План-конспект урока Наследие Средних Веков в истории человечества (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наследие Средних Веков в истории человечества.

Цель: создать условия для обобщения знаний об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета Средневековья.

Задачи:

Образовательная обобщить знания учащихся по курсу «История Средних Веков». Закрепить знания исторических понятий, процессов, персоналий истории данного периода.

Развивающая: развить умения анализировать материал, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы. Продолжить развитие навыков работы с исторической картой.

Воспитательная: воспитать чувство уважения к истории и культуре других народов. Развить познавательный интерес к истории.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.

Решаемые проблемы: Многие ученые называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какими фактами можно доказать эту точку зрения?

Виды деятельности (содержание, контроль): формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление и решение кроссвордов, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

Метапредметные УУД: познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям; регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей, сопереживают им.

Оборудование: видеоурок по теме: «Наследие средних веков в истории человечества». Учебник «История Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М., 2006.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Работа по теме урока.

Класс делится на две команды. Победителем выходит та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает большее количество баллов.

Задания для игры:

Задание 1.

Дайте определения понятиям:

-Средние века, феодализм, сословие, барщина, вассал, сословно-представительная монархия, натуральное хозяйство, парламент, повинности, оброк, сеньор, феод.

Задание 2.

Назовите события, которые произошли в указанные периоды:

VI в.н.э. (Возникновение франкского государства.)

800 г. (Провозглашение Карла Великого императором.)

1054 г. (Разделение христианской церкви на западную и восточную.)

1096-1291 гг. (Крестовые походы.)

1337-1453 гг. (Столетняя война.)

1453 г. (Гибель Византийской империи.)

Задание 3.

Нарисуйте схемы:

-организация христианской церкви.

-феодальная лестница.

Задание 4.

Вычеркните лишнее и объясните свой выбор:

-саксы, вандалы, майя, вестготы, франки (Майя-индейское племя, все остальные-германские племена.)

-Кастилия, Арагон, Германия, Португалия, Испания. (Германия, все остальные-это государства, образовавшиеся во время Реконкисты.)

Задание 5.

Объясните, что означает средневековая поговорка:

-«Городской воздух делает свободным». (В Средние века был закон, по которому тот, кто проживет в городе год и один день, обретает свободу. Этим правом воспользовались многие зависимые крестьяне, сбежавшие от своих феодалов.)

-«С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». (Французская поговорка; имелось в виду, что феодалам невыгодно было в виде наказания за провинность убивать зависимых крестьян, так как пока они живы, феодал мог получать с них постоянный доход в виде барщины либо оброка.)

Задание 6.

Шарады

-Первый слог-кусок земли.

Второй слог-передача мяча в футболе.

Целое слово-изобретение китайцев. (Компас.)

-Первый слог-нота.

Второй слог-часть игры.

Третий слог-болезнь.

Целое слово-освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова. (Реконкиста.)

-Первая часть слова-место хранения спиртных напитков.

Вторая часть-личное местоимение третьего лица, единственного числа, мужского рода.

Целое слово-дворянский титул. (Барон.)

-Первая часть слова-правило, стандарт.

Вторая часть слова-удвоенная согласная буква.

Целое слово-северный германец, викинг. (Норманн.)

-Первый слог-движение в танце.

Вторая часть-единица измерения времени.

Третья часть слова-первая буква алфавита.

Целое слово-буддийский храм в виде высокой многоэтажной башни. (Пагода.)

-Первый слог-использованная вещь.

Вторая часть слова-волшебник.

Третья часть слова-первая буква алфавита.

Целое слово-изобретение Китая. (Бумага.)

Задание 7.

Задача команд-не только понять, о ком идет речь, но и объяснить, откуда эти прозвища возникли.

-Всемирный паук. (Людовик XI, король Франции, был хитрым политиком и в борьбе за власть использовал любые средства.)

-Последний рыцарь. (Карл Смелый, герцог Бургундии. Пытался жить по законам рыцарской чести.)

-Орлеанская дева. (Жанна д Арк-французская народная героиня. Во время Столетней войны добилась коренного перелома в ходе военных действий, освободив Орлеан от англичан.)

