интересные факты в биографиях деятелей культуры, называть и характеризовать их шедевры;
подчеркнуть их вклад в развитие русской культуры.
22-30
Знаменитые современники «золотого века» русской культуры (обзор).
9
Русские художники первой половины XIX века:
1. Василий Тропинин. Орест Кипренский.
2. Карл Брюллов. Александр Иванов.
3. Павел Федотов. Алексей Венецианов.
Художники-передвижники второй половины XIX века:
4. Илья Ефимович Репин.
5. Василий Перов.
6. Василий Иванович Суриков.
7. Виктор Васнецов.
8. Валентин Серов.
9. Великие пейзажисты - певцы русской природы: А. Саврасов, Ф. Васильев,
А. Куинджи, И. Левитан, В. Поленов,
И. Шишкин.
Учащиеся должны знать: шедевры художников-живописцев, о которых рассказывалось.
Учащиеся должны уметь: находить интересные факты в биографиях деятелей культуры, называть и характеризовать их шедевры;
подчеркнуть их вклад в развитие русской культуры.
31
Скульпторы XIX века.
1
Скульпторы XIX века:
Петр Клодт, Иван Мартос, Марк Антокольский и другие.
Учащиеся должны знать: шедевры скульпторов XIX века.
Учащиеся должны уметь: называть и характеризовать их шедевры.
32
Гражданский подвиг братьев Третьяковых.
1
заочная экскурсия и викторина
Основание Третьяковской галереи.
Викторина «Соотнести имя автора и шедевр».
Учащиеся должны знать: год основания Третьяковской галереи.
Учащиеся должны уметь: ответить на вопросы викторины.
33
Итоговая конференция «История XIX века в лицах».
1
конференция: защита презентаций (проектов)
Защита презентаций (проектов): почему я эту личность считаю выдающейся, знаковой в истории XIX века? (дать краткую характеристику жизнедеятельности исторической личности, которая сыграла заметную роль в истории нашей страны в XIX веке).
Учащиеся должны знать: требования к подготовке и защите презентаций.
Учащиеся должны уметь: подготовить и защитить свой творческий проект.
34
Итоговый урок
1
дискуссия
Обобщение: комплекс общетеоретических знаний по предложенным темам элективного курса.
Дискуссия: Хотел ли я жить в XIX веке? В чью эпоху? (свой ответ аргументировать).
Учащиеся должны знать: правила исторической дискуссии.
Учащиеся должны уметь: дискутировать.
Учебно-методический комплект (примечание: в наличии у учителя)
-
Пашков Б. Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917 гг» - М.: «Центрком», 1997 г.
-
Мировая история. Школьная энциклопедия. Новое время. XIX век. - М.: «Олма - пресс образование», 2003 г.
-
Большой энциклопедический справочник школьника по истории (история России) - М.: «Олма - пресс образование», 2005 г.
-
Пазин Р. В. 120 исторических личностей (материалы биографии), учебно- методическое пособие - Ростов на Дону: «Легион», 2013 г.
-
Василевский И. М. «Романовы. Портреты и характеристики», ч.2 - Новосибирск: «Маяк», 1991 г.
-
Григорян Валентина «Царские судьбы» - М.: «Астрель», 2004 г.
-
Буровский Андрей «Романовы. Хозяева земли русской», ч.3, гл. 1, 2 - М.: «Эксмо», 2012 г.
-
Радзинский Эдвард «Цари. Романовы. История династии», гл 2, 3 - М.: «Астрель», 2013 г.
-
Радзинский Эдвард «Наполеон. Жизнь после смерти», М.: «Вагриус», 2004 г.
-
Кафенгауз Б. Б., Новицкий Г. А. «Герои Отечественной войны 1812 года (монография)» - М.: «Просвещение», 1966 г.
-
Нечкина М. В. «Декабристы (монография)» - М.: «Наука», 1983 г.
-
«Декабристский катехизис, или Все, что вы хотели узнать о декабристах, но не знали, у кого спросить» - Иркутск: «Оттиск», 2010 г.
-
Муравье В. «Звезда надежды» (повесть о Кондратии Рылееве) - М.: «Детская литература», 1983 г.
-
Думин С. «Звезда путеводная» (повесть о Кондратии Рылееве) - М.: «Малыш», 1989 г.
-
Эйдельман Н. «Братья Бестужевы» - М.: «Малыш», 1985 г.
-
Сергеев Марк «Подвиг любви беcкорыстной» - М.: «Молодая гвардия», 1975 г.
-
Павлюченко Э.А. «В добровольном изгнании (монография) - М.: «Наука», 1984 г.
-
Митяев А. «Адмирал Нахимов» - М.: «Малыш», 1988 г.
-
Подборка книг, альбомов, буклетов о художниках и скульпторах XIX века из серий «ЖЗЛ», «Жизнь в искусстве», «Великие художники» - из библиотеки учителя.
-
Подборка газетных и журнальных публикаций по темам элективного курса - из архива учителя.
Предполагаемые результаты: полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху XIX века, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.