Урок Новые ценности преобразуют общество

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории 7 класс (автор: Багрянцева Ю.В., учитель истории и обществознания)

г. Пенза «Училище олимпийского резерва»

Тема урока: Новые ценности преобразуют общество. I Тип урока: урок новых знаний.

Цели урока: Определить наиболее значимые ценности для людей нового времени. Показать, как новые ценности влияют на изме­нение социальной структуры об­щества (увеличивается числен­ность буржуазии и наёмных рабо­чих, крестьянство освобождается от зависимости).

Формировать умения:

- вживаться в образ другого человека;

- проводить сравнительный анализ, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

1. Организация начала урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

То, что мы собрались вместе - это только начало.

То, что мы продолжаем оставаться вместе - это уже достиже­ние.

То, что мы вместе работаем - это настоящий успех. Приятно видеть улыбки на ваших лицах, которые будут, я надеюсь, нас эмо­ционально поддерживать в течение всего нашего занятия. Вы сидите необычно для урока, так как наша сегодняшняя работа пред­полагает обучаться умению слушать друг друга, общаться, дого­вариваться, а это возможно, если мы будем смотреть друг другу в глаза.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательно­му усвоению знаний.

Учитель. В этом году мы начали с вами изучать удивитель­ный предмет - историю нового времени. Вы уже много знаете о жизни людей в древнем мире и средневековье. Теперь вам пред­стоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время, или новая ис­тория. Начало новой истории не имеет точной даты. Нельзя на­звать какое-либо событие и воскликнуть: «Началось новое время». Переход от средневековья к новому времени шел постепенно и дол­го. Шла борьба между старыми устоями и новыми чертами жизни общества. Эта борьба была непростой, и средневековье не хотело сдавать позиции.

- Тема нашего урока: Новые ценности преобразуют общество. Ребята, исходя из темы урока, чтобы вы хотели узнать сегодня

на уроке? На какие вопросы получить ответы? Ученики (предполагаемые ответы):

- Что такое ценности?

- Как новые ценности изменяют (преобразуют) жизнь людей?

- Как ценности влияют на изменение общества в целом?

Учитель. Вот мы вместе и составили план урока. И сегод­ня на уроке мы будем растить дерево мудрости, на которое я и помещу вопросы нашего плана и очень надеюсь, что те знания, ко­торые вы получите на уроке, помогут вам в жизни.

- Ребята, как вы понимаете слово ценности? Ученики (предполагаемые ответы):

- Ценности - это то, что значимо.

Учитель. Давайте проверим ваши предположения, обратив­шись за помощью к словарям. У вас на столах лежат словари: Тол­ковый словарь русского языка СИ. Ожегова, Словарь-справочник

по обществознанию. Что общего вы увидели в этих определениях? Что такое ценности?

Ученики. То, что является наиболее значимым для челове­ка в определенную эпоху.

Учитель. Мы сегодня рассмотрим ценности нового време­ни для того, что бы осознать ценности нашего времени.»

- Чтобы чётко представить себе события минувших лет, про­следить новые изменения, происходящие в обществе, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы готовы? Тогда отправляемся. (Ролевая игра.)

- Наша первая остановка - эпоха средневековья.

3. Ролевая игра.

Учитель. Итак, мы с вами попали в XIV век. Давайте зай­дем в гости в одну крестьянскую семью и посмотрим, что там происходит.

(Учащиеся разыгрывают бытовую сиену из сред­невековья.)

Вечерело. Гельмут возвратился в этот день с поля раньше обычного, застал Хильду на коленях в «чистом углу». Me замечая его искаженного злобой лица. Хильда с кроткой улыбкой указала ему на пол. рядом с собой.

Но Гельмут не стал молиться. Схватив жену за плечи, он рывком поставил ее на ноги и грубо встряхнул.

Но, заметив, как виновато поникла Хильда, смягчился.

Гельмут. Я так редко бывал сытым... Ты же знаешь, с каким трудом я добываю наш хлеб! Сколько я мучился, пока смог купить лошадь! (Печально пока­чал головой). То неурожай, то война, то господин во время охоты потопчет посевы. А когда, наконец, что-нибудь вырастет, как вороны на падаль, слетаются сборщики налогов.

