- Преподавателю
- История
- Коррекционная рабочая программа по истории 8 класс для детей с ОВЗ
Коррекционная рабочая программа по истории 8 класс для детей с ОВЗ
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галашвили В.В. |
Дата | 24.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «История России» для коррекционного 8-К класса
Программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
-
Конституция Российской Федерации;
-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г. (гл. 4 ст.34, гл.6 ст.55).
-
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-3 (ст.15).
-
Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ.
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 - ФЗ.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».
-
Письмо МО РФ от 27.03.2000 г. № 27/901 -6 " О психолого- медико- педагогическом консилиуме образовательного учреждения";
-
Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I - VII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.);
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 - 6;
-
Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 - 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно - развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г. Москва, 15-16 февраля 2000г.;
-
Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
-
Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 №15785);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. N 373;
-
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
-
Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993);
-
Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для обра-зовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы обще-го образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;
-
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно - эпидемиологические правила к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Сан ПиН 2.4.2.28.21-10;
-
Изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ о т 24.11.2015 № 81;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;
-
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., регистрационный номер 30067);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащѐнности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
-
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
-
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 10.02.2011 №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
-
Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 7.02.11 № 163-р).
-
Устав МОУ СОШ п. Полевой;
-
Учебный план МОУ СОШ п. Полевой на 2016-2017 учебный год.
Определение места и роли учебного курса:
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный,фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учрежденийVIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели: - изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально - трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач:
образовательные:
· усвоить важнейшие факты истории;
· создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
· усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
· овладеть умением применять знания по истории в жизни;
· выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные:
· гражданское воспитание учащихся;
· патриотическое воспитание;
· воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
· нравственное воспитание;
· эстетическое воспитании;
· трудовое воспитание;
· правовое воспитание;
· формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно - развивающие:
· развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы;
· учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
· содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
· расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1». Изд. «ВЛАДОС», 2011.
Информация об используемом учебно-методическом комплексе:
Данный курс обеспечен учебниками История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.
Информация о количестве учебных часов:
Согласна годового календарного учебного графика МОУ СОШ п. Полевой на 2016-2017 учебный год продолжительность учебного года в 8 классе составляет 34 учебные недели, 68 учебных часов.
Логические связи данного предмета.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «География», «Литература» и др.
Основное содержание рабочей программы:
Единая Россия (конец XV - начало XVII века) - 22 часа
Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры.Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)
Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
История нашей страны в период XIX века (24 часа)
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.
Повторение (2 часа)
Содержание НРЭО 8- К классе
Контрольно-измерительные материалы в 8-К классеВид
контроля
Форма контроля
Источник
КИМ
Время,отводимое
На выполнение
Кол-
во
16
Смутное время
Итоговый
Контрольная работа
Авторская разработка
40
10
18
Начало правления династии Романовых
Промежуточный
Тестовая работа
Авторская разработка
20
6
31
Преобразования Петра I
Итоговый
Контрольная работа
Авторская разработка
40
10
41
Великие преобразования России в XVIII
Промежуточный
Тестовая работа
Авторская разработка
20
6
48
Отечественная война 1812 г.
Итоговый
Контрольная работа
Авторская разработка
40
10
56
Крымская война 1853-1856 г.
Промежуточный
Тестовая работа
Авторская разработка
20
6
68
Итоговая контрольная работа по курсу «История России»
Итоговый
Контрольная работа
Авторская разработка
40
10
Календарно-тематическое планирование в 8-К классе
Кол.
часов
Цели
урока
Основные
знания
Основные термины и понятия
НРЭО
1
Вводный урок.
1
Закрепить представление об истории как науке.
История - наука о прошлом человечества.
История, предки
2
Входной контроль.
Иван III Великий - глава единого государства Российского.
1
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.
Иван III создал централизованную систему государственного управления.
Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.
3
Работа над ошибками. Расширение государства Российского при Василии III.
1
Проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы.
Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III - достойный сын ИванаIII.
Боярин - наместник.
4
Русская православная церковь в Российском государстве.
1
Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве.
Русская православная церковь - помощник великого князя; митрополит - глава церкви.
Духовенство, десятина.
Положение русской православной церкви на Урале
5
Первый русский царь Иван IV Грозный.
1
Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV.
1547 г. - венчание на царство, создание системы государственного управления.
Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.
6
Опричнина Ивана Грозного.
1
Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.
Опричник - дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы - расправа с боярами.
Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.
7
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
1
Дать уч - ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.
Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Порох, ясак, караул, толмач.
8
Покорение Сибири.
1
Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.
Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.
Казак, круг, атаман.
9
Быт простых и знатных людей.
1
Углубить знания уч - ся о быте простых и знатных людей.
Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.
Тулуп, тягло, слобода.
