- Преподавателю
- История
- Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1
Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клещевник Д.А. |
Дата | 27.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Краснодарского края
МБОУ СОШ № 43 г. Краснодара
Исследовательский проект на тему
Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов
Выполнил: Клещевник Даниэль
6 класс
Руководитель работы:
Клещевник Ж.Е.,
преподаватель
2017
Содержание
Введение ......................................................................................................
1. Этническое название………….…………………………………………
2. Шапсуги в Крымской войне…………………………………………….
3. Вынужденное переселение……………………………………………...
4. Автономизация шапсугов……………………………………………….
5. Культура и обычаи шапсугов……………………...................................
Заключение…………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………….
3
4
5
6
6
9
11
13
Введение
Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек. Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых. Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае.
Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение - «черкесы».
-
Этническое название
Историческая справка:
ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Российской. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; современная численность около 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.
Шапсуги. составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг).
Сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире - адыгов-черкесов.
В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.
-
Шапсуги в Крымской войне.
Шапсуги не только принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством, но и были во время Кавказской войны одними из самых упорных противников.
Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, именно в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».
Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.
Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи
Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла».
-
Вынужденное переселение
Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую.
Несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов - зихов.
В коце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.
С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон.
Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.
-
Автономизация шапсугов
Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе.
Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии - национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4 съездом шапсугов Причерноморья.
В мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея.
Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул ( ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. - в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача).
Первые руководители Шапсугского района
Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.
С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.
В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья - Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах - от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге.
На 1-м съезде шапсугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района, принятая 12 июня 1992 Президиумом ВС РФ. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения
Шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами
-
Культура и обычаи шапсугов.
Древний шапсугский дом. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи
Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами.
Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.