Четвертину господину, десятину в монастырь, потом еще нужно оставить зер­но под посев следующего года. А есть тоже что-нибудь нужно! Разве это жизнь?

Собаки нашего рыцаря живут гораздо лучше его крестьян. Посмотри на меня, я почти старик, а ведь мы совсем недавно зажили своим домом. Какая ты была красивая тогда. Хильда! (Горестно). Где это все!»

У ч и т ель. Мы увидели одну из типичных сцен эпохи средне­вековья. О чем вам напомнил диалог героев в этой сценке (о тяжелом, бесправном положении крестьян). А помимо названных осо­бенностей, какие типичные черты средневековья вы можете на­звать?

Ученики (предполагаемые ответы):

- Сословное деление общества.

- Обезземеливание и разорение крестьян.

- Ведущая роль церкви.

- Инквизиция.

- Крестовые походы, войны.

Учитель. Спасибо! Но мы сегодня говорим в большей сте­пени о ценностях. Как вы думаете, какие основные ценности суще­ствовали в обществе в эпоху средневековья?

Ученики. Для разных слоев населения существовали свои ценности: для рыцарей - честь, доблесть, слава, благородство; для горожан -труд как источник морального удовлетворения, корпора­тивность, свобода городов; для крестьян - уважение традиций, обы­чаев, религиозность, принадлежность к общине. В конце эпохи сред­невековья у горожан появляется идея индивидуальности личности, мысль о том, что человек не только часть сообщества, но и инди­видуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим та­лантом, проявляющимся в повседневном труде.

Учитель. Я хочу отметить, ребята, что каждый период ис­торической эволюции имеет свои назначение и значение, создает условия для дальнейшего развития человека. Средние века - важ­нейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В сред­ние века были заложены основы современной европейской демок­ратии, стали складываться представления о правах личности. На исходе средневековья в Европе зародился новый тип социально-экономических отношений - капитализм.

Наше путешествие продолжается. Нас ждет следующая не менее интересная остановка - «Новое время». Давайте подслуша­ем разговор молодых людей ваших сверстников, живших в XVI веке.

(Учащиеся разыгрывают сценку «Новые времена - новые люди».)

Анжела. Старики без конца ворчат, что нынешний мир совсем помешался на приключениях и открытиях. Конечно, то ли дело пятьдесят лет назад, когда все было таким привычным. Все вери­ли в одно и то же. Земля стояла неподвижно.

Алан. Да, Анжела, это был плоский мир. Столетия текли одно­образно. Не было никаких перемен ни к лучшему, ни к худшему. Стремление к знанию почиталось греховным, а уж наука и вовсе была дьявольским соблазном.

Анжела. Ох, Алан, какое счастье, что все это полетело вверх тормашками. Мореплаватели доказали, что Земля вовсе не плос­кая и что она несравненно больше.

Алан. Главное, что она не стоит неподвижно, а мчится в про­странстве. Знаешь, а есть такие ученые, они называют себя гума­нистами, которые создали новый образ человека- не образ грехов­ной, невежественной твари, а живое воплощение разума, способное к бесконечному развитию.

Анжела. О, Алан, сколько нам еще неизвестно.

Алан. Мы узнаем и это, Анжела. А не мы, так кто-нибудь дру­гой.

Анжела. Какое чудо: нас так много, и каждый трудится на свой лад - тот занимается математикой, тот ведет корабли...

Учитель. Ребята, какие новые события происходят в конце средневековья, позволившие разрушить привычную картину мира?

Ученики. Великие географические открытия. В результате них рушились старые представления о мире, их сменили новые бо­лее достоверные знания, ломающие привычную картину мира. По­лучила подтверждение мысль о том, что Земля круглая, развива­ются новые науки - география, астрономия, история. В XV веке появляется новый социальный тип людей, представленный дель­цом, предпринимателем. Наступило время бурного роста производ­ства, в котором все активнее использовались технические изобре­тения. Торговля связывала теперь целые континенты.

В науке, литературе, искусстве происходили изменения, разру­шавшие средневековую систему ценностей. Возникают идеи о пра­ве человека на свободу, счастье, на развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование.

Учитель. Спасибо! Совершенно верно. Действительно, по­явилось другое видение мира, возникли попытки осмыслить новые явления, происходящие в жизни, но прежде всего усилился интерес к человеку. Люди стали покидать родные места и отправляться в неизведанные края не только из одного любопытства, интереса к неизвестному, но и по соображениям хозяйственной выгоды. Как вы думаете, что стало значимо, ценно для людей нового времени?

