Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №62

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №62

___________ Зуев Д.А.

30.08.2013 г.

(приказ № ___ от 30.08.2013)


Рабочая программа


по истории

для 6 В класса

на 2013-2014 учебный год

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Колотовой Елены Ивановна


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании учителей истории и обществознания Заместитель директора по УВР

Протокол№1 от 26.08.2013г. _______________Кочергина Е.Г.

Руководитель МО ______________Колотова Е.И 29 августа 2013г.


Ульяновск 2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента основного общего образования по истории;

- Примерной программы основного общего образования по истории, Министерства науки и образования Российской Федерации, 2004 г.; Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2009 г. Курс «История средних веков»; Курс «История России. с древнейших времен до конца XVI века».

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов - 2 часа в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по базисному учебному плану в 6 классе.

- Общими целями и задачами исторического образования на ступени общего среднего образования являются следующие:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Учебный курс истории в 6 классе включает в себя два модуля, первый модуль - II часть всеобщей истории, история Средних веков, второй модуль - история России с древности до конца XVI в.

В цели курса истории в 6 классе входит:

-сформировать у учащихся целостное представление об отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира и России, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре мира и России;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.

Рабочая программа в основном базируется на учебных программах авторского коллектива под руководством доктора исторических наук А. А. Данилова издательства «Просвещение», переиздана в 2007 году (история России) и Примерной программе Минобрнауки Российской Федерации, 2004 г. (история Средних веков). Настоящая программа допущена к использованию в учебнообразовательном процессе. Ряд тем дополнены материалом регионального компонента, в календарно-тематическом планировании данные уроки имеют пометку (РК)


Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- умения полемизировать и отстаивать свою точку зрения;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

- умения работать с исторической картой;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них на историю Средних веков отводится 34 часа, на изучение истории России 34 час. Для проведения повторительно-обобщающих контрольных уроков отведено 8 часов. В настоящей рабочей программе запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль знаний, навыков и умений.

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. Для достижение целей и задач при изучении истории в 6 классе используются как классические, так и нетрадиционные виды и формы уроков. К классическим видам и формам уроков относятся: комбинированный урок, урок самостоятельной работы, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков. Нетрадиционные типы уроков: урок соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-эврика, урок-зачет, интегрированный урок,

В ходе реализации настоящей программы используются следующие технологии обучения: технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Для отслеживания динамики усвоения учебного материала запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль в виде тестирования по темам изученного материала. Кроме того, на уроках используются такие виды контроля тестирование, исторический диктант, беседа, самостоятельная работа, решение познавательных заданий, разгадывание кроссвордов.

Литература и средства обучения:

Агибалова Е. В., Донской Г. М.

История Средних веков: 6 класс.М. - Просвещение, 2010/12

Крючкова Е. А.

Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»: 6 класс. М.- просвещение, 2010/12.

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М. - Просвещение, 2010/12.

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М. - Просвещение, 2010

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России: 6 класс: Поурочные разработки. М. - Просвещение, 2010.

Фадеева Д. А., Тороп В. В., Бондарь С. В. Контрольные работы по истории: 5-9 классы.

Ворожейкина Н. И.

Изучение отечественной истории в 6 -7 классах: Пособие для учителя.

Абдуллаев Э. Н. и др.

Современные информационные технологии в преподавании истории и общественных

дисциплин.

Атласы по истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI в.

Учебные таблицы по истории Средних веков и истории России. М. - «Спектор», 2009.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.





Основные умения и навыки.


  • Указывать: хронологические рамки существования Древнерусского государства; даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.

  • Называть: место, обстоятельства, участников событий; князей, общественных и военных деятелей; наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.

  • Называть, показывать на исторической карте: территории расселения восточнославянских племен; основные древнерусские города; крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; основные центры собирания русских земель; территорию Русского государства в XV-XVI в.в.

  • Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.

  • Составлять описание памятников древнерусской культуры.

  • Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.

  • Называть характерные, существенные черты: экономических и социальных отношений, положения разных групп населения; развития русских земель под властью Орды; политического устройства, внутренней и внешней политики.

  • Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместье, крепостное право, опричнина.

  • Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости русских земель от Золотой Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.

  • Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV.

Распределение часов по четвертям


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество недель

8 недель

7 недель и 1 день

10 недель и 3 дня

9 недель

34 недели и 4 дня

Количество часов в неделю

2

2

2

2

2

Количество часов в четверть

16ч.

