Рабочая программа по ИДМ 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шацкая средняя школа»






Рассмотрено на заседании

МО ___________________

протокол № ___________

от « ___ » ________ 2016 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________ Терзиева Н.Н.

« ___ » ______________ 2016 г.

Утверждаю

директор МОУ «Шацкая СШ»

___________ Добрынина О.В.

« ___ » _____________ 2016 г.









Рабочая программа

по истории Древнего мира

5а, 5б классы

учитель: Матыкина М.И.




























2016-2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Место учебного предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Предмет «История Древнего мира » изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 68 учебных часов (2 часа в неделю). Уровень обучения - базовый.

Рабочая программа для 5 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу « История Древнего мира» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской рабочей программы:

  • «Всеобщая история» под редакцией Вигасина А.А., Сороко-Цюпы О.С. Москва, Издательский центр «Просвещение», 2014.

  1. Цели и задачи изучения учебного предмета

Основная цель школьного предмета «История» - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:

- формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала Греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формировании у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.


  1. Формы контроля знаний, умений и навыков

Формами текущего и итогового контроля являются:

устный ответ обучающихся, самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.


  1. УМК, на основе которого ведется преподавание предмета

  • Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2014.

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2014.

  • Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. 4-издание. - М.: Просвещение, 2016.

  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2013.

  • Атлас: История Древнего мира.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение (1 ч.)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения, как источник знаний о прошлом. Рол археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Хронология - наука об измерении времени

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема I. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Тема 2. Первые земледельцы и скотоводы (3 ч.)

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Тема 3. Счёт лет в истории (1 ч.)

Раздел II. Древний Восток ( 20 ч.)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново-вавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч.)

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация.

Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Тема 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. (4 ч.)

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Раздел IV. Древний Рим (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Тема 14. Римская империя в первые века н.э. (5 ч.)

Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины

Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

Умения рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоёв первобытных и древних обществ.

Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять своё собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1)Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

8) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

9)Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  8. Смысловое чтение.

  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные результаты:

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.

  • Группировать (не по хронологии).

  • Сравнивать.

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

  • Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Планируемые результаты изучения учебного курса за 5 класс, предполагают возможность учащихся научиться следующим знаниям, умениям:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;

-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.

3. Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).

4. Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Выставление триместровых, годовых и итоговых отметок.

Триместровые отметки выставляются с учетом текущих устных и письменных отметок, контрольных работ.

Годовая отметка выставляется на основе триместровых отметок.

Итоговая отметка ставится при учете триместровых и годовой.

Критерии оценивания устного ответа.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».

Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.

Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.

Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.

Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.

Допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.

Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.

Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.

Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

Не раскрыто основное содержание учебного материала.

Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.

Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за творческие работы по истории

Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1-2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др.Грамотное оформление и представление проекта.

Отметка «3» .Информация частично изложена, содержит 1-2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Здание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.

Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.







3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Содержание тем учебного курса: история Древнего мира (68 ч.).


Тема I. Первобытные собиратели и охотники

3

3

Тема 2. Первые земледельцы и скотоводы

3

4

Тема 3. Счёт лет в истории

1

5

Тема 4. Древний Египет

8

6

Тема 5. Западная Азия в древности

7

7

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

8

Тема 7. Древнейшая Греция

5

9

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

10

Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

5

11

Тема 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

4

12

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

13

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья


3

14

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

15

Тема 14. Римская империя в первые века н.э.

5

16

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

17

Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим»

1


Итого:

68































ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСАОснащение

Средства обучения. Информационное сопровождение

Введение (1 ч.)


Познавательные:

-находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

-находить и исправлять ошибки;

-оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами.

Личностные УУД:

-осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.3.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема I. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)


Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда орудия труда.

Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к труду. Представлять образ первобытного человека.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с. 4-6. Карта «Расселение древнейших людей 40-10 тыс. л.н.»

3

Родовые общины собирателей и охотников §2

1

ОНЗ

Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты. Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с. 4-12.

