- Преподавателю
- История
- Урок Новые ценности преобразуют общество
Урок Новые ценности преобразуют общество
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Багрянцева Ю.В. |
Дата | 27.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока истории 7 класс (автор: Багрянцева Ю.В., учитель истории и обществознания)
г. Пенза «Училище олимпийского резерва»
Тема урока: Новые ценности преобразуют общество. I Тип урока: урок новых знаний.
Цели урока: Определить наиболее значимые ценности для людей нового времени. Показать, как новые ценности влияют на изменение социальной структуры общества (увеличивается численность буржуазии и наёмных рабочих, крестьянство освобождается от зависимости).
Формировать умения:
- вживаться в образ другого человека;
- проводить сравнительный анализ, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
1. Организация начала урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
То, что мы собрались вместе - это только начало.
То, что мы продолжаем оставаться вместе - это уже достижение.
То, что мы вместе работаем - это настоящий успех. Приятно видеть улыбки на ваших лицах, которые будут, я надеюсь, нас эмоционально поддерживать в течение всего нашего занятия. Вы сидите необычно для урока, так как наша сегодняшняя работа предполагает обучаться умению слушать друг друга, общаться, договариваться, а это возможно, если мы будем смотреть друг другу в глаза.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель. В этом году мы начали с вами изучать удивительный предмет - историю нового времени. Вы уже много знаете о жизни людей в древнем мире и средневековье. Теперь вам предстоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время, или новая история. Начало новой истории не имеет точной даты. Нельзя назвать какое-либо событие и воскликнуть: «Началось новое время». Переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Шла борьба между старыми устоями и новыми чертами жизни общества. Эта борьба была непростой, и средневековье не хотело сдавать позиции.
- Тема нашего урока: Новые ценности преобразуют общество. Ребята, исходя из темы урока, чтобы вы хотели узнать сегодня
на уроке? На какие вопросы получить ответы? Ученики (предполагаемые ответы):
- Что такое ценности?
- Как новые ценности изменяют (преобразуют) жизнь людей?
- Как ценности влияют на изменение общества в целом?
Учитель. Вот мы вместе и составили план урока. И сегодня на уроке мы будем растить дерево мудрости, на которое я и помещу вопросы нашего плана и очень надеюсь, что те знания, которые вы получите на уроке, помогут вам в жизни.
- Ребята, как вы понимаете слово ценности? Ученики (предполагаемые ответы):
- Ценности - это то, что значимо.
Учитель. Давайте проверим ваши предположения, обратившись за помощью к словарям. У вас на столах лежат словари: Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова, Словарь-справочник
по обществознанию. Что общего вы увидели в этих определениях? Что такое ценности?
Ученики. То, что является наиболее значимым для человека в определенную эпоху.
Учитель. Мы сегодня рассмотрим ценности нового времени для того, что бы осознать ценности нашего времени.»
- Чтобы чётко представить себе события минувших лет, проследить новые изменения, происходящие в обществе, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы готовы? Тогда отправляемся. (Ролевая игра.)
- Наша первая остановка - эпоха средневековья.
3. Ролевая игра.
Учитель. Итак, мы с вами попали в XIV век. Давайте зайдем в гости в одну крестьянскую семью и посмотрим, что там происходит.
(Учащиеся разыгрывают бытовую сиену из средневековья.)
Вечерело. Гельмут возвратился в этот день с поля раньше обычного, застал Хильду на коленях в «чистом углу». Me замечая его искаженного злобой лица. Хильда с кроткой улыбкой указала ему на пол. рядом с собой.
Но Гельмут не стал молиться. Схватив жену за плечи, он рывком поставил ее на ноги и грубо встряхнул.
Но, заметив, как виновато поникла Хильда, смягчился.
Гельмут. Я так редко бывал сытым... Ты же знаешь, с каким трудом я добываю наш хлеб! Сколько я мучился, пока смог купить лошадь! (Печально покачал головой). То неурожай, то война, то господин во время охоты потопчет посевы. А когда, наконец, что-нибудь вырастет, как вороны на падаль, слетаются сборщики налогов.
