- Преподавателю
- История
- Урок по истории по теме Средневековая деревня
Урок по истории по теме Средневековая деревня
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абдулхаирова А.У. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Средневековая деревня и её обитатели"
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян
Задачи урока:
образовательная:
-
сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство - основа феодализма.
развивающая:
-
продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
-
продолжить формирование умения составлять схемы
-
работа с новыми понятиями и терминами.
воспитательная:
-
формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
-
воспитывать уважение к крестьянскому труду
Ход урока
-
Орг.момент
2. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».
-
Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского?(Всадник, конный воин)
-
Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело)
-
Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко)
-
Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры)
-
Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках).
-
Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)
-
Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)
-
Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой)
-
Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми)
-
За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты)
-
Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству).
-
Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы)
-
Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор - «старший» из феодалов, держатель земли - давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал -подчиненный - получал земли и обязан был служить сеньору).
-
Что означал порядок: «Вассал моего вассала - не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница - отношения между феодалами - крупными, средними, мелкими - согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).
-
Чьими вассалами были рыцари? (Баронов)
-
Каковы были обязанности вассалов? ( Выступать в военный поход со своим отрядом, участвовать в суде сеньора, выкупать сеньора, попавшего в плен)
-
Каковы были обязанности сеньоров? ( Защищать своего вассала от нападения других феодалов, восставших крестьян, награждать за службу, заботиться о семье вассала в случае его смерти).
Подведение итогов викторины и выставление оценок.
Работа с иллюстративным материалом - опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.
Проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).
Афоризмы
-
«Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку - принимал вызов. Сейчас это выражение означает - вызвать на спор, состязание)
-
«Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу)
-
«Открытое забрало». (Забрало - передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение)
-
«Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести - смелость, благородство, верность, великодушие)
-
Изучение новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели
-
План урока:
-
Отношения феодала с крестьянами.
-
Крестьянская община.
-
Жизнь крестьян
-
Натуральное хозяйство.
1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина - земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую.
Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.
Беседа по прочитано
му материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать
- Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).
- Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)
- Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)
- Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).
Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие - лично зависимыми.
- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника - С. 98-99.
2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника.
Крестьянская община
-
ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
-
поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
-
помогала бедным выплачивать налоги
-
оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ
3. Работа с историческим источником.
Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.
Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.
4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называетсянатуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)
4. Закрепление изученного материала на уроке.
Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?
5. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Домашнее задание.
-
Прочитать §12.
-
Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
-
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века»