Ученики. Богатство. Целеустремленность. Дух предприни­мательства.

Учитель. Выяснить, насколько вы правы в своих рассужде­ниях, нам поможет работа с текстом документа: выдержками из трактата современника, писателя XVI века Леона Батисты Аль-берти.

Первое задание. Я предлагаю обсудить в группах следующие вопросы:

1 группа: «новые ценности», наиболее значимые для буржуа­зии.

2 группа: «новые ценности», наиболее значимые для дворян­ства.

3 группа: «новые ценности», наиболее значимые для крестьян­ства.

- Вы сейчас еще раз внимательно прочитаете задание, проана­лизируете текст документа, обсудите предлагаемые вами вариан­ты ответов на поставленный вопрос, продумаете план ответа.

-Выберите представителя группы, который и озвучит ваш ва­риант ответа на вопрос. Время работы - 3 минуты.

- Итак, вы готовы? Я предоставляю слово первой группе. Пе­речислите, пожалуйста, ценности буржуазии.

Ученики:

-Умение принимать решения.

- Гибкость в общении, хозяйственность.

- Расчетливость.

- Прибыль (деньги).

- Мужество.

- Образование, знание языков,

- Профессиональный труд.

- Умение ценить время.

Учитель. Ребята второй группы готовы назвать ценности дворянства.

Ученики:

- Дух предпринимательства.

- Богатство.

- Авантюризм.

- Активность.

- Хозяйственность.

- Бережливость.

Учитель. Третья группа определила ценности крестьянства. Ученики:

- Хозяйственность.

- Свобода.

- Деньги.

- Бережливость.

- Гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам.

Учитель. Итак, мы с вами определили новые ценности, вли­яющие на жизнь людей.

Второе задание. Определить, какие изменения происходили в обществе с позиции буржуазии, дворянства, крестьянства.

- Работать будете с текстом учебника, параграф 5; проанали­зируйте текст и обсудите варианты ответа, через 3 минуты пред­ставите результат вашей работы.

Ученики:

1 группа. Увеличивается численность буржуазии.

2 группа. Из сословия дворян выделяются «новые дворя­не» (сельские предприниматели - капиталисты).

3 группа. Из сословия крестьян выделяются фермеры (ко­торые использовали новые орудия труда и наёмный труд).

Учитель. С чем связаны эти изменения? (С влиянием цен­ностей.) Таким образом, ценности повлияли на изменение структу­ры общества. Какой характер носили эти изменения - позитивный или негативный? Как вы считаете?

Ученики. Позитивный (так как развивались новые капита­листические отношения).

Учитель. А негативную сторону процесса изменения струк­туры общества можете назвать?

Ученики. Росло число людей, попадающих в разряд бедно­ты и нищих.

4. Заключительный этап. Подведение итогов урока.

Учитель. Я хочу сказать несколько слов о нашей с вами сегодняшней работе. Тема нашего урока была очень трудная, но вы все справились со своими заданиями, ответили на поставлен­ные вопросы грамотно, делали выводы и обобщения, аргументиро­вали свою точку зрения. Наш урок почти завершен. В начале урока мы с вами договорились вырастить дерево мудрости. Нас интере­совали три вопроса. Давайте на них сейчас ответим (Ответы уча­щихся).

- Зачем нам нужны эти знания? Что вам показалось самым интересным из того, что делали на уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами определили, что было ценным для людей средневековья. Назвали ценности нового времени. А сейчас мы живем в новейшее время. Как вы думаете, что из цен­ностей нового времени является важным и актуальным сегодня?

Ученики:

- Образование.

- Финансовое благополучие.

- Знание иностранных языков.

Учитель. Верно. Я с вами полностью согласна. Сегодня очень важно иметь и хорошее образование, и финансовое благопо­лучие и т.д. Но как вы считаете, только ли эти названные ценности важны, чтобы быть счастливым и состоявшимся в жизни челове­ком? Что еще необходимо для счастья? Что важно не потерять в погоне за образованием, престижной, хорошо оплачиваемой рабо­той, достойным положением в обществе?

Ученики:

- Доброта.

- Отзывчивость.

