Рабочая программа по Истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ « Школа № 825»

«Утверждено» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО

Директор Заместитель директора по УР Руководитель МО (название) ____________ Шелухин Ю.Г. _________Андронов Ю.Ю. _________(ФИО)

«___» _августа__ 2015 г. «___» _августа_ 2015 г. «___» __августа___ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ 7 А, Б -1 КЛАССЫ

2015/16 учебный год

Составлена на основании государственной программы по истории.

2 часа в неделю ( 68 часов в год - 29 ч. - Всеобщая история - 1- е полугодие,

39 ч. - История России - 2- е полугодие)

Учебник: « Всеобщая история. История Нового времени 1500 - 1700 г.г.» для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ревякин А.В. - М.: Просвещение, 2014.

Учебник: « История России, конец XVI - XVIII век. » для общеобразовательных учреждений. Авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. - М.: Просвещение, 2014.


Учитель: Чиникина И.В.

Пояснительная записка к программе по Всеобщей истории.


Данная Рабочая программа по истории составлена на основе государственной программы (базовый уровень) по Всеобщей истории для 7 класса:

1.Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы, проект. - М., Просвещение, 2011.

4. Авторской программы А.В. Ревякина и А.О. Чубарьяна «Новая история 1500-1800», для учащихся 7 - х классов основной школы.

5. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. Москва, «Просвещение», 2006г. стр.112-129.

6. Учебного плана общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

7. Интернет - ресурсов.

Рабочая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию. 1. А.В. Ревякин « Всеобщая история Нового времени 1500 - 1800» , -М., «Просвещение», 2010 - в I полугодии ( 29 часов при двух уроках в неделю)

Цель курса: сформировать у учащихся целостное представление о Новой истории конца XV- XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.

воспитание уважения к истории; освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории.

Задачи:

1.В результате изучения курса новой истории учащиеся 7-х классов должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменени­ях, произошедших в мире за триста лет - с конца XV до конца XVIIIв.

  • периодизация нового времени; «встреча миров», положившая начало формированию будущей мировой цивилизации; особенности ментальности «человека нового времени»;

  • зарождение и развитие капитализма; преимущество эволюци­онного пути развития общества перед революционным; причины революций; реформы, как альтернативный путь развития обще­ства;

  • дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;

  • бурное экономическое развитие в Европе и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;

  • новая социальная структура общества и его движение к соци­альным реформам как средству разрешения социальных проти­воречий;

  • дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;

  • использование индустриально развитыми странами техничес­кого прогресса для создания колониальных империй;

  • международные конфликты, приводившие к войнам;

  • особенности духовной жизни европейцев, их движение к секу­ляризации сознания, религиозной терпимости; важнейшие дости­жениях мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности;

  • изменения в повседневной жизни человека.

2.Школьники должны научиться общим принципам поста­новки и решения познавательных проблем, которые включают:

  • методы исторического анализа (изучение исторических источ­ников, гипотезы и доказательства в истории);

  • выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин);

  • анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недо­статков, выявление общего и различного;

  • объяснение фактов;

  • сопоставление различных суждений;

  • умение использовать «внешкольные» источники информации, (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в ре­альной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и досто­примечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массо­вой информации, компьютерные образовательные программы, про­граммы дополнительного образования); разные способы работы с учебной книгой, в том числе и способы самостоятельной работы.

3. В процессе изучения истории в 7 классе учащиеся

  • приобретают устойчивый интерес и уважение к истории челове­чества и культуре;

  • вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности;

  • рассматривают сложные проблемы современности через призму истории;

  • уважают права человека и демократические ценности;

  • понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития;

  • вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры;

4. Не менее важным является и то, что изучение курса стиму­лирует процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отно­шением к собственной жизни и жизни других людей, анализиро­вать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, по­ставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

Основная функция курса: формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно ис­толковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, уме­ние анализировать и описывать события с разных, часто проти­воположных точек зрения.

