Повторительно - обобщающий урок истории в 5 классе Древний Египет

  О какой стране я веду речь? Где она находится? Покажите на карте, подпишите название страны и континента. Природа этой страны совершенно иная, чем в Европе. Здесь нет дремучих лесов. Круглый год стоит тепло, летом оно доходит до раскаленной жары, зимой не опускается ниже, чем в нашем апреле и  мае. Человеку нет нужды думать о тяжелой одежде для защиты от холода, заготовлять топливо для согревания дома.         - О какой стране я веду речь? Где она находится? Покажите на карте, подпишите назван...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе

Древний Египет


Цели: - обобщить знания учащихся об истории, культуре Древнего Египта, используя элементы проектной технологии;

- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации;

- воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Оборудование:

- карта «Древний Египет»,

- индивидуальная карта - проект «Древний Египет»;

- иллюстрации и поделки, отражающие элементы жизни Древнего Египта;

- поделки и рисунки животных, живущих около Нила

- элементы костюмов жителей древнего Египта (фараона, вельможи, воина, ремесленника, земледельца, раба);

- элементы костюмов богов Древнего Египта;

- элементы костюмов воинов Древнего Египта

Литература:

История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М: Просвещение, 2013;

Р.Ю.Виппер. История Древнего мира - М.:Республика, 1993;

Детская энциклопедия «Махаон». Цивилизации Древнего мира - М.:Махаон, 2004;

Д.Чизхолм, Э.Миллард. Ранние цивилизации - М.:Росмэн, 1994;

Энциклопедия для детей. Т.7Искусство.Ч.1/Глав.ред. М.Д.Аксенова.-М.:Аванта+, 1998;

Я иду на урок истории: Древнейшая и Древняя история. Книга для учителя - М.:1 сентября, 1997;

Н.Г.Петрова. Древний Восток: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса. - М.: Русское слово, 2013


Ход урока:

Природа этой страны совершенно иная, чем в Европе. Здесь нет дремучих лесов. Круглый год стоит тепло, летом оно доходит до раскаленной жары, зимой не опускается ниже, чем в нашем апреле и мае. Человеку нет нужды думать о тяжелой одежде для защиты от холода, заготовлять топливо для согревания дома.

- О какой стране я веду речь? Где она находится? Покажите на карте, подпишите название страны и континента. (Египет, Африка)

Долина этой реки и в настоящее время представляет ту же картину человеческого поселения, что и 4-5 тысяч лет тому назад. Между двумя цепями возвышенностей тянется узкая ровная полоса длиной в 700 км, а шириной в 500 м.

Подпишите название реки, моря, в которое она впадает, обозначьте стрелкой на карте направление течения, где находится дельта. (Нил, Средиземное море.)

- Почему Нил был источником существования египтян? Какие хвалебные песни и молитвы возносили египтяне Нилу? Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Почему? Каких животных можно увидеть на берегах Нила? (Крокодил, бегемот, дикая кошка, утка, гусь, пеликан, лев, антилопа, жираф, пантера.)

Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц,

творец зерна и травы для скота,

Если он медлит, жизнь замирает, и гибнут люди.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.

Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться.

Как трудились египтяне? Почему без строительства каналов и земляных насыпей не получить хороший урожай?

Много веков прошло, пока народ, поселившийся в Египте, научился исполнять эти большие трудные работы. За 4000 лет до Р.Х. крупные водные сооружения в долине Нила были уже в действии. За 3000 лет до Р.Х. египтяне строили большие жилища своим богам и своим земным вождям, покрывали стены этих жилищ яркими разнообразными рисунками, изображавшими жизнь народа, и высекали из камня фигуры богов и людей. Они готовили тонкие ткани изо льна и раскрашивали их пестрыми узорами. В то время они уже умели писать. Рядом с рисунками помещаются подробные рассказы о событиях, описания стран, молитвы об умерших.

Когда и как возникло государство Египет? Отметьте на ленте времени эту дату. (Около 3000 года до нашей эры; при объединении Южного и Северного Египта.) Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад образовалось единое государство в Древнем Египте. (Приблизительно 5000 лет назад)

Когда появится такой сложный и разнообразный труд, среди людей уже не может сохраниться старинное равенство.

В чем проявлялось неравенство между людьми в Египте?

Представление жителей Египта. (Напишите в карте-проекте жителей Египта, расположив по важности, занимаемого положения в обществе, начиная с самого главного. С помощью соединительных стрелок передайте каждому представленному египтянину нужные ему предметы.)

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?

Деянье всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах, как детская забава,

Я исчерпал до дна тебя, земная слава,

И вот стою один, величьем упоен,

Я вождь земных царей и царь - я фараон!

Вельможи (рассказ Приключение Синухета)

Писцы (рассказ писца о своей деятельности)

Наставление писца сыну:

«Будь писцом - он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой. Ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы - у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе буду бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осел. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему. Поэтому займись книгами изучи письмо!»

Воины (хором):

Это войско вернулось с удачей,

Оно сожгло поселки соседей,

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

Земледельцы и ремесленники (рассказ о своей деятельности)

Я - земледелец. Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Во время разлива, вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удаленных от Нила, копали каналы. Мой труд нелегок: сначала я рыхлю землю плугом, бросаю зерна ячменя или пшеницы во влажную удобренную землю. Когда созреет урожай, серпом жну колосья. Скот помогает обмолотить зерно, затем, подбрасывая руками или лопатами на ветру, провеиваю его, чтобы облетела шелуха, и, наконец, ссыпаю в закрома.

