• Преподавателю
  • История
  • Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

МБОУ СОШ № 43 г. Краснодара

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1





Исследовательский проект на тему

Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов

Выполнил: Клещевник Даниэль

6 класс

Руководитель работы:

Клещевник Ж.Е.,

преподаватель

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

2017

Содержание


Введение ......................................................................................................

1. Этническое название………….…………………………………………

2. Шапсуги в Крымской войне…………………………………………….

3. Вынужденное переселение……………………………………………...

4. Автономизация шапсугов……………………………………………….

5. Культура и обычаи шапсугов……………………...................................

Заключение…………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………….





















3

4

5

6

6

9

11

13

Введение

Древнейшие следы человека на территории республики относятся к эпохе нижнего палеолита. Именно тогда сюда пришли предки коренного населения Адыгеи.

Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек. Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых. Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае.

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение - «черкесы».

  1. Этническое название

Историческая справка:Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Российской. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; современная численность около 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

Шапсуги. составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире - адыгов-черкесов.

В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.

  1. Шапсуги в Крымской войне.

Шапсуги не только принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством, но и были во время Кавказской войны одними из самых упорных противников.Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, именно в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла».

  1. Вынужденное переселение

Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую.

Несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов - зихов.

В коце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон.

Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.

  1. Автономизация шапсугов

Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе.

Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии - национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4 съездом шапсугов Причерноморья.

В мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея. Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул ( ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. - в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача).

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Первые руководители Шапсугского района


Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.

С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья - Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах - от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге.

На 1-м съезде шапсугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района, принятая 12 июня 1992 Президиумом ВС РФ. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения

Шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами

  1. Культура и обычаи шапсугов.

Исследовательский проект на тему Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов часть 1

Древний шапсугский дом. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи


Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами.

Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

© 2010-2022