Содержательные единицы, заложенные в программе:

уровень развития индустриального и традиционного обществ (ус­ловия гармонического развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие цен­ности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);

прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении. Роль террора в историческом развитии;

личность в истории, ее ответственность за выбор решений; со­отношение объективного и субъективного факторов в историчес­ком процессе;

принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриаль­ной революции;

модернизация как ответ на вызов времени; неоднозначные по­следствия модернизации и индустриальной революции для чело­века (экологические проблемы, грозящие существованию челове­чества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);

роль революций и реформ в развитии общества; движение об­щества к реформам; необходимость разумного компромисса в политической жизни; демократизация общественного и государственного устройства;формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США);

В основу программы положено сочетание проблемно-темати­ческого, хронологического, цивилизационного, культурологическо­го принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах

Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

в отборе учебного материала (внимание к историческим лично­стям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному пове­дению человека, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориента­ции, что способствует выработке учащимися собственного отноше­ния к изучаемым историческим явлениям и событиям);

в технологии преподавания (создание условий для интенсив­ной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей вы­работку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для много­уровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различ­ные виды учебной деятельности); в ориентации преподавания на «проживание» учащимися раз­ных исторических эпох, разных типов культур;

в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся вглубь явлений, на раскрытие таких аспектов истори­ческого процесса как время, развитие, исторические условия и тео­рии - то, что развивает способность понимания исторических эпох;

в развитии творческого мышления у школьников; развитии их культурного кругозора;

в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным усло­вием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

В результате изучения данного курса истории ученик должен овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления эко­номики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяс­нения сущности фактов и связи между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • использовать устную и письменную речь в коммуникативных целях: вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами;

  • писать рецензии;

  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить ее результаты;

  • выбрать и использовать нужные средства для учебной деятель­ности;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Дидактико-технологическое оснащение включает использование исторических карт, таблиц, тетрадей на печатной основе, печатных дидактических материалов, карточек, тестовых материалов в формате ГИА.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Материалы с сайтов Департамента Образования г.Москвы, МИОО, НМЦ ЮВАО;

Использование мультимедийных пособий:

1.О.В.Кишенкова. Сборник тематических тестов по истории Нового времени.7 класс.

2. Всеобщая история. Учебное электронное издание.7 класс.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Обществознание, 7-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.


Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.


Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

Учебно-методический комплект по Новой истории:

1. .А.В.Ревякин, под ред. А.О. Чубарьяна « Всеобщая история Нового времени, 1500-1800 г.г., 7 кл. »- М.: «Просвещение», 2014 г.

2 .Новая история 1500-1800. Методические рекомендации 7кл. М. «Просвещение»2004г

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Новая история 1500-1800» М. «Просвещение»2014г

4. О.В.Кишенкова. Сборник тематических тестов. История Нового времени.7класс.»Интеллект-центр»,2010 г.

5. А.В. Репин. Новая история.7 кл. Дидактические материалы., «Лицей», 2007 г.

6. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Новая история. 7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания. М., «Дрофа», 2007.

7.Тайкова Е.В., Л.А. Степанова и др. История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные и командные игры, литературно-исторические вечера. Волгоград, «Учитель», 2010.

8. В.В. Гукова и др. Технология современного урока. Волгоград, «Учитель», 2009.

Атлас: Колпаков С. В., Пономарев М. В.. Новая история XVI-XVIII веков. 7 класс. Часть 1. Атлас с контурными картами и контрольными заданиями. М., «АСТ- Пресс Школа», 2014.

Календарно-тематическое планирование по Новой истории 1500-1800 г. г. 7 класс.


Уро

ка

Содержание учебного материала

(разделы, темы)

Кол-во

часов.

Форма

учебного

занятия

Контроль

Новые понятия и термины.

Источники,

Домашнее

задание.


1

Введение. Что изучает Новая история? ( 1 ч)



1

У- изучения

нового

материала


История

Всеобщая

История

Лента времени






2

Раздел I. Европа от средневековья к Новому времени. ( 7 ч.)

