Урок истории в 5 классе Древние земледельцы и скотоводы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 5 классе Древние земледельцы и скотоводыУрок истории в 5 классе Древние земледельцы и скотоводыУрок истории в 5 классе Древние земледельцы и скотоводыУрок истории в 5 классе Древние земледельцы и скотоводыУрок № 6

История 5 класс

Тема урока

Древние земледельцы и скотоводы

Дата урока


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

  2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.

  3. Воспитывать интерес к изучению отечественной истории.


Образовательные
ресурсы

Учебник Уколова В.И. Древний мир 5 класс - М. «Просвещение» 2013.; Тетрадь-тренажер под ред. Уколова В.И.; с. 9 (№ 6, 7), с. 12 (№ 5, 6), с. 14 (№ 2), с. 17 (№ 4); Электронное приложение к учебнику

План урока

  1. Возникновение земледелия

  2. Одомашнивание животных и скотоводство

  3. Неолитическая революция

  4. Посуда из глины

Личностно значимая проблема

Как люди научились выращивать необходимые для них продукты и производить ремесленные товары?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Земледелие, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Анализировать изменения в труде и образе жизни человека после ухода ледника. Характеризовать понятия присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Раскрывать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, составлять логическую схему

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Структура и ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в течение урока. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке.

II. Повторение пройденного:

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?

  2. Что такое религия?

  3. Что изображали первобытные художники?

  4. Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим оружием человек?

  5. Что обозначает понятие искусство?

  6. Почему в могилы люди клали различные предметы?

III. Переход к изучению новой темы.

Проблема: Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

IV. Изучение новой темы.

План:

1. Возникновение земледелия

2. Одомашнивание животных и скотоводство

3. Неолитическая революция

4. Посуда из глины

1. Возникновение земледелия

2. Одомашнивание животных и скотоводство

Учитель: Мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим

Сегодня мы узнаем как появилось земледелие и скотоводство

1. Учитель объясняет материал по схеме:

Собирательство Охота

Присваивающее хозяйство

Земледелие Скотоводство

(Выращивание растений) (Разведение скота)

Орудия труда: мотыга, серп, зернотерка Первые домашние животные: собака,

свиньи, овцы, козы, корова

Производящее хозяйство

«Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?

Ответив на вопрос, учащиеся делают вывод: - Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.


  1. Неолитическая революция

Запись в тетрадь

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства к производящему


  1. Посуда из глины

Самостоятельная работа с учебником стр.21, з.6, стр.12

V. Ф И З. М И Н У Т К А

VI. Закрепление нового материала:

з.5, стр.12

VII. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!

- что вы сегодня узнали на уроке?

- что для вас было особенно интересным?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: параграф 6, з.5 стр18

Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета

Основные понятия изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Орг.момент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно,находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница 11-19

10

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Веселый цыплёнок»

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация «Весёлый цыплёнок»

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познаватель-ной деятельнос-ти, осуществле-ние самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.



Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

3



1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Онлайн -карта

«Территория расселения древнейших людей»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

Онлайн-карта«Территория расселения древнейших людей».

5

11

Дополнительные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства

Формирование интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях

2

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №12 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с. 8-17 раб.тетр. стр. 3-14

Задают вопросы по тексту заданий

2



© 2010-2022