Коррекционная рабочая программа по истории 8 класс для детей с ОВЗ

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «История России» для коррекционного 8-К класса

Программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г. (гл. 4 ст.34, гл.6 ст.55).

  3. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-3 (ст.15).

  4. Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ.

  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 - ФЗ.

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».



  1. Письмо МО РФ от 27.03.2000 г. № 27/901 -6 " О психолого- медико- педагогическом консилиуме образовательного учреждения";

  2. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I - VII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.);

  3. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 - 6;

  4. Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 - 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно - развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г. Москва, 15-16 февраля 2000г.;

  5. Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР»;

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

  7. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;



  1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 №15785);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. N 373;

  3. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  4. Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993);

  5. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для обра-зовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы обще-го образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;

  6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно - эпидемиологические правила к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Сан ПиН 2.4.2.28.21-10;

  7. Изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ о т 24.11.2015 № 81;

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;

  9. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., регистрационный номер 30067);

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащѐнности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  12. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

  13. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 10.02.2011 №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  14. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;

  15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 7.02.11 № 163-р).

  16. Устав МОУ СОШ п. Полевой;

  17. Учебный план МОУ СОШ п. Полевой на 2016-2017 учебный год.

Определение места и роли учебного курса:

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный,фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.

В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учрежденийVIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цели: - изучение исторического материала,

- овладение знаниями и умениями,

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

- формирование личностных качеств гражданина,

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,

- специально - трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Рабочая программа призвана решать ряд задач:

образовательные:

· усвоить важнейшие факты истории;

· создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

· усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

· овладеть умением применять знания по истории в жизни;

· выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные:

· гражданское воспитание учащихся;

· патриотическое воспитание;

· воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

· нравственное воспитание;

· эстетическое воспитании;

· трудовое воспитание;

· правовое воспитание;

· формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно - развивающие:

· развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы;

· учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;

· содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;

· расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1». Изд. «ВЛАДОС», 2011.

Информация об используемом учебно-методическом комплексе:

Данный курс обеспечен учебниками История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.

Информация о количестве учебных часов:

Согласна годового календарного учебного графика МОУ СОШ п. Полевой на 2016-2017 учебный год продолжительность учебного года в 8 классе составляет 34 учебные недели, 68 учебных часов.

Логические связи данного предмета.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «География», «Литература» и др.


Основное содержание рабочей программы:

Единая Россия (конец XV - начало XVII века) - 22 часа

Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры.Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)

Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

История нашей страны в период XIX века (24 часа)

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.

Повторение (2 часа)

Содержание НРЭО 8- К классе



Контрольно-измерительные материалы в 8-К классеВид

контроля

Форма контроля

Источник

КИМ

Время,отводимое

На выполнение

Кол-

во

16

Смутное время

Итоговый

Контрольная работа

Авторская разработка

40

10

18

Начало правления династии Романовых

Промежуточный

Тестовая работа

Авторская разработка

20

6

31

Преобразования Петра I

Итоговый

Контрольная работа

Авторская разработка

40

10

41

Великие преобразования России в XVIII

Промежуточный

Тестовая работа

Авторская разработка

20

6

48

Отечественная война 1812 г.

Итоговый

Контрольная работа

Авторская разработка

40

10

56

Крымская война 1853-1856 г.

Промежуточный

Тестовая работа

Авторская разработка

20

6

68

Итоговая контрольная работа по курсу «История России»

Итоговый

Контрольная работа

Авторская разработка

40

10

Календарно-тематическое планирование в 8-К классе

Кол.

часов

Цели

урока

Основные

знания

Основные термины и понятия

НРЭО

1

Вводный урок.

1

Закрепить представление об истории как науке.

История - наука о прошлом человечества.

История, предки

2

Входной контроль.

Иван III Великий - глава единого государства Российского.

1

Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.

Иван III создал централизованную систему государственного управления.

Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.

3

Работа над ошибками. Расширение государства Российского при Василии III.

1

Проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы.

Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III - достойный сын ИванаIII.

Боярин - наместник.

4

Русская православная церковь в Российском государстве.

1

Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве.

Русская православная церковь - помощник великого князя; митрополит - глава церкви.

Духовенство, десятина.

Положение русской православной церкви на Урале

5

Первый русский царь Иван IV Грозный.

1

Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV.

1547 г. - венчание на царство, создание системы государственного управления.

Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.

6

Опричнина Ивана Грозного.

1

Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.

Опричник - дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы - расправа с боярами.

Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.

7

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1

Дать уч - ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.

Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Порох, ясак, караул, толмач.

8

Покорение Сибири.

1

Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.

Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.

Казак, круг, атаман.

9

Быт простых и знатных людей.

1

Углубить знания уч - ся о быте простых и знатных людей.

