Внеклассное мероприятие. посвященное неделе правовых знаний 5-11 классы

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: (сл.1)

«Право быть ребенком»

Цели: (сл.2)

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

«Детству следует оказывать величайшее уважение».

Древний мудрец Ювенал (сл.3)

1 часть: "Вступительное слово" (сл.4)

КАТЯ Д.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что - то новое узнать

АНДРЕЙ Д.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.

МАРИНА Ш.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его - право на надежду!

УЧИТЕЛЬ:

Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

КАТЯ ДУРАПОВА:

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон "око за око, зуб за зуб". Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.

Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка"…

УЧИТЕЛЬ: (сл. 5)

"Конвенция о правах ребенка" - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

РУСЛАН МЕМЕТ: (сл.6)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

5 КЛАСС: (сл.7)

КРИСТИНА:

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое

КОЛЯ:

Очень трудно самому,

Жить на свете одному

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь вы им, ребята.

МАТВЕЙ:

Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

ВАЛЕРА:

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

НИКИТА:

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

КРИСТИНА:

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

КОЛЯ:

А подрасту - поможет мне держава

Работу выбрать я имею право.

Ну, а пока я - ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

МАТВЕЙ:

Досугу - час,

А школе - все внимание

Использую я право

На образование.

ВАЛЕРА:

Права всем детям надо знать

Не только знать и соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

НИКИТА:

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - все равно

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

УЧИТЕЛЬ: (сл.8)

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6, записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабым родился, больным - бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

УЧИТЕЛЬ: (сл. 9)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…», право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.(сл.10)

Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? (ответы детей)

В Конституции России - самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина - обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства - Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы - все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.

Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Какие же обязанности у школьника?

Статья 14. Обязанности ребенка (сл.11)

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

8 КЛАСС

ДИАНА М.:

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

ЗЛАТА:

Учёба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

АНЯ:

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

УЧИТЕЛЬ:

Нам хотелось бы, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

Игра со зрителями «Волшебный сундучок» (сл. 12)

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1)

- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

- Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).

- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

НАСТЯ:

«Литературно-правовая викторина» (сл. 13)
(на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»(сл.14)
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?(сл.15)
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?(сл.16)
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?(сл.17)
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Игра «Разрешается-запрещается» (сл.18)

ОЛЯ:

А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра «Разрешается-запрещается»

Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны- «запрещается».

(идет показ слайдов)

- Посмотри на этот знак- человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка …(разрешается)

- Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка…(запрещается)

- С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)

- Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)

- Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)

- Этот трудится ребенок, мало у него силенок,

Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)

- Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить, это…(разрешается)

- Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,

Быть рабом у господина строго…(запрещается)


УЧИТЕЛЬ: (сл.19)

Викторина по сказкам о правах детей.

1.В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование) (сл.20)

2. Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу) (сл.21)

3. В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка) (сл.22)

4. Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух) (сл.23)

5.В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка) (сл.24)

6. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты) (сл.25)

7. Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом) (сл.26)

Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.

Рефлексия: Цветик - многоцветик.

На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по рядам) права и обязанности, которые запомнились на занятии и прикрепить их вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.

В заключении, подводя итоги нашего мероприятия, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, педагогам, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником, строителем самое главное - быть достойным гражданином своей Отчизны. (сл.27)



© 2010-2022