4

Возникновение искусства и религиозных верований §3

1

ОНЗ

Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как ученые разгадывают загадки древних художников. Характеризовать верования первобытных людей.

Презентация, учебник.


Тема 2. Первые земледельцы и скотоводы (3 ч.)


Презентация, учебник.

7

Повторительно-обобщающий урок «Значение эпохи первобытности для человечества» §4-5

1

Урок рефлексии

Решать проблемные и развивающие задачи.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.16, раздаточный материал.

Тема 3. Счёт лет в истории (1 ч.)Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.16-17.

Раздел II. Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.26, раздаточный материал. Карта «Искусство Древнего Египта».

15

Письменность Древнего Египта §12

1

ОНЗ

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Найти информацию о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.27, раздаточный материал.

16

Повторительно-обобщающий урок «Достижения древних египтян» §6-12

1

Урок рефлексии

Нарисовать схему Древнего Египта. Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Выполнить задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.35, раздаточный материал.

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)Древнее Двуречье §13

1

ОНЗ

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, с.36. Карта

« Древнее Двуречье и Восточное Средиземноморье».

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. §14

1

ОНЗ

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.40-41.

Карта « Ново-вавилонское царство в 7-6 вв. до н.э.».

19

Финикийские мореплаватели §15

1

ОНЗ

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.45-46. Карта «Финикийские колонии в 8-6 вв. до н.э.»

20

Библейские сказания §16

1

ОНЗ

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

21

Древнееврейское царство §17

1

ОНЗ

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудио-ресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.47-54.

22

Ассирийская держава §18

1

ОНЗ

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.55. Карта

« Ассирийская держава в 8-7 вв. до н.э.»

23

Персидская держава «царя царей» §19

1

ОНЗ

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.59. Карта «Персидское царство в

6-м в. до н.э.»

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)


Раздел III. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)


Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.5.

31

Поэма Гомера «Илиада» §26

1

ОНЗ

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.8.

32

Поэма Гомера «Одиссея» §27

1

ОНЗ

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.8-9.

33

Религия древних греков §28

1

ОНЗ

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с. 6, 10-13.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)


Презентация, учебник, Карта

« Великая греческая колонизация в 8-5 вв. до н.э.»

38

Олимпийские игры в древности §33

1

ОНЗ

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиа ресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.22-23.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве §34

1

ОНЗ

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Презентация, учебник. Карта «Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.»

40

Нашествие персидских войск на Элладу §35

1

ОНЗ

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.25-26.



Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)


В гаванях афинского порта Пирей §36

1

ОНЗ

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.27.

42

В городе богини Афины §37

1

ОНЗ

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.28.

43

В афинских школах и гимнасиях

§38

1

ОНЗ

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Презентация, учебник.

44

В театре Диониса §39

1

ОНЗ

Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

Презентация, учебник.

45

Афинская демократия при Перикле §40

1

ОНЗ

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Презентация, учебник.

Тема 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. (4 ч.)


Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.37.

Карта «Поход Александра Македонского на Восток».

48

В Александрии Египетской §43

1

ОНЗ

Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распады державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.38.

49

Повторительно-обобщающий урок «Вклад древних эллинов в мировую культуру» §41-43

1

Урок рефлексии

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.38-48.

Раздел IV. Древний Рим (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)


Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.52.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.) c против Спартака».

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.56 Карта «Восстание Спартака (74-71 гг. до н.э.»..

58

Единовластие Цезаря §52

1

ОНЗ

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

Презентация, учебник. Карта «Гражданские войны в Риме (40-30 -ее гг. до н.э.».

59

Установление империи в Риме §53

1

ОНЗ

Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

Презентация, учебник.

Тема 14. Римская империя в первые века н.э. (5 ч.)Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)


Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

§60

1

ОНЗ

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.71-72. Карта «Падение западной Римской империи».

67

Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим» §44-60

1

Урок рефлексии

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь с.73-80.

68

Резерв

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Оборудование


© 2010-2022