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.

Тулуп, тягло, слобода.

Особенности быта людей, проживающих на Урале

10

Москва - столица Российского государства.

1

Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.

Москва - столица Российского государства; Московский кремль - памятник русской национальной архитектуры.

Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

11

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

1

На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века.

Афанасий Никитин - русский путешественник.

Путешественник, раджа.

12

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

Познакомить уч - ся с творчеством Андрея Рублева.

Андрей Рублев - иконописец XV в.; икона «Троица».

Иконостас, путник, олифа, темпера.

13

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

1

На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV - XVIвеков.

Иван Федоров - первопечатник; 1564 г. - первое издание книги в России.

Типография, предисловие.

14

Правление Бориса Годунова.

1

Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.

Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.

Патриарх.

15

Смутное время.

1

Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.

Смутное время - борьба за власть в начале XVII века.

Смутное время, самозванцы.

Урал в Смутное время

16

Контрольная работа


17

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1

Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.

Семибоярщина - власть бояр; 1612 г. - освобождение страны от иноземных захватчиков.

Семибоярщина.

18

Начало правления династии Романовых.

1

Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.

1613 г. - начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.

Соляной бунт, Медный бунт.

19

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).

1

Дать представление о положении крепостных крестьян.

Крепостные крестьяне - крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.

20

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).

1

Дать представление о крестьянской войнеXVII века под предводительством Степана Разина.

1670 г. - крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Крестьянская война.

21

Раскол в Русской православной церкви.

1

Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви.

Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы - раскольники; Аввакум.

Протопоп, старообрядцы, скиты.

22

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в концеXVI - начале XVII в.

Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями.

Чум, первопроходцы.

23

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV - начало XVII в.)»

1

Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV - XVIIвв.

24

Начало правления Петра I.

1

Показать, что начало правления Петра Iознаменовалось важными преобразованиями.

Детство Петра I, 1690 г. - создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.

25

Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга.

1

Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны.

1700 г. - начало Северной войны, причины Северной войны.

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.

26

Полтавская битва.

1

Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.

1709 г. - битва под Полтавой, причины победы над шведами.

Окоп, редут, драгун, гетман.

27

Победа Русского флота. Окончание Северной войны.

1

Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.

Гангутское сражение; 1721 г. - окончание Северной войны; значение победы в войне

Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.

28

Петр I - первый российский император.

1

Создать у уч - ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.

Петр I - первый российский император.

Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.

29

Преобразования Петра I.

1

Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России.

Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.

Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер - прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.

Промышленное освоение Урала

30

Эпоха дворцовых переворотов.

1

Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.

Последовательность правления царей.

Дворцовые перевороты, фаворит.

31

Контрольная работа по теме «Преобразования Петра I»

1


32

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

1

Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова. Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России

М.В.Ломоносов - первый русский академик; И.И.Шувалов - меценат, покровитель науки и искусства. 1755 г. - основание Московского университета; 1759 г. - открытие Академии художеств.

Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика. Разночинцы, мещане.

33

Правление Екатерины II. Золотой век дворянства.

1

Раскрыть сущность политики Екатерины II. Рассказать о расширении привилегий дворянства.

Время правления Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Золотой век дворянства - время правления ЕкатериныII, привилегии дворян.

Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник. Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан - исправник, меценат.

34

Положение крепостных крестьян.

1

Дать уч - ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.

Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.

Наказы, вольная.

35

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.

1773 - 1775 гг. - крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Дезертирство.

Восстание на Урале

36

Русско - турецкие войны второй половины XVIIIвека.

1

Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.

Русско - турецкие войны 1768 - 1774 гг., 1787 - 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.

Ультиматум.

37

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1

Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.

А.В.Суворов - выдающийся полководец, воинское звание - генералиссимус.

Генералиссимус.

38

Русские изобретатели и умельцы.

1

Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.

И.П.Кулибин - изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов - изобретатель паровой машины.

Паровая машина, семафор.

39

Развитие литературы и искусства в XVIIIвеке.

1

Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.

Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.

Драматурги -

ческие произведения.

40

Быт и нравы русских людей в XVIII веке.

1

Познакомить уч-ся с бытом и нравами русских людей в XVIIIвеке.

Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.

Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.

Быт и нравы народов Урала в XVIII в.

41

Повторительно - обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»

1

Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».

42

Россия в начале XIX века.

1

Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX в.

Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах».

Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.

43

Начало Отечественной войны 1812 года.

1

Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.

24 июня 1812 г. - нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.

44

Бородинская битва.

1

Дать представление о Бородинском сражении.

26 августа 1812 г. - Бородинское сражение; М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армии.

Генеральное сражение, ставка. Флеши.

45

Оставление Москвы.

1

Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.

Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. - оставление Москвы русскими войсками.