-Гуго Капет. (Граф Парижский, основатель династии Капетингов.Прозвище получил по названию любимого им головного убора-капюшона.)

Задание 8.

Определите, опираясь на содержание фрагментов, о каких исторических событиях Средневековья идёт речь в текстах: Крестовые походы, арабские завоевания, верденский раздел империи Карла Великого, взятие Константинополя турками-османами, Война Алой и Белой розы, Жакерия, Гуситские войны в Чехии, Столетняя война.

1.«Франкская нация блистала в глазах всего мира… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи. Государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя появились корольки, вместо империи - жалкие обломки».

(Ответ: верденский раздел империи Карла Великого.)

2.«Жители Константинополя... вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни

Господни...»

(Ответ: Крестовые походы.)

3.«Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками, не на далёком расстоянии от них. Перед началом боя быстро окружали какую-либо намеченную часть неприятельского войска; после окружения повозки снова смыкались, и, таким образом, враги, стеснённые и зажатые между повозками, не имея возможнос ти получить от других своих отрядов помощь и защиту, либо падали под ударами мечей пехотинцев, либо их поражали пулями и пиками мужчины и женщины на повозках».

(Ответ: Гуситские войны в Чехии.)

4.«Султан и его двор покинули покорённый город, направившись в Адрианополь. Позади оставался наполовину разрушенный и опустошённый Константинополь; он весь почернел, как будто от дыма, и в нём царила необычная тишина. Всё вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли осквернёнными и разграбленными, дома необитаемыми, лавки и склады - разбитыми и растасканными».

(Ответ: взятие Константинополя турками-османами.)

5.«Случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства Франции… Они говорили, что дворянство королевства Франции - рыцари и оруженосцы - опозорили и предали королевство и что было бы великим благом их всех уничтожить… Выбрали короля из своей среды и величали его, короля, Жак Простак».

(Ответ: Жакерия.)

6.«Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была ещё далеко позади, а маршалы прошли уже через изгородь и столкнулись с англичанами… Тут произошла большая и жестокая битва, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавшим им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого. Тут стало ясно поражение французов».

(Ответ: Столетняя война.)

7.«И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьёзного сопротивления неожиданному противнику. Иранское царство рухнуло под дружным напором мусульман. Столь же стремительно завоеватели заняли почти две трети византийских земель - Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В 711 г. конница мусульман переправилась через Гибралтарский пролив и вторглась на Пиренейский полуостров.

Испания была захвачена мусульманами».

(Ответ: арабские завоевания.)

8.«О, долго Англия была безумна, Сама себя терзала в исступленье:

Брат брата убивал в слепом бою,

Отец убийцей был родного сына, Сын по приказу убивал отца.

Повинны в этом Йорки и Ланкастеры: Раздор их дикий рвал на части мир».

(Ответ: Война Алой и Белой розы.)

Задание 9.

Определите, опираясь на содержание фрагментов, о каких исторических деятелях идёт речь в текстах: Иоганн Гуттенберг, Ян Гус, Карл Великий, Вильгельм, Юстиниан, Мехмед II, Людовик XI, Григорий VII.

1.«Стремление завоевать древнюю столицу ромеев охватило его настолько, что, по словам греческого историка Дуки, «ночью и днём, ложась спать и вставая, в своём дворце и вне его, всю свою заботу полагал на то, какими военными действиями и средствами овладеть Константинополем». Фанатичная приверженность исламу отнюдь не помешала ему тщательно подготовиться к осаде, мобилизовать огромную армию и флот, создать лучшую в Европе артиллерию. Судьба Константинополя была решена».

(Ответ: Мехмед II.)

2.«Давно уже в Западной Европе не было такого энергичного и удачливого правителя. Он установил мир в своей огромной державе, чьи границы были не намного уже границ былой Западной Римской империи. Трудно сказать, кому из двух союзников, королю или папе Льву III, пришла в голову мысль восстановить императорскую власть на Западе. Но на Рождество 800 г. в римском храме Св. Петра папа возложил на государя франков корону и провозгласил его императором римлян».

(Ответ: Карл Великий.)

3.«В 532 г. в ответ на рост налогов в Константинополе вспыхнуло восстание против императора. Растерянный император хотел бежать морем, но сохранившая самообладание Феодора потребовала от императора решительных действий, закончив словами: «Смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - лучший саван». Слова Феодоры воодушевили императора, восстание было жестоко подавлено».