Я - ремесленник. В Египте нас много: ткачи горшечники, кожевники, столяры, кораблестроители - всех мастеров трудно даже перечислить.

Я жалкий раб царя, с восхода до заката

Среди рабов, свершаю тяжкий труд

И хлеба кус гнилой - единственная плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

Когда порой душа отчаяньем объята

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

ФАРАОН

В Е Л Ь М О Ж И

П И С Ц Ы

В О И Н Ы

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ

Р А Б Ы

Древние Египтяне считали фараона сыном Ра, бога солнца. Избранный богами для того, чтобы царствовать на земле, фараон сам становился подобен богу. Ему принадлежали все обрабатываемые земли, каменоломни, золотые и медные рудники. Как глава государства фараон принимал иноземных послов, руководил правосудием и армией.

Из каких воинов состояло египетское войско? ( Легковооруженная пехота, тяжеловооруженная пехота, колесничие.)

«Вооружите» воинов египетского войска, поставив «+» между парами в карте - проекте.

Казалось, что такой сильный человек, как фараон, должен быть особенно близок к богам. В Египте верили, что в фараоне живет двойник бога, что фараон - сын главного бога, а после смерти присоединяется к богам. После смерти фараона его двойник должен был получить великое вечное жилище. Фараоны обыкновенно сами строили себе заблаговременно пирамиду.

Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глина, камень)

Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина стоила дорого)

Какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? (храмы, пирамиды, они строились из камня)

Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды. Почему египетские пирамиды называют одним из семи чудес света? (Первые пирамиды были ступенчатыми и олицетворяли лестницу, по которой фараон поднимается к Ра, богу солнца. Позднее возводили пирамиды с ровными гранями, символизирующими лучи солнца, Для строительства пирамиды использовали три вида материала, Основной песчаник добывали неподалеку от стройки. Гранит для облицовки и для погребальных камер доставляли издалека. По воде огромные каменные блоки везли на баржах. На берегу их перекладывали на салазки, которые скользили по мокрой земле. Чтобы втащить эти блоки на 100-метровую высоту, делали земляные насыпи и использовали примитивные подъемные машины.

Самая большая пирамида в Гизе - пирамида Хеопса. Изначально она достигала высоты 147 м (это высота 50-этажного дома) и весила 6 млн. т, длина каждой из сторон 233м.)

Отметьте на ленте времени дату постройки пирамиды Хеопса.

( Около2600 года да нашей эры.)

Египетские мастера работали по тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса или глиняной табличке. Чертежи были примерными, соблюдались только пропорции. До наших дней не дошли жилые дома, дворцы, которые строились из легких недолговечных материалов. Только храмы богов и погребальные сооружения возводились из камня и строились на века. Боги существуют вечно, значит, жилища их должны быть незыблемы.

Что такое храмы? (Жилища богов)

Я приглашаю вас «посетить египетский храм» и познакомиться с его основными особенностями. Только жрецы выполняли культовые обряды, лишь они могли войти в святилище, где находилась статуя божества. Верховный жрец входил туда со словами: «Я чист». Статую омывали, одевали и ставили перед ней пищу.

Я жрец Исиды светлокудрой,

Я был воспитан в храме Фта,

И дал народ мне имя - Мудрый

За то, что жизнь моя чиста.

Рассказ о храмах - жилищах богов.

Люди строили для богов жилища - храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки. Я приглашаю подойти к моему храму Фта, где я служу жрецом.

Посмотрите, - вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона. У входа стоят обелиски - каменные « иглы фараонов». За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога - хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, затем поднимались на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах - храмах. По завершении празднества статую возвращали на место - в глубину храма.

Египетский пантеон насчитывал не одну сотню богов. Боги сотворили мир и отвечали за все на свете: за разливы Нила. За плодородные земли, за жизнь в потустороннем мире, которой египтяне придавали особое значение. Многих богов изображали в облике священных животных.

Каким богам посвящены эти строки? С помощью соединительных линий составь пары из перечисленных богов и священных животных.

И стал свет после того, как ты ( РА ) возник,

Озарил ты Египет лучами своими,

Твой диск засиял.


Могуче сердце твое,

О Великая, ставшая небом ( НУТ).


Растут растения по воле его,

И родит ему поле пищу.

Покорно ему небо и звезды его,

И открыты ему врата великие.

(ОСИРИС)

В царстве фараонов искусство служило, прежде всего, религии. Этому правилу подчинялись все произведения искусства - пирамиды, гробницы, храмы, настенная живопись и статуи.

Письменность в Египте появилась примерно 5000лет назад. Знаки, покрывавшие стены храмов и гробниц греки-завоеватели принимали за некие священные символы.

Как называли «священные письмена» египтян в древности? (Иероглифы)

Почему в Египте было трудно научится читать и писать? (В египетском письме более 700 иероглифов.)

На чем писали в Египте? ( На папирусе.) Как выглядели книги? (Книга представляла свиток из папируса.)

Пользуясь таблицей, расшифруйте написанные слова. Напишите свое имя египетскими иероглифами. (Если у вас есть выбор, используйте самые красивые из иероглифов.)

Вот и закончилось наше путешествие в Древний Египет. Каждый из вас составил карту - проект этого древнего государства. Как говорили древние: «Вчера - было история, завтра - загадка, а сегодня - дар». Благодарю за совместную работу.


© 2010-2022