Фураж.

46

Народная война против армии Наполеона.

1

Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.

Помощь партизан; народная война.

Партизанский отряд, рейд.

47

Отступление и гибель французской армии.

1

Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.

Декабрь 1812 г. - отступление и гибель французской армии; значение победы.

Мундир.

48

Контрольная работа по теме «Отечественная война 1812 г.»

1


49

Правление Александра I.

1

Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.

Основные направления политики Александра I.

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

50

Создание тайных обществ в России.

1

Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.

Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля.

Республика.

51

Восстание декабристов.

1

Рассказать о ходе восстания декабристов.

14 декабря 1825 г. - восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.

Декабристы, присяга, каторга.

52

Император Николай I.

1

Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.

Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.

Казармы, жандарм, чиновник.

53

Золотой век русской культуры.

1

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.

Первая половина XIX века - золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.

Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.

54

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

1

Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.

А.С.Пушкин - выдающийся русский поэт и писатель.

Лицей. Поэма, дуэль, роман.

55

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

1

Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Научные открытия - телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.

Телеграф, телефон, свита, пингвин.

56

Крымская война 1853 - 1856 гг.

1

Дать общее представление о Крымской войне.

1853 - 1856 гг. - Крымская война» 1854 - 1855 гг. - оборона Севастополя; герои войны - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов.

Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.

57

Отмена крепостного права.

1

Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.

1861 г. - отмена крепостного права; Александр II - царь- освободитель; значение отмены крепостного права.

Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.

58

Реформы Александра II.

1

Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.

Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).

Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.

59

Правление Александра III.

1

Дать общее представление о деятельности Александра III.

Укрепление государственной власти; Александр III - царь - миротворец.

Кредит, экспорт, импорт.

60

Развитие российской промышленности.

1

Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III.

Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте.

Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.

61

Появление революционных кружков в России.

1

Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России.

Революционная деятельность в конце XIX века.

Забастовка, интеллигенция, революционер.

62

Наука и культура во второй половине XIX в.

1

Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века.

Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.

Консерватория.

63

Жизнь и быт русских купцов.

1

Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.

П.М.Третьяков, С.Морозов - русские купцы- меценаты.

Благотворительная деятельность, галерея.

64

Быт простых россиян в XIX веке.

1

Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.

1897 г. - перепись населения.

Конка, котелок, трактир.

65

Повторительно - обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.»

1

Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.

66-67

Резерв

2


68

Итоговая контрольная работа по курсу «История России»

1



Требования к уровню подготовки учащихся

по итогам изучения данного курса

Учащиеся должны знать:

- основные понятия курса;

- даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей, великих русских поэтов, писателей, ученых);

- основные исторические события, когда началось и закончилось событие (по выбору), как протекало конкретное событие.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно - следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.









Входная контрольная работа

1. Определите век и тысячелетие:

1861 - 1921 -

861 - 998 -

564 - 381 -

1516 - 2013 -

2. Найдите четвертое лишнее и объясните почему:

а) щит, лук, меч, топор;

б) палка-копалка, плуг, топор, меч;

в) меч, кафтан, сарафан, рубаха.

3. Расскажите, об одном из событий из курса истории.

Итоговая контрольная работа

1. Соотнесите даты и события:

2. Третий лишний:

а) Мамай, Иван Федоров, Дмитрий Донской;

б) Шувалов, Суворов, Ушаков;

в) Нарва, Полтава, Нижний Новгород;

г) Кутузов, Суворов, Багратион.

3. Тест:

1. Когда установилась династия Романовых ?

а) 1613

б) 1614

в) 1615

г) 1616

2. Год основания Санкт-Петербурга:

а) 1700

б) 1701

в) 1702

г) 1703

Ключи:

1. 1 - в; 2 - г; 3 - а; 4 - б.

2. а - Иван Федоров; б - Шувалов; в - Нижний Новгород; г - Суворов.

3. 1 - а; 2 - г

Оценка:

«5» - 10 - 9 баллов

«4» - 8 - 7 баллов

«3» - 6 - 5 баллов

Список литературы:

Литература, используема при подготовке программы:

1. Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1». Изд. «ВЛАДОС», 2011.

2. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.

3. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Литература для учителя:

Основная:

1. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.

2. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Дополнительная:

1. Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.

2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ Л.В. Петрова. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.

3. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.

5. Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.

Литература для учащихся:

Основная:

1. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Григорьев С.Т.Рассказы о Кутузове. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.

2. Гриц Т.С. Ермак. 2-е изд. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1981.

3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Сибирь: XX век. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.

4. Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982.

5. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. - М.: Панорама, 1992.

6. Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.

7. Щукин М.Н. Встреч солнцу. Рассказы об истории Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Интерактивный мир «Энциклопедия Истории России 862-1917»



© 2010-2022