Рабочая программа по истории России 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7

Утверждена

Приказом МБОУ школы № 7

от 1 сентября 2015 года № 220

Принято методическим объединением

учителей общественного цикла

Протокол от 31 августа 2015 года № 1













Рабочая программа

учебного предмета

«История России»

6 класс









Составитель программы:

учитель истории: Ладыгина С.В.



2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.), авторской программы для общеобразовательных учреждений по истории России А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной для 6-9 классов (издательство: М .: Просвещение, 2009).

Данная программа ориентирована на использование учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века» (М.: Просвещение, 2011г.)

Главная цель изучения истории России - образование, развитие и воспитание личности школьника; формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей отечественной истории.

Задачи обучения:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной истории.

Роль учебного предмета «История России» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Курс освещает экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России данного периода, характеризует наиболее яркие личности России, их роль в истории и культуре; показывает возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

В 6-ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» отводится 35 часов (1 час в неделю), включая часы на изучение тем «Родной край в древности» и « Родной край в XIV- XVI вв.», на обобщение и повторение материала и контроль знаний учащихся.


Учебно-тематический план:

Глава

Количество часов

1

Введение

1ч.

2

Восточные славяне

2ч.

3

Русь в IX - первой половине XII в.

6ч.

4

Русь во второй половине XII - XIII в.

8ч.

5

Родной край в древности

1ч.

6

Образование единого Русского государства.

8ч.

7

Московское государство в XVI в.

5ч.

8

Родной край в XIV- XVI вв.

1ч.

9

Итоговое повторение и обобщение

2ч.

Итого:

34ч.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. (34 ч)

Введение (I ч). Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

ТЕМА 1. Восточные славяне (2 ч)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

ТЕМА 2. Русь IX - первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

ТЕМА 3. Русь во второй половине XII-XIII в. (8 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение ВладимироСуздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. По - ход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба-по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский вы ход, ярлык.

Родной край в древности (1 ч)

ТЕМА 4. Образование единого Русского государства (8 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва -центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV - начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально -крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

ТЕМА 5. Московское государство в XVI в. (5 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50 -х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно го управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 -х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи -Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Родной край в XIV-XVI вв. (1 ч)

Итоговое повторение и обобщение (2 ч ) Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до XVIв.; выдающихся деятелей отечественной истории данного периода;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


  • Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М, Просвещение, 2014год;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы ,-4изд .- М .: Просвещение, 2010. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России

  • Контрольно - измерительные материалы. История России. 6 класс/ сост. К.В.Волкова.- В.: Астрель, 2011

  • Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 кл.: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной/С.В.Агафонов.- М.: Экзамен, 2012

  • Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России с древнейших времен до конца ХVI века/ Е.В.Симонова.- М.: Экзамен, 2012.

Исторические карты:

Киевская Русь в IX - XII вв

Русские княжества и золотая орда в 13 веке.

Раздробленность Руси в 12 - первой четверти 13 вв.

Борьба против иноземных захватчиков в 13 веке

Образование Русского централизованного государства




ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский А.А. Древнерусская дружина.-М.:1989.

  2. Горский А.А. Москва и орда.-М.:2005.

  3. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков.-М.:2001.
    Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII веках. Т. 1 - 2. М., 1895 - 1901.

  4. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.-М.: 1997.

  5. Зимин А.А., Россия времен Ивана Грозного.-М.:, 1993.

  6. История в лицах. М., 1997.

  7. Ключевский В.О. Исторические портреты.М., 1997.

  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.

  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.

  10. Милюков П.Н. Очерки по истории русской колонизации. М., СПб., 1898 - 1913.

  11. Митяев А.В. Героические страницы истории нашей Родины. IX - XVIII вв.М., 1991.

  12. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры. IX - XVII вв. М., 1984.

  13. Рассказы русских летописей IV - XVII вв.М., 1976.

  14. Соловьев С.А. Чтения и рассказы по истории России .М., 1989.

  15. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 2. Ч. 1-2. - М, 1995, 1997











Календарно-тематическое планирование


Содержание

§

Кол.

час.

Введение.


1час


Тема 1. Восточные славяне


2час

Восточные славяне и их соседи.

§1

1

§2

1


Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в.

6час

Формирование Древнерусского государства.

§3

1

Первые русские князья.

§4

1

Князь Владимир. Крещение Руси.

§5

1

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

§6

1

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

стр. 77-83

1

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

§7, §8

1


Тема 3. Русь во второй половине XII - XIII в.

8час

Раздробление Древнерусского государства.

§9

1

Владимиро-Суздальское княжество.

§10-11

1

Великий Новгород. Галицко-Волынская земля.

§10-11

1

Монгольское нашествие на Русь.

§12

1

Борьба русских земель с западными завоевателями.

§13

1

Русь и Орда.

§14

1

Русь и Литва

§15

1

Культура русских земель в XII-XIII веках.

§16

1

Родной край в древности

1час


Тема 4. Образование единого русского государства.

7час

Усиление Московского княжества.

§17

1

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

§18

1

Московское княжество и его соседи в конце XIV-серед XV в.

§19

1

Создание единого Русского государства

§20

1

Срезовая работа


1

Создание единого Русского государства

§21

1

Церковь и государство.

§22

1


Тема 5. Московское государство в XVI веке

6

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.

§23

1

Внешняя политика Ивана IV.

§24

1

Опричнина.

§25

1

Культура и быт в XIV - XVI веках

§26§27

1

Итоговый тест


1

Культура и быт в XIV - XVI веках

§28

1

Повторительно - обобщающий урок


1

Родной край в XIV - XVI веках


1

Повторение.


1

7


© 2010-2022