Конспект урока по истории Древнейшие государства Греции: Крит и Микены

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Древнейшие государства Греции: Крит и Микены:»

Цели и задачи урока:

Предметные - Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории.

Личностные - создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции. Используя на уроке самостоятельную работу учащихся в группах обеспечить воспитание таких качеств как умение работать в группах, само - и взаимообучение. Создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

метапредметные - Посредством использования метода проектного обучения, работы в группах и парах, обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков. Используя на уроке работу учащихся с учебником с целью получения информации, обеспечить развитие навыков работы с книгой, другими дополнительными и научными источниками информации. Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса. Способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки.

Оборудование: Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», презентация к уроку, дидактические карточки, дополнительная научная и энциклопедическая литература.

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Прогнозируемый результат: Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались коммуникативные (диалог, публичное выступление, общение в группе), информационные (извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его, обобщать) и компетентность разрешения проблем (умение ставить цели, оценивать свою деятельность и результат работы).

Ход урока:

  1. Организазионный момент. Организация рабочего пространства.

  2. Актуализация новых знаний.

Хайрете, пайдей, калей кай агатхой! Я поздоровалась с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает : «Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные».

Сегодня мы с вами познакомимся с новой страной - Древней Грецией - прародиной современных европейских государств.

Недаром говорится, кто не знает прошлого, у того нет будущего. И, поэтому, засучив рукава, мы с вами сегодня поработаем.

Зачем? Спросите вы. Я думаю, вы сами ответите на этот вопрос?

Ответ: чтобы узнать много интересного и увлекательного.

Запишем тему урока: Древнейшие государства Греции: Крит и Микены.

Проблема: Крит и Микены: развитая цивилизации или миф?

На какие вопросы мы с вами должны ответить, переходя к изучению новой страны?

Учитель географии: Географическое положение (показать на карте)

Климат

Учитель истории: Занятия

Быт

Религия

Культура

Итак, остров Крит, расположенный на самом большом острове Средиземного моря.

Учитель истории: Найдите, пожалуйста на карте о.Крит.

Что было написано о этом острове, мы узнаем прочитав источник.

Гомер. Описание Крита.

ОСТРОВ КРИТ

Остров есть Крит посреди виноцветного моря,
прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми
изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь
ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян;
кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им в
то время,
В девятилетие раз общаясь с великим Зевсом.

Вопрос: какую информацию содержит данный отрывок, что мы узнаём из него о острове Крит.

Гомер говорит, что островом управлял Минос? Что это был за человек? За какие дела его помнят историки и поэты нам и предстоит узнать.

Портрет Миноса

(работа в тетради, парная работа)

Правила работы в группах: (на слайде)

- Уважай мнение товарища.

- Терпеливо выслушай товарища.

- Любое мнение ценно.

- В каждой мысли есть доля истины.

Первое упоминание о нём встречается в мифе о Тесее и Минотавре.

(Рассказ мифа)

Вопрос? Как вы думаете, что в мифе вымышленного, а что могло происходить в действительности?

Работа в парах с трудами Гесиода, Платона, Диодора. Заполнение таблицы.

Диодор «Многие поколения спустя после рождения богов на Крите появилось и немало героев, самыми прославленными из которых были Минос, Радамант и Сарпедон». Старший из братьев Минос стал царем острова, основав на нем немало городов, самые прославленные из которых 3 : Кносс, в той части острова, которая обращена к Азии, Фест, расположенный на юге у моря, и Кидония на западе, в местности, обращенной к Пелопоннесу. Минос дал критянам и немало законов, объявив, что получил их от отца своего Зевса, встречаясь с ним для бесед в какой то пещере. Создал он и многочисленный военный флот, с помощью которого подчинил себе великое множество островов и первым из эллинов установил господство на море. Достигнув великой славы благодаря своему мужеству и справедливости, он погиб на Сицилии в походе против Кохала.

Фукидид «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах».

Платон «Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было не много корабельного леса»

Вопросы: 1. какими чертами характера обладал Минос?

2. Какие дела Миноса стали известны нам из сочинений греческих авторов и философов?

3. как вы думаете, жил Минос в действительности, или это выдуманный персонаж?

4. дайте характеристику Миноса как человека и как исторического деятеля. Правильно ли поступал на ваш взгляд критский царь?