14ч.

21ч.

18ч.

68ч.

Количество контрольных работ

2

1

4

2

6


Контрольные работы

№ п\п

Название работы

Количество часов

Дата

Корректировка

Вид работы

1.

Западная Европа и Центральная в V-XIII веках.

1

23.09


тест

2.

Средневековое европейское общество.

1

11.10


тест

3.

Государства Европы в XIV-XV вв.

1

17.01


Тест

4.

Русь в IX-XII веках.

1

17.02


Тест

5.

Русь в XII-XIII веках.

1

21.03


тест

6

Русь Московская.

1

19.05


тест

7.

Итоговое повторение

1

30.05


Решение познав. задач


Итого

7







Учебно-тематический план уроков истории.

№ п\п

Модуль, раздел, тема

Содержание учебного материала

Количество часов

всего

теория

контроль

МОДУЛЬ 1. История Средних веков.

33

30

3

1

Вводный урок

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

1

1


2

Западная Европа и Центральная в V-XIII веках.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

6

5

1

3

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

5

5

1

4

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

6

6


5

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.).

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Особенности средневековой культуры народов Востока.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

2

2


6

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

9

8

1

7

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Архитектура и поэзия.

4

4


История России с древности до конца XVI в. 34

34

30

4

8

Вводный урок.

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества - часть всемирной истории.

1

1


9

Восточные славяне.

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

2

2


10

Русь в IX- первой половине XII в.

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры

6

5

1

11

Русь во второй половине XII - XIII в.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

9

8

1

12

Образование единого русского государства.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

6

6

1

13

Московское государство.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

7

1


14

Наш край с древности до конца XVI в.

2

2


15

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ

1


1






Календарно-тематическое планирование по курсу истории в 6 классе.

История Средних веков: 34 часа в год, 2 часа в неделю (1-2 четверти)

История России с древности до конца XVI: 34 часа в год, 2 часа в неделю (3-4 четверти)

№ ур

Дата проведения урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные понятия, даты, персоналии.

Тип урока

Виды и формы контроля

Требования

Оборудование и средства обучения

Д/З

план

факт

История Средних веков. 34

1

I ЧЕТВ.

01.09.13

Понятие «средние века»

1

первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, республика, деспотия.

Вводный урок, урок изучения нового материала с элементами обобщения

беседа

установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем; показать преемственность в развитии мировой истории

карта

Введение

Тема 1. Западная Европа и Центральная в V-XIII веках. 7 (6+1)

2.

02.09.13

Древние германцы и Римская империя

1

Великое переселение народов, арианство

знать, герцог,

народ, ополчение, дружина,

гунны, готы.

урок изучения нового материала

беседа, тест

сформировать обобщенное представление о внешних условиях разрушения Западной Римской империи; об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании германских королевств, и особенно королевства франков. Формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений

атлас

§ 1, вопросы,

3

06.09.13

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

1

усобицы, магнат, бенефиций, феод, король,

граф, папа, феодал, миряне, монастырь, аббат

комбинированный урок

беседа, тест

Выявляют отличия власти короля от власти вождя;

Работают с контурной картой;

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Презентация

§ 2, вопросы

4

13.09.13

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Авары, титул, феодальная раздробленность,

междоусобные войны, сеньор,

вассал, барон,

рыцарь.

комбинированный урок

беседа, тест

Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);

Работают с историческими документами.;

Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий

атлас

§ 3 вопросы,

5

16.09.13

Западная Европа в IX-XI веках

1

норманны, викинги, замок

комбинированный урок

беседа, тест,

Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

атлас

§ 4 вопрсы

6

20.09.13

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

капелла, пергамен, инициалы,

заставки, житие,

эпос, жонглер

урок

беседа

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:

Умеют работать с различными источниками дополнительной информации

§ 5, вопросы

7

23.09.13

Образование славянских государств

1

комбинированный урок с элементами самостоятельной работы с учебником

беседа, тест

атлас

§ 8, вопросы

Тема 2. Средневековое европейское общество. 5

8

27.09.13

Сословное общество в средневековой Европе. Феодалы.

1

замок, донжон,

рыцарь, кольчуга, турнир,

герольд, герб,

девиз

урок-путешествие

беседа, тест,

Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;

Умеют раскрывать суть феодальных отношений;

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала

таблица «Средневековый замок XII - XIII вв.»

