- Преподавателю
- История
- Урок-игра Счастливый случай
Урок-игра Счастливый случай
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фомичев Е.П. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - игра «Счастливый случай».
(Повторительно - обобщающий урок по теме «Русское государство в 8 - 15 веках»)
Цель урока: повторить, систематизировать, знания по основным вопросам этого периода: образование, развитие русского государства в домонгольский период, становление русского централизованного государства; вспомнить основные даты, имена деятелей, героев - защитников Отечества, правовые документы.
Оборудование: карты «Киевская Русь», «Образование русского централизованного государства».
Тема на доске: «Россия в 8 - 15 веках»
Таблицы (геймы), схемы битв. Проигрыватель (ария князя Игоря), портрет А.П. Бородина.
Учитель: Ребята, мы закончили изучать один из важных периодов истории нашего государства. Многие испытания выпали на долю нашего народа: иноземные нашествия, унижения монгольского ига, войны, голодные годы, эпидемии -все пришлось пережить ему. Но неподавлен был дух свободолюбия, патриотизма, стремления к справедливости.
Задача сегодняшнего урока - вспомнить и систематизировать основные факты, события, достижения материальной и духовной культуры.
Урок пройдет в форме игры «Счастливый случай». Для этого создадим две команды. Представляем команды: Русичи и Славяне..
Гейм первый . «Дальше…дальше…»
Вопросы команде «Русичи» - 1.Люди, жившие по берегам рек Днепр, Ока, Западная Двина…(славяне)
2.Основное занятие славян - …(земледелие, скотоводство, охота, ремесло, рыбная ловля.)
3.Религия древних славян -…(язычество)
4.Религия, принятая в 10 веке -…(христианство)
5.Власть, защищающая интересы общества -…(государство)
6.Важнейший источник доходов князя и дружины -…(полюдье)
7.Автор первой истории Руси -…(монах Нестор)
8 .Красным солнышком называли -…(князя Владимира).
9.Предводитель монголов -…(хан)
10.Гнет монголов, зависимость -…(иго).
Вопросы команде «Славяне»: 1.Поляне, северяне, древляне, радимичи -…(все это названия славянских союзов). 2.Главное занятие славян -…(земледелие).
3.Главный внешнеполитический партнер Руси -…(Византия). 4.Старейший свод законов -…(Русская Правда). 5.Категории населения на Руси по «Русской Правде» -…(князья, бояре, свободные общинники. Холопы, рядовичи, закупы.). 6.Деление государства на мелкие самостоятельные части -…(политическая раздробленность). 7. Центр культуры, торговли и ремесла -…(город). 8. Ханская грамота на право княжения -…(ярлык). 9. Первый, единый для всей России свод законов -…(Судебник). 10. Место, где взыскивались пошлины -…(таможня).
Второй гейм. «Заморочки из бочки». 1. По схеме определить битву и рассказать о ней.(Куликовская битва и Ледовое побоище.).2. Прослушать фрагменты из оперы «Князь Игорь» - определить сюжет и назвать автора оперы. 3. Зачитать отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище», определить, о какой битве идет речь. 4 .Анализ текста из учебника: исправить в тексте ошибки. Третий гейм «Ты - мне, я - тебе»
(команды задают вопросы друг другу -составляют самостоятельно).
Четвертый гейм. «Темная лошадка».Здесь нужно дать информацию о какой - либо личности той эпохи и учащиеся должны угадать , о ком идет речь.
Пятый гейм. «Гонка за лидером».
Вопросы команде «Русичи».
-
Образование Киевского государства -…(9 век).
-
.Принятие христианства -…(10 век).
3Правление Я. Мудрого -…(1019 -1054)
4. Феодальная раздробленность -…(12 век).
5 Первое упоминание о Москве -…(1147)
6 Битва на Калке -…(1223 год)
7. Батыево нашествие -…(1237 -1240)
8. Восстание в Твери -…(1327 год)
9. Куликовская битва -…(1380 г.)
10. Начало монгольского ига -…(1240).
Вопросы команде «Славяне».
1Время создания «Повести временных лет» -…(12 век).
-
Время правления В. Мономаха.
-
Начало завоевательных походов Чингис -хана.
-
Невская битва -…(1240г)
-
Ледовое побоище -…(1242г)
-
Судебник Ивана Третьего -…(1497г)
-
Поход хана Тохтамыша на Москву -…(1382г).
-
Годы правления Ивана Калиты -…(1325 -1340)
9. Свержение ига монголо - татар -…(1480)
10. Создание единого централизованного государства -…(середина 16 века)
После каждого гейма подводятся итоги.Каждый правильный ответ подтверждается фишкой.