Гл.1 Великое открытие мира.

Начало Великих географических открытий.

1




Комбинир.





Новая история

Ревякин А.В.

§ 1

3

Европейская колонизация и подъём мировой торговли.

1

Комбинир.

Сообщения

Латифундия

Капитализм

Акции

Дивиденды

биржи

§ 2

4

Гл.2. Высокое Возрождение.


Исторические предпосылки Возрождения.

1

Комбинир.

Таблица

Античность

Искусство

Возрождение

§ 3

5

Гуманизм.

1

У- беседа

по дополнит.

литературе.


Индивидуализм.

Гуманизм

§ 4

6

Искусство Высокого Возрождения.

1

У- ученическая

конференция

Доклады

сообщения


§ 5
7

Гл.3 Реформация и Контрреформация.

Предпосылки и начало Реформации.

1

У- изучения

нового

матер.


Индульгенция

Протестанты

Реформация

§ 6

8

Контрреформация и религиозные войны второй половины XVI в.

1

Комбинир.

Сам. работа

Секуляризация

Кальвинизм

Англиканская

церковь


§ 7

9

Раздел II Рождение новой Европейской цивилизации ( 7 ч.)

Гл.4. Европейский абсолютизм XVII-пер.пол.XVIIIв.

Возникновение абсолютизма. Бурбоны.

1

У- изучения

нового

матер.

(с элемент.

лекции)


Абсолютизм


§ 8

10

Габсбурги и Гогенцоллерны.


1

Комбинир.

Тест

Абсолютная

монархия

§ 9

11

Гл.5. Короли и парламент в Англии.

Английская революция сер.XVIIв.

1

Комбинир.


Революция

Парламент

Роялисты

Республика.

§ 10

12

Английская революция сер.XVIIв.

1

У-практикум

Таблица

Пресвитериане

Индепеденты

Левеллеры

§ 11

13

Ограниченная монархия в Англии конца XVII-XVIIIв.

1

Комбинир.

Тест

Ограниченная

монархия


§ 12




14

Гл.6. Международные отношения в XVII-XVIIIв.

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир

(1618-1648)

1

У-обсуждения

нового

материала

Таблица

Причины

войны


§ 12

15

Династические войны сер.XVII-XVIIIв.


1

Комбинир.


Династические

притязания

§ 13

16

Раздел III Эпоха Просвещения.

Буржуазные революции к.XVIIIв.( 12 ч.)

Гл.7. Век науки и Просвещения.

Культура классицизма и барокко.

1

У-обсуждения

нового

материала

по допол.

литературе

Сообщения

Классицизм

Барокко

Рококо

§ 14

17


Просвещение.

1

Комбинир.


Разделение

властей

Формы правления

Теория общественного

договора

§ 15

18

Просвещённый абсолютизм.


1

Комбинир.

Тест

Просвещенные

монархи

Реформы

§ 16

19

Гл.8 .Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-XVIIIвв.

Общество и экономика «старого порядка»

1

У- лекция


Натуральное

хозяйство

Огораживание

§ 17

20

Общество и экономика «старого порядка»


1

Комбинир.


Цеховое

ремесло

Мануфактура

§17

21

Предпосылки и начало промышленной революции.

1

Комбинир.

Сам. работа

Технический

переворот

акционерное

общество

фабрика

§ 18

22

Гл.9. Революции к.XVIIIв.

Война за независимость британских колоний в Северной Америке.

1

У- изучения

нового

материала


Декларация

независимости

§ 19

23

Начало революции во Франции.

1

Комбинир.


Конституция

Декларация прав

человека и гражданина

§20

24

Крушение монархии и установление Якобинской диктатуры.

1

Комбинир.


Якобинцы

Жирондисты

Монтаньяры

Конвент

§ 21

25

Термидорианский режим и Директория.

1

У- сам. работы

с учебн.

пособием

Сам. работа

Диктатура

Террор

Директория

Переворот.

§ 22

26

Гл.10. Государства Востока. Особенности развития в XVI-XVIIIвв.