Особенности быта людей, проживающих на Урале
10
Москва - столица Российского государства.
1
Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.
Москва - столица Российского государства; Московский кремль - памятник русской национальной архитектуры.
Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.
11
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».
1
На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века.
Афанасий Никитин - русский путешественник.
Путешественник, раджа.
12
Великий иконописец Андрей Рублев.
1
Познакомить уч - ся с творчеством Андрея Рублева.
Андрей Рублев - иконописец XV в.; икона «Троица».
Иконостас, путник, олифа, темпера.
13
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
1
На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV - XVIвеков.
Иван Федоров - первопечатник; 1564 г. - первое издание книги в России.
Типография, предисловие.
14
Правление Бориса Годунова.
1
Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.
Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.
Патриарх.
15
Смутное время.
1
Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.
Смутное время - борьба за власть в начале XVII века.
Смутное время, самозванцы.
Урал в Смутное время
16
Контрольная работа
17
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
1
Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.
Семибоярщина - власть бояр; 1612 г. - освобождение страны от иноземных захватчиков.
Семибоярщина.
18
Начало правления династии Романовых.
1
Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.
1613 г. - начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.
Соляной бунт, Медный бунт.
19
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).
1
Дать представление о положении крепостных крестьян.
Крепостные крестьяне - крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.
Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.
20
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).
1
Дать представление о крестьянской войнеXVII века под предводительством Степана Разина.
1670 г. - крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Крестьянская война.
21
Раскол в Русской православной церкви.
1
Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви.
Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы - раскольники; Аввакум.
Протопоп, старообрядцы, скиты.
22
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1
Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в концеXVI - начале XVII в.
Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями.
Чум, первопроходцы.
23
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV - начало XVII в.)»
1
Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV - XVIIвв.
24
Начало правления Петра I.
1
Показать, что начало правления Петра Iознаменовалось важными преобразованиями.
Детство Петра I, 1690 г. - создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».
Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.
25
Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга.
1
Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны.
1700 г. - начало Северной войны, причины Северной войны.
Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.
26
Полтавская битва.
1
Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.
1709 г. - битва под Полтавой, причины победы над шведами.
Окоп, редут, драгун, гетман.
27
Победа Русского флота. Окончание Северной войны.
1
Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.
Гангутское сражение; 1721 г. - окончание Северной войны; значение победы в войне
Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.
28
Петр I - первый российский император.
1
Создать у уч - ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.
Петр I - первый российский император.
Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.
29
Преобразования Петра I.
1
Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России.
Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.
Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер - прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.
Промышленное освоение Урала
30
Эпоха дворцовых переворотов.
1
Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.
Последовательность правления царей.
Дворцовые перевороты, фаворит.
31
Контрольная работа по теме «Преобразования Петра I»
1
32
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
1
Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова. Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России
М.В.Ломоносов - первый русский академик; И.И.Шувалов - меценат, покровитель науки и искусства. 1755 г. - основание Московского университета; 1759 г. - открытие Академии художеств.
Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика. Разночинцы, мещане.
33
Правление Екатерины II. Золотой век дворянства.
1
Раскрыть сущность политики Екатерины II. Рассказать о расширении привилегий дворянства.
Время правления Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Золотой век дворянства - время правления ЕкатериныII, привилегии дворян.
Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник. Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан - исправник, меценат.
34
Положение крепостных крестьян.
1
Дать уч - ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.
Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.
Наказы, вольная.
35
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1
Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.
1773 - 1775 гг. - крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Дезертирство.
Восстание на Урале
36
Русско - турецкие войны второй половины XVIIIвека.
1
Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.
Русско - турецкие войны 1768 - 1774 гг., 1787 - 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.
Ультиматум.
37
Знаменитый полководец Александр Суворов.
1
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.
А.В.Суворов - выдающийся полководец, воинское звание - генералиссимус.
Генералиссимус.
38
Русские изобретатели и умельцы.
1
Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.
И.П.Кулибин - изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов - изобретатель паровой машины.
Паровая машина, семафор.
39
Развитие литературы и искусства в XVIIIвеке.
1
Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.
Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.
Драматурги -
ческие произведения.
40
Быт и нравы русских людей в XVIII веке.
1
Познакомить уч-ся с бытом и нравами русских людей в XVIIIвеке.
Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.
Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.
Быт и нравы народов Урала в XVIII в.
41
Повторительно - обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»
1
Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».
42
Россия в начале XIX века.
1
Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX в.
Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах».
Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.
43
Начало Отечественной войны 1812 года.
1
Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.
24 июня 1812 г. - нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.
44
Бородинская битва.
1
Дать представление о Бородинском сражении.
26 августа 1812 г. - Бородинское сражение; М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армии.
Генеральное сражение, ставка. Флеши.
45
Оставление Москвы.