- Терпимость.

- Любовь к людям.

Учитель. Совершенно верно. В погоне за счастьем важно не забыть, что самая главная ценность - это сам человек. Важно не потерять свою индивидуальность, свое достоинство. Быть чес­тным, справедливым, искренним, гуманным, толерантным. Эти цен­ности называются общечеловеческими. Эти ценности существу­ют в любую эпоху. Именно они помогали людям выжить, выстоять во время войн, разрушений, кризисов.

Я желаю вам, дорогие ребята, чтобы эти ценности стали значи­мыми и для вас, не останавливайтесь на пути саморазвития, оста­вайтесь добрыми и терпимыми по отношению друг к другу.

Если вы хотите расширить свои знания по изучаемой эпохе, я предлагаю вам посетить картинную галерею нашего города, где очень полно представлена художественная экспозиция произведе­ний западноевропейских художников XV-XVII веков.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-размышление на тему «Ценности совре­менной жизни, влияние на общество». Индивидуальное задание: провести исследование на тему «Ценности моих одноклассников. Как эти ценности влияют на отношение в классе».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Крестьянская Европа1

Вплоть до XIX века большинство крестьянских хозяйств вело производство преимущественно для собственного потребления. Обменивался или продавался на рынке лишь небольшой излишек произведенных продуктов. В свободное от сель­скохозяйственных работ время крестьянская семья сама изготавливала инструмен­ты, материалы, одежду. Такое хозяйство было докапиталистическим. Но наряду с ним развивалось и фермерское хозяйство. В конце средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эф­фективным, чем индивидуальный. Отдельный человек начинает обособляться, по­лагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности -достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины), способность самостоятельно принимать ре­шения. Необходимо было ориентироваться в рыночной обстановке, не бояться рисковать.

' Энциклопедия для детей: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1995. - Т 1.

Торговая буржуазия1

Хотя торговая буржуазия и не рисковала на поле брани, ей приходилось рис­ковать в своей конторе, на бирже, в банке или на торговом корабле. Представите­лям этой группы населения необходимы были трезвый расчет и предвидение. Ку­пец, часто попадая в опасную ситуацию на море, на дороге, в чужой стране, должен уметь быстро принимать решения, обладать большим мужеством. Чтобы преус­петь в коммерции, купцы должны были владеть иностранными языками. Купцам полезно было разбираться в положении небесных светил и смене времен суток, изучать обычаи тех мест, где они вели торговлю, быть миролюбивыми и сдержан­ными и, что особенно важно, разбираться в тех людях, которых брали в торговые компаньоны. Уже в XV веке стало считаться, что дело, которое ведет глава семьи, -дело всей семьи, переходящее по наследству от отцов к сыновьям. Именно в этих семьях при признании главенства отца центром семьи становится ребенок - продол­жатель дела отца. Цель жизни торговцев и предпринимателей - получить наиболь­шую прибыль с наименьшими затратами.

В их среде содержанием жизни, главной ценностью стал читаться профессио­нальный труд, ради него следовало жертвовать любым видом отдыха, даже сном и едой.

Такая напряженная деятельность заставляла уже в XV-XVI вв. ценить земное время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками плате­жа, часами или днями работы или днями путешествия. Время требовало постоянно­го ускорения в делах.

В этой среде принять было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время - самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем».

О Дворянах2

О том, какие качества почитались в те времена в дворянском обществе, можно прочитать в трактатах Леона Батиста Альберти.

Альберти воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжение душой, телом и временем. Батиста считал естественным стремление человека умно­жать богатства, причём не только трудом, но и бережливостью. Бережливость он рассматривал как гарантию независимости. Следует держаться «золотой середи­ны» между скупостью и швырянием денег на ветер. Такая золотая середина - это умеренность. Несвойственной для средневековья чертой была вера в человека, в его возможности. Активность, для которой рождён человек, потенциально безгра­нична. Активность в трудах Альберти лишена религиозных мотивов: человек дол­жен рассчитывать прежде всего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды -это достаток, любовь, уважение окружающих.

1 Энциклопедия для детей: Всемирная история. -М.: Аванта +, 1995.-Т. 1.

2 Хрестоматия по истории средних веков, под ред. Н.П.Грацианского, С. Д. Сказки-на.-М, 1950.


© 2010-2022