Ближний и Средний Восток.

1

У-обсуждения

нового

материала

подготов.

самостоят.

Сообщения

Деспотическая

власть


§ 23

27

Страны Южной и Восточной Азии.





1

Комбиров.


Европейская

колонизация

§ 24

28



29

Итоговое повторение по курсу

«Новая история 1500-1800» (1 ч.)


Повторение по курсу ( 1 ч.)

1

У-повтор.и

проверки

знаний

Тест



Викторина




ИТОГО: 29 часов.




Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России.

Рабочая программа по истории составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории.

  2. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы, проект. - М., Просвещение, 2011.

  3. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

  4. Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 кл. - Москва,

  5. Учебник: История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2014.

  6. История России: с середины XVI до конца XVIII века. Атлас. 7 класс, - М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2014.

  7. Интернет- ресурсов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Она способствует реализации единой концепции исторического образования.

Цели:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и. знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Требования к уровню подготовки семиклассника.

В результате изучения истории ученик 7 класса должен знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории с древности до нашей эры;

- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

владеть компетенциями:

¤ коммуникативной;

¤ поисковой;

¤ личностного саморазвития;

¤ информационно-поисковой;

¤ рефлексивной;

¤ учебно-познавательной.

Контролирующие элементы, заложенные в программе.

Хронологические навыки:

Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

Знание фактов:

Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками:

Читать историческую карту с опорой на легенду;

Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Работа с терминами и понятиями:

Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

Работа с персоналиями:

Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе:

Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.


Основное содержание предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ конец XVI - XVIII век

Россия на рубеже XVI- XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия в XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод­ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков.

Преобразования Петра Великого

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.

Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по Истории России.

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе государственной программы (базовый уровень) по Истории России для 7 класса.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец ХVI - ХVШ век.» 7 класс. «Просвещение», 2014 г.

а также дополнительных пособий для учителя: интернет ресурсы

Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 7 класс. К учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. «История России. Конец ХУ1 - ХУШ век.» 7 класс. Из-во «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплект»).

К.В. Волкова Тесты и задания по истории России ХУ11-ХУШ веков для подготовки к ГИА. 7 класс. К учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. Конец ХУ1 - ХУШ век.» 7 класс. АСТ, ВКТ, 2010. Новый учебно-методический комплект.

Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов. История России . 7 класс. «Интеллект-Центр», 2010.

для учащихся: интернет ресурсы.

Рабочие тетради к учебнику.

Репин А.В. История России. 7 кл. Дидактические материалы. Издательство «Лицей», 2007.

Настоящий календарно-тематический план учитывает общеобразовательную направленность классов 7а, 7б, в которых будет осуществляться учебный процесс согласно программе основного общего образования для учащихся 7 классов.

Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в 7а, 7б классе общеобразовательная направленности. Предполагается обучение в объеме 39 часов.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по истории и с учетом общеобразовательной направленности классов реализуются уровни: базисный в 7а, 7б классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:

  • в 7а, 7б классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает использование исторических карт и таблиц, тетрадей на печатной основе, печатных дидактических материалов, тестовых материалов в формате ГИА.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • материалы с сайтов Департамента Образования г. Москвы, МИОО, НМЦ ЮВАО.

  • мультимедийные пособия:

  1. Живая История Отечества. Сетевая версия.

  2. История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс . 882-1917. Современный Гуманитарный Университет.

  3. Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв»

  4. Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир».

  5. Российская империя со времён Петра и до отмены крепостного права (1861)

  6. Цифровые исторические карты. «Живая география» 2.0

  7. Романовы начало династии. «Кварт».

  8. Первый император России. «Кварт»

  9. От Екатерины 1 до Екатерины 11. «Кварт».

  • Интернет: презентации, дополнительный материал по изучаемым темам, фотодокументы, видеофрагменты, справочные материалы и другие ресурсы.

  • Создание учащимися презентаций по отдельным темам изучаемого курса.


Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Срок

Дата

1

Повторение курса за 6 класс.

2 н. янв.