1
Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.
Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. - оставление Москвы русскими войсками.
Фураж.
46
Народная война против армии Наполеона.
1
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.
Помощь партизан; народная война.
Партизанский отряд, рейд.
47
Отступление и гибель французской армии.
1
Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.
Декабрь 1812 г. - отступление и гибель французской армии; значение победы.
Мундир.
48
Контрольная работа по теме «Отечественная война 1812 г.»
1
49
Правление Александра I.
1
Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.
Основные направления политики Александра I.
Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.
50
Создание тайных обществ в России.
1
Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.
Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля.
Республика.
51
Восстание декабристов.
1
Рассказать о ходе восстания декабристов.
14 декабря 1825 г. - восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.
Декабристы, присяга, каторга.
52
Император Николай I.
1
Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.
Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.
Казармы, жандарм, чиновник.
53
Золотой век русской культуры.
1
Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.
Первая половина XIX века - золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.
Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.
54
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
1
Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.
А.С.Пушкин - выдающийся русский поэт и писатель.
Лицей. Поэма, дуэль, роман.
55
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.
1
Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Научные открытия - телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.
Телеграф, телефон, свита, пингвин.
56
Крымская война 1853 - 1856 гг.
1
Дать общее представление о Крымской войне.
1853 - 1856 гг. - Крымская война» 1854 - 1855 гг. - оборона Севастополя; герои войны - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов.
Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.
57
Отмена крепостного права.
1
Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.
1861 г. - отмена крепостного права; Александр II - царь- освободитель; значение отмены крепостного права.
Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.
58
Реформы Александра II.
1
Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.
Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).
Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.
59
Правление Александра III.
1
Дать общее представление о деятельности Александра III.
Укрепление государственной власти; Александр III - царь - миротворец.
Кредит, экспорт, импорт.
60
Развитие российской промышленности.
1
Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III.
Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте.
Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.
61
Появление революционных кружков в России.
1
Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России.
Революционная деятельность в конце XIX века.
Забастовка, интеллигенция, революционер.
62
Наука и культура во второй половине XIX в.
1
Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века.
Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.
Консерватория.
63
Жизнь и быт русских купцов.
1
Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.
П.М.Третьяков, С.Морозов - русские купцы- меценаты.
Благотворительная деятельность, галерея.
64
Быт простых россиян в XIX веке.
1
Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.
1897 г. - перепись населения.
Конка, котелок, трактир.
65
Повторительно - обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.»
1
Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.
66-67
Резерв
2
68
Итоговая контрольная работа по курсу «История России»
1
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам изучения данного курса
Учащиеся должны знать:
- основные понятия курса;
- даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей, великих русских поэтов, писателей, ученых);
- основные исторические события, когда началось и закончилось событие (по выбору), как протекало конкретное событие.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно - следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
Входная контрольная работа
1. Определите век и тысячелетие:
1861 - 1921 -
861 - 998 -
564 - 381 -
1516 - 2013 -
2. Найдите четвертое лишнее и объясните почему:
а) щит, лук, меч, топор;
б) палка-копалка, плуг, топор, меч;
в) меч, кафтан, сарафан, рубаха.
3. Расскажите, об одном из событий из курса истории.
Итоговая контрольная работа
1. Соотнесите даты и события:
2. Третий лишний:
а) Мамай, Иван Федоров, Дмитрий Донской;
б) Шувалов, Суворов, Ушаков;
в) Нарва, Полтава, Нижний Новгород;
г) Кутузов, Суворов, Багратион.
3. Тест:
1. Когда установилась династия Романовых ?
а) 1613
б) 1614
в) 1615
г) 1616
2. Год основания Санкт-Петербурга:
а) 1700
б) 1701
в) 1702
г) 1703
Ключи:
1. 1 - в; 2 - г; 3 - а; 4 - б.
2. а - Иван Федоров; б - Шувалов; в - Нижний Новгород; г - Суворов.
3. 1 - а; 2 - г
Оценка:
«5» - 10 - 9 баллов
«4» - 8 - 7 баллов
«3» - 6 - 5 баллов
Список литературы:
Литература, используема при подготовке программы:
1. Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1». Изд. «ВЛАДОС», 2011.
2. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.
3. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для учителя:
Основная:
1. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.
2. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Дополнительная:
1. Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ Л.В. Петрова. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.
3. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
5. Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Литература для учащихся:
Основная:
1. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. - М. ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Григорьев С.Т.Рассказы о Кутузове. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.
2. Гриц Т.С. Ермак. 2-е изд. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1981.
3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Сибирь: XX век. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.
4. Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982.
5. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. - М.: Панорама, 1992.
6. Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.
7. Щукин М.Н. Встреч солнцу. Рассказы об истории Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Интерактивный мир «Энциклопедия Истории России 862-1917»