Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАНА-КОНСПЕКТ УРОКА учителя

МОУ «СОШ №66 им. Н.И. Вавилова»

Жадаевой Анны Денисовны

Тема урока:

«Карикатура, как исторический источник

при изучении событий войны 1812 года»

Цели урока:

приобщиться учащихся к истории Отечественной войны 1812 года через творчество художника XIX века Ивана Ивановича Теребенёва

Задачи:

- вызвать интерес к изучению истории политических событий начала 19

века и особенно Отечественной войны 1812 года

- сформировать навыки использования карикатура, как исторического источника

- воспитание чувства патриотизма среди учащихся

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры для учеников

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Ход урока:

Этап 1. Организационный

(УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТСЯ ЗА ПАРТАМИ)

Настрой учащихся на урок, приветствие с классом

Этап 2. Актуализация опорных знаний.

На экран высвечивается карикатура:

Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года

Беседа с классом:

- Как называется изображение, которое вы видите на экране?

-Что такое карикатура?

Слово учителя:

Карикатура - это преувеличенное, сатирическое, юмористическое изображение. Комический эффект создается за счет заострения и преувеличения наиболее характерных черт человека или события, неожиданными сравнениями. Наиболее распространенный вид карикатуры - рисунок, часто нарисованный анекдот. Рисунки могут сопровождаться подписями, почти всегда смешными. Художников, которые рисуют карикатуры, сейчас называют карикатуристами, а в XIX в. их называли карикатурщиками. Карикатура появилась давно и к началу XIX в. стала международным языком.

- КАРИКАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕТЯ В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ

Этап 3. Подача нового материала.

Пример работы с карикатурами по алгоритму. Выполняется совместно с учителем.

(карикатура на экране)

Наполеон и Питт (премьер-министр Англии) делят мир. Английская карикатура того времени (1809)

Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года

Обучение интерпретации карикатур как исторических источников должно проходить несколько этапов:

1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.

Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:

  • Опишите, что вы видите на карикатуре.

  • Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?

  • На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).

  • Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?

2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.

Возможные вопросы и задания:

  • Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?

  • Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?

  • Дайте обоснование своим выводам.

  • Укажите даты события (явления, процесса).

3 этап. Определение авторского мнения, идей.

Вопросы и задания:

  • Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.

  • С какой целью создана карикатура?

  • Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.

  • Какие мнения, идеи она выражает?

  • Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?

  • Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?

  • Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?

4 этап. Психологические характеристики персонажей.

Вопросы и задания:

  • Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?

  • Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?

  • Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?

5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.

  • Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.

  • В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)

Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. Конечно, исходя из замысла педагога и особенностей изображаемого, работа с карикатурой может быть дополнена такими вопросами и заданиями, как:

  • Объясните надпись (надписи) к карикатуре.

  • Придумайте свой заголовок к карикатуре.

  • Что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что …?

  • Придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.

Физминутка для глаз

Этап 4. Отработка навыков анализа карикатуры.

Ученики пересаживаются за компьютеры

Слово учителя:

В январе 1815 года в Петербурге, в книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова появилась новинка - разрезная азбука «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, создававшихся в 1812 - 1814 годах.

Художником­ оформителем книги был Иван Иванович Теребенёв.

Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.

Ученики знакомятся с печатным изданием на сайте 1812.rsl.ru/

Переход на сайт карикатур И. Теребенева museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p1.html

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Разбор карикатур из азбуки Теребенева по алгоритму (ЗАРАНЕЕ ЛЕЖИТ РАСПЕЧАТКА У КАЖДОГО КОМПЬЮТЕРА). У каждой группы своя карикатура.

На задание дается 10 минут.

При проверке карикатура каждой группы выводится на экран, каждой группе задается 2-3 вопроса

Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года

Итог:

Значение карикатуры:

Почему карикатуру называют «Идеологическим оружием»?

Этап 5. Рефлексия.

Просмотреть азбуку по сайту и написать на карточках буквы карикатур, на которых изображено участие русского народа в войне.

При выходе из кабинета сдать карточки учителю.


© 2010-2022