§ 11 вопросы

9

30.09.13

Средневековая деревня и ее обитатели

1

вотчина, барщина, оброк, лично зависимый крестьянин

урок-путешествие

беседа, тест,

Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.

таблица «Крестьянская община»

§ 12, вопросы

10

04.10.13

Формирование средневековых городов

1

сырье, коммуны,

самоуправление,

бургомистр, патриции, устав

комбинированный урок

беседа, тест,

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывают облик средневекового города;

Раскрывают систему управления средневекового города

иллюстрации, атлас

§ 13, вопросы

11

07.10.13

Жители средневековых городов и их образ жизни

1

собор, ратуша,

мастер, ученик,

подмастерье, шедевр

комбинированный урок

беседа, тест,

Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

таблица «Городское самоуправление XII - XV вв.»

§ 14, вопросы

12

11.10.13

Повторительно-обобщающий урок

1

урок-состязание

работа в группах, самопроверка

презентация

Тема 3. Византия и арабский мир. Крестовые походы. 6

13

14.10.13

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

скипетр, право

комбинированный урок

беседа, тест,

Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты

карта

§ 6, вопросы

14

18.10.13

Культура Византии

1

алтарь, крестово-купольный храм, канон, смальта, икона

урок-путешествие

беседа, тест,

Составляют описание произведений искусства;

презентация, иллюстрации, картины

§ 7, вопросы

15

21.10.13

Возникновение ислама. Арабский халифат и его рапад

1

бедуины, аллах,

мусульманин, Коран, шариат,

паломничество,

халиф, визир,

эмир

комбинированный урок с элементами лабораторной работы

беседа, тест,

Работают с контурной картой;

Раскрывают систему управления арабами;

Объясняют объединительную роль ислама;

Знают основы вероучения ислама и обязанности.

карта «Арабы в VI-IX вв.», атлас

§ 9, вопросы

16

25.10.13

Культура стран халифата

1

Медресе, фарси,

Альгамбра, мечеть, арабески,

минарет

урок заочная экскурсия

беседа, тест,

Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;

Составляют описание произведений искусства;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников.

§ 10, вопросы

17

II ЧЕТВ.

08.11.13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

католичество,

православие, фанатизм, десятина, еретик, индульгенция,

сословия

урок изучения нового материала с элементами обобщения

беседа, тест,

Выявляют различия католической и православной церквей;

Объясняют причины раскола христианской церкви на католическую и православную;

Раскрывают причины возникновения ереси.

иллюстрации

§ 15, вопросы

18

11.11.13

Крестовые походы

1

крестоносцы

комбинированный урок с игровыми элементами

беседа, тест,

Наносят на контурную карту походы крестоносцев;

Обозначают государства крестоносцев;

Раскрывают причины и последствия крестовых походов.

карта «Западная Европа в XI-XIII в. Крестовые походы», атлас, таблица «Крестовые походы 1096 - 1270 гг.»

§ 16, вопросы

Тема 4. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.). 3 (2+1)


19

15.11.13

Средневековые Индия и Китай

1

шелковый путь,

монгол, хан,

фарфор, пагода,

пейзаж, раджа,

брахман, фрески

комбинированный урок

беседа, тест,

Составляют описание достижений культуры стран;

Объясняют причины колониального вторжения в Китай;

Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.

Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;

Понимают значение индийской культуры

атлас

§ 31,32, вопросы

20

15.11.13

Государства и народы доколумбовой Америки и Африки

1

майя, ацтеки,

инки

комбинированный урок

беседа, тест,

Составляют развернутый план параграфа;

Выявляют особенности развития народов;

Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.

презентация

§ 33, 34, вопросы

21

18.11.13

Повторительно-обобщающий урок

1

урок закрепления и обобщения

тест

Тема 5. Государства Европы в XIV-XV вв. 9 (8+1)


22

22.11.13

Образование централизованных государств в Англии и Франции

1

денежный оброк, баллада,

реформа, шериф, графство,

суд присяжных,

парламент

урок изучения нового материала

беседа, тест,

Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);

Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;

Перечисляют характерные черты сословной монархии;

Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;

Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.

атлас, таблица «Сословно-представительные органы в Европе в Средние века»

§ 17, 18, вопросы

23

25.11.13

Столетняя война и крестьянские восстания в Англии и Франции

1

партизанская война, народная освободительная война

комбинированный урок с элементами обобщения

беседа, тест,

Наносят на контурную карту ход боевых действий;

Излагают причины Столетней войны;

Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность;

Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии;

Знают последствия крестьянских выступлений.