(Ответ: Юстиниан.)

4.«Король Франции был заметной и чрезвычайно противоречивой личностью. Совершенно беспринципный, часто прибегавший к подкупам, убийствам, нередко пускавший в ход яд и откровенный обман, он оставался, как ни парадоксально, чрезвычайно набожным человеком, склонным временами впадать в полосы искреннего покаяния и душевных терзаний. Примечательной была знаменитая шляпа короля, увешанная оловянными образками многочисленных святых, перед которыми он истово молился в перерывах между своими злодеяниями. Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

(Ответ: Людовик XI.)

5.«Войска нормандского герцога, состоявшие из мечтавших о хорошей добыче рыцарей, высадились на Британских островах. Через два месяца епископ под одобрительные крики толпы короновал его в Лондоне и совершил обряд помазания на царство. Так началась история английского королевства. Произошедшее получило название «нормандское завоевание», а он вошёл в историю под выразительным титулом Завоевателя».

(Ответ: Вильгельм.)

6.«Сначала они вырезали буквы на досках и напечатали общеупотребительный словарь, однако ничего другого при помощи этих досок напечатать не могли, так как вырезанные на них буквы были неподвижны. Тогда он придумал отлить буквы латинского алфавита, названные матрицами, при помощи которых он отливал буквы из меди и олова столько, сколько было нужно, тогда как раньше они вырезали их руками. Долгое время он держал это изобретение в тайне, пока оно не было перенесено рабочими, без которых он не мог обойтись, сначала в Страсбург, а потом и ко всем народам».

(Ответ: Иоганн Гуттенберг.)

7.«Католическая церковь объявила его еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре. Будучи человеком смелым и открытым, чешский проповедник решил отстаивать правоту своих взглядов перед всем высшим католическим духовенством, папой и императором. Для этого он отправился в город Констанц, где заседал церковный собор. Собор потребовал от него отречься от своих взглядов. Но даже под угрозой смерти проповедник повторял: «Не отрекусь!» В 1415 г. он был осуждён на смерть и сожжён на костре».

(Ответ: Ян Гус.)

8.«И вот Генрих IV явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесён тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день. Наконец, на четвёртый король был допущен к папе. И после долгих переговоров с короля было снято церковное отлучение».

(Ответ: Григорий VII.)

Задание 10.

Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином или понятием.

1.Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своём наделе, но за пользование им был обязан отдавать господину определённое количество продуктов собственного труда или денег.

(Ответ: оброк.)

2.В 1265 г. в Англии впервые был созван орган представительства сословий, который в XIV в. был разделён на две палаты - палату лордов и палату общин. В первую палату входили епископы, аббаты и бароны, во второй палате заседали рыцари и богатые горожане.

(Ответ: парламент.)

3.В Средние века продукты питания и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления.

(Ответ: натуральное хозяйство.)

4.В каждом средневековом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы, которые защищали их интересы.

(Ответ: цеха.)

5.Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закреплёнными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

(Ответ: сословия.)

6.Феод - это населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором - своему подчинённому человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу.

(Ответ: вассал.)

7.Средневековье выше личных ставило общие интересы: цеха, гильдии, сословия, общины, церкви, христианского человечества. Однако в городах Италии, известных своим свободолюбивым духом, в XIII-XIV вв. стали появляться люди, которых интересовало «познание человеческого», создание нового учения об «универсальном человеке», который может достичь совершенства во всём.

(Ответ: гуманизм.)

8.Даже самые серьёзные учёные Средневековья увлекались занятием, целью которого был поиск «философского камня», превращающего любой недрагоценный металл в золото и продлевающего человеческую жизнь. Успеха им добиться так и не удалось. Но, смешивая различные вещества и ставя многочисленные опыты, они как бы мимоходом открыли новые красящие вещества, лекарства, сплавы.

(Ответ: алхимия.)

3.Подведение итогов урока.

Закончите предложения:

-Я приобрел…

-Я научился…

-Я смог…

-Меня заинтересовало…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

4.Домашнее задание: учебник, с. 277-279; записи в тетрадях.



© 2010-2022