Глава 1

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХУ1 -ХУ11 ВЕКОВ.



2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. *1

2 н.


3

Смута. *2

3 н.


4

Окончание Смутного времени. *3

3 н.


5

Урок обобщения. Тестирование.

4 н.


Глава 2

РОССИЯ В ХУ11 ВЕКЕ.



6

Новые явления в экономике. *4

4 н.


7

Основные сословия российского общества. *5

1н. фев.


8

Политическое развитие страны. *6

1 н.


9

Власть и церковь. Церковный раскол. *7

2 н.


10

Народные движения. *8

2 н.


11

Внешняя политика. *9

3 д.


12

Образование и культура в ХУ11 веке. *10

3 н.


13

Сословный быт. Обычаи и нравы. *11

1н. мар.


14

Урок обобщения. Тестирование.

1 н.


Глава 3

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ 1.



15

Предпосылки петровских преобразований. *12

2 н.


16

Пётр 1. Россия на рубеже веков. *13

2 н.


17

Северная война. *14

3 н.


18

Реформы Петра 1. *15

3 н.


19

Экономика России в первой чет. ХУШ века. *16

4 н.


20

Народные движения первой чет. ХУШ века. *17

4 н


21

Изменения в культуре и быте в пер. чет. ХУШ века. *18

5 н.


22

Изменения в культуре и быте в пер. чет. ХУШ века. *19

5 н.


23

Урок обобщения. Тестирование.

2 н.апр.


Глава 4

РОССИЯ В 1725 - 1762 ГОДАХ.



24

Дворцовые перевороты. *20

2 н.


25

Дворцовые перевороты. *21

3 н.


26

Внутренняя политика в 1725-1762 годах. *22

3 н.


27

Внешняя политика России в 1725-1762 годах. *23

4 н.


Глава 5

РОССИЯ В 1762-1801 ГОДАХ



28

Внутренняя политика Екатерины 11. *24

4 н.


29

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. *25

1 н. мая


30

Эконом. развитие во второй половине ХУШ века. *26

1 н.


31

Внешняя политика Екатерины 11. *27

1 н.


32

Внешняя политика Екатерины 11. *28

2 н.


33

Россия при Павле 1. *29

2 н.


34

Наука и образование. *30

3 н.


35

Художественная культура. *31-33

3 н.


36

Урок обобщения. Тестирование.

4 н.


37-39

Резерв.

4 н.


Календарно-тематическое планирование по Истории России.

п/п



Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Тип урока,


Вид контроля.


Методическое обеспечение и ЦОРы

1

Вводный урок.

1

Лекция

Работа с контурной картой

Карта

Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв»

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. *1

1

Комбинированный

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала

festival.1september.ru/articles/567095/

урок и презентация

3

Смута. *2

1

Комбинированный

Фронтальный оп­рос, взаимопровер­ка, домашнее зада­ние в тетради, тест для закрепления

proshkolu.ru/user/ovplugatarenko/file/621471/

презентация

.4

Окончание смутного времени. *3

1

Комбинированный

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, оп­рос по вопросам, сообщение о пер­соналиях урока

festival.1september.ru/articles/594458/

урок и презентация

5

Повторительно-обобщающий урок.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

тест

Карта

Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв»

6

Новые явления в экономике. Территория и хо­зяйство. *4

1

Комбинированный

Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные за­дания.

Предъявление результатов работы в виде таблиц

uchportal.ru/load/53-1-0-13820

презентация. Карта

Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв»

7

Основные сословия Российского общества. *5

1

Комбинированный

Задания с кратким ответом

zavuch.info/metodichka/obchestvo/historyros/histrusdidact/tdfregvc-poter

презентация

8

Политическое развитие страны. *6

1

Комбинированный

тест

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-3-2

презентация

9

Власть и церковь. Церковный раскол. *7

1

Комбинированный

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискус­сия «Мог ли кон­фликт между вла­стью и церковью разгореться при царе Михаиле.