презентация, атлас

§ 19, 20, вопросы

24

29.11.13

Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции

1

постоянное войско, ежегодный налог

комбинированный урок с элементами обобщения

беседа, тест,

Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;

Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;

Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

атлас, таблица «Сословно-представительные органы в Европе в Средние века»

§ 21, вопросы

25

02.12.13

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

реконкиста, кортесы

комбинированный урок

беседа, тест,

Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);

Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове;

Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе;

Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия

атлас, таблица «Сословно-представительные органы в Европе в Средние века»

§ 22, вопросы

26

06.12.13

Усиление власти князей в Германии

1

курфюрст, булла, кантон

комбинированный урок

беседа, тест,

Выявляют особенности развития Германии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям

§ 23, вопросы

27

09.12.13

Расцвет итальянских городов

1

гвельфы, гибеллины, чомпи,

тирания

комбинированный урок

беседа, тест,

Сравнивают особенности развития Германии и Италии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям

презентация

§ 24, вопросы

28

13.12.13

Гуситское движение в Чехии

1

паны, патриот,

церковный собор, табориты,

сейм

комбинированный урок

беседа, тест,

Работают с картой;

Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);

Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;

Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.

презентация, атлас

§ 25, вопросы

29

16.12.13

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

турки-османы,

янычары,

подушный налог

комбинированный урок

беседа, тест,

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника

атлас

§ 26, вопросы

Тема 6. Культурное наследие Средневековья. 4


30

20.12.13

Образование и философия

1

домна, мушкет,

компас,

астролябия, каравелла, печатный станок, ректор, факультет,

трубадур, ваганты, арка,

свод, готический стиль, химеры,

гуманизм

комбинированный урок с элементами самостоятельной работы

беседа, тест,

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Презентация, иллюстрации

§ 27, вопросы

31

23.12.13

Средневековая литература и искусство

1

урок творческая лаборатория

беседа, тест,

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Презентация,иллюстрации

§ 28, вопросы

32

III ЧЕТВ.

10.01.14

Культура раннего Возрождения в Италии

1

комбинированный урок

беседа, тест,

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Презентация, иллюстрации

§ 29, вопросы

33

13.01.14

Научные открытия и изобретения

1

комбинированный урок

беседа, тест,

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Презентация, иллюстрации

§ 30, вопросы

34

17.01.14

Повторительно-обобщающий урок

урок «Аукцион знаний»

групповые и индивидуальные задания

Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;

Умеют работать с тестовыми заданиями;

Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;

Выявляют существенные черты исторических процессов;

Объясняют смысл изученных исторических терминов;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков

МОДУЛЬ 2. История России с древности до конца XVI в. 34

35

20.01.14

Вводный урок. История России - часть всемирной истории

1

Историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклористика

вводный урок

беседа

Тема 1. Восточные славяне. 2

36

24.01.14

Восточные славяне в древности

1

Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань.

урок изучения нового материала

беседа, тест,

иметь представления о происхождении и расселении восточнославянских племен, их занятиях, верованиях и системе управления;

умение работать с исторической картой.

карта

§1, вопросы

37

27.01.14

Соседи восточных славян

1

урок лабораторная работа с атласом и материалом учебника

беседа, тест,

знать народы и государства, соседствующие со славянами;

иметь представление об их занятиях;

уметь раскрыть процесс взаимовлияния славян и их соседей.

карта

§2, вопросы

Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в. 6 (5+1)

38

31.01.14

Образование Древнерусского государства

1

Народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

988 г., 1019 - 1054 г.

Князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.

комбинированный урок

беседа, тест,

знать предпосылки, причины и этапы складывания государства у восточных славян;

иметь представление об организации власти князя над покоренными племенами

атлас, таблица «Древнерусское государство с центром в Киеве. X в.»

§3, вопросы

39

03.02.14

Первые киевские князья

1

урок-исследование

беседа, тест,

иметь представления о деятельности первых киевских правителей, об их внутренней и внешней политике

§4, вопросы

40

07.01.14

Князь Владимир. Крещение Руси

1

комбинированный урок

беседа, тест,

знать о деятельности князя Владимира I, его внутреннюю и внешнюю политику;

уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России.

