- Преподавателю
- История
- Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года
Карикатура, как исторический источник при изучении событий войны 1812 года
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жадаева А.Д. |
Дата | 20.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАНА-КОНСПЕКТ УРОКА учителя
МОУ «СОШ №66 им. Н.И. Вавилова»
Жадаевой Анны Денисовны
Тема урока:
«Карикатура, как исторический источник
при изучении событий войны 1812 года»
Цели урока:
приобщиться учащихся к истории Отечественной войны 1812 года через творчество художника XIX века Ивана Ивановича Теребенёва
Задачи:
- вызвать интерес к изучению истории политических событий начала 19
века и особенно Отечественной войны 1812 года
- сформировать навыки использования карикатура, как исторического источника
- воспитание чувства патриотизма среди учащихся
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры для учеников
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Ход урока:
Этап 1. Организационный
(УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТСЯ ЗА ПАРТАМИ)
Настрой учащихся на урок, приветствие с классом
Этап 2. Актуализация опорных знаний.
На экран высвечивается карикатура:
Беседа с классом:
- Как называется изображение, которое вы видите на экране?
-Что такое карикатура?
Слово учителя:
Карикатура - это преувеличенное, сатирическое, юмористическое изображение. Комический эффект создается за счет заострения и преувеличения наиболее характерных черт человека или события, неожиданными сравнениями. Наиболее распространенный вид карикатуры - рисунок, часто нарисованный анекдот. Рисунки могут сопровождаться подписями, почти всегда смешными. Художников, которые рисуют карикатуры, сейчас называют карикатуристами, а в XIX в. их называли карикатурщиками. Карикатура появилась давно и к началу XIX в. стала международным языком.
- КАРИКАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕТЯ В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ
Этап 3. Подача нового материала.
Пример работы с карикатурами по алгоритму. Выполняется совместно с учителем.
(карикатура на экране)
Наполеон и Питт (премьер-министр Англии) делят мир. Английская карикатура того времени (1809)
Обучение интерпретации карикатур как исторических источников должно проходить несколько этапов:
1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.
Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:
-
Опишите, что вы видите на карикатуре.
-
Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
-
На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
-
Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?
2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.
Возможные вопросы и задания:
-
Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
-
Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
-
Дайте обоснование своим выводам.
-
Укажите даты события (явления, процесса).
3 этап. Определение авторского мнения, идей.
Вопросы и задания:
-
Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
-
С какой целью создана карикатура?
-
Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
-
Какие мнения, идеи она выражает?
-
Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
-
Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
-
Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?
4 этап. Психологические характеристики персонажей.
Вопросы и задания:
-
Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?
-
Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?
-
Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?
5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.
-
Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.
-
В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)
Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. Конечно, исходя из замысла педагога и особенностей изображаемого, работа с карикатурой может быть дополнена такими вопросами и заданиями, как:
-
Объясните надпись (надписи) к карикатуре.
-
Придумайте свой заголовок к карикатуре.
-
Что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что …?
-
Придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.
Физминутка для глаз
Этап 4. Отработка навыков анализа карикатуры.
Ученики пересаживаются за компьютеры
Слово учителя:
В январе 1815 года в Петербурге, в книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова появилась новинка - разрезная азбука «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, создававшихся в 1812 - 1814 годах.
Художником оформителем книги был Иван Иванович Теребенёв.
Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.
Ученики знакомятся с печатным изданием на сайте 1812.rsl.ru/
Переход на сайт карикатур И. Теребенева museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p1.html
РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА
Разбор карикатур из азбуки Теребенева по алгоритму (ЗАРАНЕЕ ЛЕЖИТ РАСПЕЧАТКА У КАЖДОГО КОМПЬЮТЕРА). У каждой группы своя карикатура.
На задание дается 10 минут.
При проверке карикатура каждой группы выводится на экран, каждой группе задается 2-3 вопроса
Итог:
Значение карикатуры:
Почему карикатуру называют «Идеологическим оружием»?
Этап 5. Рефлексия.
Просмотреть азбуку по сайту и написать на карточках буквы карикатур, на которых изображено участие русского народа в войне.
При выходе из кабинета сдать карточки учителю.