openclass.ru/lessons/191558

презентация

10

Народные движения. *8

1

Комбинированный

Диктант терминов, обобщающая бесе­да о причинах и по­следствиях народ­ных движений

festival.1september.ru/articles/577025/

урок

11

Внешняя политика. *9

1

Комбинированный

Проверка домашне­го задания устно и по карточкам, предъявление ре­зультатов деятель­ности на контурной карте

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73635/?interface=pupil&class=49&subject=20

материалы к уроку

12-13

Русская культура и быт сословий в XVII в. *10-11

2

Комбинированный

Проверка таблиц, заполненных по ре­зультатам обсуж­дения и заслушива­ния сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-3-2

презентация

14

Повторительно-обобщающий урок по теме 2.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

тест

uchportal.ru/load/69-1-0-4087

варианты тестов

15

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. *12

1

Комбинированный

. Обобщающая бесе­да в конце урока

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-3-2

презентация

16

Начало царствова­ния Петра I. *13

1

Комбинированный

Опрос по домаш­нему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-2-2

презентация

17

Северная война. *14

1

Комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-3-2

презентация

18

Реформы Петра. *15

1

Комбинированный

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока.

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-2-2

презентация

19

Экономика России в первой четверти 18 в. *16

1

Комбинированный

Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные за­дания.

Предъявление результатов работы в виде таблиц

openclass.ru/node/183327

презентация


20

Народные движе­ния первой чет­верти XVIII в. *17

1

Комбинированный

Промежуточное тестирование. Обобщение в фор­ме взаимопроверки таблиц

nyameln.edurm.ru/p12aa1.html

урок и презентация

21-

22

Русская культура эпохи Петра 1. *18-19

2

Комбинированный

Устный опрос

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-2-2

презентация

23

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

1

Урок обобщения и систематизации знаний

тест

dodola.ucoz.ru/publ/testy_7_klass/kontrolnoe_testirovanie_tema_rossija_pri_petre_1/3-1-0-15

тест

24-

25

Дворцовые пере­вороты. *20-21

2

Комбинированный

Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых перево­ротов, что измени­лось?»

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-2-2

презентация

26

Внутренняя полити­ка в 1725-1762 гг. *22

1

Комбинированный

Тесты для повторе­ния, тесты для за­крепления.

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-2-2

презентация

27

Внешняя политика России в 1725-1762 гг. *23

1

Комбинированный

Фронтальный оп­рос, тесты для за­крепления

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9385a321-55a3-4299-a4c2-0f0325ae96a9/%5BIS7IR_4-28%5D_%5BMA_01%5D.swf

Анимационная. Интерактив. карта.

28

Внутренняя поли­тика Екатерины II. *24

1

Комбинированный

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

29

Крестьянская война под предводитель­ством Е. Пугачева. *25

1

Комбинированный

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обоб­щающая беседа

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

30

Экономическое развитие России во второй полови­не XVIII в. *26

1

Комбинированный

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таб­лицы

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

31-

32

Внешняя политика Екатерины II. *27, 28

2

Комбинированный

Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

33

Россия при Павле I. *29

1

Комбинированный

Диктант дат, сооб­щения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

34

Русская культура второй половины XVIII в. Наука и образова­ние. *30

1

Комбинированный

Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентация

35

Литература и искус­ство второй поло­вины XVIII в. *31-33

1

Комбинированный

Заполнение таблицы. Викторина

19591957.ucoz.ru/load/istorija_rossii/7_klass/10-1-2

презентацияschool-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73658/?interface=pupil&class=49&subject=20

материал к уроку

36



37-39

Итоговое контрольное тестирование. Повторение.


Резерв для подготовки к ГИА.

1



3




Уроки обобщения и систематизации знаний

Тест

Итоговый тест

dodola.ucoz.ru/publ/testy_7_klass/kontrolnoe_testirovanie_po_teme_quot_dvorcovye_perevoroty_quot/3-1-0-17

dodola.ucoz.ru/publ/testy_7_klass/3

uchportal.ru/load/69-1-0-4135


ИТОГО: 39 часов.
© 2010-2022