§5, вопросы

41

10.02.14

Расцвет Древнерусского государства

1

комбинированный урок с элементами обобщения

беседа, тест,

: рассмотреть время княжения Ярослава Мудрого, его внутреннюю и внешнюю политику; выявить основные категории населения русского общества; показать влияние экономического развития на общественные отношения

Презентация, иллюстрации

§6, вопросы

42

14.02.14

Культура и быт Древней Руси

1

урок-путешествие

беседа, тест,

уметь давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Презентация, иллюстрации

§7,8, вопросы

43

17.02.14

Обобщающее повторение по темам 1 и 2

1

урок самостоятельной работы

индивидуальная работа

Тема 3. Русь во второй половине XII - XIII в. 9 ( 8+1)

44

21.02.12

Начало дробления Древнерусского государства

1

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

1113-1125 гг., 1147 г,

1157-1174 гг., 31 мая 1223 г, 1237-1238 гг, 1239-1240 гг.,

15 июля 1240 г., 5 апреля 1242 г.,

Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Чингисхан, Батый, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Даниил Заточник.

урок изучения нового материала

беседа

уметь называть причины и выявлять последствия распада Древнерусского государства;

атлас, карта «Русские княжества в XII - начале XIII в.», таблица «Русские земли в период раздробленности (средина XII - середина XIII вв.)»

§9, вопросы

45-46

24.02.14

28.02.14

Главные политические центры Руси

2

комбинированный урок с элементами лабораторной работы с атласом и материалом учебника

беседа, тест,

знать и пониматьчто в период раздробленности в политическом развитии земель проявились различные тенденции, свидетельствующие о начале формирования трех типов государственности; познакомить с деятельностью русских князей.

атлас, карта «Русские княжества в XII - начале XIII в.», таблица «Новгородская боярская республика. XII в.»

§ 10-11, вопросы

47

03.03.14

Нашествие с Востока

1

комбинированный урок

беседа, тест,

знать этапы Батыева нашествия на Русь, уметь раскрывать причины поражения Руси от монголов

атлас, карта «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в.»

§12, вопросы

48

07.03.14

Отражение удара с Запада

1

комбинированный урок

беседа, тест,

уметь определять значение для Руси отпора немецкой и шведской агрессии на северо-западе, объяснить значение Невской битвы и Ледового побоища, знать этапыборьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

§13, вопросы

49

10.03.14

Русь и Орда

1

комбинированный урок

беседа, тест,

знать процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами, уметь определять последствия ордынского владычества, миеть представление об организации ордынской власти на Руси.

презентация, атлас

§14, вопросы

50

14.03.14

Русь и Литва

1

комбинированный урок

беседа, тест,

иметь представление о формировании и характере Литовско-Русского государства, уметь определять характер взаимоотношений русских земель и Великого княжества Литовского в XIII-XIV вв., показывать значение присоединения русских земель к Литве

карта

§15, вопросы

51

17.03.14

Культура Руси в XII-XIII вв.

1

урок заочная экскурсия

беседа, тест,

иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности, знать выдающиеся достижения русской культуры XII-XIII вв.

Презентация, иллюстрации

§16, вопросы

52

21.03.14

Обобщающее повторение по теме: «Политическая раздробленность Руси»

1

урок-соревнование

групповые, индивидуальные задания

таблица «Основные этапы истории Древнерусского государства»

Тема 4. Образование единого русского государства. 6

53

IV ЧЕТВ.

31.03.14

Усиление Московского княжества

1

Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия.

1325-1340 гг

1327 г., 8 сентября 1380 г., 1382 г., 1453 г.,

1462-1505 гг., 1478 г., 1480 г., 1485 гг., 1505-1533 гг., 1514 г., 1497 г.

Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван III, Софья Палеолог, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Филофей,

урок изучения нового материала

беседа, работа по карточкам

уметь прослеживать процесс возрождения Северо-Восточной Руси в конце XIII - начале XIV в., раскрывать причины возвышения Москвы, знать политику московских князей в борьбе за объединение.

презентация, атлас

§16, вопросы

54

04.04.14

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

комбинированный урок

иметь представление о значении Куликовской битвы в истории Руси, уметь рассказывать о подготовке и ходе сражения.

атлас, таблица «Москва - центр объединения русских земель»

§18, вопросы

55

07.04.14

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV вв.