Четвертину господину, десятину в монастырь, потом еще нужно оставить зерно под посев следующего года. А есть тоже что-нибудь нужно! Разве это жизнь?
Собаки нашего рыцаря живут гораздо лучше его крестьян. Посмотри на меня, я почти старик, а ведь мы совсем недавно зажили своим домом. Какая ты была красивая тогда. Хильда! (Горестно). Где это все!»
У ч и т ель. Мы увидели одну из типичных сцен эпохи средневековья. О чем вам напомнил диалог героев в этой сценке (о тяжелом, бесправном положении крестьян). А помимо названных особенностей, какие типичные черты средневековья вы можете назвать?
Ученики (предполагаемые ответы):
- Сословное деление общества.
- Обезземеливание и разорение крестьян.
- Ведущая роль церкви.
- Инквизиция.
- Крестовые походы, войны.
Учитель. Спасибо! Но мы сегодня говорим в большей степени о ценностях. Как вы думаете, какие основные ценности существовали в обществе в эпоху средневековья?
Ученики. Для разных слоев населения существовали свои ценности: для рыцарей - честь, доблесть, слава, благородство; для горожан -труд как источник морального удовлетворения, корпоративность, свобода городов; для крестьян - уважение традиций, обычаев, религиозность, принадлежность к общине. В конце эпохи средневековья у горожан появляется идея индивидуальности личности, мысль о том, что человек не только часть сообщества, но и индивидуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющимся в повседневном труде.
Учитель. Я хочу отметить, ребята, что каждый период исторической эволюции имеет свои назначение и значение, создает условия для дальнейшего развития человека. Средние века - важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В средние века были заложены основы современной европейской демократии, стали складываться представления о правах личности. На исходе средневековья в Европе зародился новый тип социально-экономических отношений - капитализм.
Наше путешествие продолжается. Нас ждет следующая не менее интересная остановка - «Новое время». Давайте подслушаем разговор молодых людей ваших сверстников, живших в XVI веке.
(Учащиеся разыгрывают сценку «Новые времена - новые люди».)
Анжела. Старики без конца ворчат, что нынешний мир совсем помешался на приключениях и открытиях. Конечно, то ли дело пятьдесят лет назад, когда все было таким привычным. Все верили в одно и то же. Земля стояла неподвижно.
Алан. Да, Анжела, это был плоский мир. Столетия текли однообразно. Не было никаких перемен ни к лучшему, ни к худшему. Стремление к знанию почиталось греховным, а уж наука и вовсе была дьявольским соблазном.
Анжела. Ох, Алан, какое счастье, что все это полетело вверх тормашками. Мореплаватели доказали, что Земля вовсе не плоская и что она несравненно больше.
Алан. Главное, что она не стоит неподвижно, а мчится в пространстве. Знаешь, а есть такие ученые, они называют себя гуманистами, которые создали новый образ человека- не образ греховной, невежественной твари, а живое воплощение разума, способное к бесконечному развитию.
Анжела. О, Алан, сколько нам еще неизвестно.
Алан. Мы узнаем и это, Анжела. А не мы, так кто-нибудь другой.
Анжела. Какое чудо: нас так много, и каждый трудится на свой лад - тот занимается математикой, тот ведет корабли...
Учитель. Ребята, какие новые события происходят в конце средневековья, позволившие разрушить привычную картину мира?
Ученики. Великие географические открытия. В результате них рушились старые представления о мире, их сменили новые более достоверные знания, ломающие привычную картину мира. Получила подтверждение мысль о том, что Земля круглая, развиваются новые науки - география, астрономия, история. В XV веке появляется новый социальный тип людей, представленный дельцом, предпринимателем. Наступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля связывала теперь целые континенты.
В науке, литературе, искусстве происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей. Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, на развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование.
Учитель. Спасибо! Совершенно верно. Действительно, появилось другое видение мира, возникли попытки осмыслить новые явления, происходящие в жизни, но прежде всего усилился интерес к человеку. Люди стали покидать родные места и отправляться в неизведанные края не только из одного любопытства, интереса к неизвестному, но и по соображениям хозяйственной выгоды. Как вы думаете, что стало значимо, ценно для людей нового времени?