Вопрос: Существовал ли лабиринт?

Долгое время никто не верил, что лабиринт, описанный в мифе существует на самом деле, но в 1900 году сэр Артур Эванс нашёл развалины древних построек.

О а. Эвансе нам расскажет Стопкин Михаил.

Что это был за дворец, после проведённого исследования, нам расскажет Циркина Анна.

Вопрос: слушая Аню, подумайте пожалуйста, что же это всё-таки было построено дворец или лабиринт?

Слайд РЕКОНСТРУКЦИЯ ДВОРЦА

Вопрос: Что же это? Лабиринт или дворец?

Могло ли посещение этого дворца привести к появлению легенды о лабиринте?

Проблема: ПОМОГИТЕ УЧЁНЫМ РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ ЛАБИРИНТА КНОССКОГО ДВОРЦА. ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ БЫЛ ПОСТРОЕН ЛАБИРИНТ?

Ответы учащихся.

А теперь давайте узнаем мнение учёных по данному вопросу.

Видео Кносский дворец.

Кто же построил дворец? После проделанной работы по поиску ответа на вопрос нам расскажет Елизарова Надя.

Как вы думаете это историческая личность или вымышленный герой?

Ответы учащихся.

Мы не придём к единому мнению, как не могут сделать этого учёные, возможно кому-нибудь из вас став археологом или историком удастся найти ответ на этот вопрос.

А мы входим внутрь дворца. Какие прекрасные фрески предстают нашему взору. И рассматривая их можно также узнать много нового и интересного.

У каждого из вас на парте находится задание №2. Выполнив эти задания, мы сделаем каждый своё маленькое открытие в жизни Крита.

  1. Даются изображения «парижанок», «Царь-жрец».

Вопрос: с каноном какой страны похожи данные изображения? Чем они отличаются?

  1. Фреска «Игры с быком», «Изображения быка», отрывок из мифа «Похищение Европы».

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании того факта, что древние критяне очень часто изображали быков?

  1. Фрески с изображениями на морскую тему.

Вопрос: можете ли вы сделать выводы о роли моря в жизни древних критян, рассмотрев данные изображения. Почему подобных изображений не было в Древнем Египте.

Кносского дворца сделайте вывод о занятиях древних греков.

Вопрос: какие выводы о о. Крит мы можем сделать из проведённого нами исследования?

Крит был богатым государством, в котором правили цари.

Криту были подвластны другие города.

Критяне занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей, рыболовством. Имели свой флот.

У жителей Крита существовала религия.

Архитектура, скульптура, живопись, наличие письменности - свидетельства высокого уровня культуры Древнего Крита.

В -----веке вблизи острова Крит, на острове Санторин произошло извержение вулкана, которое привело к гибели критской цивилизации.

Критскую культуру сменила так называемая Микенская культура, с центром в городе Микенах.

Давайте найдем её на карте. Первые города в Греции появились в 3 тысячелетии до н.э. Самым богатым и могущественным был город Микены , который расположен в Южной Греции. Как жили жители этого города?

Ответ на этот вопрос вы найдёте, решив задачу.

Дополнить знания о Микенах , вы сможете, поработав с историческим документом «Надписи из архива Пилосского дворца»

Очень интересный материал о Микенах найден бузиной Алиной. Предлагаю вам поработать вместе с ней.

Микены были уничтожены при нападении греков-дорийцев.

Что же мы узнали о Микенах?

Микены были могущественным государством, вели военные действия с соседями, там правили цари, больших высот достигло искусство, в Микенах существовало неравенство.

Проведем физкультминутку, прежде чем мы заслушаем выступления трех групп.

- «Защита города». Станьте группой вокруг стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенной государство.

- «Добро». Повернитесь к «жителям соседнего государства» и покажите им жестами, что вы настроены мирно и дружелюбно, готовы к переговорам.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Закрепление: что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия: помогли ли вам в познании нового ваши друзья?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Подведение итогов урока.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Знания Ваши нам так пригодились.

Выставление оценок.

д/з параграф 21, ТПО №1,2,3









МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Харабали»



















Конспект урока истории по теме:

«Древнейшие государства Греции:

Крит и Микены»

Учитель: Гноевая М.В.

























2013 год







© 2010-2022