1

комбинированный урок

беседа, тест,

уметь прослеживать процесс развития Русского государства в период феодальной войны второй четверти XV в. и взаимоотношений Руси с ее ближайшими соседями

презентация, атлас, карта

§19, вопросы

56

11.04.14

Создание единого Русского государства

1

комбинированный урок

беседа, тест,

знать основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, уметь объяснять значение падения ордынского ига в 1480 г.

,атлас

§ 20, вопросы

57

14.04.14

Московское государство в конце XV-начале XVI вв.

1

комбинированный урок

беседа, тест,

миеть представление о системе управления единым Русским государством в конце XV - начале XVI в

презентация, атлас

§ 21, вопросы

58

18.04.14

Церковь и государство

1

комбинированный урок

беседа, тест,

иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества

презентация

§ 22, вопросы

Тема 5. Московское государство. 7 (6+1)

59

21.04.14

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

Реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

16 января 1547 г.;

1549-1560 гг.;

1549 г; 1550 г;

1552 г; 1556 г.; 1558 г; 1565-1572 гг.;

1581 г; 1583 г.; 1584 г;

Иван IV, Елена Глинская, А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Ермак, Иван Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

урок изучения нового материала

беседа, тест,

знать события начального периода правления Ивана IV, уметь раскрывать сущность основных реформ Избранной рады.

презентация

§ 23, вопросы

60

25.04.14

Внешняя политика Ивана IV

1

комбинированный урок с элементами лабораторной работы с тестом учебника и атласом

беседа, тест,

иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана IV

презентация, атлас

§ 24, вопросы

61

28.04.14

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

1

комбинированный урок

беседа, тест,

знать сущность опричнины и цели, которые преследовались при ее введении; итоги правления Ивана IV Грозного.

презентация

§ 25, вопросы

62-63

05.05.14

12.05.14

Русская культура в XIV-XVI вв.

2

урок-путешествие

беседа, тест,

иметь представление о формировании национальной русской культуры в XIV-ХVI вв

презентация

§26, 27, вопросы

64

16.05.14

Быт XV-XVI вв.

1

урок-творчесва

беседа, тест,

иметь представление о быте русских людей в XV-XVI вв

презентация

§28, вопросы

65

19.05.14

Обобщающее повторение по теме: «Русь Московская»

1

урок проверки знаний

контрольная работа

66-67

23.05.14

26.05.14

Наш край с древности до конца XVI в.

2

комбинированный урок

беседа, тест,

знать основные события истории родного края

презентация

68

30.05.14

Итоговое повторение по курсу

1

урок повторения и закрепления знаний и умений

беседа, тест,











Учебно-тематический план


Тема

Количество

часов

История средних веков

34

1

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

6

2

Византия и арабский мир.

3

3

Средневековое европейское общество.

12

4

Повторение

1

5

Государства Европы в XIV-XV вв.

8

6

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

3

7

Повторение

1

История России

34


Народы и государства на территории нашей страны в древности

2


Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

7


Русские земли и княжества в начале удельного периода

10


Московская Русь

13


Повторение

2

Итого:

68


Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.

  2. Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Просвещение», 2006 г.

  3. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

  4. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.

  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2007 г.

  6. Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

Методическая литература:

  1. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО»,
    2004 г.

Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 г.





КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела

программы

Тема урока

Кол-во

Часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Элементы дополни-тельного (необяза-тельного) содержания

Д/З



дата

1

Введение. Живое средневековье.

1

Урок изучения нового

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Введ.

Становление средневековой Европы (VI-XI века)

4



2

Древние германцы и Римская империя.


1

Комбинированный

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

Образование варварских королевств.

§ 1, р/т.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI - VIII веках.

1

Комбинированный

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

§ 2, р/т.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

Политическая раздробленность. Норманнские завоевания

§ 3, р/т.

5

Западная Европа в IX - XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1


Комбинированный

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

§ 4,

5, р/т

(к §4;

стр. 19-20 №1,2)

Византийская империя и славяне в VI - XI веках.

2



6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

Комбинированный

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

Императоры Византии.

§ 6,7, р/т

(к §6)

7

Образование славянских государств.

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом

§ 8, р/т.

Арабы в VI - XI веках.

1


8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Комбинированный

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.

Арабские племена: расселение, занятия

§ 9, 10, р/т

(к §10 с.32)

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

4



9

В рыцарском замке.

1

Комбинированный

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Задания с кратким ответом

§ 11, р/т.

10

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Комбинированный

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом.

§ 12, р/т.

11

Формирование средневековых городов.