Ученики. Богатство. Целеустремленность. Дух предпринимательства.
Учитель. Выяснить, насколько вы правы в своих рассуждениях, нам поможет работа с текстом документа: выдержками из трактата современника, писателя XVI века Леона Батисты Аль-берти.
Первое задание. Я предлагаю обсудить в группах следующие вопросы:
1 группа: «новые ценности», наиболее значимые для буржуазии.
2 группа: «новые ценности», наиболее значимые для дворянства.
3 группа: «новые ценности», наиболее значимые для крестьянства.
- Вы сейчас еще раз внимательно прочитаете задание, проанализируете текст документа, обсудите предлагаемые вами варианты ответов на поставленный вопрос, продумаете план ответа.
-Выберите представителя группы, который и озвучит ваш вариант ответа на вопрос. Время работы - 3 минуты.
- Итак, вы готовы? Я предоставляю слово первой группе. Перечислите, пожалуйста, ценности буржуазии.
Ученики:
-Умение принимать решения.
- Гибкость в общении, хозяйственность.
- Расчетливость.
- Прибыль (деньги).
- Мужество.
- Образование, знание языков,
- Профессиональный труд.
- Умение ценить время.
Учитель. Ребята второй группы готовы назвать ценности дворянства.
Ученики:
- Дух предпринимательства.
- Богатство.
- Авантюризм.
- Активность.
- Хозяйственность.
- Бережливость.
Учитель. Третья группа определила ценности крестьянства. Ученики:
- Хозяйственность.
- Свобода.
- Деньги.
- Бережливость.
- Гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам.
Учитель. Итак, мы с вами определили новые ценности, влияющие на жизнь людей.
Второе задание. Определить, какие изменения происходили в обществе с позиции буржуазии, дворянства, крестьянства.
- Работать будете с текстом учебника, параграф 5; проанализируйте текст и обсудите варианты ответа, через 3 минуты представите результат вашей работы.
Ученики:
1 группа. Увеличивается численность буржуазии.
2 группа. Из сословия дворян выделяются «новые дворяне» (сельские предприниматели - капиталисты).
3 группа. Из сословия крестьян выделяются фермеры (которые использовали новые орудия труда и наёмный труд).
Учитель. С чем связаны эти изменения? (С влиянием ценностей.) Таким образом, ценности повлияли на изменение структуры общества. Какой характер носили эти изменения - позитивный или негативный? Как вы считаете?
Ученики. Позитивный (так как развивались новые капиталистические отношения).
Учитель. А негативную сторону процесса изменения структуры общества можете назвать?
Ученики. Росло число людей, попадающих в разряд бедноты и нищих.
4. Заключительный этап. Подведение итогов урока.
Учитель. Я хочу сказать несколько слов о нашей с вами сегодняшней работе. Тема нашего урока была очень трудная, но вы все справились со своими заданиями, ответили на поставленные вопросы грамотно, делали выводы и обобщения, аргументировали свою точку зрения. Наш урок почти завершен. В начале урока мы с вами договорились вырастить дерево мудрости. Нас интересовали три вопроса. Давайте на них сейчас ответим (Ответы учащихся).
- Зачем нам нужны эти знания? Что вам показалось самым интересным из того, что делали на уроке?
- Сегодня на уроке мы с вами определили, что было ценным для людей средневековья. Назвали ценности нового времени. А сейчас мы живем в новейшее время. Как вы думаете, что из ценностей нового времени является важным и актуальным сегодня?
Ученики:
- Образование.
- Финансовое благополучие.
- Знание иностранных языков.
Учитель. Верно. Я с вами полностью согласна. Сегодня очень важно иметь и хорошее образование, и финансовое благополучие и т.д. Но как вы считаете, только ли эти названные ценности важны, чтобы быть счастливым и состоявшимся в жизни человеком? Что еще необходимо для счастья? Что важно не потерять в погоне за образованием, престижной, хорошо оплачиваемой работой, достойным положением в обществе?
Ученики:
- Доброта.
- Отзывчивость.
- Терпимость.
- Любовь к людям.
Учитель. Совершенно верно. В погоне за счастьем важно не забыть, что самая главная ценность - это сам человек. Важно не потерять свою индивидуальность, свое достоинство. Быть честным, справедливым, искренним, гуманным, толерантным. Эти ценности называются общечеловеческими. Эти ценности существуют в любую эпоху. Именно они помогали людям выжить, выстоять во время войн, разрушений, кризисов.
Я желаю вам, дорогие ребята, чтобы эти ценности стали значимыми и для вас, не останавливайтесь на пути саморазвития, оставайтесь добрыми и терпимыми по отношению друг к другу.
Если вы хотите расширить свои знания по изучаемой эпохе, я предлагаю вам посетить картинную галерею нашего города, где очень полно представлена художественная экспозиция произведений западноевропейских художников XV-XVII веков.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-размышление на тему «Ценности современной жизни, влияние на общество». Индивидуальное задание: провести исследование на тему «Ценности моих одноклассников. Как эти ценности влияют на отношение в классе».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Крестьянская Европа1
Вплоть до XIX века большинство крестьянских хозяйств вело производство преимущественно для собственного потребления. Обменивался или продавался на рынке лишь небольшой излишек произведенных продуктов. В свободное от сельскохозяйственных работ время крестьянская семья сама изготавливала инструменты, материалы, одежду. Такое хозяйство было докапиталистическим. Но наряду с ним развивалось и фермерское хозяйство. В конце средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Отдельный человек начинает обособляться, полагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности -достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины), способность самостоятельно принимать решения. Необходимо было ориентироваться в рыночной обстановке, не бояться рисковать.
' Энциклопедия для детей: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1995. - Т 1.
Торговая буржуазия1
Хотя торговая буржуазия и не рисковала на поле брани, ей приходилось рисковать в своей конторе, на бирже, в банке или на торговом корабле. Представителям этой группы населения необходимы были трезвый расчет и предвидение. Купец, часто попадая в опасную ситуацию на море, на дороге, в чужой стране, должен уметь быстро принимать решения, обладать большим мужеством. Чтобы преуспеть в коммерции, купцы должны были владеть иностранными языками. Купцам полезно было разбираться в положении небесных светил и смене времен суток, изучать обычаи тех мест, где они вели торговлю, быть миролюбивыми и сдержанными и, что особенно важно, разбираться в тех людях, которых брали в торговые компаньоны. Уже в XV веке стало считаться, что дело, которое ведет глава семьи, -дело всей семьи, переходящее по наследству от отцов к сыновьям. Именно в этих семьях при признании главенства отца центром семьи становится ребенок - продолжатель дела отца. Цель жизни торговцев и предпринимателей - получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами.
В их среде содержанием жизни, главной ценностью стал читаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать любым видом отдыха, даже сном и едой.
Такая напряженная деятельность заставляла уже в XV-XVI вв. ценить земное время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или днями путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.
В этой среде принять было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время - самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем».
О Дворянах2
О том, какие качества почитались в те времена в дворянском обществе, можно прочитать в трактатах Леона Батиста Альберти.
Альберти воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжение душой, телом и временем. Батиста считал естественным стремление человека умножать богатства, причём не только трудом, но и бережливостью. Бережливость он рассматривал как гарантию независимости. Следует держаться «золотой середины» между скупостью и швырянием денег на ветер. Такая золотая середина - это умеренность. Несвойственной для средневековья чертой была вера в человека, в его возможности. Активность, для которой рождён человек, потенциально безгранична. Активность в трудах Альберти лишена религиозных мотивов: человек должен рассчитывать прежде всего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды -это достаток, любовь, уважение окружающих.
1 Энциклопедия для детей: Всемирная история. -М.: Аванта +, 1995.-Т. 1.
2 Хрестоматия по истории средних веков, под ред. Н.П.Грацианского, С. Д. Сказки-на.-М, 1950.