1

Комбинированный

Возникновение городов. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 13, р/т.

12

Горожане и их образ жизни.

1

Комбинированный

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города - республики.

Вопросы.

14,

(к § 14, с. 48)

Католическая церковь в XI - XIII веках.

2



13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Комбинированный

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Таблица, тест.

Власть духовная и светская. Фома Аквинский. Ереси и борьба церкви против их распространения.

§ 15, р/т.

14

Крестовые походы.

1

Комбинированный

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Задания с кратким ответом.

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

§ 16, р/т

(к §16, с.56).

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV века).

6



15

Объединение Франции.

1

Комбинированный

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом.

§ 17, р/т.

16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Тест.

§ 18, р/т.

17

Столетняя война.

1

Комбинированный

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

Жанна д'Арк.

§ 19, р/т.

18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Комбинированный

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 20, р/т.

19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Комбинированный

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.

§ 21, р/т.

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Задания с кратким ответом.

§ 22, р/т

с.75)

Германия и Италия в XII - XV веках. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках.

3



21


Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1


Комбинированный

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 23,

24, р/т

(к § 25 и с. 79)

22

Гуситское движение в Чехии.

1

Комбинированный

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

Кризис католической церкви. Папы и императоры.

§ 25, р/т.

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Комбинированный

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Тест.

§ 26, р/т (к § 26, с. 85)

Культура Западной Европы в XI - XV веках.

3



24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

Комбинированный

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Задания с кратким ответом.

§ 27, 28, р/т (к § 28).

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Комбинированный

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 29, р/т.

26

Научные открытия и изобретения.

1

Комбинированный

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Тест.

§ 30, р/т

(к § 30 и с. 94).

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

3



27

Средневековый Китай.

1

Комбинированный

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Таблица

§ 31

28

Индия: государства и культура.

1

Комбинированный

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Задания с развёрнутым ответом.

Средневековая Япония.

§ 32, р/т

(к § 32)

29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1


Комбинированный

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 33,

34, р/т

30

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Задания с развёрнутым ответом.

Заключение

1

Введение. Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Введение

Русь Древняя.

11


2

Восточные славяне.

1

Комбинированный

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом

§ 1

3

Соседи восточных славян.

1

Комбинированный

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.

§ 2

4

Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

«Повесть временных лет» о начале Руси.

§ 3

5

Первые киевские князья.

1

Комбинированный

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

Русь и Византия.

§ 4

6

Князь Владимир. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 5

7-8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Таблица, тест.

§ 6

9

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

Задания с кратким ответом.

§ 7

10

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 8

11-12

Русь Древняя.

2

Урок обобщения

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Международные связи Древней Руси.

Повтор.

Политическая раздробленность на Руси (XII - XIII века).

10


13

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок изучения нового

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 9

14-15

Главные политические центры Руси.

2

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Задания с кратким ответом.

§ 10, 11

16

Нашествие с Востока.

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 12

17

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

§ 13

18

Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания.

§ 14

19

Русь и Литва.

1

Комбинированный

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом

§ 15

20

Культура русских земель в XII - XIII веках.

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

«Слово о полку Игореве».

§ 16

21

Родной край в древности.

1

Комбинированный

Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.

Выявлять особенности развития края.

Задания с развёрнутым ответом.

В тетр.

22

Политическая раздробленность на Руси.

1

Урок обобщения

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы.

Повтор.

Русь Московская (XIV - XVI века).

15



23

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Урок изучения нового

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

§ 17

24

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

§18

25

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 19

26

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Многонациональный состав населения страны.

§ 20

27

Московское государство в конце XIV - начале XVI века.

1

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

Местничество.

§ 21

28

Церковь и государство в конце XIV - начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 22

29

Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

Предпосылки централизации страны.

§ 23

30-31

Внешняя политика Ивана IV.

2

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество.

§ 24

32

Опричнина.

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

§ 25

33

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

«Задонщина». «Сказание о князьях Владимирских».

§ 26

34

Архитектура и живопись в XIV - XVI веках.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV - XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

§ 27

35

Быт XV - XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

Дионисий. «Домострой».

§ 28

36

Родной край в XIV - XVI веках.

1

Комбинированный

Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города.

Задания с кратким ответом.

В тетр.

37

Русь Московская.

1

Урок обобщения

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

повт.

38

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

1

Урок обобщения

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.

повт.

39-40

Резервные уроки

2






© 2010-2022